В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Марина Володина
Тип материала: Планирование
просмотров: 863 комментариев: 1
Краткое описание
Целью данной работы является обеспечение системного подхода  для развития детей с речевой патологией и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.  
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
коррекционная логопедическая работа.docx Скачать


Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)


Раздел 1. Развитие моторных функций

Задачи:

  • Выработка четких координированных движений артикуляционного аппарата;

  • Развитие ощущений от движений органов артикуляции;

  • Формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

  • Развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

  • Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

  • Обучение мимической гимнастике;

  • Обучение самомассажу лица и шеи.


Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

Задачи:

  • Формирование правильного речевого дыхания;

  • Постановка нижнедиафрагмального дыхания;

  • Обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

  • Выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо.


Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

Задачи:

  • Формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

  • Знакомство со звуками У, А, О, И, П, М, Н; упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова; определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;

  • Упражнение в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова;

  • Знакомство детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «Звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;

  • Знакомство с понятием «предложение»;

  • Формирование умения анализировать обратные слоги типа: АН, УН с выкладыванием схемы;

  • Формирование умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки;

Формирование умения делить на слоги на двухсложные и трехсложные слова

  • с последующим выкладыванием схемы.




Раздел 4. Лексика

Задачи:

  • Формирование, расширение, уточнение и активизация словаря по темам:

Детский сад

Игрушки

Осень
Овощи

Фрукты

Сад-огород

Лес. Грибы, ягоды, деревья

Перелетные птицы

Одежда

Обувь


Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам 1 периода)


Задачи:

  • Отработка падежных окончаний имен существительных ед.ч.;

  • Упражнение в образовании формы мн.ч. имен существительных от формы ед.ч. именительного падежа;

  • Формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными ед. и мн. Ч. (яблоко растет, яблоки растут);

  • Упражнение в согласовании имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

  • Закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

  • Формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением (суффиксы ик, чик, ечк, очк, еньк, оньк);

  • Обучение согласованию числительных два и пять с именами существительными;

  • Упражнение в употреблении формы мн.ч. имен существительных в род.падеже (яблок, чашек, платьев);

  • Закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на-с, в-из;

  • Упражнение детей в подборе слов, сходных по значению (синонимы);

  • Упражнение детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимы).

Раздел 6. Связная речь

Задачи:

  • Обучение детей составлению простых распространенных предложений;

  • Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением;

  • Обучение составлению описательных рассказов по темам 1 периода;

  • Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);

  • Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ).


Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма

Задачи:

  • Знакомство с буквами У, А, О, И, П, М, Н (без акцента на запоминание);

  • Упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.


Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда

Задачи:

  • Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики по заданию учителя-логопеда;

  • Развитие мимической мускулатуры лица по заданию учителя-логопеда;

  • Упражнение в анализе обратных слогов и определении места звуков в словах: начало и конец слова;

  • Активизация и закрепление отработанного словарного запаса;

  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

  • Подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;

  • Закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.


К концу 1 периода:

  • Должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки некоторых звуков и характеристики звуков 1 периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;

  • Должны быть выработаны: целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;

  • Должны быть выработаны навыки характеристики звуков 1 периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определение места звуков в словах: начало (гласные звуки) и конец слова (согласные звуки) и звукового анализа обратных слогов; слоговой анализ трехсложных и двухсложных слов; закреплены понятия «гласный и согласный звук», «слог», «слово»;

  • Словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;

  • Должны быть выработаны умения по лексическим темам 1 периода: изменять имена существительные по падежам, образовывать имена существительные мн.ч., с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями и глаголами; правильно употреблять в речи простые предлоги; подбирать слова, сходные по значению (синонимы); подбирать слова, противоположные по значению (антонимы);

  • Должны быть выработаны навыки составления простых предложений по демонстрируемым действиям; умение задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы по лексическим темам 1 периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки;

  • Дети должны познакомиться с буквами 1 периода, уметь выкладывать их из различных мелких предметов.







П период (декабрь, январь, февраль)


Раздел 1. Развитие моторных функций

Задачи:

  • Развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата;

  • Развитие ощущений от движений органов артикуляции;

  • Выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

  • Развитие общей моторики и координации речи с движением;

  • Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

  • Развитие мимической мускулатуры лица;

  • Проведение самомассажа лица и шеи.


Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

Задачи:

  • Развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;

  • Развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

  • Развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

  • Совершенствование четкости дикции.


Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

Задачи:

  • Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

  • Знакомство со звуками: Т, Ть, К, Кь, Э, Г, Гь, Ль, Ы; упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слов; определение местоположения звука в словах;

  • Упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;

  • Знакомство с понятиями «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;

  • Закрепление знаний детей о предложении, знакомство с графической схемой предложения;

  • Формирование умения анализировать обратные слоги типа АН и прямые типа НА, НИ с выкладыванием схемы;

  • Закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости: К-Кь, Г-К;

  • Развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.

Раздел 4. Лексика

Задачи:

  • Расширение, уточнение и активизация словаря по темам:

Ателье

Мебель. Части мебели

Зима. Зимние забавы»

Семья

Новогодний праздник

Зимующие птицы

Дикие животные зимой

Почта

Транспорт

Комнатные растения

Наша Армия


Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам П периода)

Задачи:

  • Закрепление навыков употребления падежных окончаний имен существительных ед.ч.;

  • Закрепление навыков использования в речи существительных в именительном и родительном падежах мн.ч.;

  • Обучение согласованию глаголов с существительными ед. и мн.ч.;

  • Развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

  • Обучение образованию притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные»;

  • Обучение образованию приставочных глаголов движения;

  • Обучение образованию прилагательных от существительных;

  • Закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными;

  • Закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за;

  • Формирование умения употреблять предлоги движения: в, из, от, по, к;

  • Закрепление умения подбирать синонимы и антонимы;

  • Закрепление умения образовывать форму мн.ч. от существительных в именительном падеже ед.ч.;

  • Обучение подбору родственных слов.


Раздел 6. Связная речь

Задачи:

  • Упражнение в составлении простых распространенных предложений;

  • Обучение составлению описательных рассказов по темам П периода;

  • Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);

  • Закрепление умения пересказывать небольшие рассказы и сказки с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ);

  • Обучение составлению рассказа по картине и серии картин.


Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма

Задачи:

  • Знакомство с буквами Т, К, Э, Г, Л, Ы (без акцента на запоминание);

  • Упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами;



Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда

Задачи:

  • Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики вслед за учителем-логопедом;

  • Развитие мимической мускулатуры лица по заданию учителя-логопеда;

  • Упражнение в анализе обратных и прямых слогов и определении места звуков в словах: начало, середина и конец слова;

  • Активизация и закрепление отработанного словарного запаса;

  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

  • Подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;

  • Закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.


К концу П периода:

  • Должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки основных звуков и характеристики звуков П периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;

  • Должны быть развиты: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;

  • Должны быть выработаны навыки характеристики звуков П периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определение места звуков в словах (начало, середина и конец слова) и звукового анализа обратных и прямых слогов; дифференциация некоторых звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости; слогового анализа трехсложных, двухсложных и односложных слов; закрепление понятия «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «слог», «слово», «предложение»; графическое изображение слоговых схем и схем предложений;

  • Словарный запас по лексическим темам П периода должен соответствовать норме;

  • Должны быть выработаны умения по лексическим темам П периода: правильно употреблять существительные в ед. и мн. Ч. В именительном и родительном падежах; образовывать притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные» и приставочные глаголы движения; употреблять в речи простые предлоги: на, с, в, из, под, над, за, от, по; подбирать синонимы и антонимы;

  • Должны быть выработаны: навыки составлять простые распространенные предложения, составлять описательные рассказы по лексическим темам П периода; умение пересказывать небольшие рассказы и сказки; первоначальный навык составления небольших рассказов по картине и серии сюжетных картин;

  • Дети должны познакомиться с буквами П периода, уметь выкладывать их из различных предметов и соотносить с окружающими предметами.








Ш период (март, апрель, май)


Раздел 1. Развитие моторных функций

Задачи:

  • Развитие четкой координации движений артикуляционного аппарата;

  • Развитие ощущений от движения органов артикуляции;

  • Выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

  • Развитие общей моторики и координации речи с движением;

  • Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

  • Развитие мимической мускулатуры лица;

  • Закрепление умения проводить самомассаж лица и шеи.


Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

Задачи:

  • Совершенствование речевого и нижнедиафрагмального дыхания;

  • Развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

  • Обучение дифференцированному дыханию «вдох-нос-выдох-рот»;

  • Закрепление умения произвольно менять силу голоса;

  • Совершенствование четкости дикции.


Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

Задачи:

  • Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

  • Знакомство со звуками С, Сь, Ш, Х, Хь, В, Вь, З, Зь, Ж, Д, Дь, Ф, Фь;

  • Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в различных позициях в словах; в определении местоположения звука в словах;

  • Упражнение в подборе слов на заданный звук;

  • Закрепление понятий «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой»;

  • Закрепление умения анализировать слоги типа АН, НУ, НИ с выкладыванием схемы;

  • Формирование умения анализировать короткие слова типа кот, кит с последующим выкладыванием схемы;

  • Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков с опорой на артикуляционные и акустические признаки; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости: К-Кь, Д-Т;

  • Развитие умения делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы;

  • Обучение составлению и анализу коротких предложений с предлогами и без них.


