В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Новогодняя суперакция! С 17 по 19 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Анна Венгеренко
Тип материала: другое
просмотров: 7033
Краткое описание
Наладить эффективное целенаправленное взаимодействие между субъектами воспитательно-образовательного процесса при помощи созданных условий, разнообразных приёмов и методов работы с детьми (игровых, информационных, коммуникативных, проблемных, консультативных, визуальных, ИКТ, проектных).
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (2).docx Скачать

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



В нашей семье и под вашим

руководством растёт будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

А.С. Макаренко


Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культур и историческое прошлое страны.

В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников.


В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.

Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

Моя задача, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

В начале года я составляю план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей. В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно-речевого развития, включаю ряд социокультурных категорий представлений о малой родине и Отечестве. На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют те же лексические темы, с которыми в данный месяц они знакомятся на занятиях с воспитателем.

Так в феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополняется новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна - Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов - защитников различных военных профессий – море - моряк, космос – космонавт, граница - пограничник, артиллерия – артиллерист и др. На занятиях мы с детьми заучиваем стихи о защитниках Отечества, воспитатели читают рассказы и баллады о солдатах войны.

Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, Матери. На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. Используются дидактические игры «Подбери признак»: мама – какая?, бабушка – какая?, сестренка, воспитатель и др.; «Назови ласково» - мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.

Чистоговорки по автоматизации звуков объединяю по темам: деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты. Предварительно рассматриваю с детьми фотографии, беседую с ними, выясняю, знают ли они цветы, растущие в наших краях, грибы и так далее.

Дидактические игры, специально подобранные упражнения, опирающиеся на материал таких лексических тем, как «Мой детский сад», «Моя семья», «Мой любимый город», «Защитники Отечества», «День Победы» важны для детей логопатов. А вовлечение ребят в продуктивную деятельность по определенной теме (лепка, рисование, ручной труд и др.) позволяет закрепить полученные знания на занятиях воспитателем логопедической группы.

Материал лексических тем позволяет не только воспитывать чувство патриотизма у дошкольников с нарушением речи, но и решать чисто логопедические задачи: развивает связную речь, формирует лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивает и совершенствует психологическую базу речи. Смена деятельности в ходе занятий помогает ребенку не потерять интерес, а применяемые здоровьесберегающие технологии – поддерживать здоровье.

Построение образовательного процесса основывается на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Так, на логопедических занятиях для детей с ОНР, я применяю следующие формы организованной образовательной деятельности: беседы, рассказы, ситуативные разговоры; тематические презентации; дидактические игры и упражнения; просмотр (слушание) и обсуждение видеофильмов (стихотворений, песен);

А во второй половине дня, вместе с воспитателем логопедической группы, дети изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр; инсценируют отрывки тематических художественных произведений; разучивают стихотворения; читают, а затем обсуждают сказки; играют в подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Основной лексической темой является «Мое Отечество – Россия». Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан, я предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

В ходе обследования было выявлено, что 38 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 28% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны. А ведь край, в котором мы живём неповторим. Город Михайловка имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

На занятиях я использую одну из лексических тем, как «Михайловка – наш родной город». Ведь в своей работе мне не обойтись без опоры на имеющийся опыт детей. С тематикой родного города тесно переплетены такие темы, как «Семья», «Времена года», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие. На таких занятиях решаю следующие задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней, обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине). На занятиях знакомлю детей с достопримечательностями города. Использование этого материала повышает интерес детей к занятиям, так как дети с большим удовольствием узнают знакомые объекты, радуются, увидев их. На этих занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь.

Для более плодотворной работы в логопедической группе с/п «Светлячок»,был создан детско-родительский клуб ««Школа для родителей будущего первоклассника».

Целью создания клуба послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и к патриотическому воспитанию в том числе. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно- духовного начала.

Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказывать воспитанникам детсада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу, способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.

Патриотический проект «Нам есть, у кого учиться, Родиной гордиться!», направлен на воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и включает в себя три тематических мини – проекта:

1) «Во имя жизни», посвященныйСталинградской битве»;

2) «Наша армия родная», приуроченный к празднованию 23 февраля, Дню Защитников Отечества;

3) Образовательный проект «Обещаем помнить», посвященный празднику Великой Победы.

Началом реализации данного проекта послужило создание газеты «Никто не забыт, ничто не забыто». Родители, вместе с детьми, отбирали дома необходимые фотографии родственников, служивших в рядах Российской Армии. Дети очень серьезно подошли к подготовке выполнения данного задания. При составлении газеты ребята рассказывали о людях, изображенных на фотографиях, о которых узнали от родителей. Таким образом, происходило тесное взаимодействие детей, родителей и детского сада.

Каждый год, в канун празднования победы под Сталинградом, мы проводим акцию «Письма в Сталинград сделают наш мир добрее!»

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов (игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, консультативные, визуальные, ИКТ, проектные) используются в работе с детьми. Использование мультимедийных презентации делает занятие куда интересным. Специфика таких занятий заключается в большом количестве фактического материала.

Несмотря на то, что в процессе реализации проекта пришлось столкнуться со значительными трудностями, мы уверены, что такие акции не только можно, но и нужно проводить в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».









Литература:

1. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 №8.

2. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005№1.

3. З.А.Ершова, Н.АКраскина «Никто не забыт, ничто не забыто».

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / Н.А.Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений / В.Г.Нечаева, Т.А.Макарова – М.: Просвещение, 1984. -272с.

6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.

7. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 №4.

8. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с.

9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. – 247с.

10. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

11. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс, 2011. – 190с.

12. Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар. Асвета, 1982. – 151 с.

13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, - М., 1991.

14. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2010, 101с.

15. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2010, 109 с.

16. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.: 2010, 93с.

17. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001.

18. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

19. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров