Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему «Ударные и безударные личные окончания глаголов»
ФИО автора: Чернышова Антонина Владимировна
Место проживания: Амурская область, город Белогорск
Название учебного заведения: Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №10, г. Белогорск"
Дисциплина: Русский язык
Учебник, по которому ведётся обучение: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская: Русский язык. 9 класс. Учебник для специальных образовательных учреждений VIII вида
Тема: Ударные и безударные личные окончания глаголов
Класс: 9
Продолжительность урока: 40 минут
Использование информационных технологий: презентация PowerPoint, индивидуальный листок учащегося, таблички с вопросами к глаголам.
Цель: Знакомство с понятием ударные и безударные личные окончания глаголов; формирование навыков дифференцировать глаголы по окончаниям, требующим и не требующим проверки; учить детей различать ударные и безударные личные окончания глаголов.
Задачи:
-
Коррекционно-образовательные:
Формировать умения дифференцировать глаголы по окончаниям, требующим и не требующим проверки.
-
Коррекционно-развивающие:
Развивать способности учащихся к запоминанию, автоматизации и воспроизведению; практическое использование языковых категорий.
Совершенствовать произносительную сторону речи, речевую активность, уточнение и обогащение словаря учащихся.
Корректировать мыслительную деятельность, умения применять полученные знания при выполнении заданий.
-
Коррекционно-воспитательные:
формирование мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-
следственных связей, планирующая функция мышления).
Оборудование: учебник, компьютер, индивидуальный листок учащегося, доска, таблички с вопросами к глаголам.
Ход урока.
1 Организационный момент
(с проведением словарной работы)
(Проверка готовности к уроку. Создание положительного эмоционального настроя. Запись числа и классной работы.)
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Посмотрите на свое окружение
и будем вместе продолжать обучение!
-
Ребята, а что такое окружение? (люди, которые нас окружают, с которыми мы взаимодействуем).
-
А что такое обучение? (получение знаний)
-
Что надо делать, чтобы процесс обучения прошел успешно? (быть внимательным, слушать, записывать, думать, запоминать…).
-
Запишем эти два слова в свои тетради. Ведь это словарные слова.
-
А почему они так называются? (потому что находятся в орфографическом словаре).
-
А почему они находятся в орфографическом словаре? (потому что их нельзя проверить, можно только запомнить).
-
А теперь подчеркните в этих словах опасные места, те, в которых мы можем допустить ошибки.
-
Проставьте ударения.
-
Почему мы нечетко слышим подчеркнутые буквы? (потому что они стоят не под ударением).
(На этапе записи слов один учащийся работает у доски).
-
Проверка выполнения домашнего задания.
- Ребята, дома вам надо было списать текст упр.170 и, подобрав вопросы к глаголам с пропусками, определить в каких глаголах на конце надо писать –
тся, -ться.
-
Я выписала все глаголы с домашнего задания на доску в столбик. А так же подготовила для вас таблички с вопросами (Что делает? Что делать? Что сделает?).
-
Ваша задача, к каждому глаголу подобрать правильный вопрос и сделать вывод, в каких глаголах оканчивающихся на-тся нужен Ь и почему.
(учащиеся по одному выходят к доске, подбирают к глаголу нужный вопрос и определяют нужно ли в глаголе писать Ь, устно комментируя свой выбор).
-
Актуализация субъектного опыта учащихся
-
Нам дан глагол МОЛЧАТЬ. Давайте изменим его по лицам и числам.
(Учащиеся комментируют, учитель записывает на доске)
Запись на доске:
Ед.ч. Мн.ч.
-
л молчу молчим
-
л молчишь молчите
-
л молчит молчат
-
Что мы с вами делали? (Изменили глагол по лицам и числам).
-
Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжение)
-
Выделим личные окончания глаголов.
-
Ребята, вызвало ли вас затруднение написание личных окончаний этих глаголов? (нет)
-
Почему? (затрудняются ответить)
-
А давайте поставим ударения во всех глаголах.
-
Теперь вы можете сказать мне, почему написание личных окончаний этих глаголов не вызвало у вас затруднений? (Потому что они стоят под ударением).
-
Значит, нам нужно проверять написание личных окончаний этих глаголов, или мы можем писать их так, как слышим? (Пишем так, как слышим).
-
Изучение новых знаний и способов деятельности.
Работа в группах (Кто быстрее).
-
А следующий глагол, который нам дан - УЗНАЕШЬ, вам нужно проспрягать самостоятельно. Для этого делимся на две группы. Первая группа изменяет глагол по лицам и числам в единственном числе. Вторая – по лицам и числам во множественном числе. Обязательно у всех глаголов выделяем окончания и ставим ударения.
(после выполнения работы, один учащийся от группы записывает на доске то, что у них получилось).
Запись на доске:
Ед.ч. Мн.ч.
-
л узнаю узнаем
-
л узнаешь узнаете
-
л узнает узнают
(ребята одной группы проверяют и оцениваю правильность выполнения работы детей другой группы).
-
А в этих глаголах мы можем написать личные окончания так, как слышим? Или их написание вызывало у вас затруднения? (Вызывало затруднения)
-Как вы думаете, почему? (Личные окончания этих глаголов находятся в безударном положении, поэтому не слышно точно, какую букву надо писать, их нужно проверять).
-
Первичная проверка понимания новых знаний и способов деятельности.
-
Сделаем вывод, какие бывают личные окончания у глаголов? (Слайд 1)
-
Какие из них пишутся, как слышаться, а какие требуют проверки? (Слайд 2)
-
Так чему мы сегодня должны научиться на уроке? (Слайд 3)
-
Закрепление знаний и способов деятельности
Работа с упражнением в учебнике № 173.
-
Нам даны глаголы. Что с ними надо сделать? (Распределить в два столбика)
Запись на доске:
Окончания требуют проверки Окончания не требуют проверки
-
Что нужно сделать с глаголами, чтобы выяснить в какой столбик их записать? (Выделить окончания и расставить ударения).
(Ребята работаю на карточках, розданных учителем. Четыре слова разбираем вместе, один учащийся у доски. Остальные слова учащиеся распределяют самостоятельно).
(Образец карточки)
-
Проверяем написанное друг у друга. Зачитываем глаголы, объясняем их распределение.
-
Обобщение и систематизация.
-
Что нового вы узнали на уроке? (Слайд 5)
-
Информация о домашнем задании. (Слайд 4)
-
Подведение итогов учебного занятия.
(По ходу урока учитель оценивал работу учащихся, на этом этапе он выставляет итоговую оценку за урок, проговаривая ее детям).
-
Рефлексия.
Школьникам предлагается для заполнения небольшая анкета:
-
На уроке я работал…
-
Своей работой на уроке я…
-
Урок для меня показался…
-
За урок я…
-
Мое настроение…
-
Материал урока мне был…
(В ходе урока учащиеся неоднократно передвигаются по классу, что является полноценной заменой физминутки).
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»