Современные подходы к организации работы с родителями в ДОО
К организации работы с родителями
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Современные подходы
к организации работы
с родителями»
воспитателя
МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево
Искитимского района
Новосибирской области
Шамонаевой Ольги Александровны
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Аннотация проекта
Проект разработан воспитателем Шамонаевой О.А. и призван способствовать активному вовлечению родителей в образовательный процесс ДОО, психолого-педагогической поддержке семьи на современном этапе.
В проекте представлены результаты исследования практического опыта взаимодействия с семьей, раскрываются новые подходы в общении с родителями, освещаются основные этапы, содержание, формы и методы работы.
Данная работа включает 3 этапа.
I этап: подготовительный – в содержание входит работа по самообразованию, методическое сопровождение проекта, диагностика.
II этап: основной – в ходе которого идет реализация авторской технологии «Взаимодействие», педагогических проектов «Ребенок тоже имеет право», «Тепло отцовских рук», работа семейного клуба «Родительский дом – начало начал».
III этап: подведение итогов – итоговый мониторинг работы в рамках реализации проекта.
В совместной работе активно использовались обобщение опыта семейного воспитания, конференция, выпуск газеты, круглые столы, семинары-практикумы, акции, выставки, совместные праздники, конкурсы и многие другие формы с использованием ИКТ.
Результатом данной работы явилось повышение уровня педагогической компетентности родителей, увеличение степени вовлеченности в образовательный процесс ДОО.
Актуальность проблемы
Центральное место в формировании личности занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья – уникальный и пока единственный институт воспитания. Она призвана передавать ребенку религиозную, культурную, историческую и национальные традиции. Отсюда можно сделать вывод, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать [11].
Ни для кого не секрет, что взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо, но не всегда это получается. Одни родители полагают, что они родили, кормили, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе. Другие родители не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают такого значения, как школе [8].
Семья и детский сад – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Если ДОО способствует интеграции ребенка в социуме, семья призвана обеспечивать индивидуализацию детского развития.
Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОО. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Закономерное следствие этого – не только низкая активность, но и высокие конфликтность и безответственность [16].
Порой и сами воспитатели не готовы к активному, сознательному участию родителей своих воспитанников в образовательном процессе. В сложившейся ситуации наиболее целесообразно способствовать установлению тесных и неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями [13].
Разработка и реализация профессионального педагогического проекта обусловлены изменением требований к подготовке выпускников детского сада. Проект дал мне возможность решить выявленные проблемы, т.е. создать комплекс современных условий для тесного взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.
Таким образом, реализация проекта будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагога и педагогической компетентности родителей детей, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждений.
Участники проекта:
* Педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Длительность проекта: 3 года.
Основные формы реализации проекта:
* Семейные клубы.
* Семейные досуги.
* Газета для родителей.
* Семейные презентации
* Круглый стол
* Семейные стенгазеты
* Семейная родословная
* Семейные спортивные встречи и др.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:
Если правильно организовать взаимодействие семьи и педагогов группы, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта: создать эффективные механизмы конструктивного партнерства с семьей через активное участие в воспитательно-образовательном процессе.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
Привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
-
Способствовать повышению педагогической грамотности родителей и их активному включению в деятельность ДОУ через проектную деятельность.
-
Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
-
Внедрить в педагогическую практику оптимальные формы взаимодействия с родителями, используя ИКТ.
Ожидаемый результат:
* Будут найдены новые результативные подходы к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка.
* Будет достигнута преемственность в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, обучения и воспитания, организации досуга.
*Появление в семье общих интересов, увлечений как для взрослых, так и для детей.
*Отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка.
Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги-единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы группы с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: "Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. Назрела пора создать новое взаимодействие ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках взаимодействия:
- Открытость детского сада для семьи.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Проект реализуется в три этапа.
I этап – Подготовительный
Сроки |
Содержание работы |
Ответственные |
В течение всего времени |
Самообразование:
|
Воспитатель Шамонаева О.А. |
|
Методическое сопровождение проекта:
|
Воспитатель Шамонаева О.А. |
|
Диагностика:
|
Воспитатель Шамонаева О.А. |
II этап – Основной
В ходе основного этапа идет реализация авторской технологии «Взаимодействие».
Сроки |
Содержание работы |
Ответственные |
Сентябрь Октябрь Ноябрь В теч.года Март Апрель Ноябрь Май Май |
Реализация педагогического проекта «Ребенок тоже имеет право»:
- Выступление «Защита прав и достоинства маленького ребенка» (с участием общественного инспектора по охране прав детства из администрации р. п. Линево). - Проведение мониторинга среди родителей на эффективность проведения данного проекта.
- Совместный проект родителей и детей «Изучаем свои права»:
*подведение итогов проекта; *поздравления, награждения активных участников проекта.
|
Воспитатели Воспитатели Шамонаева О.А. |
Март Март Апрель В теч. всего проекта Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь |
Реализация педагогического проекта «Тепло отцовских рук»:
|
Воспитатели |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Май Май |
Организация работы семейного клуба «Родительский дом – начало начал»:
|
Воспитатели |
III этап. Подведение итогов
Сроки |
Содержание работы |
Ответственные |
|
|
Воспитатель Шамонаева О.А. |
Описание опыта работы
Для системного подхода работы с родителями мною разработана авторская технология «Взаимодействие». Технология получила положительную рецензию преподавателя кафедры теории и методики дошкольного образования НИПК и ПРО Дружининой Н.В. В основу профессионального педагогического проекта легла авторская технология, которая позволила использовать разные формы взаимодействия с родителями, наполнить их актуальным содержанием и преподносить их так, чтобы они захотели ими воспользоваться.
Прежде чем выстраивать работу, я поставила цель, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Поэтому проводила работу дифференцированно, объединив мам и пап, в подгруппы. На данном этапе мне помогло анкетирование, в результате которого, я познакомилась с семьями воспитанников поближе. В основу этого союза, по моему мнению, положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Так анализ работы в данном направлении показал, активное участие родителей в деятельность ДОУ: в начале проекта 36% родителей являлись наблюдателями, 32% заказчиками, а только 30% активными участниками проводимых совместных мероприятий между детским садом и семьей. В завершении проекта картина изменилась, активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.
Ожидаемым результатом стал такой подход к работе с родителями, который позволил добиться повышения педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является: повышение уровня педагогической грамотности; расширение педагогического кругозора; решение проблем воспитания и обучения детей;
Не все родители принимают активное участие в жизни группы. И это неудивительно, ведь все мы такие разные, с разными отношением и пониманием, взглядами и эмоциями. Но моя работа, по созданию эффективных механизмов конструктивного партнерства с семьей через активное участие в воспитательно-образовательном процессе приносит свои результаты.
Перспектива:
-
Продолжать изучать новые подходы и концепции по организации работы с родителями;
-
Развивать свои профессиональные качества необходимые для работы с родителями;
-
Совместно с узкими специалистами детского сада организовать работу «Педагогической гостиной», для решения актуальных проблем, которые стоят перед родителями по воспитанию и обучению детей, а для этого разработать педагогический проект «Мы вместе».
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
-
Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2004.
-
Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1989.
-
Воспитание дошкольников в семье / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1979.
-
Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2002.
-
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
-
Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.-сост.Глебова С.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
-
Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1986.
-
Доронова Т.Н. Активные формы работы с родителями. М., 2000.
-
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М., 2001.
-
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Зеленцова С.А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка // Мат-лы науч.конференции. Челябинск, 2011.
-
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
-
Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
-
Маркова Т.А. Детский сад и семья. – М., 1986.
-
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006.
-
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
-
Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практ. пособие / Г.А.Прохорова. – М.: Айрис-пресс, 2009.
-
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М., 2004.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»