Урок литературного чтения во 2 классе. Н. И. Сладков «Жалейкин и пруд» : «Всякое дело с умом делать надо».
2. Формировать навыки выразительного, правильного и беглого чтения учащихся.
3.Развивать возможность давать дифференцированную оценку результату своей деятельности.
Воспитание интереса к чтению, любви к природе и природе родного края, города.
-
КГБОУ «Железногорская общеобразовательная школа-интернат»
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: Н. И. Сладков «Жалейкин и пруд»
«Всякое дело с умом делать надо»
Урок составила учитель начальных классов
Потолицына Раиса Матвеевна
2014 – 2015 учебный год
Г. Железногорск
Цели урока: 1.Познакомить с рассказом Н. Сладкова «Жалейкин и пруд»
2. Формировать навыки выразительного, правильного и беглого чтения учащихся.
3.Развивать возможность давать дифференцированную оценку результату своей деятельности.
Задачи: I. Образовательные: 1. Учить отвечать полным ответом на вопросы учителя по содержанию произведения, умению правильно и грамотно строить свои высказывания, свои мысли.
2. Формировать навыки осмысленного чтения, умения самостоятельно находить верные интонации, логические ударения, выдерживая соответствующий темп и ритм.
3. Упражнять в соблюдении грамматической паузы на знаках препинания.
4.Учить ребят плавному и сознательному чтению, способствуя восприятию и усвоению содержания данного произведения.
II. Коррекционные: 1. Развивать связную речь обучающихся, обогащать словарный запас новыми словами (склянки, хлам, ржавчина, лески, неряхи).
2. Продолжать работу над переключаемостью внимания.
3. Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся.
4.Коррекция логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
5.Развивать смекалку, мышление, артистизм;
III. Воспитательные:
1. Воспитание интереса к чтению, любви к природе и природе родного края, города.
VI. Здоровьесберегающие: 1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей в образовательном процессе посредством использования здоровьесберегающие технологии: создавать ситуации успеха на уроке и благоприятный эмоциональный настрой;
чередование видов деятельности; смена динамических пауз.
Оборудование:
Учебник для 2 класса, автор - составитель С.Ю. Ильина,
раздаточный материал: смайлики у каждого ученика на столе;
иллюстрации феи, стражника, совы, речки, оврага; иллюстрация Жалейкина.
Словарные слова, пословица в печатном виде, которую должны найти ребята в произведении - всё это закрыто на доске.
Компьютер, коробка с книжками автора Н.И. Сладкова, портреты Н.И. Сладкова и Агнии Барто, коробочка с «письмом».
Ход урока.
Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Прямо на уроке мы совершим путешествие в сказочную страну «Читалия», но сначала поприветствуем наших гостей.
II. Психологический настрой.
- Какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите мне смайлики. Они у вас у каждого на столе. У всех хорошее настроение? Молодцы!
- Ребята, я знаю, что в стране «Читалия» есть необычный « клад» и мы этот «клад» должны найти. Попасть в эту страну поможет нам фея со своей волшебной палочкой (на доске открываю иллюстрацию феи), а дорогу будет нам подсказывать Сова - мудрая голова (Показываю иллюстрацию совы).
III. Логопедическая минутка.
1.часики
2.молоточек
3.лошадки
4.вытягивание губ при вдохе «пьём воду»
5.надуваем воздушный шарик
(Хором произносят)
6.Мы подуем высоко,
Мы подуем низко,
Мы подуем далеко,
Мы подуем близко.
Сейчас закройте глаза и слушаем музыку.
(Звучит красивая музыка)
-Представьте красивое летнее утро. Ярко светит солнце. Слышны голоса птиц. Дует тёплый ветерок. Чувствуется приятный аромат цветов. На лице у всех улыбка и солнечный свет. Нам хорошо и спокойно.
- Откройте глаза. Вот мы попали в страну «Читалия». Какая-то волшебная коробочка. Посмотрим, что лежит в этой коробочке. Письмо. Что же в ней написано? Непонятно, но там указано место, где мы найдём «клад». Чтобы до него добраться, нам придётся пройти через лес, реку, овраг.
Появляется волшебная птица СОВА. Она нам подсказывает, что впереди нас ждёт лес. Там много кочек, веток, пенёчков. Только бы не запнуться и не упасть. Когда будем передвигаться, друг другу помогаем, поддерживаем во всём. Итак, двигаемся дальше
(на доске появляется иллюстрация леса, оврага).
IV. Повторение домашнего задания.
-Посмотрите, перед нами город «Повторялкино». Как вы думаете, что мы в этом городе будем делать?
(Повторять то, что изучили на прошлом уроке). Правильно!
Жители этого города оставили нам слова: (Буду, хорошо, делать, не, и, плохо, буду).
-Чтобы войти в этот город нам нужно составить предложение из этих слов. Два ученика составляют предложение: «Буду делать хорошо и не буду плохо».
- Почему они нам оставили это предложение? Где вы слышали его?
(Так называется раздел, по которому мы работаем).
-Ворота города открылись, и кто же нас встречает? (На портрете Агния Барто).
Кто она такая? Какое произведение Агнии Барто читали на прошлом уроке? («Рыцари»)
Давайте послушаем несколько человек (читают произведение 3 ученика)
Молодцы!
Ребята, почему автор именно так назвал это произведение?
Кого называют рыцарями?
Можно ли назвать героев этого произведения рыцарями? Почему?
Вы порадовали Агнию Барто!
V. Изучение нового материала.
-Мы продолжаем наш путь.
-Жители, какого города нас будут встречать?
Узнаем, когда переплывём реку. (На доске открываю иллюстрацию речки)
Физминутка
К речке быстрой мы
спустились.
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Город «Узнавалкино» Что мы будем делать в этот городе? (Узнавать что-то новое). В этот город мы не можем попасть. У ворот города стоит стражник (на доске появляется иллюстрация стражника). Он сказал, что мы должны отгадать, кто в этом городе живёт и передаёт коробку. Она должна помочь нам. Давайте мы её откроем. (В коробке разные книжки, а автор всех этих книг Н.И. Сладков)
( дети читают названия книг и автора) На доске вывешивается портрет Николая Ивановича Сладкова.
А). Вступительная беседа
Н. И. Сладков родился в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде. Неподалёку от его дома было много старых лесопарков. Он любил бродить среди старых деревьев, прислушиваться к пению птиц. И каждый раз для себя открывал, что-то новое. Со 2 класса уже начал вести дневник наблюдений, где он записывал о своих открытиях, наблюдениях. Постепенно в дневнике стали дополнять истории из жизни лесных обитателей.
Вот сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Н.И. Сладкова «Жалейкин и пруд». В этом рассказе автор рассказывает об одном обыкновенном мальчике. Он хотел сделать доброе дело, а получилось наоборот (на доске иллюстрация Жалейкина)
Б). Чтение рассказа учителем.
В). Словарная работа (неряха, пруд, склянки, хлам, леска, ржавчина)
Г). Чтение обучающимися.
Д). Ответы на вопросы.
-Что увидел Жалейкин на пруду?
- Как он решил навести порядок?
- Что случилось с купальщиками?
-Помог ли Жалейкин рыболовам?
- Почему рыбы стали задыхаться?
-Как бы вы поступили на месте Жалейкина?
Ребята, в нашем городе тоже есть водоём, наше городское озеро. Скоро настанет весна. Начнёт оттаивать снег, растает он. На берегу нашего озера мы увидим много хлама, ненужного мусора.
-Кто кидает этот мусор? Как называет их Н.Сладков? (неряхи)
Как они выглядят? (на доске показываю иллюстрацию мальчика - неряхи)
Можно кидать разный мусор? Нет. Почему?
Правильно! Мы должны беречь природу и всё, что нас окружает.
VI. Итак, мы в городе «Закреплялкино»
Закрепление пройденного учебного материала
1. Чтение произведения по частям, озаглавливание их.
а). Жалейкин увидел беспорядок на пруду
б). Жалейкин навёл порядок
в). Бесполезный труд
г). Всякое дело с умом делать надо
2. Пересказ произведения обучающимися по этому плану, который мы составили. (План заранее написан на доске, он был закрыт)
-В каком городе мы были? Что мы там делали? Итак, мы в городе «Закреплялкино»
Ребята, жители этого городка оставили нам записку, где написано (читает 1 ученик).
« Клад, что вы искали, у вас в классе, но для этого нужно ещё раз вам всем внимательно прочитать произведение «Жалейкин и пруд», найти очень важные слова, которые учат людей делать только хорошие поступки».
-Придётся возвращаться в свой любимый класс, но прежде, чем вернуться, немножко отдохнём.
Физминутка
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть
Семь, восемь - лень отбросим!
Пора нам возвращаться в класс.
Волшебница Фея поможет нам в этом.
Итак, мы в классе. Глазами ищите клад. Где вам надо его искать? (в рассказе)
Что вы нашли? Пословицу. Прочитайте.
«Всякое дело с умом делать надо»
-Где вы читали её сегодня на уроке? (в произведении)
Что она означает?
Запомните!
-Пословица-это самый ценный клад, который вы сегодня нашли на уроке. Именно пословицы и поговорки учат людей делать хорошие поступки и становиться хорошими людьми. Я надеюсь, что все запомните её и будете следовать с нею по жизни.
VII. Итог урока.
С каким произведением познакомились сегодня на уроке?
Что нового и интересного узнали?
Что было особенно интересным для вас?
VIII. Домашнее задание: научиться читать и пересказывать это произведение.
IX. Оценивание детей.
-Ребята, если вам понравилось наше путешествие и вы довольны своими ответами на уроке, то поднимите, пожалуйста, вашего улыбающегося смайлика повыше.
Все довольны! Молодцы!
Спасибо за урок!
Использованная литература.
1.С. И. Гин и И. Е. Прокопенко Пособие для учителей первых классов «Первые дни в школе» издательство ВИТА, Москва 2000
2.Р.И.Лалаева «Нарушение процесса овладения чтением у школьников»
МОСКВА, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1983
3.В помощь преподавателю начальной школы «ЧТЕНИЕ» 1 – 4 классы (тексты для проверки техники и выразительности чтения), издательство УЧИТЕЛЬ
4.Для образовательных учреждений VII - VIII видов «Современный урок в коррекционном классе», издательство УЧИТЕЛЬ, автор-составитель Т. И. Нелипенко
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Формирование и отслеживание метапредметных результатов обучающихся в начальных классах
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС НОО