Открытый урок литературного чтения и развития речи: творческая работа по теме «Сказка»
Почему бы не попробовать написать свою сказку на основе признаков русских народных сказок? Это очень интересная и увлекательная работа для учеников начальной школы, которые большие фантазеры и выдумщики.
Открытый урок литературного чтения и развития речи:
творческая работа по теме «Сказка»
Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 44» г. Перми – Бартовой Ларисы Геннадьевны.
В действующих образовательных стандартах начального общего образования особое внимание уделяется содержательной линии «Развития речи». К тому же программный материал каждого учебного комплекса предполагает проведение уроков развития речи и написание сочинений. Работа над сочинением вырабатывает у учеников навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения. Работа над сочинением играет важную роль в развитии логического мышления учащихся, а также в развитии их фантазии и воображения. Одно дело писать сочинение по картинам, и совсем другое дело, придумывать свою собственную сказку, учитывая признаки, по которым строится русская народная сказка.
Все дети любят читать сказки. Еще А.С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки»!
В каждом учебнике литературного чтения есть хотя бы одна русская народная сказка. Работая по этой сказке, можно вывести некие признаки (сходства) в построении сказок:
-
Борьба добра со злом, в сказке всегда побеждает добрый герой;
-
Один герой или героиня (все остальные действующие лица сказок называются персонажами). Этот герой самый младший – нелюбимый, неумный, неумелый, но добрый и сердечный;
-
Связь героя с волшебным миром, который присутствует в сказке в виде волшебных животных (Сивка- Бурка) или в виде волшебным предметов (шапка-невидимка);
-
Волшебное число «3» - управляет построением сказки. На третью ночь идет ловить коня Иванушка, три дочери было у мачехи Хаврошечки, три раза надо крикнуть, чтобы конь появился.
-
Композиция – зачин, основная часть, концовка.
Почему бы не попробовать написать свою сказку на основе данных признаков? Это очень интересная и увлекательная работа для учеников начальной школы, которые большие фантазеры и выдумщики.
Представляю вашему вниманию открытый урок литературного чтения и развития речи (2 часа) в 3 классе.
Тема: |
Творческая коллективная работа по теме «Сказка» |
Планируемый результат: |
Учиться создавать текст сказки в определенной композиционной форме. |
Предметный результаты: |
1. Обогатить словарный запас учащихся, 2. Развивать устную и письменную речь учащихся, 3. Овладевать видами речевой деятельности, правилами использования языка в построении текста сказки. |
Универсальный учебные действия: |
|
Регулятивные: |
|
Познавательные: |
|
Коммуникативные: |
|
Форма контроля: |
Письменная творческая работа (сочинение). |
Подготовительная работа: |
Чтение нескольких русских народных сказок (волшебных), например «Сивка-Бурка», «Хаврошечка». |
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в тему урока:
Давайте, ребята, учиться творить:
Читать, понимать, составлять, говорить.
Запомните все-
Без фантазий полета
Не сдвинется с места
Вся наша работа!
- Я вас заинтриговала? Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Понять тему урока вам поможет кроссворд:
|
|
|
|
1 |
С |
И |
В |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
2 |
К |
О |
Л |
О |
Б |
О |
К |
|
3 |
Щ |
У |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
З |
А |
Я |
Ц |
|
|
|
|
5 |
В |
О |
Л |
К |
|
|
|
|
|
|
К |
О |
Р |
О |
В |
А |
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
1. Как звали волшебного коня, который помогал Иванушке? У него на гриве одна шерстинка была золотая, а другая серебренная.
2. Кто убежал от бабушки, дедушки, зайца, волка и медведя?
3. Кого поймал в проруби Емеля?
4. Какой зверь был заперт в сундуке, висевшем на волшебном дубу, где хранилась смерть Кащея?
5. Кто съел коня Ивана-Царевича, когда тот поехал за Жар-птицей?
6. Кто помогал Хаврошечке делать всю непосильную работу?
2. Целеполагание:
- Кто скажет, какая тема нашего урока? (Это слово кроссворда, которое получилось по вертикали).
На сегодняшних двух уроках литературного чтения и развития речи, мы будем заниматься творчеством! Вспомните, какие творческие работы мы уже делали? (написание сочинений, изложений, сочинение собственных загадок, составление кроссвордов)
А сегодня мы все вместе будем писать сказку!
3. Постановка проблемы:
На свете миллион сказок. Есть сказки народные, а есть авторские. Некоторые сказки написаны в стихах, а некоторые в прозе. Они такие разные и непохожие друг на друга; или все-таки в сказках есть что-то общее? Вот это вам и предстоит выяснить в группах. Но прежде чем приступить к групповой работе, давайте сузим круг поиска. Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то поймете, какие сказки мы будем сегодня анализировать (русские народные сказки - волшебные). Какие русские народные сказки мы читали недавно на уроках литературного чтения?( «Сивка-Бурка», «Хаврошечка»)
Давайте на основе этих двух сказок выявим общие признаки построения русских народных сказок.
4. Групповая работа:
Дети по собственному желанию делятся на группы и в течение 5-7 минут обсуждают и записывают на листке свои признаки построения русских народных сказок. По окончанию работы, каждая группа представляет свой листок с результатом работы.
Таким образом, на доске появляется единый план построения сказки:
1. Наличие одного положительного героя.
2. Наличие волшебного помощника.
3. Борьба добра со злом.
4. Трёхкратное повторение действия, волшебное число «3».
5. Композиция: зачин, основная часть, концовка.
5. Коллективная творческая работа:
-Давайте попробуем на основе полученного плана написать коллективную сказку.
Я предлагаю начать с названия.
Кто у нас будет главный герой? (Алёша)
Кто у него будет волшебный помощник? (куница)
Соответственно, наша сказка будет называться: «Алеша-Царевич и куница».
Поговорим о событиях, которые будут происходить в сказке (женитьба на Елене-Прекрасной) .
Трехкратное повторение действий (три испытания Елены-Прекрасной)
Давайте вспомним композицию построения сказки: (зачин, основная часть, концовка).
Какими обычно словами начинаются сказки? («Жил – был», «В некотором царстве, некотором государстве»)
Как заканчиваются сказки? («И жили они долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец»)
Ну а теперь, попробуйте в группе составить текст сказки об Алеше-Царевиче и его волшебной кунице.
5. Самостоятельная работа в группах по написанию сказки.
6. Рефлексия:
-Поднимите руки те, кому нравится их сказка?
- Поднимите руки те, кто считает, что сказка получилась неинтересной!
- Какая группа хочет прочитать свою сказку? (чтение творческих работ детей)
-Пришло время подвести итог нашей работы. Выскажитесь по плану, начало каждой фразы вы видите на доске:
1. Сегодня я работал над…
2. Было трудно…
3. Мне понравилось…
4. Я понял, что…
-Я хочу поблагодарить вас за работу. Вы были активными, собранными и творческими учениками. Ну а если у кого-то из вас не получилось написать, не расстраивайтесь! Даже у великих писателей не всё сразу получалось. Вспомните слова пажа феи Золушки: «Я еще не волшебник, а только учусь». Спасибо вам за работу!
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»