Урок по письму и развитию речи во 2 классе по теме: «Большая буква в именах, фамилиях людей»
Описание презентации к уроку по письму и развитию речи: Большая буква в именах и фамилиях людей.
Презентация состоит из 39 слайдов.
Редактор, в котором выполнена презентация: Power-Point
Цель использования презентации: обобщение знания учащихся в написании большой буквы в именах и фамилиях наглядными средствами обучения , коррекция мыслительные процессов, развитие орфографической зоркости, внимания, зрительной памяти, обогащение словарного запаса, познавательного интереса учащихся.
СЛАЙД 1
Урок письма и развития речи во 2 классе. Подготовила: учитель начальных классов Чабанова Светлана Новомировна
СЛАЙД 2
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока. Задачи: - закрепить умение писать имена и фамилии с большой буквы; - коррегировать мыслительные процессы - развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание, зрительную память, обогащать словарный запас.
СЛАЙД 3
Организационный
момент. Внимание!
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
книги,
ручка и тетрадки?
СЛАЙД 4
Минутка чистописания А н О Л у К c
СЛАЙД 5
Пальчиковая гимнастика. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, легкий ветерок! Здравствуй маленький дубок! Мы живем в родном краю, Всех я вас приветствую!
СЛАЙД 6
Картинка. Плакат - Сиди правильно при письме.
СЛАЙД 7
Тема урока. Большая буква в именах и фамилиях людей.
СЛАЙД 8
Загадка. Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки. Что несут меня? ... Коньки. Картинка.
СЛАЙД 9
Словарная работа. Слово коньки. (Коньки - 6 букв., 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных, 2 слова - конь-ки.)
СЛАЙД 10
Словарное слово ребята
СЛАЙД 11
Работа с учебником Упражнение 7 на странице 131
СЛАЙД 12
Правило. Имена и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.
СЛАЙД 13
Работа по теме урока. Задание - Слава, Маша, наташа, Антон, Полина, саша. (исправить ошибки в словах).
СЛАЙД 14
Проверка задания. Слава, Маша, Наташа, Антон, Полина, Саша.
СЛАЙД 15
Задание по теме урока. (Образовать от имени фамилию.) Образец:
Иван – Иванов, Иванова. Федор - …, Павел - …, Антон - …, Никита -….
СЛАЙД 16
Проверка задания. Федор - Федоров, Федорова. Павел - Павлов, Павлова
Антон - Антонов, Антонова. Никита - Никитин, Никитина .
СЛАЙД 17
Физминутка. Вы наверное устали, тогда дружно тихо встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Сели, встали, встали, сели и соседа не задели. Мы немного отдохнем и работать все начнем.
СЛАЙД 18
Самостоятельная работа . Картинка.
СЛАЙД 19
Составить пары слов имя и фамилия, соблюдая правописание имен и фамилий.
Карточка 1
маша |
петрова |
катя |
иванова |
игорь |
морозов |
аня |
захарова |
коля |
данилов |
Образец; Маша Петрова |
СЛАЙД 20
Карточка 2
М(м)аша |
П(п)етрова |
К(к)атя |
И(и)ванова |
И(и)горь |
М(м)орозов |
А(а)ня |
З(з)ахарова |
К(к)оля |
Д(д)анилов |
Образец; Маша Петрова |
СЛАЙД 21
Карточка 3
Маша Петрова |
Игорь Морозов |
Катя Иванова |
Аня Захарова |
СЛАЙДЫ 22-26
Гимнастика для глаз.
СЛАЙД 27
Задание от сказочных героев.
СЛАЙД 28
Загадка. Картинка.
У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный, на земле и под водой ищет ключик золотой, всюду нос сует свой длинный… Кто же это?.. Буратино.
СЛАЙД 29
Загадка. Картинка.
С дедушкой Морозом рядом, блещет праздничным нарядом. Нам загадки задаёт, водит хоровод, поёт. Из снежинок курточка, Это кто?… Снегурочка.
СЛАЙД 30
Загадка. Картинка.
У кого большая шляпа? Кто бездельник и растяпа? Кто хвастун, болтун, зазнайка? Знают все, малыш ... Незнайка.
СЛАЙД 31
Загадка. Картинка.
Родилась
она в цветке. Колыбелька на окне. Жаба
девочку украла
Ну, и как ту крошку
звали? Дюймовочка
СЛАЙД 32
Загадка. Картинка.
Берегись болезнь любая: грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает славный доктор .. Айболит.
СЛАЙД 33
Загадка. Картинка.
Эта девочка дружила с самим Буратино. Зовут ее просто, ребята, - Мальвина.
СЛАЙД 34
Картинки с изображениями сказочных героев и карточки с именами: Айболит, Буратино, Незнайка, Мальвина, Снегурочка, Дюймовочка.
Задание: нужно соединить линиями картинку с изображением сказочных героев с их именами.
СЛАЙД 35
Проверка задания.
СЛАЙД 36
Домашнее задание
СЛАЙД 37
Анимация. Молодцы!
