Конспект занятия по художественной литературе "Волшебная страна книг Л. В. Огурцовой"
Пояснительная записка
Занятие разработано для закрепления знаний детей о жизни и творчестве крымской писательницы, поэтессы Лидии Викторовны Огурцовой и направлено на развитие интереса к книге, к художественной литературе, формирование навыков устной речи, расширение кругозора и воспитание любви к своей малой родине.
Конспект
занятия по художественной литературе
в подготовительной логопедической группе
« Волшебная страна книг Лидии Викторовны Огурцовой»
Составила воспитатель подготовительной логопедической группы
детского сада ЕУВК «Интеграл» г. Евпатория Республика Крым
Бочарова Лариса Павловна
2021 год
Тема: «Волшебная страна книг Л. В. Огурцовой»
Цель: воспитание интереса, любви и уважения к литературному творчеству Л. В. Огурцовой.
Задачи: 1. Расширить и обобщить знания детей о жизни и творчестве крымской писательницы Л. В. Огурцовой, способствовать нравственному и коммуникативному развитию детей путем расширения кругозора и обогащения словарного запаса речи. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений, совершенствовать умение декларировать и инсценировать произведения автора.
2. Развивать внимание, память, навыки устной речи, критическое мышление посредством осмысления художественных произведений, познавательные и творческие способности.
3. Продолжить формирование образа Крыма как источника вдохновения для поэтов и писателей, воспитывать любовь к малой родине — Крыму и городу Евпатории, к книге и художественной литературе, интерес и уважение к творчеству Л. В. Огурцовой, способность сопереживать героям ее произведений.
Оборудование: портрет писательницы, аудиозапись песни на стихи Л. В. Огурцовой, выставка книг, карточки со словами, иллюстрации целебных растений, волшебная палочка, костюм эльфа, эмблемы пожарных.
Словарь: поэтесса, поэзия, названия лекарственных растений, животных Крыма
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Дети рассказывают стихотворение:
Добрый Крым
1. С добрым утром, мир хрустальный!
2.Солнце! Горы! Море! Лес!
3. С добрым утром, чайки, пальмы, кипарисы до небес!
4. Уведет меня тропинка к водопаду за горой.
5.В каждой встреченной травинке вижу свет земли родной.
6. Соберу букет из красок, чтобы вам стихом моим
рассказать, как он прекрасен — милый, щедрый, добрый Крым!
- Ребята, кто написал это стихотворение о Крыме?
( Стихотворение « Добрый Крым» написала Лидия Викторовна Огурцова)
- Как вы думаете, почему мы начали занятие с разговора о Крыме?
(Крым — наша малая родина. Мы будем говорить о людях, прославивших Крым)
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы совершим удивительное путешествие в волшебную страну поэзии, а помогут осуществить это путешествие замечательные книги Лидии Викторовны Огурцовой.
3. Актуализация опорных знаний. Разминка
Проверим, готовы ли вы к путешествию — дидактическое упражнение « Ответь на вопросы»:
Какой праздник отмечают 2 апреля?(2 апреля — Международный день детской книги)
Для чего нужно читать книги? (Из книг можно узнать много нового, интересного).
Девизом нашего путешествия будут слова:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга — верный друг детей, с ней живется веселей! -Ребята, как вы представляете волшебную страну? Какие чудеса бывают в волшебной стране? (Волшебные превращения, волшебные предметы, волшебные персонажи: эльфы, феи, волшебники, колдуны).
Сюрпризный момент: под музыку появляется эльф:
Я
добрый эльф, волшебный
житель,
чудесных
сказок я ценитель,
Над
полянкой эльфы целый день летают,
Пьют
нектар, резвятся и стихи читают.
В мир
волшебный и цветной вы отправитесь со
мной.
-Ребята, из какой сказки наш гость? («Путешествие Даши по волшебному Крыму»)
- О чем эта сказка? ( В этой сказке рассказывается об истории Крыма, его легендах, природных богатствах, о целебных растениях). Эльф приглашает нас в волшебную страну, чтобы в нее попасть, нужно сказать волшебные слова: «1, 2, 3 — покружись, в волшебной стране очутись!»
4. Путешествие по страницам книг Л. В. Огурцовой
1) Открываем первую страницу нашего путешествия ( портрет автора), она посвящена автору представленных на выставке книг.
Рассказ воспитателя: Лидия Огурцова родилась 20 августа 1957 года в г. Белополье Сумской области. Первые годы жизни ее воспитанием занималась бабушка. Маленькая Лида любила сад с высокими яблонями, речку рядом с домом и удивительные сказки, которые рассказывала ее бабушка. Когда девочке исполнилось 8 лет, родители забрали ее к себе в Крым. Лида росла доброй, отзывчивой, любознательной девочкой, очень любила читать. Прежде чем стать известной поэтессой, она освоила несколько профессий.
- Какие это профессии? ( Лида закончила медицинское училище и работала медсестрой. После окончания Полтавского государственного педагогического университета работала психологом. Позже — главным редактором литературно-художественного журнала для молодежи «Алые паруса»).
- Как называлась первая книга Лидии Огурцовой? (« Серебряная нить» 1997 г.)
- Как вы думаете какими качествами должен обладать известный поэт, писатель? ( Любить природу, людей, быть наблюдательным, любознательным, трудолюбивым, талантливым).
Поэтесса легко подбирает рифмы к словам, образные сравнения.
Давайте поиграем в игру « Доскажи фразу»:
На что похожи облака? На бок румяный (колобка),
на хитрую (лисицу), на мраморные (лица),
на шхуну для (пиратов), на сахарную (вату),
на рожицу (смешную), ее вам нарисую.
С 2004 года поэтесса открыла для себя Крымский театр кукол, там ставятся спектакли, для которых Лидия Огурцова пишет стихи. По мотивам сказок «Принцесса Крапинка», «Снежный цирк», «Тайны волшебного леса» ставят спектакли и рок оперы Крымский театр кукол, Симферопольский детский музыкальный театр, театр «Прометей» и школьные самодеятельные театральные коллективы. С 2005 года она учредитель и главный редактор журнала «Литературный детский мир», где печатают произведения начинающих писателей и поэтов.
2) Открываем вторую страницу путешествия.
Лидия Огурцова полюбила Крым, посвятила ему много стихотворений, сказок, на ее стихи написаны песни о Крыме: «Я — крымчанин» (колыбельная), « Цветущий Крым», « Мой Крым».
Эльф приготовил нам задания, чтобы проверить, хорошо ли мы знаем произведения Л. Огурцовой о Крыме.
1 задание — рассказать стихотворение Л. В. Огурцовой о Евпатории
Дети читают стихотворение:
Пляж, песок и крики чаек, загорает детвора.
Евпатория встречает жарким солнышком с утра.
Шляпки, кепки, тюбетейки...Ветер в листьях шелестит,
Желтой птичкой канарейкой солнце по небу спешит.
2 задание — Игра «Волшебные превращения».
Дети становятся в круг. Эльф в центре круга.
Эльф: «Палочкой волшебной взмахну — всех в животных Крыма превращу!»
Под музыку дети передают волшебную палочку, у кого в руках палочка после остановки музыки, тот рассказывает стихотворение или описывает себя.
Стихи:
1.Эта
рыжая краса, хитренькие
глазки,
В крымских водится лесах,
бродит
без опаски.
От людей спешит укрыться наша рыжая царица —крымская лисица.
2. Белобрюхая акула с пятнышками по бокам, Как рулём, хвостом вильнула —и уже не здесь, а там.
Этот
житель водных стран называется
КАТРАН.
Черноморская акула не
наносит грозных ран.
3. У подсохшей лужицы жужелица кружится.
Хоть и жук, но не жужжит, под корягой лишь шуршит.
Крупный жук, хищный жук носит радужный сюртук.
На блестящей синей спинке зацепились две травинки.
Побежала Жужа прытко —берегись её, улитка!
Лакомство для жужелиц —много вкусных гусениц.
3 задание — Загадки «Целебные растения» (или кроссворд)
После правильного ответа демонстрируют картинку этого растения:
1. Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, Из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса (Мята).
2.Растение это узнать очень просто: широкие листья, сам малого роста. В лечении ран он отличный помощник. Растёт на дороге, зовут (подорожник).
3. У лесной сторожки стоит солнышко на ножке. Середка желтая, юбка бела. (Ромашка)
4. Эту травку, ты не тронь! Она жжётся, как огонь. (Крапива).
5.Я
совсем не царапучий, и
не жгучий, не колючий,
На
ромашку я похож, только
желтый, ну и что ж?
Вот
когда я отцвету - ноготками
обрасту. (Календула).
6.Среди
пахнущей травы может
быть встречали вы -
Помогает «духом
фей» простудившимся
...(шалфей).
3) Третья страница нашего путешествия — стихи и сказки о зверятах: « Веселый зоопарк», « Девочка и дельфин», « Добрые сказки», « Мишкина азбука».
Задание - назвать, из какой сказки отрывок: 1. «Как-то утром на солнечной поляне появился Маленький Котёнок. Он беззаботно прыгал, пытаясь поймать лапой пёструю бабочку, кружившую над цветком медуницы.
Рядом с цветком на сером камне сидела Ящерица и внимательно следила за прыгающим Котёнком.
– Если ты не будешь трогать меня лапой, я открою тебе тайну, – сказала она. – У меня случилась беда:..»
- Как называется сказка? ( «Самый лучший хвост»)
-Какую тайну открыла ящерица котенку? (Ящерица потеряла свой хвост).
-Как закончилась сказка? (У ящерицы вырос новый хвост).
2.»Спасайся! — послышался крик звёздочек. Из-за скалы выползла вереница морских ежей. Мидия мгновенно захлопнула раковину, а серебряные рыбки нырнули под камень. Туфелька развернулась и прикрыла собой звёздочек. Они спрятались внутри башмачка, как в домике, их ножки-лучи дрожали, а крохотные глаза со страхом глядели на цепочку колючих охотников»
-Как называется сказка? («Морские приключения Туфельки»)
-Чему учат эти сказки? (Не обижать, защищать слабых, помогать друзьям в беде.)
Игра «Четвертый лишний»
- Прочитайте слова, назовите лишнее. Какого персонажа не было в сказке?
1) Лошадь, корова, свинья, сорока
2) Морская звезда, осьминог, мидия, катран
4) Четвертая страница — стихи и сказки о безопасном поведении: « Про манную кашу и девочку Наташу», «Песни веселого светофорика», «Правила для малышей»
Сюрпризный момент: под маршевую музыку выходят 2 мальчика - пожарных:
Юные пожарные — посмотри! Маршируют слаженно -1, 2, 3! Каски золотые, сапоги большие. На объект свой идут — посмотри!
Пожарные: - Здесь нужна наша помощь?
Нет, наши ребята знают, как надо себя вести, чтобы не случилось никакой беды. Об этом рассказывается в стихотворении Л. В. Огурцовой «Правила для малышей». Дети читают стихи и показывают картинки:
1.Если
дядя или тётя, когда мама на работе,
Вас
куда-то приглашают -знайте, может быть,
беда!
Ни к машине, ни к карете, ни за
что на белом свете
Вы с чужими не идите
никуда и никогда!
2.
Малышам должно быть ясно: брать лекарство
в рот - опасно!
Знают взрослые прекрасно
- только доктор лечит нас!
Витаминки
и таблетки -это вовсе не конфетки,
Если
съешь без назначения, то отравишься
тотчас!
3.Всем
девчонкам и мальчишкам, капризулям,
шалунишкам
И хорошим ребятишкам:
спичками нельзя играть!
Ведь с огнём
- плохие шутки, до пожара лишь
минутки:
Загореться дом ваш может -
это каждый должен знать!
4.Если
ты остался дома, не впускай в дом
незнакомых,
Не бери их угощение, дверь
чужим не открывай!
5.И запомни, милый
крошка: трогать незнакомых кошек
И
собак, конечно, тоже может быть опасно,
знай!
6 .Чтобы перейти
дорогу -светофор тебе подмога.
Красный
вспыхнет очень строго: - Стой, ни шагу,
нет пути!
Помнить правило несложно,
свет зелёный скажет: - Можно!
Не спеши,
будь осторожен, на зелёный лишь иди!
-Спасибо, ребята, в волшебной стране тоже нужно соблюдать правила безопасности!
4. Подведение итогов путешествия
Вот и закрыли мы последнюю страницу и подошло к концу наше путешествие. Давайте сделаем вывод: чему учат произведения Л. В. Огурцовой?
- Любить и изучать свою родину Крым.
-Любить и беречь природу.
-Быть дружными, не бросать друзей в беде.
-Быть добрыми, понимать других людей.
-Соблюдать правила безопасного поведения.
На стихи Л. Огурцовой написано много песен. Мы хотим наше путешествие закончить песней «Волшебная страна» (слова Л. Огурцовой музыка Ангелины Карпенко)
Список используемой литературы: Крымские писатели – детям : мини-хрестоматия / ГБУК РК «Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н. Орлова» ; сост.: О. В. Чернецкая, А. И. Олейникова, Л. П. Бушуева. – Симферополь, 2015. – 97 с.
Источники интернета:
https://lidaogurcova.wordpress.com/сказки/
https://lidaogurcova.wordpress.com/сказки/морские-приключения-туфельки/https://lidaogurcova.wordpress.com/творческая-биография/
https://lidaogurcova.wordpress.com/стихи-о-крыме-для-детей/
https://allforchildren.ru/poetry/safety003.php
allforchildren.ru/songs/kid79.php
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»