Троица (праздник русской березки) Сценарий фольклорного праздника (для детей старших и подготовительных групп)
Воспитывать уважительное отношение к национальному наследию.
Развивать эмоциональную сферу личности, творческую фантазию
и воображение, ассоциативное мышление.
Содействовать возникновению взаимоуважения, взаимовыручки.
Троица (праздник русской березки)
Сценарий фольклорного праздника
(для детей старших и подготовительных групп)
Составитель: музыкальный руководитель Елхова Ольга Михайловна
Цель: приобщить детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх).
Задачи:
-
Воспитывать уважительное отношение к национальному наследию.
-
Развивать эмоциональную сферу личности, творческую фантазию
и воображение, ассоциативное мышление.
-
Содействовать возникновению взаимоуважения, взаимовыручки.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, 1стол, ленточки для танца, лапти, красные сапожки, дудочка, шапочка ворона.
Действующие лица: ведущие в русских сарафанах и костюмах березок.
Главные персонажи: Березка, Лешачок, Заря (ребенок
подготовительной группы).
Ход праздника:
По лучикам, нарисованным на асфальте, дети проходят небольшими группами и образуют два концентрических круга, символизирующих диск солнца.
(Звучит музыкальное сопровождение: русская-народная мелодия по выбору
музыкального руководителя).
Вед.1 «И не в некотором это было царстве, и не в некотором государстве, а в нашем было царстве-государстве. Жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна-красна пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. А праздник этот – Святая Троица - праздник русской березки».
Вед.2 «Этот праздник – непростой, Троицей зовется он, Березонькой густой в душах отзовется. Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать всем можно».
Вед.1 «Да, любят на Руси березу. Не зря Россию называют березовым краем».
1реб.ст.гр. «Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчике!»
2реб.ст.гр. «С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную,
Березку ненаглядную».
Вед.2 «Станем же, девицы, в круг, песню споем, хоровод заведем, кудрявую березку нарядим».
ХОРОВОД «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА»
(см. приложение №1)
( раздается стук по дереву )
Вед.1 «Ой, что за стук? Не дятел ли это стучит?» Звучит музыкальное сопровождение ( входит старичок-Лешачок ).
Лешачок: « Это я, старичок-Лешачок. Здравствуйте, ребята!(идет к березе, любуется ей) Ай, да березка, ай, да красавица! Молодцы, ребята! Давно я не видел хороводов на поляне, скучно стало в лесу. У вас так весело, что и мне захотелось с вами поиграть, уважьте меня, старичка, поиграйте со мной!»
ИГРА «РАЗБЕГИШИ» ( Гори, гори ясно )
(см. приложение №2)
Лешачок: «Ну вот, я с вами наигрался. А позову-ка я сюда внучку свою, пусть тоже на березку полюбуется, да с ребятами позабавится».
( Лешачок играет на дудочке. Под музыку входит девица в красном сарафане; в руках у нее волшебный сундучок).
Заря: «Здравствуйте, ребята! Я – Заря-Заряница, красная девица!»
Лешачок: « Это внучка моя – Зоренька!»
( Заря обходит вокруг березки, любуется ею.)
Лешачок: « А какая она у меня затейница! Сколько игр знает, да потешек!»
Заря: «А вы, ребятки, умеете отгадывать загадки? (ответ детей)
Сейчас я проверю» ( достает открытку с загадками из волшебного сундучка).
1. Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю: «Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я … ( ЛЕТО)
2. Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?
Внимание, внимание! Слушайте задание!
Любит подберезовик лес какой?.... ( БЕРЕЗОВЫЙ)
3. Что за дерево такое: клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой … ( БЕРЕЗА)
Заря: « Правильно, молодцы! Вижу, умеете вы загадки отгадывать».
Вед.2 « Заря-Заряница, а хочешь мы тебя научим играть в нашу любимую игру, которая «Ворон» называется?»
ИГРА «ВОРОН»
( дети стоят по кругу. Заранее выбирается ребенок, изображающий ворона. Он стоит в кругу со всеми детьми).
Дети: « Ой, ребята, та-ра-ра! ( идут к центру дробным шагом) На горе стоит гора.
А на той горе дубок, ( идут обратно, оставляя в центре ворона) А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, (выставляют поочередно ногу на пятку) В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, ( выставляют поочередно ногу на пятку) Он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,( все хлопают, а ворон пляшет ) Труба ладная, песня складная!»
Ворон: « Вот я дудочку достану и играть на ней я стану».
Дети: « Ворон, ворон, воронок, красный шитый сапожок. Ты нам дудочку отдай, вместе с нами поиграй!»
( с окончанием песни ворон выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон оббегает круг, дотрагивается до кого-нибудь, а сам становится в общий круг. С повторением песни, осаленный выходит в круг – он становится вороном. Ворон не должен выдавать себя)
ИГРА «ЛАПТИ»
(см. приложение №3)
Заря: «А теперь давайте поиграем в мою любимую игру. Эта русская народная игра так и называется «Заря-Заряница».
ИГРА «ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА»
Лешачок: « Внученька и я с вами!» ( ведет Зарю за руку )
Дети (стоят по кругу): «Заря-Заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Кольца завитые – за водой пошла».
( с последними словами водящий – Заря осторожно кладет руки на плечи одному из игроков. После этого игрок убегает от Зари по кругу. Заря его ловит и если поймает – игрок становится «Зарей».)
Заря: «Вижу играть вы умеете! А знаете ли вы потешки?»
Вед.1 « Конечно, вот послушайте их!»
ПОТЕШКИ
1Реб. Заяц, заяц, чем ты занят? 2Реб. Кочерыжку разгрызаю! А чему ты, заяц, рад? Рад, что зубы не болят
3Реб. Филя, есть хочешь? 4Реб. Да нет, батюшка, я перекусил! А чем перекусил? Да съел кусок пирога, Горшок сметаны И решето калачей!
5Реб. Федул, что губы надул? 6Реб. Да кафтан прожег! Зачинить можно! Да иглы нет! А велика ли дыра? Да один ворот остался!
7Реб. Фома, а Фома? 8Реб. Что, Ерема? Скажи моей лошади тпру-у-у! А ты, что же? Да у меня кусок во рту! Да ты его в шапку положи! Да не влезет!
9Реб. Федя – медя съел медведя, утром рано съел барана, На закуску съел лягушку, съел 15 поросят, только хвостики висят! 10Реб. Ах ты, совушка-сова, ты – большая голова, Ты на дереве сидела, головою ты вертела, Во траву свалилася, в яму покатилася!
11Реб. Солнышко, солнышко, выгляни в оконышко, Там твои детки кушают конфетки, а тебе не дают, всем ребяткам
раздают!
12Реб. Солнышко-ведрышко, прикатись к нам на проталинку, Прикатись к нам на приваленку, сядь на кочку, на пенек, Погости у нас денек!
Вед.2 «Солнышко пригрело, соловушки свистят. Сейчас идет русальная неделя. Русалки из воды выходят, прохожих заманивают. В тихие вечера, да в лунные ночи, выходили они из-под озерных коряг и хоронились в деревьях, а с восходом солнца водили они хороводы, пели песни, качались на березовых ветках, заманивали в лес красотой своей да голосом добрых молодцев. Ну, что, испугались?! ( Нет!) Тогда порадуйте нас веселым танцем»
(Танец по усмотрению музыкального руководителя)
Лешачок: «Ну, ребятки, порадовали вы нас, позабавили, а теперь я вам загадку загадаю, и послушаю отгадку.
-
«В белом сарафане, встала на поляне, летели синицы, сели на косицы». ( БЕРЕЗЫ)
- Правильно! Тише, тише, тишина, кто-то к нам спешит сюда. Это березка к нам идет и веселье всем несет!
( Звучит музыкальное сопровождение, входит Березка)
Березка: « Это я, березка, в белом сарафане,
хочется мне, дети, веселиться с вами.
С праздником вас, дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!»
Вед.1 « Милости просим к нам, березка белая, березка кудрявая. А наши ребята ждали тебя и хотят своими стихами, да песнями порадовать».
13Реб. «Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая, Под тобой, березонька, все не мак цветет, Все не мак цветет, не огонь горит,
Красны девицы в хороводе стоят,
Про тебя, березонька, все песни поют».
ПОПЕВКА ( на 3-х звуках )
Березонька, веселенькая, Кудрявенькая, зелененькая, Завивайся-ка, да во весь-то год,
Нам веселым быть, да во весь то год!» (выходят девочки подг.гр., подходят к Березке, кланяются )
Девочки: « Радуйся, березка, радуйся зеленая! К тебе девицы идут, пироги несут, лепешки, яичницу!»
(Танец с ленточками по усмотрению музыкального руководителя)
Березка: «Спасибо вам, порадовали меня, а теперь моя очередь. Играть любите?» ( Да!)
ИГРА «РУЧЕЕК» ( подг. гр.)
(см. приложение №4)
ИГРА «СОРОКОНОЖКА» ( ст. гр.)
(см. приложение №5)
Вед.2 «Ну что, Березонька, умеют наши ребята играть? ( Да!) Березонька скрипела, добрых гостей созывала…»
Березонька: «Приходите, детки, ко мне гулять, меня, белую березу украшать!»
Вед.2 «Обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться!»
14 Реб. «Одарю березку алой ленточкой, да переленточкой, А еще – шелковым платком, да лазоревым венком!»
Березонька: « Девицы, подружки мои милые, становитесь в круг скорее, Будем березку украшать, лентами атласными повязывать!»
(все взрослые персонажи и девочки украшают ленточками дерево-березку, звучат русские-народные мелодии по усмотрению музыкального руководителя)
Вед.1 «Закончить наш веселый праздник я предлагаю песней о России».
15Реб. «Нет лучше и милей России, и лучше наших песен нет! Тебе поем, что всех красивей, тебе несем мы свой привет!»
16Реб. «Тебе, Россия, мы танцуем, ведем свой вечный хоровод, Тебя от всей души мы любим, и прославляем наш народ!»
ПЕСНЯ О РОССИИ (муз. Струве)
(см. приложение №6)
Вед.2 «Давайте поклонимся березке, попрощаемся с ней».
Дети: «Завивайся ты, береза, завивайся ты, кудрявая. Мы к тебе пришли со яичками, со куличиками, Яички-то красные, куличи-то съедобные!»
( угощение расставляют вокруг Березки и под музыку угощаются.)
Березка: « А теперь, скажу вам я, что прощаться нам пора».
Заря: «Праздник веселый удался на славу, мы думаем, всем он пришелся по нраву!»
Лешачок: « Прощайте, прощайте, все счастливы будьте! Здоровы, послушны и нас не забудьте!» ( все персонажи уходят)
Вед.1 «Ну вот, и закончился первый летний, девичий праздник. А теперь мелки возьмите и на асфальте нарисуйте Что для счастья нужно… Пусть в рисунках ваших будут: счастье, солнце, дружба!»
РИСОВАНИЕ МЕЛКАМИ НА АСФАЛЬТЕ
(Звучат песни летней тематики по усмотрению музыкального руководителя)
Приложение №1 Хоровод «Во поле береза стояла»
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли люли стояла
Люли люли стояла
Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Люли люли заломати
Люли люли заломати
Я ж пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли люли заломаю
Люли люли заломаю
Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них я три гудочка
Люли люли три гудочка
Люли люли три гудочка
Четвертую балалайку
Четвертую балалайку
Люли люли балалайку
Люли люли балалайку
Пойду на новые на сени
Стану в балалаечку играти
Люли люли играти
Люли люли играти
Приложение №2 игра «Разбегиши» (гори ясно)
Популярный вариант игры в горелки. Только играющие стоят не строем (колодцем), а кругом, хороводом, повернувшись лицом в сторону от центра. Все стоят с опущенными руками, только один, ведущий, держит платок на вытянутой руке. Из хоровода выходят два игрока, которые либо сами изъявили желание побегать, либо на них указали считалки. Они от ведущего должны бежать в разные стороны, снаружи хороводного кольца. Командой к бегу служит начало песни:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Взгляни на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Песня звучит, игроки бегут. Кто первый возьмет платочек, тот победитель. Он встает в строй, передавая платочек игроку, место которого заступает. Тот идет с платочком к ведущему, возле которого уже стоит побежденный бегун: ему снова бежать, соревноваться в быстроте с игроком, которого выбрал победитель.
Приложение №3 игра «Лапти»
Во деревне то было, в Ольховке,
Во деревне то было, в Ольховке,
Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои,
Лапти да лапти, да лапти вы мои,
Лапти лыковые, вы ходите, ходите.
Батька лыка надерёт,
Лапти новые сплетёт.
Э-гей!
Приложение №4 игра «Ручеек»
Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать побольше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.
Приложение №5 игра «Сороконожка»
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Ведущий руководит действиями «сороконожки»: сначала просто двигаться по прямой, затем двигаться змейкой, преодолевать заранее созданные препятствия . Главная задача в этой веселой детской подвижной игре – сохранить целостность, не разорвать «цепь».
Приложение №6 песня «Моя Россия»
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Список используемой литературы:
-
Жаворонушки –М. Сов. Композитор, 1977г.
-
Гусельки – М. Сов. Композитор, 1987.
-
Гармошечки-говорушечки - М. Музыка, 1988г.
-
Березовая карусель –М. Дет. Литература, 1980г.
-
Я играю, мы играем. Праздники в детском саду –М. Росмэн, 2000г.
-
Календарно-обрядовая поэзия русского народа –Владимирская школа, 1994г.
-
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду.
Конспекты занятий и сценарии праздников – Владимир, 1995г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС