Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Знакомство с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого»
Цель: формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателя Л. Н. Толстого.
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 253 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого». Подготовительная группа.
Цель: формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателя Л. Н. Толстого.
Задачи:
Прививать
любовь к чтению русской литературы на
примере произведений Л. Н. Толстого;
развивать интерес к личности
писателя.
Формировать речевую
активность, умение выражать свои мысли,
активно участвовать в обсуждении
литературных произведений; оценивать
поведение людей с позиции нравственных
норм.
Продолжить воспитывать доброе отношение ко всему живому
Развивать речь, долговременную память, внимание.
Материал: портрет Л. Н. Толстого; ПК, проектор, экран, презентация «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого», книги Л. Н. Толстого «Косточка», «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Филипок», «Рассказы о детях», «Басни и сказки»; грамзапись музыки Ф. Шопена и русской народной музыки; доска; ромашка (один из символов России) с наказами Л. Н. Толстого детям; птичка чиж в клетке; лопатка; ведерко, костюм старичка для мальчика, русские народные костюмы для девочек, играющих в инсценировках.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток о жизни Л. Н. Толстого, о Ясной Поляне, чтение произведений Л. Н. Толстого: “Девочка и грибы”, “Косточка”, “Филипок”, “Два товарища” и др.; просмотр мультфильмов по произведениям Л. Н. Толстого, театрализованная деятельность по произведениям Л. Н.Толстого, разучивание пословиц и поговорок о дружбе и Родине.
Предварительная словарная работа: «граф», « фортепиано», «гимназия», «университет», «юридические науки». Форма проведения – беседа с использованием компьютерных технологий.
Ход НОД Организационный момент. Дети и воспитатель рассматривают выставку книг Л. Н. Толстого.
Воспитатель. Скажите, ребята, кто написал все эти книги? (Ответы детей). - Правильно, все эти книги написал Л. Н. Толстой, великий русский писатель. Его произведения читают во многих странах мира. Обложка книги передаёт нам какой – то эпизод из произведения. Посмотрите на обложки книг, какие книги вам знакомы? (Ответы детей).
- В конце занятия, выполнив все задания, из лепестков собрав ромашку, один из символов России, мы познакомимся с наказами Л. Н. Толстого детям. Просмотр презентации «Знакомство с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого». Рассказ воспитателя
Воспитатель. Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза - о проницательности, широкая борода – как у доброго дедушки (слайд 1)
- Давайте познакомимся с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого: Родился писатель в имении Ясная Поляна Тульской губернии (слайд 2) - Какое название интересное! «Ясная» - что вспоминается при этом слове? (Ответы детей: солнце, тепло, ясный день, яркие краски, прозрачный воздух.)
- Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и моё отношение к ней». Отец писателя граф Николай Ильич Толстой, был участником Отечественной войны 1812 г. Матери своей Марии Николаевны Волконской, Лев не помнил, ему было полтора года, когда она умерла. Всё, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки. По матери Толстой был родственником А.С. Пушкина (слайд 3)
- В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей (слайд 4). - Маленький Лёва любил читать произведения Александра Сергеевича Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью (слайд 5).
Вопросы воспитателя
-
Где родился Толстой?
Расскажите о родителях Толстого.
-
Сколько братьев и сестёр было у Льва Николаевича?
-
Кто был любимым поэтом Толстого? (Ответы детей.)
- В семье Толстого любили театр и часто в семейном кругу сами
устраивали различные спектакли. А сейчас первое задание и первый лепесток ромашки с наказами Льва Николаевича.
Грустная девочка садится за стол рядом с клеткой (Варя Ч.), в которой находится птичка.
Воспитатель: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.
Ребенок: "Пора тебе, чиж, петь".
Воспитатель: "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".
Воспитатель: Ребята, объясните Варе, почему чиж не поет в клетке? (Дети рассуждают, что жить в клетке тесно, летать невозможно: одно мученье. Вывод: нельзя мучить птиц, животных, нужно живое все любить)
Выходит ребенок одетый как старичок (Миша Б).
Воспитатель: Старик сажал яблони (ребенок выполняет движения). Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочек".
Ребенок: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут". (Дети делают вывод: этот рассказ Л. Н. Толстого учит нас делать добро людям)
- И вы зарабатываете второй лепесток.
Воспитатель: Мы с вами будущие школьники, и сейчас вспомним еще один рассказ Л. Н. Толстого.
- Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа.
Ребенок (Эмилия Г.): - Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б - Бе. Смотри, помни! (Дети делают вывод: надо учиться).
- Молодцы, ребята и вы зарабатываете третий лепесток ромашки.
Воспитатель. Первоначальное образование он получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях. Затем вместе с братьями и сестрой переезжает в город Казань и поступает в Казанский университет (слайд 6). - Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война, он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым (слайд 7). Толстой был храбрым и мужественным воином, участвовал в различных боевых действиях. За доблестную службу Лев Николаевич награждён орденом святой Анны "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя». Свои впечатления, а также подвиги героев, своих товарищей, он отразил в книгах, которые учат нас любить свою Родину, стойко и храбро защищать ее от врагов (слайд 8). Вопросы воспитателя
-
Где учился Толстой?
-
Почему он оставил университет?
-
Каким воином показал себя Толстой?Давайте, вспомним, какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине и дружбе?
· Нет ничего краше – чем Родина наша;
· Если дружба велика, будет Родина крепка.
· Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
· Родина – мать, умей за нее постоять;
· Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
· Нет друга – ищи, а нашел – береги;
· Родина любимая — мать родимая.
· Все за одного - один за всех;
· Сам погибай, а товарища выручай.
- Молодцы. И вы зарабатываете четвертый лепесток.
- Уволившись из Армии, он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам вел уроки с несколькими постоянными учителями. Затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях (слайд 9). Учебников для крестьянских детей тогда не было, и Толстой занялся составлением «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке» (слайд 10) Воспитатель. Лев Николаевич был сильным и крепким, здоровым человеком. Любил прогулки пешком или на велосипеде, был опытным наездником, зимой катался на коньках. Всю свою жизнь он трудился: писал книги, разводил пчёл, сажал деревья в саду и в роще (слайд 11). Он легко поднимал гири, играл в шахматы, в русскую народную игру «Городки» (слайд 12). Давайте и мы с вами немного поиграем.
Дидактическая игра «Кто больше произведений Л. Н. Толстого назовет». Дети встают в круг и передают мяч друг другу, называя произведения Толстого. (Дети зарабатывают пятый лепесток ромашки с наказами Льва Толстого)
Воспитатель. На фотографии мы видим Толстого в просторной крестьянской одежде: свободная, просторная, подпоясанная ремнём рубаха. Ему было в ней удобно работать. Толстой умел косить траву, пахать землю. Труд крестьянина был ему знаком, он с удовольствием трудился в поле (слайд 13) Вопросы воспитателя: Чем он стал заниматься в Ясной Поляне? (Ответы детей).
-
Как называлась книга, которую написал Л. Толстой для крестьянских детей? (Ответы детей)
Воспитатель. Толстой очень любил народную музыку, особенно игру на балалайке (слайд 14). Слушание русской народной мелодии.
Хоровод «Берёзка».
Воспитатель. Берёзка в белом сарафане, Весною водит хоровод. (Ритмично ходят по кругу) Звенит серёжками так нежно (Ритмично встряхивают кистями рук). И птичек в гости всё зовёт. (Делают взмахи руками.) Раскроет свои руки – ветки (Руки вверх, пальцы раскрывают, опускают руки) Опустит ветки (Руки вниз). , Подставит солнышку листочки (Руки перед собой, ладони раскрывают) Чтоб лучик на ветвях повис. (Опускают кисти рук вниз).
Воспитатель. Любимым композитором у Толстого был Фридрих Шопен. Писатель сам играл на фортепиано и в молодости даже сочинил вальс
Показ слайда: «Толстой за фортепиано» и портрета Шопена (слайд 15), слушание музыки Ф. Шопена.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще рассказы Л. Н.Толстого вы знаете и чему они учат нас с вами.
Литературная игра “Назови, из какого рассказа отрывок”
1. «…Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу…».
(«Филипок»)
- И вы зарабатываете шестой лепесток ромашки.
2.«…Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом…» («Котёнок») (слайд 16) - Седьмой лепесток.
3.«…Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь…».
(«Косточка») (слайд 17) - Восьмой лепесток.
4. «…Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге…».
(«Девочка и грибы») (слайд 18). - Девятый лепесток.
Воспитатель: Много произведений мы вспомнили. А чему учит Лев Николаевич в них? (ответы детей). Правильно, книги Толстого учат нас быть настоящими товарищами, честными, отважными, отзывчивыми на чужую боль и беду, не бросать друга в беде, стараться из любой трудной ситуации найти выход. (Дети прикрепляют последний лепесток к ромашке.)
После смерти писателя в Ясной Поляне былоснован музей в 1921 году (слайд 19, 20).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что получилось: ромашка (один из символов России) с наказами Л. Н. Толстого детям. Послушайте, что у нас получилось:
Лев Николаевич …Толстой,
Любил детей он всей … душой.
Учил он старших … уважать,
А малышей … не обижать.
Учил живое все … любить
И непременно добрым… быть.
Чтобы желание … трудиться,
Не позволяло нам … лениться.
Не нужно жадным … быть,
И всегда правду … говорить.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Много нового и интересного узнали мы о жизни и творчестве великого русского писателя – Льва Николаевича Толстого, которого помнят до сих пор.
Итог занятия.
-
- Каким человеком был писатель Толстой? (Ответы детей).
-
- Чем мы сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось? - Что вам показалось трудным? Мне понравилось, как вы сегодня работали, думали и отвечали на вопросы.
- В заключение занятия хочу подарить вам раскраски по произведениям Льва Николаевича Толстого. Из каких произведений эти раскраски? (Ответы детей: «Косточка», «Два товарища», «Собака и её тень», «Варя и чиж» и др.)
Список литературы:
-
Толстой Л. Н. «Сказки. Рассказы. Басни. Были». Издательство «Проф – пресс», 2012
-
Детская литература. Учебное пособие. /Под ред. Е. О. Путиловой. – М., «Академия», 2014. – 189 с.
-
Детская литература. Выразительное чтение. Практикум Учебное пособие. / Под ред. Т. В. Рожковой. – М., «Академия», 2014. – 261 с.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
из конспекта необходимо удалить все фотографии с изображением несовершеннолетних. В презентации прошу Вас указать ссылки на использованные ресурсы.
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.