В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок по истории 5 класс Тема урока: Индийские касты.

Урок по истории 5 класс Тема урока: Индийские касты.

Ольга Майорова
Тип материала: Урок
просмотров: 12077
Краткое описание
урок изучения нового материала, цель которого -сформировать представление о индийских кастах и религии «буддизм».в уроке использованы разные формы работы: работа с картой, разгадывание кроссворда, историческое лото, угадайка,работа с документами и со схемой,театрализация.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок.doc Скачать


Предмет: история

Класс: 5

Тема урока: Индийские касты

Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2013

Программа: Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48

Составитель: Майорова Ольга Петровна, учитель истории и обществознания



Урок по истории 5 класс

Тема урока: Индийские касты.

Дата проведения:19.11.2014г.

Цель: сформировать представление о индийских кастах и религии «буддизм»



Задачи:1. обеспечить усвоение детьми понятия «касты», «буддизм»;

Формирование умения пересказывать текст учебника .

2.развивать речь учащихся, логическое мышление.

3.воспитывать веротерпимость и уважение к людям разных наций

Оборудование: компьютер , экран, слайдовый материал

Вид урока: урок с использованием информационных технологий и театраль - ная инсценировка

Ход урока

1.Орг. момент

2.Проверка д/з (слайд)

А) Работа по слайду «карта Индии»

Ребята, на прошлом уроке вы изучали природу, географическое положение , занятия жителей и религиозные верования древних индийцев .а теперь я предлагаю вам поработать с картой .

-покажите на карте месторасположения Древней Индии и найдите ее столицу

-какой океан омывает Индию с запада, востока и юга ? (Индийский)

-назовите и покажите горы, которые защищают Индию с севера?(Гималаи- самые высокие в мире)

-какие крупные реки протекают по территории Индии ?( Инд, Ганг)



Б) «Лото»- соедините стрелками вопросы и ответы на них(слайд)

Вопросы ответы

-что приносили из джунглей плоды манго, бананы, ко -

древние индийцы косовые орехи

-что изменилось с появлением появились топоры, лопаты,

железа мотыги

-каких животных боялись ядовитых змей

индийцы

-какие религиозные верования поклонялись слону, корове

существовали

-почему корову считали священной это матерь, кормилица

В) «угадай-ка»- вставьте в слова пропущенные буквы (слайд)

По верованиям древних индийцев , бог, создавший людей из разных частей своего тела , Б_ _ _ _ а. Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города, И _ д .Труднопроходимые леса в Индии д_ _ _ _ _и. Человеческий детеныш из книги Р.Киплинга , живущий в джунглях, М _ _ _ _и. Выращивали в Индии х_ _ _ _к, с_ _ _ _ _ _й т_ _ _ _ _ _ к.

(Брахма, Инд, джунгли ,Маугли, хлопок, сахарный тростник)



3. Новая тема

-Молодцы , ребята, вы хорошо помните материал, изученный на прошлом уроке, а теперь мы с вами перейдем к изучению новой темы нашего урока «Индийские касты».На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1)Миф о происхождении каст

2)Характеристика каст

3)Возникновение буддизма

4)Индийские цифры и шахматы

1)Рассказ учителя о происхождении каст.

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов- брахманов, знатных воинов, земледельцев ,слуг.

Каста- это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, принадлежность к каждой касте передавалась по наследству

Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы.( слайд)

Рассказ учителя по схеме





Брахма

1.Жрецы - 2.воины 3.земледельцы 4.слуги-неприкасаемые

Брахманы кшатрии вайшьи шудры

Произошли они все:

1 Изо рта 2.из рук 3. Из бедер 4. Из запыленных ступней

-А сейчас мы с вами поближе познакомимся с представителями каждой касты, которые прибыли на наш урок прямо из Древней Индии.

2) Театр- выступление детей с докладами(дети одеты в костюмы представителей каст):

  1. Я принадлежу к касте жрецов – брахманов. Моя одежда белого цвета. Мы-брахманы-самые мудрые и почтенные в Индии, нас приглашают в каждый дом для жертвоприношения, где мы разжигаем огонь трением2-х палочек, потом поем хвалебные песни богам, бросая в огонь еду. Так мы задабриваем богов , которые в дар людям за это шлют хороший урожай. За совершенный обряд хозяева дома дают нам подарки.

Вся наша жизнь делится на периоды:

-учение- с 7 до 16 лет мы учимся у брахманов совершать обряды, учителя своего мы очень уважаем.За учебу родители отдают учителю корову.

-обзаведение семьей-в 16 лет брахманам подыскивают невесту и рождается семья. После чего брахман в свой дом берет учеников. Когда в доме появляются внуки, брахман уходит в отшельничество- это отказ от общения. При этом я должен уйти в лес , построить шалаш и жить там. Спать я буду на земле, питаться плодами, истязать себя голоданием, молчать годами, чтобы в следующей жизни родиться опять брахманом.

2.Я принадлежу к касте воинов, по-другому - кшатрии. Я ношу одежду красного цвета. У меня есть скот, дом, поля. Все воины , как и я , участвуют в битвах на слонах, колесницах, а в мирное время мы пируем во дворцах, ездим на охоту, устраиваем состязания в стрельбе из лука. Нашими предками были цари и герои. Мы всегда носим меч и стрелы для охраны своих подданных.

3.Я принадлежу к касте земледельцев, по-другому- вайшьи. Мы, земледельцы, носим одежду желтого цвета. У нас есть дом, скот, поле. Занимаемся мы хозяйственной деятельностью, работаем на своей земле и разводим скот, торгуем продуктами своего труда. Только мы хорошо знаем посев семян, качество земли, умеем использовать меру и весы.

4.Я принадлежу к касте слуг-неприкасаемых, по- другому - шудры. Мы носим одежду черного цвета, живем за пределами селений, питаемся отбросами и спим в жалких лачугах. Слуги вынуждены подчиняться хозяину во всем бесприкословно и выполнять всю грязную работу. Мы обязаны почитать людей более высоких каст ,но нам дано право просить их о помощи.



-Ребята, индийцы верили ,что люди разных каст отличаются друг от друга от самого рождения и никогда не смогут перейти из одной касты в другую .Так дети жрецов становились жрецами, а дети слуг - лугами. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным. Но некоторые индийские мудрецы ,как Будда, не придавали большого значения кастовым различиям.

А сейчас мы услышим рассказ о Будде и происхождении в Индии религии-буддизма.

3)Доклад: Я расскажу вам о основателе индийской религии –Будде ( буддизме). Будда учил всех людей , что главное- это личные достоинства человека, а не его происхождение. Когда-то его звали царевичем Гаутамой. Он жил во дворце и думал, что жизнь прекрасна, и нет в ней горя и смерти. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна , и задумался о смерти . стал отшельником. Много путешествовал. Голодал, истязал себя. Терпел лишения. Однажды , сидя под деревом и размышляя, он обрел мудрость . Его стали называть Буддой(просветленный, мудрец). Буддистами могут быть и бедные , и богатые. Будда учил всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, ни к кому не чувствовать зависти и злобы, человек должен освободиться от новых богатств и удовольствий.

В 3 веке до н.э. царь Ашока объединил Индию и заявил о своей принадлежности буддизму.

В буддизме есть некоторые правила: поднял руку на брахмана кто – либо из низшей касты- ему отрубали руку, а если смел его поучать - лили в глотку кипящее масло или пронзали язык раскаленным железом.

-На сегодняшнем уроке вы узнали много нового. А теперь я вам предлагаю закрепить ваши знания. На экране высвечен тест , с которым вы должны поработать и выбрать правильные ответы, которые вы напишете в своих тетрадях. Потом мы вместе проверим и оценим свои знания.

4)Работа по документу (в учебнике с.99) «Индийские цифры и шахматы»

Чтение и обсуждение документа по вопросам:

-Где же впервые были созданы цифры , которыми даже мы пользуемся?

-Что такое «шахматы»? Для чего их придумали индийцы?

5)Решение кроссворда(слайд)

Вопросы:

1.Государство, находящееся возле Индийского океана(Индия)

2.Божество с головою слона в Индии(Ганеша)

3.Божество, из частей тела которого были созданы касты(Брахма)

4.Группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями(каста)

5.человек, отказавшийся от общения, истязающий себя голоданием( отшельник)

6.Царь, объединивший Индию( Ашока)




1



2







4




6





5


















3









6) Решение исторической задачи(зачитывает учитель)

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?

7)Рефлексия

-Что вам больше понравилось на уроке?

-Молодцы , ребята, спасибо вам за интересную совместную работу на уроке, было очень интересно.

8)Домашнее задание

-прочитать параграф 21

-подготовить сообщение о появлении шахмат( для любознательных)

















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос