Коррекционно-развивающая
логопедическая работа с детьми
старшего дошкольного возраста.
1
период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел
1. Развитие моторных функций
Задачи:
-
Выработка
четких координированных движений
артикуляционного аппарата;
-
Развитие
ощущений от движений органов
артикуляции;
-
Формирование
умения анализировать положение
артикуляционных органов при произнесении
звуков;
-
Развитие
общей моторики, выработка координации
речи с движением;
-
Развитие
мелкой моторики рук: пальчиковая
гимнастика, работа со шнуровкой,
мелкой мозаикой, составление узоров,
фигур по образцу, обведение, закрашивание
и штриховка;
-
Обучение
мимической гимнастике;
-
Обучение
самомассажу лица и шеи.
Раздел
2. Развитие дыхательной и голосовой
функции
Задачи:
-
Формирование
правильного речевого дыхания;
-
Постановка
нижнедиафрагмального дыхания;
-
Обучение
детей умению коротко и бесшумно
вдыхать (не поднимая плечи), спокойно
и плавно выдыхать;
-
Выработка
умения произвольно изменять силу
голоса: говорить тише, громче, громко,
тихо.
Раздел
3. Формирование фонетико-фонематических
процессов
Задачи:
-
Формирование
слухового внимания и восприятия на
материале речевых и неречевых звуков;
-
Знакомство
со звуками У, А, О, И, П, М, Н; упражнение
в выделении гласных звуков в начальной
ударной позиции в слове и согласных
звуков в конце слова; определение
местоположения звука в словах: «звук
в начале слова», «звук в конце слова»;
-
Упражнение
в подборе слов на заданный ударный
гласный звук в начале слова;
-
Знакомство
детей с понятиями «гласный звук»,
«согласный звук», «Звонкий согласный
звук», «глухой согласный звук»;
-
Знакомство
с понятием «предложение»;
-
Формирование
умения анализировать обратные слоги
типа: АН, УН с выкладыванием схемы;
-
Формирование
умения дифференцировать гласные и
согласные звуки с опорой на
артикуляционные и акустические
признаки;
Формирование
умения делить на слоги на двухсложные
и трехсложные слова
Раздел
4. Лексика
Задачи:
Детский
сад
Игрушки
Осень Овощи
Фрукты
Сад-огород
Лес.
Грибы, ягоды, деревья
Перелетные
птицы
Одежда
Обувь
Раздел
5. Грамматический строй речи (по
лексическим темам 1 периода)
Задачи:
-
Отработка
падежных окончаний имен существительных
ед.ч.;
-
Упражнение
в образовании формы мн.ч. имен
существительных от формы ед.ч.
именительного падежа;
-
Формирование
умения согласовывать глаголы с именами
существительными ед. и мн. Ч. (яблоко
растет, яблоки растут);
-
Упражнение
в согласовании имен существительных
с прилагательными в роде, числе,
падеже;
-
Закрепление
умения согласовывать имена
существительные с притяжательными
местоимениями мой,
моя, моё, мои;
-
Формирование
умения образовывать имена существительные
с уменьшительно-ласкательным значением
(суффиксы ик, чик, ечк, очк, еньк, оньк);
-
Обучение
согласованию числительных два
и пять
с
именами существительными;
-
Упражнение
в употреблении формы мн.ч. имен
существительных в род.падеже (яблок,
чашек, платьев);
-
Закрепление
навыков использования в речи простых
предлогов: на-с,
в-из;
-
Упражнение
детей в подборе слов, сходных по
значению (синонимы);
-
Упражнение
детей в подборе слов, противоположных
по значению (антонимы).
Раздел
6. Связная речь
Задачи:
-
Обучение
детей составлению простых распространенных
предложений;
-
Обучение
детей умению задавать вопросы и
отвечать на вопросы полным предложением;
-
Обучение
составлению описательных рассказов
по темам 1 периода;
-
Работа
над диалогической речью (с использованием
литературных произведений);
-
Обучение
детей пересказу небольших рассказов
и сказок с использованием фланелеграфа,
сюжетных и предметных картинок
(дословный и свободный пересказ).
Раздел
7. Подготовка к обучению грамоте и
предупреждение нарушений чтения и
письма
Задачи:
-
Знакомство
с буквами У, А, О, И, П, М, Н (без акцента
на запоминание);
-
Упражнение
в выкладывании букв из палочек, в
лепке из пластилина, вырезании
«рисовании» в воздухе, соотношении
с окружающими предметами.
Раздел
8. Работа воспитателя по заданию
учителя-логопеда
Задачи:
-
Развитие
артикуляционной, пальчиковой и общей
моторики по заданию учителя-логопеда;
-
Развитие
мимической мускулатуры лица по заданию
учителя-логопеда;
-
Упражнение
в анализе обратных слогов и определении
места звуков в словах: начало и конец
слова;
-
Активизация
и закрепление отработанного словарного
запаса;
-
Упражнение
в правильном употреблении сформированных
грамматических категорий;
-
Подготовка
детей к занятиям по развитию связной
речи;
-
Закрепление
выработанных навыков во время режимных
моментов, в играх, развлечениях и
других видах деятельности.
К
концу 1 периода:
-
Должны
быть развиты моторные функции
артикуляционного аппарата для
возможности постановки некоторых
звуков и характеристики звуков 1
периода обучения, с опорой на ощущения
от положения органов артикуляции;
развитие мелкой моторики должно
способствовать развитию речевой
функции в целом;
-
Должны
быть выработаны: целенаправленная
воздушная струя; умение произвольно
менять силу голоса;
-
Должны
быть выработаны навыки характеристики
звуков 1 периода с использованием
различных видов контроля: артикуляционного,
акустического, тактильно-вибрационного;
определение места звуков в словах:
начало (гласные звуки) и конец слова
(согласные звуки) и звукового анализа
обратных слогов; слоговой анализ
трехсложных и двухсложных слов;
закреплены понятия «гласный и согласный
звук», «слог», «слово»;
-
Словарный
запас по лексическим темам первого
периода должен соответствовать норме;
-
Должны
быть выработаны умения по лексическим
темам 1 периода: изменять имена
существительные по падежам, образовывать
имена существительные мн.ч., с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
согласовывать имена существительные
с прилагательными в роде, числе,
падеже; согласовывать имена
существительные с притяжательными
местоимениями и глаголами; правильно
употреблять в речи простые предлоги;
подбирать слова, сходные по значению
(синонимы); подбирать слова,
противоположные по значению (антонимы);
-
Должны
быть выработаны навыки составления
простых предложений по демонстрируемым
действиям; умение задавать простые
вопросы и отвечать на них, составлять
описательные рассказы по лексическим
темам 1 периода и пересказывать
небольшие рассказы и сказки;
-
Дети
должны познакомиться с буквами 1
периода, уметь выкладывать их из
различных мелких предметов.
П
период (декабрь, январь, февраль)
Раздел
1. Развитие моторных функций
Задачи:
-
Развитие
четких координированных движений
артикуляционного аппарата;
-
Развитие
ощущений от движений органов
артикуляции;
-
Выработка
умения анализировать положение
артикуляционных органов при произнесении
звуков;
-
Развитие
общей моторики и координации речи с
движением;
-
Развитие
мелкой моторики рук: пальчиковая
гимнастика, работа со шнуровкой,
мелкой мозаикой, составление узоров,
фигур по образцу, обведение, закрашивание
и штриховка;
-
Развитие
мимической мускулатуры лица;
-
Проведение
самомассажа лица и шеи.