Раздел 4. Лексика

Задачи:

  • Расширение, уточнение и активизация словаря по темам:

Весна. День рождения весны

Праздник 8 марта. Поздравления для мам

Профессии. Что было бы, если бы…

Наша пища. Веселые поварята

Откуда хлеб пришел?

Посуда. Страна Самовара Самоварыча

Мой дом

Домашние животные и их детеныши. Кто самый нужный для хозяина

Наша страна. Мой родной край

Человек

Насекомые

Лето


Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам Ш периода)

Задачи:

  • Отработка падежных окончаний существительных ед. и мн. Ч.;

  • Закрепление умения образовывать существительные в форме мн.ч. от существительных в форме ед.ч. именительного падежа;

  • Закрепление умения использовать в речи глаголы в ед. и мн. Ч. И образовывать приставочные глаголы;

  • Упражнение в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями в роде, числе, падеже;

  • Обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных;

  • Закрепление умения подбирать синонимы, антонимы и родственные слова;

  • Закрепление умения согласовывать числительные с существительными;

  • Упражнение в употреблении различных форм существительного;

  • Закрепление навыков использования в речи простых и сложных предлогов.


Раздел 6. Связная речь

Задачи:

  • Обучение составлению простых распространенных предложений;

  • Обучение составлению сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами;

  • Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением;

  • Закрепление умения составлять описательные рассказы по темам Ш периода;

  • Развитие навыков диалоговой и монологической речи;

  • Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ);

  • Формирование умения составлять рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин с элементами творчества.


Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте

и предупреждение нарушений чтения и письма

Задачи:

  • Знакомство с буквами С, Ш, Х, В, З, Ж, Д, Ф (без акцента на запоминание);

  • Упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.


Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда

Задачи:

  • Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики совместно с логопедом;

  • Развитие мимической мускулатуры лица и проведение самомассажа по заданию учителя-логопеда;

  • Упражнение в анализе слогов и слов типа кот, кит с выкладыванием схемы;

  • Упражнение в составлении и анализе предложений с предлогами и без;

  • Закрепление умения определять место звука в слове;

  • Активизация и закрепление отработанного словарного запаса;

  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

  • Подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;

  • Закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.



К концу Ш периода:

  • Должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки всех звуков и характеристика звуков Ш периода обучения с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;

  • Должны быть выработаны: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;

  • Должны быть выработаны навыки: характеристики звуков Ш периода с использованием различных видов контроля (артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного); определение места звуков в словах (начало, середина, конец слова); звукового анализа прямых и обратных слогов, а также слов, состоящих из трех звуков; дифференциации некоторых звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости; слоговой анализ трехсложных и двухсложных слов; закреплены понятия «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «слог», «слово», «предложение»; умение графически изображать слоговые схемы слов и предложений;

  • Словарный запас по лексическим темам Ш периода должен соответствовать норме;

  • Должны быть выработаны умения: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные мн.ч. с уменьшительно-ласкательным суффиксом; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с притяжательными местоимениями и глаголами; правильно употреблять в речи простые и некоторые сложные предлоги; подбирать синонимы, антонимы;

  • Должны быть выработаны навыки: составления простых распространенных предложений; составления описательных рассказов по темам Ш периода; пересказа рассказов и сказок по темам Ш периода; составления небольших рассказов по сюжетным картинам и серии сюжетных картин;

  • Должны познакомиться с буквами Ш периода, уметь выкладывать их из различных предметов.





Использованная литература:

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего

           вида для детей  с нарушениями речи .- М.: «Просвещение», 2013

Курдвановская  Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.:

           Творческий Центр «Сфера», 2007

Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.

           Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению

           грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и

           Д», 2014

Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей

           с нарушениями речи. М.: Творческий Центр «Сфера», 2015.

Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в

           логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство «Гном и

           Д», 2018

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

           недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего

            возраста с общим недоразвитием речи. М.: 1991.

Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и

            родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у

            дошкольников с ОНР. СПб., «Дрофа», 2019. 

Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей

            группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-

            Пресс», 2016

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим

            недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера»,

            2015















Обсуждение материала
Сергей Колодин
18.03.2021 12:14
Уникальность текста материала не превышает 40%; нет логотипа Портала, авторских данных.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос