Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по теме:" Глагол. Работа над ошибками"
Форма урока: урок - путешествие по ошибкам. Задачи урока: Актуализировать знания учащихся о части речи глагол.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Кумылженская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Знаменского А. Д.
Кумылженского района Волгоградской области
Урок по русскому языку в 4 классе на тему:
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме:
Глагол. Работа над ошибками
Форма: урок-путешествие по ошибкам
Подготовила: Головчак Ирина Ивановна
Урок 119
Тема: «Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме: Глагол. Работа над ошибками».
Цель урока: Мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях по теме: «Глагол», которые обнаружились при проведении контрольной работы; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.
Задачи урока «Работа над ошибками»:
Актуализировать знания учащихся о части речи глагол.
В практической деятельности помочь использовать имеющиеся знания о правописании глагола.
Разобрать, проработать погрешности, допущенные в контрольной работе.
Формировать умение систематизировать и обобщать, закреплять и проводить анализ по данной теме.
Научить правильно относиться к ошибке, умело и грамотно ее использовать.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: умеют определять познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебных пособий.
Регулятивные: планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи.
Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.
Оборудование урока: Русский язык. Тетрадь для контрольных работ. 4 класса / Романова В.Ю., Петленко Л.В.- М. : Вентана-Граф, 2014. Учебная презентация, интерактивная доска, тетради для правил по русскому языку, карточки для самостоятельной работы.
I. Организационный момент.
- Сейчас урок русского языка.
- Чем важны для нас уроки русского языка?
- Мы учимся правильно говорить и писать.
- Продолжите мое предложение: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то………(сможем писать без ошибок, интересно рассказывать, лучше понимать прочитанное, правильно говорить, лучше понимать друг друга).
- Я с вами согласна, потому что русский человек должен изучать русский язык, потому что это родной язык, первый язык, который мы начинаем познавать с детства.
- Чем мы занимались на прошлом уроке?
- Писали контрольную работу по теме: «Глагол»
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (- Работать над ошибками).
II. Актуализация.
1. Результаты контрольной работы.
Ознакомление с оценками.
Самыми лучшими, отличными работами можно считать работы учеников…
- Вот так можно написать контрольную работу, если внимательно, старательно работать на каждом уроке русского языка.
- Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.
III. Мотивация.
– А теперь, ребята, представьте свое будущее. Вы работаете директором какого-то предприятия, фирмы, учителем, врачом.
- Будут ли уважать человека, который пишет неграмотно или неграмотно строит свою речь?
- Чем будем заниматься на уроке сегодня?
- Какие цели себе поставим?
- Важно, ребята, вчитываться в задания, чтобы понимать, что от нас требуют авторы заданий, над этим мы сейчас и будем работать. Итак, начнем работу над ошибками.
IV. Работа над ошибками.
- Мы не просто будем выполнять работу над ошибками, а отправимся в путешествие по исправлению своих ошибок. Нам будет нелегко, так как придется преодолеть и темный лес, и отправиться в морское путешествие, где нам встретятся рифы и настоящие пираты, переплыть реку, совершить подъем по горе, чтобы оказаться на острове «Глагол». Вы готовы?
- Работать будем по группам:
А) 1-я группа пустится в свободное правило, так как получили «5». (Работает в тетради для контрольных работ на страницах с. 48 -49, выполняя № 1, 2, 3, 4.)
Б) 2-я группа отправится исправлять свои ошибки. Это ребята, которые получили «4», «3» и «2».
А) Первое испытание «Темный лес».
Работа над ошибками, допущенными в задании № 1.
- Чтобы пройти темный лес, надо ответить на вопросы:
- О какой части речи идёт речь?
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает, расскажет.
Чертит, пишет или поёт,
Вышивает или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …
- Найдите в стихотворении главное слово. (Глагол.)
- Почему я прочитала вам стихотворение о глаголе?
- Чем является глагол в русском языке? (Частью речи.)
- Что обозначают глаголы? (Обозначают действия предметов.)
- Почему не смогли объединить глаголы в группы по значению?
- Что надо было вспомнить, чтобы выполнить это задание?
- Какого вида бывают глаголы?
- Запишите глаголы по группам по значению:
1) начало действия
2) окончание действия
3) неполное действие.
Глаголы — запеть, приоткрыть, побежать, допеть, отцвести, полететь, привстать, отшуметь, дочитать, приболеть.
Проверка:
1) начало действия: запеть, побежать, полететь.
2) окончание действия: допеть, отцвести, отшуметь, дочитать.
3) неполное действие: приоткрыть, привстать, приболеть.
Б) Второе испытание «Осторожно, рифы»!
Работа над ошибками, допущенными в задании № 2.
- Почему не подчеркнули глагол, как член предложения?
- Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
- Каким членом предложения бывает глагол?
- Как подчеркивается?
- Почему не определили время глагола? Что надо знать, чтобы определить время глагола?
- Вспомните правило.
- Почему не смогли определить лицо глагола?
- Как надо поступить? Какое правило вспомнить?
Работа над ошибками, допущенными в задании № 3.
1 вариант
- Почему не смогли образовать формы настоящего, прошедшего и будущего времени?
- Что для этого надо было сделать?
2 вариант.
- Внимательно прочитайте задание. Там была подсказка.
- Надо запомнить!
В) Третье испытание «Переплыть реку».
Работа над ошибками, допущенными в задании № 4.
- Почему не смогли в каждой группе подчеркнуть глагол в форме прошедшего времени ед.ч, м.р.? или глаголы в форме настоящего времени 2 –го лица, ед. ч.?
Г) Четвертое испытание «Встреча с пиратами».
Работа над ошибками, допущенными в задании № 5.
- Почему не смогли распространить предложения или составить словосочетания?
Д) Пятое испытание «Восхождение на остров «Глагол»» (Обобщение знаний о глаголе. Выполнение теста).
Карточка №1
«Незаконченное предложение»
- Прочитайте и допишите нужное слово.
1. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Называется………………………….
2. Глагол имеет начальную форму. Она называется…………….
3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы……….
4. Глаголы прошедшего времени изменяются по……….
5. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ………..
6. Частица не с глаголами пишется…………….
7. У глаголов не бывает …….
8. На конце глаголов настоящего и будущего времени ед. ч. 2 лица пишется………..
9. В предложении глагол является ………………….
10. Спряжение это изменение глагола по……………и ………….
Самооценка. Оцените сами свои знания после заполнения ответов на вопросы, поставив: «+» это я знаю
«-» я не знаю
«?» это я забыл
V. Работа в паре.
- Поменяйтесь карточками и оцените уровень своих знаний отметкой.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 -2 ошибки
«3» -3 -4 ошибки
« 2» - более 5 ошибок
Взаимопроверка.
VI. Итог урока.
Самооценка.
Выставление оценок.
- Чему учились мы на этом уроке?
- Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками, повторили знания о глаголе, как части речи.
- Оцените свои знания по теме «Глагол» по «Лесенке успеха»
- Что ещё нам надо повторить о глаголе? (Спряжение, морфологический разбор)
- Для чего мы должны изучать такую часть речи, как глагол?
- Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО