Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы на тему «Станичное рукоделие»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по теме:
"Станичное рукоделие"
по познавательному развитию детей
подготовительной к школе группы
Разработали:
старший воспитатель
первой квалификационной категории
Карпова Ирина Александровна,
воспитатель Лапыгина В.В.
МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»
ст.Нехаевская, Волгоградская обл.
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма занятие (НОД): решение проблемной ситуации, рисование, ситуативный разговор, рассматривание, исследование.
Форма организации: группа
Цель: формирование представлений детей о народном промысле родного края: изготовление из козьего пуха необходимых вещей.
Задачи: формировать представление детей о процессе создания пухового изделия;
-способствовать речевому развитию, содействовать обогащению словарного запаса детей, развивать творческое воображение и способности;
-воспитывать уважительное отношение к художественному народному промыслу, стремление сохранять и обогащать его.
Предварительная работа: рассматривание картины "Коза с козлятами"; чтение русских народных сказок: "Коза-дереза", "Волк и семеро козлят", "Коза с колокольчиком", "Капризная козочка".
Оборудование (раздаточный материал): пуховые варежки и носки, пух, спицы, пуховая пряжа, чески, прялка, картина "Коза с козлятами". гуашь, кисти, салфетки, баночки для воды, крышки для смешивания красок, заготовки из белой бумаги в форме варежек и носков.
Словарь новых слов: чески, пряжа, прялка, спицы.
План проведения непосредственно образовательной деятельности
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Вижу чудное приволье,
Вижу реки и поля,
Это русское раздолье
Это Родина моя.
Воспитатель: О чем отрывок из стихотворения?
Дети: О Родине
Воспитатель: Как называется наша Родина?
Дети: наша Родина –Россия
Воспитатель: А как называется край, в котором мы живем?
Дети: станица Нехаевская, Нехаевский район.
Воспитатель: Чем знаменит наш край?
Ответы детей.
2. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель: Да, действительно, наш край очень богат и красив. Богат людьми, хлебами, которые здесь растят хлеборобы. Красив своей природой. Каждый год к нам приезжают гости со всех уголков нашей Родины, и каждый хочет увезти на память о нашем крае подарок. Как вы думаете, о каком подарке я говорю?
Ответы детей, возможно затруднение.
Воспитатель: предлагаю вам подсказку:
Дали братьям теплый дом, Вяжем на ножки
Чтобы жили впятером. Из пуха одежку.
Брат больной не согласился Пятка двойная,
И отдельно поселился Резинка цветная.
(варежки) (носки)
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я хотела бы с вами побеседовать о таком народном промысле, который очень знаменит в нашем родном крае. Это изготовление пуховых изделий.
3. Открытие нового знания.
Воспитатель: Демонстрация пуховых предметов. Вот такую красоту вяжут наши умелицы, из чего вяжут эту красоту?
Ответы детей.
Воспитатель: да, все начинается с козы. Вот она красавица. (фото козы). То вы знаете о козе?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно. Но больше всего ценятся в нашем краю, козы за свой пух. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: В феврале–марте с козы снимают пух вручную. Вот пух, который сняли с козы. Рассмотрите его, какой он, что в нем присутствует?
Ответы детей.
Воспитатель: в нем есть пыль и травки. Как вы думаете, из такого пуха можно связать варежки?
Ответы детей.
Воспитатель: А что надо сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, весь мусор надо выбрать, пух постирать, высушить, разобрать и перечесать. Чешут пух ческами, вот так. (Воспитатель демонстрирует, как работать ческами).Каким становится пух после чесок?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать дальше с пухом?
Ответы детей.
Воспитатель: теперь наступает самая трудная и ответственная задача- спрясть пух. Раньше пряли на веретене (показ веретена), а теперь на прялках. Надо постараться, чтобы нить получилась тонкая и ровная. Сама пуховая нить очень слабая, поэтому ее соединяют с другой (воспитатель показывает, как прядут пух на прялке). Вот и получилась крепкая и красивая пряжа. Что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: как вы думаете, теперь можно вязать носки?
Ответы детей.
Воспитатель: носки и варежки станичные мастерицы вяжут на спицах. Вот такую красоту создают в нашей станице (рассматривание изделий из пуха).
Ответы детей.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Воспитатель: Кто из родственников у вас вяжет дома? Какие изделия? Используют ваши родные при вязке пуховую пряжу? У кого есть пуховые носки и варежки?
Ответы детей.
Воспитатель: Вязать мы не умеем, зато хорошо рисуем. Предлагаю вам самим украсить варежки. Нужно разукрасить заготовленные шаблоны варежек и носочков. Можно придумать свои узоры. Но сначала мы проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Выполнение работы детьми.
После выполнения работы воспитатель организует выставку детских работ.
5. Итог НОД
Воспитатель: О каком виде народного промысла мы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: какие пуховые изделия вы знаете?
Как можно их изготовить?
Почему вот уже много лет люди вяжут изделия из пуха? Зачем они нужны?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Всем спасибо за работу.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
3. Подорожный Н.В. На берегах Хопра // Нехаевские вести.-2018 - №11 - с. 9-10.
4. Подорожный Н.В. На берегах Хопра // Нехаевские вести.-2018 - №14 - с.8-9.
5. "Литературная страничка"// Нехаевские вести.-2018 - №80 - с.6
- Конспект тематического мероприятия "Весенние тропинки" по познавательному развитию детей второй группы раннего возраста)
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Поможем зайчику" (вторая группа раннего возраста)
- Конспект НОД на тему «Играем пальчиками - развиваем речь» (вторая группа раннего возраста)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»