СЛАЙД 38
Урок окончен. Всем спасибо!
СЛАЙД 39
Источники:
http://www.schoolrm.ru/schools/lic43sar/news/?ID=139049
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-
yazyk/2014/09/17/urok-russkogo-yazyka-bolshaya-bukva-v-imenakh-otchestvakh
http://zagadka.pro/team-5.html http://www.prozagadki.ru/190-zagadki-pro-buratino.html
https://www.google.ru/
nfourok.ru/prezentaciya_na_temu__pravopisanie_zaglavnoy_bukvy_v_imenah_otchestvah_familiyah_lyudey-481178.htm
Приложение
Карточки для работы по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей»
Карточка 1
маша |
петрова |
катя |
иванова |
игорь |
морозов |
аня |
захарова |
коля |
данилов |
Маша Петрова |
Карточка 2
М(м)аша |
П(п)етрова |
К(к)атя |
И(и)ванова |
И(и)горь |
М(м)орозов |
А(а)ня |
З(з)ахарова |
К(к)оля |
Д(д)анилов |
Маша Петрова |
Карточка 3
Маша Петрова |
Игорь Морозов |
Катя Иванова |
Аня Захарова |
Коля Данилов |
Автор: Чабанова Светлана Новомировна
Учреждение: Государственное казенное специальное (коррекционное) учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (Коррекционная) общеобразовательная школа № 6 VIII вида г. Саратова»
Дисциплина: Письмо и развитие речи.
Учебник: Н.М.Барская. Русский язык. Учебник для 2 класса вспомогательной школы. Москва, «Просвещение»
Класс: 2
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока: “Большая буква в именах, фамилиях людей».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока.
Задачи:
-;закрепить умение писать имена и фамилии с большой буквы
- коррегировать мыслительные процессы
- развивать коллеграфические навыки, орфографическую зоркость, развивать
речь, внимание, память, обогащать словарный запас;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность в работе.
Методы обучения:
-
проблемные; частично-поисковые;
наглядные.
Средства
обучения:
-
ИКТ презентация по теме.
- карточки
с заданиями.
Оборудование:
- тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
- учебник Н.М.Барская. Русский язык. Учебник для 2 класса вспомогательной
школы. Москва, «Просвещение».
- мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята, успокоились, настроились на урок письма.
СЛАЙД
Внимание!
Проверь, дружок,
Готов
ли ты начать урок.
Все
ль на месте, все ль в порядке?
Книги,
ручка и тетрадки?
2. Проверка домашнего задания.
Все выполнили домашнее задание? Откройте, пожалуйста тетради. (Проверка выполненного задания и сбор тетрадей).
3. Чистописание:
- Ребята, а теперь внимание на доску.
СЛАЙД
О п н А л И
- Что здесь написано? (Буквы.)
- Назовите их. (Дети называют).
- Скажите, на какие две группы можно их поделить? (Большие и маленькие, гласные и согласны)
- Назовите гласные. (Дети называют)
- Вас нужно записать только большие буквы. Ребята, а как еще можно назвать большие буквы? (Заглавные, прописные).
- Правильно.
- Но прежде, мы с вами подготовим к письму наши пальчики и проведем пальчиковую гимнастику «Здравствуй».
СЛАЙД
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
-Молодцы!
- Приступаем к работе. Сядьте все ровненько, выпрямите спинку, чтобы вам было удобно.
СЛАЙД. (Плакат о правильной посадке)
Записываем число, Классная работа. На следующей строчке пропишите буквы. Старайтесь писать красиво и аккуратно.
- Молодцы!
4. Сообщение темы и целей урока.
- Судя по минутке чистописания, вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о большой букве.
СЛАЙД
- Тема нашего урока. Большая буква в именах и фамилиях людей. Мы продолжим закрепление написания большой буквы в именах и фамилиях, познакомимся с новым словарным словом, будем отгадывать загадки, поработаем с учебником, выполним задание по карточкам.
СЛАЙД
- Ребята, скажите, в каких случаях мы пишем заглавную букву? (В начале предложения, в именах, фамилиях людей).
5. Словарная работа
- Сейчас я познакомлю вас с новым словарным словом. Какое это слово, вы скажете мне сами, отгадав загадку.
СЛАЙД
Загадка.
Мчусь
как пуля я вперед,
Лишь
поскрипывает лед,
Да
мелькают огоньки.
Что
несет меня? ...
(Коньки)
- Правильно. Это слово «коньки».
коньки |
Следует запомнить, что словарное слово "коньки" пишется с буквой "о". |
- Давайте прочитаем это слово и поставим в нём ударение. (Дети читают.)
-
- Сколько букв в этом слове? (6) Сколько звуков? (5) Мягкий знак мы не произносим, он служит для обозначения мягкости согласного, стоящего перед ним (н). Сколько гласных , согласных? А теперь поделим это слово на слоги. Сколько слогов в этом слове? Мы с вами знаем сколько гласных столько и слогов.
Коньки - 6 букв., 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных, 2 слова - конь-ки. |
- Запишите слово с разбором в тетрадь.
- А сейчас мы выполним упражнение, где встречается слово – коньки и повторим уже знакомое вам словарное слово – ребята.
СЛАЙД
ребята |
СЛАЙД
6. Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 131, найдите упражнение 7. В данном упражнении такое задание. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы.
- Прочитайте текст.
(Учащиеся читаю вслух по одному предложению определяя пропущенные буквы).
- Что обозначают выделенные слова? (имена и фамилии) С какой буквы они записаны? (Дети отвечают).
- Давайте вспомним правило.
СЛАЙД
Это упражнение выполним на доске, а вы запишите в тетради.
7.Работа по теме урока.
1.Ребята, посмотрите, здесь записаны слова:
Слава, Маша, наташа, Антон. Полина, саша.
- Дайте общее название данным словам. (Имена.)
- Все ли слова записаны правильно? (Слова Наташа, Саша надо писать с заглавной буквы.)
- Запишите данные имена в тетрадь по алфавиту.
Молодцы!
2.Ребята, как вы думаете, зачем людям нужны имена, фамилии? (Чтобы различать друг друга)
- На какие группы можно разделить все имена ребят нашего класса и имена других людей? (На женские и мужские).
- А сейчас, я вам предлагаю следующее задание – от имени образовать фамилии.
- На доске таблички с именами образуйте от имени фамилию по образцу:
СЛАЙД
Иван – Иванов, Иванова .
- Задание понятно? (Задание выполняется на доске и в тетрадях.)
Федор - …, Павел - …, Антон - …, Никита -….
- Как вы будете писать имена и фамилии? (С большой буквы.)
- Молодцы!
СЛАЙД
Физминутка
Вы наверное устали, тогда дружно тихо встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Сели, встали, встали, сели и соседа не задели.
Мы немного отдохнем и работать все начнем.
- Молодцы! Садитесь.
8. Самостоятельная работа (по карточкам).
- А сейчас вы поработаете самостоятельно по карточкам.(раздать учащимся)
СЛАЙД
- Что записано в этих столбцах? (Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – фамилии людей.)
- Вам нужно составить пары слов 1-го столбика со вторым, в тетрадях записывайте получившиеся пары.
(Используются карточки 3 видов с дифференцированным заданием для групп учащихся).
- Не забывайте о правильном написании имен и фамилий (Правило).
Проверка задания.
- Что у вас получилось? (Дети показывают.)
- За время работы наши глазки устали – им требуется отдых.
СЛАЙД
Физминутка для глаз
Глазки
видят всё вокруг,
Обведу
я ими круг.
Глазком
видеть всё дано-
Где
окно, а где кино.
Обведу
я ими круг,
Погляжу
на мир вокруг.
СЛАЙД
9 Дополнительное задание от сказочных героев.
- Ребята, вы любите сказки? (Да!)
- Конечно все любят сказки. Вот сегодня к нам пришли сказочные герои и приготовили для вас задание. А вот и они. (Загадки )
СЛАЙДЫ
У
отца есть мальчик странный,
Необычный,
деревянный,
На
земле и под водой
Ищет
ключик золотой,
Всюду
нос сует свой длинный…
Кто
же это?..
(Буратино)
С
дедушкой Морозом
рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам
загадки задаёт,
Водит
хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это
кто?…
(Снегурочка!)
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш ...
(Незнайка)
Родилась
она в цветке
Колыбелька
на окне
Жаба
девочку украла
Ну,
и как ту крошку звали?
(Дюймовочка)
Берегись
болезнь любая:
Грипп,
ангина и бронхит.
Всех
на бой вас вызывает
Славный
доктор ….
(Айболит)
Эта
девочка дружила с самим Буратино,
Зовут
ее просто, ребята, — ….
(Мальвина)
- Чтобы выполнить это задание, нужно соединить линиями изображение сказочных героев с их именами, а имена записать в тетрадь.
СЛАЙД
- Молодцы!. Вы справились со всеми заданиями.
СЛАЙД
10. Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 132 упр. 10.
- Задание –закончить предложения: вставляя свое имя и фамилию. Подчеркнуть большую букву в именах и фамилиях. (3 группа учащихся - добавить только свое имя и фамилию.)
-Задание всем понятно?
11. Итог урока
- А теперь закройте тетради, положите ручки. Скажите о чем мы с вами говорили на уроке. (Дети отвечают.)
- Что мы делали? (Дети отвечают).
- Что вы узнали нового? (Дети отвечают)
- Понравился вам урок? (Дети отвечают)
Отметки. Сегодня все работали хорошо. Молодцы!
СЛАЙД
Урок окончен. Всем спасибо.
Литература
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М., 1991.- 112с. .
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999.
3. Бариннова Е.А. Методика русского языка. - М., 1974.
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.// Под ред. Воронковой В.В. – М.: «Школа Пресс», 1994.
5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений // Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.;Под ред. Пузанова Б.П. – М.: «Академия», 2000
6. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М,, 1977. -233 с. 3.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»