Раздел
2. Развитие дыхательной и голосовой
функции
Задачи:
-
Развитие
речевого и нижнедиафрагмального
дыхания;
-
Развитие
умения коротко и бесшумно вдыхать
(не поднимая плечи), спокойно и плавно
выдыхать;
-
Развитие
умения произвольно изменять силу
голоса: говорить тише, громче, громко,
тихо;
-
Совершенствование
четкости дикции.
Раздел
3. Формирование фонетико-фонематических
процессов
Задачи:
-
Развитие
слухового внимания и восприятия на
материале речевых и неречевых звуков;
-
Знакомство
со звуками: Т, Ть, К, Кь, Э, Г, Гь, Ль, Ы;
упражнение в выделении гласных и
согласных звуков в начале, середине
и конце слов; определение местоположения
звука в словах;
-
Упражнение
в подборе слов на заданные гласные и
согласные звуки;
-
Знакомство
с понятиями «согласный твердый звук»,
«согласный мягкий звук»;
-
Закрепление
знаний детей о предложении, знакомство
с графической схемой предложения;
-
Формирование
умения анализировать обратные слоги
типа АН и прямые типа НА, НИ с
выкладыванием схемы;
-
Закрепление
умения дифференцировать гласные и
согласные звуки с опорой на
артикуляционные и акустические
признаки; дифференцировать согласные
звуки по твердости-мягкости,
звонкости-глухости: К-Кь, Г-К;
-
Развитие
умения делить на слоги двухсложные
и трехсложные слова с последующим
выкладыванием схемы.
Раздел
4. Лексика
Задачи:
Ателье
Мебель.
Части мебели
Зима.
Зимние забавы»
Семья
Новогодний
праздник
Зимующие
птицы
Дикие
животные зимой
Почта
Транспорт
Комнатные
растения
Наша
Армия
Раздел
5. Грамматический строй речи (по
лексическим темам П периода)
Задачи:
-
Закрепление
навыков употребления падежных
окончаний имен существительных ед.ч.;
-
Закрепление
навыков использования в речи
существительных в именительном и
родительном падежах мн.ч.;
-
Обучение
согласованию глаголов с существительными
ед. и мн.ч.;
-
Развитие
умения согласовывать существительные
с прилагательными в роде, числе,
падеже;
-
Обучение
образованию притяжательных
прилагательных по теме «Дикие
животные»;
-
Обучение
образованию приставочных глаголов
движения;
-
Обучение
образованию прилагательных от
существительных;
-
Закрепление
умения согласовывать числительные
два
и пять
с существительными;
-
Закрепление
навыков использования в речи простых
предлогов: на,
с, под, над, за;
-
Формирование
умения употреблять предлоги движения:
в,
из, от, по, к;
-
Закрепление
умения подбирать синонимы и антонимы;
-
Закрепление
умения образовывать форму мн.ч. от
существительных в именительном падеже
ед.ч.;
-
Обучение
подбору родственных слов.
Раздел
6. Связная речь
Задачи:
-
Упражнение
в составлении простых распространенных
предложений;
-
Обучение
составлению описательных рассказов
по темам П периода;
-
Работа
над диалогической речью (с использованием
литературных произведений);
-
Закрепление
умения пересказывать небольшие
рассказы и сказки с использованием
фланелеграфа, сюжетных и предметных
картинок (дословный и свободный
пересказ);
-
Обучение
составлению рассказа по картине и
серии картин.
Раздел
7. Подготовка к обучению грамоте и
предупреждение нарушений чтения и
письма
Задачи:
-
Знакомство
с буквами Т, К, Э, Г, Л, Ы (без акцента
на запоминание);
-
Упражнение
в выкладывании букв из палочек, в
лепке из пластилина, вырезании,
«рисовании» в воздухе, соотношении
с окружающими предметами;
Раздел
8. Работа воспитателя по заданию
учителя-логопеда
Задачи:
-
Развитие
артикуляционной, пальчиковой и общей
моторики вслед за учителем-логопедом;
-
Развитие
мимической мускулатуры лица по заданию
учителя-логопеда;
-
Упражнение
в анализе обратных и прямых слогов и
определении места звуков в словах:
начало, середина и конец слова;
-
Активизация
и закрепление отработанного словарного
запаса;
-
Упражнение
в правильном употреблении сформированных
грамматических категорий;
-
Подготовка
детей к занятиям по развитию связной
речи;
-
Закрепление
выработанных навыков во время режимных
моментов, в играх, развлечениях и
других видах деятельности.
К
концу П периода:
-
Должны
быть развиты моторные функции
артикуляционного аппарата для
возможности постановки основных
звуков и характеристики звуков П
периода обучения, с опорой на ощущения
от положения органов артикуляции;
развитие мелкой моторики должно
способствовать развитию речевой
функции в целом;
-
Должны
быть развиты: нижнедиафрагмальный
тип дыхания и целенаправленная
воздушная струя; умение произвольно
менять силу голоса;
-
Должны
быть выработаны навыки характеристики
звуков П периода с использованием
различных видов контроля: артикуляционного,
акустического, тактильно-вибрационного;
определение места звуков в словах
(начало, середина и конец слова) и
звукового анализа обратных и прямых
слогов; дифференциация некоторых
звуков по твердости-мягкости,
глухости-звонкости; слогового анализа
трехсложных, двухсложных и односложных
слов; закрепление понятия «гласный
звук», «согласный твердый звук»,
«согласный мягкий звук», «слог»,
«слово», «предложение»; графическое
изображение слоговых схем и схем
предложений;
-
Словарный
запас по лексическим темам П периода
должен соответствовать норме;
-
Должны
быть выработаны умения по лексическим
темам П периода: правильно употреблять
существительные в ед. и мн. Ч. В
именительном и родительном падежах;
образовывать притяжательные
прилагательные по теме «Дикие животные»
и приставочные глаголы движения;
употреблять в речи простые предлоги:
на, с, в, из, под, над, за, от, по; подбирать
синонимы и антонимы;
-
Должны
быть выработаны: навыки составлять
простые распространенные предложения,
составлять описательные рассказы по
лексическим темам П периода; умение
пересказывать небольшие рассказы и
сказки; первоначальный навык составления
небольших рассказов по картине и
серии сюжетных картин;
-
Дети
должны познакомиться с буквами П
периода, уметь выкладывать их из
различных предметов и соотносить с
окружающими предметами.
Ш
период (март, апрель, май)
Раздел
1. Развитие моторных функций
Задачи:
-
Развитие
четкой координации движений
артикуляционного аппарата;
-
Развитие
ощущений от движения органов
артикуляции;
-
Выработка
умения анализировать положение
артикуляционных органов при произнесении
звуков;
-
Развитие
общей моторики и координации речи с
движением;
-
Развитие
мелкой моторики рук: пальчиковая
гимнастика, работа со шнуровкой,
мелкой мозаикой, составление узоров,
фигур по образцу, обведение, закрашивание
и штриховка;
-
Развитие
мимической мускулатуры лица;
-
Закрепление
умения проводить самомассаж лица и
шеи.
Раздел
2. Развитие дыхательной и голосовой
функции
Задачи:
-
Совершенствование
речевого и нижнедиафрагмального
дыхания;
-
Развитие
умения коротко и бесшумно вдыхать
(не поднимая плечи), спокойно и плавно
выдыхать;
-
Обучение
дифференцированному дыханию
«вдох-нос-выдох-рот»;
-
Закрепление
умения произвольно менять силу голоса;
-
Совершенствование
четкости дикции.
Раздел
3. Формирование фонетико-фонематических
процессов
Задачи:
-
Развитие
слухового внимания и восприятия на
материале речевых и неречевых звуков;
-
Знакомство
со звуками С, Сь, Ш, Х, Хь, В, Вь, З, Зь,
Ж, Д, Дь, Ф, Фь;
-
Упражнение
в выделении гласных и согласных звуков
в различных позициях в словах; в
определении местоположения звука в
словах;
-
Упражнение
в подборе слов на заданный звук;
-
Закрепление
понятий «гласный звук», «согласный
твердый звук», «согласный мягкий
звук», «звонкий», «глухой»;
-
Закрепление
умения анализировать слоги типа АН,
НУ, НИ с выкладыванием схемы;
-
Формирование
умения анализировать короткие слова
типа кот,
кит
с последующим выкладыванием схемы;
-
Упражнение
в дифференциации гласных и согласных
звуков с опорой на артикуляционные
и акустические признаки; закрепление
умения дифференцировать согласные
звуки по твердости-мягкости,
звонкости-глухости: К-Кь, Д-Т;
-
Развитие
умения делить на слоги односложные,
двухсложные и трехсложные слова с
последующим выкладыванием схемы;
-
Обучение
составлению и анализу коротких
предложений с предлогами и без них.
Раздел
4. Лексика
Задачи:
Весна.
День рождения весны
Праздник
8 марта. Поздравления для мам
Профессии.
Что было бы, если бы…
Наша
пища. Веселые поварята
Откуда
хлеб пришел?
Посуда.
Страна Самовара Самоварыча
Мой
дом
Домашние
животные и их детеныши. Кто самый
нужный для хозяина
Наша
страна. Мой родной край
Человек
Насекомые
Лето
Раздел
5. Грамматический строй речи (по
лексическим темам Ш периода)
Задачи:
-
Отработка
падежных окончаний существительных
ед. и мн. Ч.;
-
Закрепление
умения образовывать существительные
в форме мн.ч. от существительных в
форме ед.ч. именительного падежа;
-
Закрепление
умения использовать в речи глаголы
в ед. и мн. Ч. И образовывать приставочные
глаголы;
-
Упражнение
в согласовании существительных с
прилагательными и местоимениями в
роде, числе, падеже;
-
Обучение
образованию и практическому
использованию в речи притяжательных
и относительных прилагательных;
-
Закрепление
умения подбирать синонимы, антонимы
и родственные слова;
-
Закрепление
умения согласовывать числительные
с существительными;
-
Упражнение
в употреблении различных форм
существительного;
-
Закрепление
навыков использования в речи простых
и сложных предлогов.
Раздел
6. Связная речь
Задачи:
-
Обучение
составлению простых распространенных
предложений;
-
Обучение
составлению сложноподчиненных
предложений с союзами и союзными
словами;
-
Закрепление
умения задавать вопросы и отвечать
на них полным предложением;
-
Закрепление
умения составлять описательные
рассказы по темам Ш периода;
-
Развитие
навыков диалоговой и монологической
речи;
-
Обучение
детей пересказу небольших рассказов
и сказок (дословный и свободный
пересказ);
-
Формирование
умения составлять рассказы по сюжетным
картинам и серии сюжетных картин с
элементами творчества.
Раздел
7. Подготовка к обучению грамоте
и
предупреждение нарушений чтения и
письма
Задачи:
-
Знакомство
с буквами С, Ш, Х, В, З, Ж, Д, Ф (без акцента
на запоминание);
-
Упражнение
в выкладывании букв из палочек, в
лепке из пластилина, вырезании,
«рисовании» в воздухе, соотношении
с окружающими предметами.
Раздел
8. Работа воспитателя по заданию
учителя-логопеда
Задачи:
-
Развитие
артикуляционной, пальчиковой и общей
моторики совместно с логопедом;
-
Развитие
мимической мускулатуры лица и
проведение самомассажа по заданию
учителя-логопеда;
-
Упражнение
в анализе слогов и слов типа кот,
кит
с выкладыванием схемы;
-
Упражнение
в составлении и анализе предложений
с предлогами и без;
-
Закрепление
умения определять место звука в слове;
-
Активизация
и закрепление отработанного словарного
запаса;
-
Упражнение
в правильном употреблении сформированных
грамматических категорий;
-
Подготовка
детей к занятиям по развитию связной
речи;
-
Закрепление
выработанных навыков во время режимных
моментов, в играх, развлечениях и
других видах деятельности.
К
концу Ш периода:
-
Должны
быть развиты моторные функции
артикуляционного аппарата для
возможности постановки всех звуков
и характеристика звуков Ш периода
обучения с опорой на ощущения от
положения органов артикуляции;
развитие мелкой моторики должно
способствовать развитию речевой
функции в целом;
-
Должны
быть выработаны: нижнедиафрагмальный
тип дыхания и целенаправленная
воздушная струя; умение произвольно
менять силу голоса;
-
Должны
быть выработаны навыки: характеристики
звуков Ш периода с использованием
различных видов контроля (артикуляционного,
акустического, тактильно-вибрационного);
определение места звуков в словах
(начало, середина, конец слова);
звукового анализа прямых и обратных
слогов, а также слов, состоящих из
трех звуков; дифференциации некоторых
звуков по твердости-мягкости,
звонкости-глухости; слоговой анализ
трехсложных и двухсложных слов;
закреплены понятия «гласный звук»,
«согласный твердый звук», «согласный
мягкий звук», «слог», «слово»,
«предложение»; умение графически
изображать слоговые схемы слов и
предложений;
-
Словарный
запас по лексическим темам Ш периода
должен соответствовать норме;
-
Должны
быть выработаны умения: изменять
имена существительные по падежам,
образовывать существительные мн.ч.
с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
согласовывать существительные с
прилагательными в роде, числе, падеже;
согласовывать существительные с
притяжательными местоимениями и
глаголами; правильно употреблять в
речи простые и некоторые сложные
предлоги; подбирать синонимы, антонимы;
-
Должны
быть выработаны навыки: составления
простых распространенных предложений;
составления описательных рассказов
по темам Ш периода; пересказа рассказов
и сказок по темам Ш периода; составления
небольших рассказов по сюжетным
картинам и серии сюжетных картин;
-
Должны
познакомиться с буквами Ш периода,
уметь выкладывать их из различных
предметов.
Использованная
литература:
Программы
дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего
вида
для детей с нарушениями речи .- М.:
«Просвещение», 2013
Курдвановская
Н. В. Планирование работы логопеда
с детьми 5-7 лет.- М.:
Творческий
Центр «Сфера», 2007
Цуканова
С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и
читать. 1,2,3 периоды.
Конспекты
занятий по развитию фонематической
стороны речи и обучению
грамоте
детей старшего дошкольного возраста.
М.: Издательство «Гном и
Д»,
2014
Кузнецова
Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе.
Обучение грамоте детей
с
нарушениями речи. М.: Творческий Центр
«Сфера», 2015.
Граб
Л.М. Тематическое планирование
коррекционной работы в
логопедической
группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.:
Издательство «Гном и
Д»,
2018
Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе
детей с общим
недоразвитием
речи в условиях специального детского
сада: В 2 ч. М., 1993.
Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение
детей 5-летнего
возраста
с общим недоразвитием речи. М.: 1991.
Лопухина
И.С. Логопедия. Речь. Движение. – М.,
«Дельта», 1997
Агранович
З.Е. Сборник домашних заданий в помощь
логопедам и
родителям
для преодоления лексико-грамматического
недоразвития речи у
дошкольников
с ОНР. СПб., «Дрофа», 2019.
Логопедия
\ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003
Нищева
Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических
занятий в старшей
группе
детского сада для детей с ОНР. СПб.:
издательство «Детство-
Пресс»,
2016
Смирнова
Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия
с детьми 5-6 лет с общим
недоразвитием
речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий
Центр «Сфера»,
2015
|