Организация психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с комплексными нарушениями и сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении.
Организация психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с комплексными нарушениями и сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении.
Пояснительная записка.
В настоящее время система психологической помощи предусматривает реализацию комплексного, интегративного подхода к развитию и обучению детей с нарушениями и отклонениями в развитии.
В процессе психологической коррекции детей со сложным нарушениями развития необходимо учитывать комплексность нарушений, степень тяжести и сложность структуры дефекта, выраженность обусловленных заболеванием изменений эмоционально-волевой сферы, интеллекта, а также сохранные функции психики.
Для того, чтобы психологическая коррекция, как часть общей системы помощи детям, была эффективной, проводится весь необходимый комплекс сбора информации о состоянии детей (изучение карты развития, психологическая диагностика, беседа с родителями и др.). По результатам данной работы составляется индивидуальный путь развития ребенка, намечаются цели и задачи групповой работы.
Разрабатываемая модель психологической коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми, имеющие сложные дефекты, в основе которых лежат проблемы опорно-двигательного аппарата, методически обоснована идеями Шипицыной Л.М., Мамайчук И.И., Мастюковой Е.М., Даниловой Л.А., Чистяковойй М.И. и др.
Исходя из особенностей детей, мы поставили задачу максимально способствовать их социализации. При проведении занятий стараемся придерживаться следующих принципов коррекционно-психологической работы с детьми.
-
Комплексный характер коррекционно-психологической работы.
-
Деятельностный принцип.
-
Принцип единства диагностики и коррекции.
-
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, воспитателями в группе детского сада.
Планируя весь комплекс психологической работы (диагностика, коррекция познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер развития ребенка и др.), считаем, что эмоциональная сфера ребенка требует особого внимания и организуем целенаправленную деятельность по ее развитию.
Организационные формы работы: индивидуальные, подгрупповые и групповые.
На занятиях используются следующие методические средства:
-
Психогимнастические игры
-
Ролевые игры
-
Коммуникативные игры
-
Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Структура комплекса психогимнастики.
На занятиях дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.
Занятия состоят из 4 фаз (по Чистяковой М.И.)
1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Усвоение основных эмоций (радость, горе, гнев, презрение, страх, удивление, отвращение, интерес и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств 9гордость, застенчивость, уверенность и др.). дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт (например, жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются самим себе – «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным. Между 3 и 4 фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (фон).
Структура занятий:
-
Разминка.
-
Гимнастика
-
Эмоции
-
Общение
-
Поведение
-
Завершение
1.Разминка.
Задачи: сбросить интенсивность психического и физического напряжения, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
Содержание: упражнения – игры на внимание.
Например: «что изменилось в комнате?», «Угадай, кто позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче пожал руку?», «У кого белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный, шумный».
Время разминки 5-6 минут.
2.Гимнастика.
Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.
Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью психолога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам. На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая по своему, как могут. Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможна, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо.
3.Эмоции. В сюжет каждого занятия обязательно включают 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.
Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой. Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций, фиксируя внимания на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций.
Формы упражнений: пантомимические загадки, игры.
Список эмоций, оттенков, состояний, используемых в упражнениях:
Интерес-внимательность; радость-удивление; удивление-восхищение-изумление; горе-отчаяние-страдание; гнев-злость-зависть; обида-досада; страх-испуг.
4.Общение.
Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.
В упражнения включают обмен ролями партнёров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.
В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства. А так же понимать чувства, эмоции, действия отношения других детей, учить сопереживать. Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние бартеры общения в реальной жизни. В тренинге учувствуют обязательно все дети.
5. Поведение.
Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
Задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.
Источник сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы.
6.Завершение.
Цель: закрепление положительного эффекта, улучшение самочувствия и настроения.
Содержание: хорошее пение, скандирование веселых стихов.
Цикл индивидуальных коррекционно - развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка
№ п/п |
занятие |
оборудование |
1 |
Ознакомление с эмоциями |
Карточки с изображением лица в разных эмоциональных состояниях. Зеркало. |
2 |
Радость, грусть |
Магнитофон с записью веселой и грустной музыки, лист бумаги А4, цветные карандаши |
3 |
Радость, грусть |
Карточки с изображением грустного и радостного гномов. |
4 |
Воздушные шарики |
|
5 |
Злость |
Зеркало, карточка с изображением злящегося мальчика |
6 |
Злость |
Лист бумаги А4, цветные карандаши |
7 |
Страх |
Зеркало, карточка с изображением злящегося мальчика |
8 |
Страх |
Лист бумаги, цветные карандаши |
9 |
Эмоции |
Карточки с изображением различных эмоций |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»