Урок по истории 5 класс Тема урока: Индийские касты.
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока: Индийские касты
Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2013
Программа: Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48
Составитель: Майорова Ольга Петровна, учитель истории и обществознания
Урок по истории 5 класс
Тема урока: Индийские касты.
Дата проведения:19.11.2014г.
Цель: сформировать представление о индийских кастах и религии «буддизм»
Задачи:1. обеспечить усвоение детьми понятия «касты», «буддизм»;
Формирование умения пересказывать текст учебника .
2.развивать речь учащихся, логическое мышление.
3.воспитывать веротерпимость и уважение к людям разных наций
Оборудование: компьютер , экран, слайдовый материал
Вид урока: урок с использованием информационных технологий и театраль - ная инсценировка
Ход урока
1.Орг. момент
2.Проверка д/з (слайд)
А) Работа по слайду «карта Индии»
Ребята, на прошлом уроке вы изучали природу, географическое положение , занятия жителей и религиозные верования древних индийцев .а теперь я предлагаю вам поработать с картой .
-покажите на карте месторасположения Древней Индии и найдите ее столицу
-какой океан омывает Индию с запада, востока и юга ? (Индийский)
-назовите и покажите горы, которые защищают Индию с севера?(Гималаи- самые высокие в мире)
-какие крупные реки протекают по территории Индии ?( Инд, Ганг)
Б) «Лото»- соедините стрелками вопросы и ответы на них(слайд)
Вопросы ответы
-что приносили из джунглей плоды манго, бананы, ко -
древние индийцы косовые орехи
-что изменилось с появлением появились топоры, лопаты,
железа мотыги
-каких животных боялись ядовитых змей
индийцы
-какие религиозные верования поклонялись слону, корове
существовали
-почему корову считали священной это матерь, кормилица
В) «угадай-ка»- вставьте в слова пропущенные буквы (слайд)
По верованиям древних индийцев , бог, создавший людей из разных частей своего тела , Б_ _ _ _ а. Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города, И _ д .Труднопроходимые леса в Индии д_ _ _ _ _и. Человеческий детеныш из книги Р.Киплинга , живущий в джунглях, М _ _ _ _и. Выращивали в Индии х_ _ _ _к, с_ _ _ _ _ _й т_ _ _ _ _ _ к.
(Брахма, Инд, джунгли ,Маугли, хлопок, сахарный тростник)
3. Новая тема
-Молодцы , ребята, вы хорошо помните материал, изученный на прошлом уроке, а теперь мы с вами перейдем к изучению новой темы нашего урока «Индийские касты».На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1)Миф о происхождении каст
2)Характеристика каст
3)Возникновение буддизма
4)Индийские цифры и шахматы
1)Рассказ учителя о происхождении каст.
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов- брахманов, знатных воинов, земледельцев ,слуг.
Каста- это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, принадлежность к каждой касте передавалась по наследству
Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы.( слайд)
Рассказ учителя по схеме
Брахма
1.Жрецы - 2.воины 3.земледельцы 4.слуги-неприкасаемые
Брахманы кшатрии вайшьи шудры
Произошли они все:
1 Изо рта 2.из рук 3. Из бедер 4. Из запыленных ступней
-А сейчас мы с вами поближе познакомимся с представителями каждой касты, которые прибыли на наш урок прямо из Древней Индии.
2) Театр- выступление детей с докладами(дети одеты в костюмы представителей каст):
-
Я принадлежу к касте жрецов – брахманов. Моя одежда белого цвета. Мы-брахманы-самые мудрые и почтенные в Индии, нас приглашают в каждый дом для жертвоприношения, где мы разжигаем огонь трением2-х палочек, потом поем хвалебные песни богам, бросая в огонь еду. Так мы задабриваем богов , которые в дар людям за это шлют хороший урожай. За совершенный обряд хозяева дома дают нам подарки.
Вся наша жизнь делится на периоды:
-учение- с 7 до 16 лет мы учимся у брахманов совершать обряды, учителя своего мы очень уважаем.За учебу родители отдают учителю корову.
-обзаведение семьей-в 16 лет брахманам подыскивают невесту и рождается семья. После чего брахман в свой дом берет учеников. Когда в доме появляются внуки, брахман уходит в отшельничество- это отказ от общения. При этом я должен уйти в лес , построить шалаш и жить там. Спать я буду на земле, питаться плодами, истязать себя голоданием, молчать годами, чтобы в следующей жизни родиться опять брахманом.
2.Я принадлежу к касте воинов, по-другому - кшатрии. Я ношу одежду красного цвета. У меня есть скот, дом, поля. Все воины , как и я , участвуют в битвах на слонах, колесницах, а в мирное время мы пируем во дворцах, ездим на охоту, устраиваем состязания в стрельбе из лука. Нашими предками были цари и герои. Мы всегда носим меч и стрелы для охраны своих подданных.
3.Я принадлежу к касте земледельцев, по-другому- вайшьи. Мы, земледельцы, носим одежду желтого цвета. У нас есть дом, скот, поле. Занимаемся мы хозяйственной деятельностью, работаем на своей земле и разводим скот, торгуем продуктами своего труда. Только мы хорошо знаем посев семян, качество земли, умеем использовать меру и весы.
4.Я принадлежу к касте слуг-неприкасаемых, по- другому - шудры. Мы носим одежду черного цвета, живем за пределами селений, питаемся отбросами и спим в жалких лачугах. Слуги вынуждены подчиняться хозяину во всем бесприкословно и выполнять всю грязную работу. Мы обязаны почитать людей более высоких каст ,но нам дано право просить их о помощи.
-Ребята, индийцы верили ,что люди разных каст отличаются друг от друга от самого рождения и никогда не смогут перейти из одной касты в другую .Так дети жрецов становились жрецами, а дети слуг - лугами. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным. Но некоторые индийские мудрецы ,как Будда, не придавали большого значения кастовым различиям.
А сейчас мы услышим рассказ о Будде и происхождении в Индии религии-буддизма.
3)Доклад: Я расскажу вам о основателе индийской религии –Будде ( буддизме). Будда учил всех людей , что главное- это личные достоинства человека, а не его происхождение. Когда-то его звали царевичем Гаутамой. Он жил во дворце и думал, что жизнь прекрасна, и нет в ней горя и смерти. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна , и задумался о смерти . стал отшельником. Много путешествовал. Голодал, истязал себя. Терпел лишения. Однажды , сидя под деревом и размышляя, он обрел мудрость . Его стали называть Буддой(просветленный, мудрец). Буддистами могут быть и бедные , и богатые. Будда учил всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, ни к кому не чувствовать зависти и злобы, человек должен освободиться от новых богатств и удовольствий.
В 3 веке до н.э. царь Ашока объединил Индию и заявил о своей принадлежности буддизму.
В буддизме есть некоторые правила: поднял руку на брахмана кто – либо из низшей касты- ему отрубали руку, а если смел его поучать - лили в глотку кипящее масло или пронзали язык раскаленным железом.
-На сегодняшнем уроке вы узнали много нового. А теперь я вам предлагаю закрепить ваши знания. На экране высвечен тест , с которым вы должны поработать и выбрать правильные ответы, которые вы напишете в своих тетрадях. Потом мы вместе проверим и оценим свои знания.
4)Работа по документу (в учебнике с.99) «Индийские цифры и шахматы»
Чтение и обсуждение документа по вопросам:
-Где же впервые были созданы цифры , которыми даже мы пользуемся?
-Что такое «шахматы»? Для чего их придумали индийцы?
5)Решение кроссворда(слайд)
Вопросы:
1.Государство, находящееся возле Индийского океана(Индия)
2.Божество с головою слона в Индии(Ганеша)
3.Божество, из частей тела которого были созданы касты(Брахма)
4.Группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями(каста)
5.человек, отказавшийся от общения, истязающий себя голоданием( отшельник)
6.Царь, объединивший Индию( Ашока)
-
1
2
4
6
5
3
6) Решение исторической задачи(зачитывает учитель)
Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?
7)Рефлексия
-Что вам больше понравилось на уроке?
-Молодцы , ребята, спасибо вам за интересную совместную работу на уроке, было очень интересно.
8)Домашнее задание
-прочитать параграф 21
-подготовить сообщение о появлении шахмат( для любознательных)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»