В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО

Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО

Екатерина Левашова
Тип материала: другое
просмотров: 3827
Краткое описание
изучить возможности использования детской литературы при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Курсовая работа.docx Скачать

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Курсовая работа

по профессиональному модулю

ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей

специальность 44.02.01Дошкольное образование









студентки 3 курса

Левашовой Екатерины Александровны

Научный руководитель:

преподаватель

Истоминская Елена Владимировна









ВОЛОГДА

2019




Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Особенности формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО……………………………………………………………………5

§2. Произведения детской литературы для использования при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста…………………………14

§3. Педагогический опыт формирования безопасного поведения дошкольников с использованием произведений детской литературы……….20

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы и источников………………………………………………31

Приложение 1 Детская художественная литература, рекомендованная парциальной программой И.А. Лыковой «Мир Без Опасности»……………………………………………………………………..33





















Введение

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей является важной задачей, касающейся как воспитателей детского сада, так и родителей. Взрослый человек имеет достаточные знания и умения для того, чтобы оценить какую-либо опасную ситуацию и понять, как правильно повести себя в ней. Однако дети не рождаются с этими навыками, поэтому на плечи взрослых ложится ответственная задача – подготовить их к различным ситуациям, а самое главное научить ребенка правильно оценивать последствия различных потенциально-опасных жизненных ситуаций.

Изучение этого вопроса было широко представлено в работах таких исследователей, как К.Ю. Белая, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова, В.В. Давыдова, И. А. Лыкова и т.д.

Чтобы в доступной форме объяснить детям дошкольного возраста правила безопасного поведения в жизненных ситуациях, а также научить их правильно оценивать опасную ситуацию, в которой они могут оказаться, нужно использовать различные методы, приемы. Так одним из наиболее широко применяемых и доступных способов формирования у детей необходимых жизненных навыков является использование художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев.

Восполнение недостатка жизненного опыта у детей дошкольного возраста происходит при изучении литературных произведений и малых фольклорных жанров. На страницах сказок и рассказов дети сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, с которыми пока не сталкивались в жизни.

Задача воспитателя и родителей не только дать детям знания о правильном и безопасном поведении, но и помочь им в применении этих знаний на практике.

Исходя из всего вышесказанного, тема нашей работы «Детская литература как средство формирования безопасного поведения» является актуальной.

Объект исследования – формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Цель - изучить возможности использования детской литературы при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи:

- рассмотреть особенности формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО;

- проанализировать произведения детской литературы для использования при формировании безопасного поведения дошкольного возраста;

- описать педагогический опыт формирования безопасного поведения дошкольников с использованием произведений детской литературы.

Методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, изучение педагогического опыта.









§1. Особенности формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Вместе с этим, потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека.

В истории дошкольного образования в педагогике вместе с вопросами воспитания и образования детей стояли вопросы о воспитании здорового образа жизни, привитии санитарно-гигиенических навыков и самое важное – навыков безопасного поведения.

Многие отечественные ученые разрабатывали вопросы безопасности жизнедеятельности в своих исследованиях. Вопросы безопасного поведения очень важны. Нужно не упустить момент и начинать формировать эти знания уже в дошкольном возрасте. Это отметили и отразили в своих работах такие специалисты и исследователи как К.Ю. Белая, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова, В.В. Давыдова, И. А. Лыкова.

В Российской Федерации вопросы формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста регламентируются Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования безопасность детей выделена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания.

В научной литературе понятие «безопасность» трактуется по-разному. Так в учебнике педагогики Г.М. Коджаспировой дается следующее определение понятия «безопасность» - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от реально и потенциально существующих угроз, или отсутствие таковых угроз [7].

Официально понятие «безопасность» сформулировано в Законе РФ «О безопасности»: состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [2].

В словаре С.И. Ожегова термин «безопасность» трактуется как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности [12].

В учебнике педагогики Г. М. Коджаспировой дается следующее определение понятия «безопасности жизнедеятельности»: такое качество жизнедеятельности, при котором в процессе реализации всех видов человеческой активности не создаются опасности и угрозы, способные нанести неприемлемый ущерб жизненно важным интересам человека. Ее объектами выступают человеческое общество и природа [7].

Воспитание культуры безопасности обеспечивает подготовку человека как к обеспечению личной безопасности, так и безопасности жизнедеятельности других людей. В парциальной программе «Мир Без Опасности» И. А. Лыковой дается такое определение безопасности жизнедеятельности человека: «обеспечение сохранности и минимизация риска от угроз для жизни и здоровья человека» [11].

В учебном пособии Н. Н. Авдеевой дается такое определение безопасности жизнедеятельности: «это важная часть жизни человека, не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях» [3].

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»); поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях («Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»); эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности»).

Следует подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, опасным для жизни и здоровья, а также умению находить из них выход. На основе системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и особенностях поведениях в опасных ситуациях, у ребенка формируется безопасное поведение.

Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного образования.

Главная цель воспитания безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

По мнению С.И. Ожегова: «Опасность — это способность вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье» [12].

Автор программы «Мир Без Опасности» И. А. Лыкова дает такое определение понятию опасность: «вероятность того, что может произойти или реально происходит какое-то нежелательное событие, несущее угрозу жизни и/или здоровью человека» [11].

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО направлено на достижение следующих целей:

1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям [1].

Исходя из вышеперечисленных задач, можно выделить источники опасности для детей дошкольного возраста.

Например, опасности, с которыми ребенок может столкнуться дома. К таким источникам относятся предметы домашнего быта, которые представляют собой потенциальную опасность для детей.

Также не менее опасны контакты с незнакомыми людьми (дома и на улице). Ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

С опасностями ребенок может столкнуться на улице и на дороге. В связи с этим детей знакомят с правилами поведения на улице и в общественном транспорте, проезжей части.

Также важно помнить опасности, подстерегающие ребенка в природной среде. Нужно рассказать детям о стихийных явлениях, растениях, животных, грибах и других явлениях и о том, какие правила необходимо соблюдать в природе.

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность [13].

В дошкольном возрасте детям проще усвоить знания на конкретных примерах и это позволяет показать важность безопасного поведения, дети слушают ситуации, проигрывают их и узнают, что может произойти в той или иной ситуации. Важно познакомить детей с опасностями, которые могут их ожидать и подготовить к тому, что в таких случаях стоит обращаться к взрослым, которые могут помочь [9].

В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений «Детство», «Радуга», «Истоки», «От рождения до школы».

Наряду с основными образовательными, разрабатываются парциальные программы. Например, программа И.А Лыковой «Мир Без Опасности». В них, кроме традиционных задач охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста связано с их возрастными особенностями.

Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то ребёнок мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка дошкольного возраста к некоторой логичности один из важных показателей, способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность [3].

Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям [8].

Осуществление работы с детьми 3-4 лет направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них, начинает формироваться культура безопасного поведения. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность.

Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию [3].

У ребенка 4-5-летнего возраста активизация внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до пяти метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии. Поведение ребенка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил [10].

Основы безопасного поведения закладываются в этом возрасте в интерпсихической форме (через взаимодействие с взрослыми, сверстниками, через наблюдение жизненных ситуаций). Ребенок пока еще не в полной мере способен к ответственности за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие опасности, если ему раскрыть его сущность, легко встраивается в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место [11].

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям, травмам [3].

Если в 3-4 года ребенок получает первичные знания, то в 5-7 лет, следует помнить об изменении психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни [9].

Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса в непосредственно–образовательной деятельности, которая реализуется через совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также через чтение художественной литературы) или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения [13].

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить совершающиеся события. Но поле зрения у ребенка меньше, чем поля зрения взрослого человека, поэтому он не способен быстро оценить ситуацию, что делает его намного уязвимее [8]. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве и внимание становится более устойчивым и произвольным. Однако детеи отличаются низким уровнем самоконтроля, из-за чего нередко поступки совершаются под влиянием эмоций [13].

Реакции детей по сравнению со взрослыми замедлены. Дошкольникам нужно больше времени для принятия решения. Если же ситуация требует незамедлительного ответа, то чаще всего дети теряются, не зная, что делать Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание с объекта на другой. Кроме того, они реагируют на те звуки, которые им интересны [8].

Главная цель в воспитании безопасного поведения дошкольников – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенности поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания [11].

Главным объектом педагогического внимания является область образования привычек, эмоционального реагирования, фиксации в психических состояниях удовлетворенности или неудовлетворенности, потребностей, формирования привычных способов удовлетворения потребностей. Это область, регулирующая поведение, стимулирующая деятельность ребенка, развивающая его сознание [5].

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста [3].

Дошкольники не способны запомнить или предвидеть все возможные риски и опасности. Ребенок может переоценивать свои возможности, не понимая и не прогнозируя последствия своего поведения, не видя потенциальную опасность [9].

Большинство детей не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил безопасного поведения в непредвиденных ситуациях [3].

Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности [9].

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Во время чрезвычайных ситуаций ребёнку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях [6].

Таким образом, во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.



§2. Произведения детской литературы для использования при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решение образовательных задач по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста осуществляется в рамках образовательного процесса [1].

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми. Так, например, широко применяются словесные приемы: чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, чтение и заучивание наизусть стихотворения, выразительное чтение художественной литературы, беседа по прочитанному произведению.

Наглядные приемы подразумевают под собой показ иллюстративного материала. Иллюстрации в книге занимают равноправное место с текстом, в связи с этим ее использование в качестве наглядного пособия прежде всего следует обратить внимание на наличие красочных картинок, потому что ребенок не может читать самостоятельно.

Так же для приобщения детей к художественной литературе используют книжный уголок.

Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Необходимость её использования в воспитании дошкольников обоснована многими исследователями: К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, М.М Алексеевой, В.И Яшиной и др.

В. А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог, сказал, что «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», подчеркивая величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.

Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации.

Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению с основами безопасного поведения, так как картинки конкретизируют для детей наглядность, образность.

Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Каждое дошкольное учреждение работает по определённой образовательной программе, но также разрабатываются и парциальные программы. Во всех программах содержатся списки литературы, предназначенные для детей дошкольного возраста. В своей работе мы решили проанализировать такие основные образовательные программы как «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Для закрепления знаний детей о безопасном поведении с незнакомыми людьми нами был отобран ряд произведений из основных программ. Так в младшем дошкольном возрасте идет первичное ознакомление детей с правилами безопасного поведения в различных ситуациях и предлагаются такие произведения: «Колобок» в обработке Ушинского; «Волк и козлята» в обработке Л.Н. Толстого; «Кот, петух и лиса» в обработке. М. Боголюбской, С. Маршак «Сказка об умном мышонке».

В среднем дошкольном возрасте идет обогащение жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, ребенок пока еще не в полной мере способен к ответственности за свои поступки, но уже начинает правильно оценивать поступки персонажей. Даются такие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в обработке М. Горького; «Сказка о глупом мышонке»; «Красная шапочка» в переводе Т. Габбе; «Жихарка» в обработке И. Карнауховой; «Три поросенка» в переводе с англ. С. Михалкова.

В подготовительной группе дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства: А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Благодаря этим произведениям у детей закрепляются знания о правильном поведении при встрече с незнакомыми людьми. Они помогают детям понять, что внешность человека может быть обманчивой, получают новые знания об отношениях между людьми, их поступках, недобрых намерениях. Эти знания впоследствии позволяют детям правильно оценить ситуацию и применить их на практике.

В программах представлены произведения, работа с которыми поможет ребенку закрепить знания о том, как важно слушать взрослых и помнить правила поведения: М. Зощенко «Показательный ребенок»; Н. Сладков «Неслух»; Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги); Б. Житков «Белый домик»; Р. Киплинг «Слоненок»; А. Ремизов «Гуси-лебеди»; А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы).

Для закрепления правил поведения при пожаре для детей дошкольного возраста можно предложить следующие произведения: «Путаница» К.Чуковского; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» (отрывки) С. Маршака; «Пожарные собаки» Л. Толстого.

При формировании правил безопасного поведения детей на улице будет полезным чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», В. Берестова «Курица с цыплятами», Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Проанализировав программы «От рождения до школы» и «Детство», мы можем сделать вывод, что большая часть произведений направлена на формирование безопасного поведения детей с незнакомыми людьми, при пожаре и на общее представление о безопасности. Произведений, которые можно использовать при ознакомлении детей с правилами безопасного поведения на улице и в природе в этих программах практически нет. Поэтому для этих тем следует брать дополнительную литературу.

Для анализа мы выбрали парциальную программу И.А. Лыковой «Мир Без Опасности». В ней предлагаются художественные произведения по направлениям: «Витальная безопасность», «Социальная безопасность», «Дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Экологическая безопасность» [11].

Так как эта программа специализируется на формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста, то список литературы, представленный в ней, является более полным, чем в основных программах.

Список произведений представлен в Приложении 1.

Кроме художественных литературных произведений для обучения детей применяются дидактические сказки. В отличие от обычных сказок, они имеют не развлекательный, а информативный характер. Их назначение – научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения. Дидактическая сказка дает возможность ребенку самостоятельно принять решение и найти выход из представленной ситуации.

Работа с дидактическими сказками включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию. Применение данного приема позволяет избежать типичных ошибок по изучаемой теме и выявить детей, которым нужна помощь.

В младшем дошкольном возрасте детям интересны стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра [4].

В процессе формирования безопасного поведения важна роль родителей. Ведь дети с детства окружены любовью и заботой взрослых. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам [6].

Стоит отметить важность целесообразного подбора литературы, отвечающей требованиям, которые к ней предъявляются, критериям и принципам. Ребенку важно прочувствовать литературу, но если произведения будут состоять только лишь из текста, не имея иллюстраций, текст будет слишком мелким и непонятным, то детям будет сложнее его воспринимать.

Таким образом, можно сделать вывод, художественная литература дает возможность ребенку задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее, оценить поступки героев и полученные здания применить в повседневной жизни. На примере литературных персонажей, анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы дети знакомятся с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является важным средством для формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Проанализировав основные программы «От рождения до школы» и «Детство», мы пришли к выводу, что при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста можно использовать отдельные произведения, но их недостаточно. Именно поэтому для успешной работы предлагается использование дополнительной литературы, например рекомендованной парциальной программой И.А. Лыковой.


§3. Педагогический опыт формирования безопасного поведения дошкольников с использованием произведений детской литературы

Художественная литература является одним из средств, благодаря которому формирование безопасного поведения детей является интересным и эффективным. Благодаря ей у ребенка развивается мышление и воображение, она даёт прекрасные образцы русского литературного языка, также обобщает эмоции ребенка. То, что взрослые пытаются донести до детского сознания в форме постоянных внушений, путем прямых указаний, советов, ребенок прекрасно усваивает с помощью художественного произведения.

В своей работе мы представляем педагогический опыт Рогулиной Елены Валентиновны, воспитателя МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №52 «Родничок» города Вологды. В этом году Елена Валентиновна выпускает подготовительную группу, благодаря этому она рассказала, как работала с детьми все эти годы.

Елена Валентиновна с помощью художественной литературы в повседневных образовательных и игровых ситуациях формирует у детей навыки безопасного поведения, раскрывает связь между необдуманными, неосторожными действиями и их негативными последствиями.

Педагог дошкольного образования, проектируя педагогический процесс, направленный на решение задачи формирования культуры собственной безопасности, самостоятельно выбирает методы, средства, формы организации деятельности, которые помогут решить данную задачу

В работе с дошкольниками она использует такие формы работы как чтение рассказов, сказок и стихотворений, с последующим анализом поступков героев, с целью самостоятельного определения детьми мер предосторожности и безопасного поведения в различных ситуациях.

Одним из приемов, которые использует воспитатель, являются загадки, применяемые, как на занятиях, так и в режимных моментах.

Нам хорошо известно, когда в произведении есть рифма, детям легко запомнить информацию. Короткие стихотворения, потешки и небольшие рассказы заинтересовывают детей своей динамикой и ритмом и вызывают эмоционально-положительную реакцию. Благодаря чему ребята легко запоминают их и употребляют в разговорах.

Предварительная и последующая работа с детьми при формировании безопасного поведения может быть организована в утренние часы, когда дети приходят в детский сад, на прогулке, вечером, в свободной деятельности или во вторую половину дня воспитатель может прочесть небольшой группе детей что-либо из книги, привлекшей детское внимание. Время и место для чтения и рассказывания могут быть различными, однако основной материал, в соответствии должен даваться детям именно на занятии.

Занятия по формированию безопасного поведения Елена Валентиновна проводит сначала в фронтальной форме, а затем в индивидуальной. Важно, чтобы каждый ребенок был включен в работу.

Очень важно помнить про возрастные особенности детей. Ведь от этого зависит выбор произведений и их количество. Так, например, в младшей группе мы только начинаем говорить о безопасном поведении, поэтому такие произведения следует читать реже и давать меньшее количество материала. Также большое и сильно захватывающее детей произведение требует более длительной переработки, а небольшие стихи и рассказы можно читать чаще и в большем количестве. Знакомые детям произведения следует читать повторно.

Благодаря литературе ребенок задумывается и может проиграть то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. А иллюстрации в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению с основами безопасности, так как конкретизируют текст через наглядность, образность. Иллюстрации всегда привлекают детей, однако важно помнить, что показ при чтении очень отвлекает детей и сбивает настрой на слушание. Но уже при повторении художественного произведения иллюстрации могут обогатить и углубить детское восприятие хорошо знакомой сказки, рассказа новыми деталями, уточнить представление детей об обстановке, особенно если они мало знакомы детям.

Слушая рассказ, ребенку нужно не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор и здесь все зависит от мастерства воспитателя.

При прочтении небольших произведений целесообразно их повторять сразу же. Но с большими произведениями так делать не следует, так как это утомляет детей, восприятие рассказа становится менее ярким, четким. При дальнейших повторениях следует правильно чередовать новый и уже знакомый материал. Небольшое количество стихов и маленьких рассказов может дополнить основную программу по художественному чтению и рассказыванию. Также Елена Валентиновна подкрепляет прочитанное фактами из жизни. Это очень важно, потому что помогает детям сопоставлять услышанное с жизненным опытом.

После прочитанного произведения обязательно следует беседа, благодаря которой можно узнать, что дети знают, думают, чувствуют, опираясь на уже имеющиеся знания и представления. Так же она помогает выявить детей, с которыми нужно поработать индивидуально.

Однако беседа может быть проведена перед художественным чтением или рассказыванием. Она применяется, когда в произведении есть персонажи или обстановка, незнакомые детям.

Организация предметно-пространственной среды является важным элементом при формировании безопасного поведения.

Так в группе был сделан книжный уголок, в котором хранятся книжки и картинки, альбомы с иллюстрациями, альбомы, составленные из детских рисунков. Он очень удобно расположен для того, чтобы каждый ребенок мог без затруднения взять книгу. Дети с интересом рассматривают картинки, задают вопросы, знакомятся с новыми книгами, иногда придумывают свои рассказы.

Рядом расположен уголок безопасности. Уголку было выделено определённое место, с учетом того, что он должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Немаловажную роль играют макеты, поскольку, послушав произведение, ребенок с помощью макета может смоделировать ситуацию и проиграть, а это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь представлен макет улицы с перекрестком, набором дорожных знаков. Также представлены книги и картинки с демонстрационными пособиями.

Также в своей работе мы рассмотрели опыт работы воспитателя из города Елизово МБДОУ «Детский сад №9 «Звездочка» Гордобиной Валентины Андреевны. В своей работе по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста она опирается на детскую художественную литературу.

Изучив проблему, она поставила перед собой цель и задачи, которые нужно было решить в работе с детьми: с помощью художественных произведений развивать и закреплять представления и навыки о безопасном поведении ребенка в окружающей его среде, эффективно их реализовывать в жизни.

Задачи:

- формирование основ безопасности;

- безопасное поведение в природе;

- формирование основы экологической культуры;

- формирование понятия о том, что в природе все взаимосвязано и что человек не должен нарушать эту взаимосвязь;

-знакомство детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах;

-знакомство с явлениями неживой природы (гроза, молния) и правилами поведения.

Большое внимание воспитатель уделяет ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на дорогах:

-уточнять знания об элементах дороги (проезжая часть, переход, тротуар, о работе светофора;

-знакомить с названиями улиц, ближайших к саду;

-знакомить с правилами дорожного движения и дорожными знаками;

-знакомить с понятиями «улица», «площадь», «бульвар», «проспект».

-подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

-расширять представления детей о работе ГИБДД;

-воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте;

-развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности, формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности предполагает воспитание у дошкольников культурно – гигиенических навыков; бережного отношения к своему организму; формирование представлений о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, инструменты и бытовые предметы).

Воспитатель закрепляет с детьми правила безопасного обращения с бытовыми предметами, безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипедах, катание на санках, коньках, лыжах), подводит детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

С помощью воспитателя дети расширяют знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Закрепляют знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», закрепляют умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

В своей работе воспитатель использовала такие формы организации учебно-воспитательного процесса как занятия, заучивание стихов, сбор фотоматериалов, игры, заучивание правил ПДД, беседы, художественная литература, экскурсии, просмотр мультфильмов, тренинги, развлечения.

Одним из наиболее эффективных методов воспитания ребенка является художественная литература. То, что воспитатель пытается донести до детского сознания в форме моральных нравоучений, путем прямых указаний, советов, ребенок прекрасно усваивает с помощью художественного произведения. В работе с детьми нужен доступный и понятный языковой стиль.

Художественное слово – неиссякаемый родник мудрости, средство познания мира. Они являются источником формирования у ребенка представлений об окружающей природе и как себя вести, чтобы не навредить своему здоровью.

Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения.

Ребенок наследует различные модели поведения через книгу, например, как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации

Педагог помогает детям сравнивать и сопоставлять ситуации из художественной литературы с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Валентина Андреевна начала работу в данном направлении с составления плана и создания мини-библиотеки, в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, подборки дидактических игр, создание уголка безопасности.

При обучении детей навыкам формирования безопасного поведения важно не переусердствовать, чтобы оно не свелось к запугиванию ребенка и не превратилось в невроз. Страх, в какой-то мере полезен, пока не превращается в ужас, который в реальной ситуации может лишить ребенка бдительности и вогнать в состояние ступора.

У ребенка нужно выработать правильный алгоритм действий, которых он будет придерживаться в нужный момент.

Валентина Андреевна для формирования безопасного поведения детей привлекает родителей и разрабатывает памятки, проводит консультации, родительские собрания, совместное проводятся праздники, выставки работ по художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых, создан уголок безопасности в группе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что благодаря чтению художественной литературы создаются условия для формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Дети учатся распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их, а художественные произведения очень помогают в этом. У ребят появляется активное стремление находить такие средства и способы, которые дают им возможность избегать опасных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями.












Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности не теряет своей актуальности и сегодня. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.

Одной из важных задач современного детского сада является ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения. Формирование навыков безопасного поведения заключается в понимании ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

У ребенка, обладающего навыками безопасности поведения, сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, он мотивирован к охране своей жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, знает правила и имеет опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, общении с другими людьми.

Целью нашего исследования было изучить возможности использования детской литературы при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели было сформулировано несколько задач.

Решая первую задачу, мы рассмотрели особенности формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО.

Дошкольный возраст является важным периодом для формирования основ безопасного поведения. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого ложится ответственность за правильное и своевременное обучение ребенка элементарным правилам безопасности. Следует подготовить детей к чрезвычайным ситуациям, которые являются опасными для жизни и здоровья, а также умению находить из них выход. На основе системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и особенностях поведениях в опасных ситуациях, у ребенка формируются навыки безопасное поведение.

Таким образом, для того чтобы уберечь детей от трагедии, очень важно каждого ребёнка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями.

В ходе решения второй задачи нами были рассмотрены произведения детской литературы для использования при формировании безопасного поведения детей дошкольного возраста. Переживая различные опасные ситуации вместе с героями любимых книг, ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае.

Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы и произведения малых фольклорных жанров, способствует формированию навыков безопасного поведения у детей в различных ситуациях. Мы пришли к выводу, что, используя детскую литературу при обучении дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, подбирать книги, которые будут доступны для понимания, содержащие в себе определённую тему, которая будет раскрыта перед детьми во время чтения.

Третья задача предполагала изучение педагогического опыта воспитателя в процессе использования детской литературы как средства формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста. В ходе решения этой задачи мы рассмотрели, как воспитатели при помощи художественной литературы формируют и развивают знания у детей о том, как правильно вести себя в опасных ситуациях.

Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личностную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности [4].

Таким образом, в ходе нашего исследования были решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.






















Список литературы и источников

1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. - Режим доступа: https://fg os.ru/ (Дата обращения: 25.01.2020)

2.Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 N 390-ФЗ с изменениями от 05.10.2015 года N 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 09.01.2020)

3.Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – Санкт – Петербург: «Детство – Пресс», 2009. – 144 с.

4.Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

5.Бажина Е.С. Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста//Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: материалы IV студенческой международной заочной научнопрактической конференции. (4 октября 2012 г.) — Новосибирск: Изд.

6.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Электронный ресурс] / Т.Н. Доронова Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – Москва., 2002. – 120 с.

7.Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016 — 719 с.

8.Козлова С. A. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 3-е изд., исправ. и доп / С. A. Козлова, Т. А. Куликова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.

9.Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет. Азбука Азбука безопасности, конспекты занятий, ФГОС ДО. / Н.В Коломеец. – Москва; Учитель, 2017. – 168 с.

10.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогов учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., переработана и дополнена / Б.Т. Лихачев. — Москва.: Юрайт-М, 2001. —б07с.

11.Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности» [Электронный ресурс]/ И.А. Лыкова. — Москва.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. — 128 с., 2-е издание, переработано и дополнено. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_. (дата обращения: 05.01.2020)

12.Толковый словарь русского языка:80.000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4- е изд., дополненное. - Москва: Азбуковник; 1999. - 944 с.

13.Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика: Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.





Приложение 1

Детская художественная литература, рекомендованная парциальной программой И.А. Лыковой «Мир Без Опасности»

Народные сказки: «Волк и козлята» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого, художник Б.Л. Игнатьев); «Волк и козлята» (русская народная сказка в обработке Л.Н. Толстого, художник Васнецов); «Гуси-лебеди» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого); «Дочь и падчерица» (из сборника А.Н. Афанасьева «Русские детские сказки»); «Жихарка»; «Зимовье зверей» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого); «Как Лиса с Овцой Волка наказали»; «Колобок» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого, художник Т. Дубинчик); «Маша и медведь» (русская народная сказка в обработке Л.Н. ); «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого); «СивкаБурка» (русская народная сказка в переработке А. Н. Толстого, художник И. Билибин); «Снегурочка»; «Три поросёнка» (английская народная сказка в обработке С.В. Михалкова) и др.

Авторские произведения: Х. К. Андерсен «Огниво», «Снеговик», «Стойкий оловянный солдатик»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; П.П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»; А.Л. Барто «Жил на свете самосвал», «Любочка»; В.Д. Берестов «Про машину»; Братья Гримм «Красная Шапочка»; Н. Гинзбург «Колесо»; А.А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дж. Р. Киплинг «Маугли»; М.П. Лазарев «Тревога»; В.В. Лунин «Велосипедист», «Я — поезд», «Будущий лётчик»; Маршак, С.Я. «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Мяч»; С.В. Михалков «Велосипедист», «Дядя Степа», «Кошкин дом», «Упрямый лягушонок», «Одна рифма»; Н.Н. Носов «Автомобиль»; В.Н. Орлов «Моя машина»; Л.В. Петрановская «Что делать, если...»; М.С. Пляцковский «Заводная игрушка»; А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане…» Л.Л. Радзиевская «Азбука безопасности»; «Ты и вода», «Ты и животные», «Ты и лес», «Ты один дома»; Толстой, А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; К.Д. Ушинский «Спор воды с огнём»; Г.М. Цыферов «Сказки на колёсиках»; С. Чёрный «Костёр»; К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Федорино горе», Шмидт, М.Г. Анни «Тетя на машине» (из книги «Саша и Маша»); Ю.Я. Яковлев «Моя улица».



















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров