В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Лиана Перекупенко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:2просмотров: 15401 комментариев: 1
Краткое описание
«Начальная школа ХХI века» Программа  «Литературное чтение» 1-4 класс, автор  Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2011.
Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2011.  
Целевое назначение урока: Первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Развитие восприятия художественного произведения.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок литературного чтения, 2кл,.docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение - лицей № 10 города Белгорода







«Начальная школа XXI века»



2 класс



Литературное чтение



Русская народная сказка

«У страха глаза велики»





Подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Перекупенко Лиана Григорьевна





Белгород



«Начальная школа ХХI века»

Программа «Литературное чтение» 1-4 класс, автор Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2011.

Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2011.


Целевое назначение урока:

Первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.

Развитие восприятия художественного произведения.

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий


Планируемые результаты


Предметные

- Научиться использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, название произведения, жанр произведения).

- Получить возможность научиться сравнивать разные виды сказок.


Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)


Познавательные

- Формировать общеучебное умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.

- Осуществлять рефлексию способов и условий действий.

- Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, высказывать предположения.

- Обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные

- Формулировать и удерживать учебную задачу и цель деятельности до получения её результата.

- Планировать решение учебной задачи.

- Выстраивать последовательность необходимых операций.

- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

- Осуществлять итоговый контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.


Коммуникативные

- Определять общую цель и пути её достижения.

- Составлять небольшие устные монологические высказывания.

- Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.

- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

- Соблюдать грамматические нормы речи.





Урок № 21


Тема урока «Русская народная сказка «У страха глаза велики»»



Цель: создание условий для восприятия сказки, выражение своей точки зрения, определение темы, жанра, главной мысли прослушанного или прочитанного произведения.


Учебные задачи:

1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.

2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.

3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.

4. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.



Учебно - методическое обеспечение

- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

- Ефросинина. Л. А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/ Л. А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.-М.:Вентана-Граф, 2005.



Дидактический материал для организации индивидуальной и групповой работы


- Иллюстрации к сказкам.


- Карточки с условными обозначениями.

- Карточки с дифференцированным заданием для работы в группах и в парах.

- Опорные слова (этапы сказки)

- Карточки с пословицами.

- Словари.

- Карточки для контроля деятельности.

























Ход урока:

  1. Организационно – мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

У.: - Покажите, что вы прочитали с помощью этого знака. (Начало урока)

II. Постановка цели урока.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

У.: - По содержанию учебника прочитайте тему нашего урока на странице 86. (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)

Найдите эту страницу, заложите стикер, не закрывайте учебник. На какой странице этот урок в рабочей тетради? (стр. 36) Заложите стикер, отложите на край парты.

- Характерной чертой какого литературного жанра является употребление в тексте сочетания «жили-были?» (Такое сочетание относится к жанру - сказка).

- Прочитайте к какому разделу относится сегодняшнее произведение? (Мир сказок)

Работа в группах. (Условный знак)

- Работаем в группах. Давайте ещё раз прочитаем название нашего произведения. Опираясь на тему урока, постарайтесь сформулировать цель, задачи и определить тип урока.

- Молодцы, итак, цель урока: познакомиться с новой русской народной сказкой. Задачи: учиться определять жанр, доказывать правильность своего выбора, тему и основную мысль произведения. Тип урока: изучаем новое.

Работа в группах.

В достижении цели нам будут помогать опорные слова (этапы) произведения, работая в группах, вы попробуйте выстроить последовательность этапов работы над произведением:

Зачин

Завязка

События

Кульминация

Развязка



III. Актуализация знаний.

Цель: отрабатывать умение сравнивать, анализировать

1. - Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте.

- Назовите литературные признаки жанра «сказка»?

(-реальные и нереальные герои, фантастические образы: Баба-Яга, Кощей Бессмертный;

-волшебные предметы: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт;

-наличие постоянных выражений-эпитетов: добрый молодец, красна девица;

-особое начало: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве;

-наличие присказок, зачинов, концовок: и я там был, мёд-пиво пил; по губам текло, а в рот не попало;

- наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм: сестрица Алёнушка, братец Иванушка;

- наличие главной идеи: добро побеждает зло).

2. - Для того, чтобы повторить сказки, которые вы уже читали, воспользуемся помощью наших конвертов с заданиями. Каждая группа выберет себе конверт с вопросом. Вы можете взять конверт на выбор, но знайте – в красном конверте вопросы повышенной сложности, в жёлтом – средней степени сложности, а в зелёном – лёгкие, несложные вопросы.

Работа в группах.

Лидеры групп по жребию выбирают конверты с вопросами.



Красный конверт:

По иллюстрации отгадать название сказок, определить, что их объединяет. (Подобраны русские народные сказки)

Красный конверт:

По иллюстрации отгадать название сказок, определить, что их объединяет. (Подобраны авторские сказки А.С.Пушкина)

Жёлтый конверт:

Угадайте героя по реплике, назовите сказку:

- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша из сказки «Маша и медведь»)

- «…ловись рыбка большая и маленькая» (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»)

- «…речка-реченька, укрой меня! (Сестрица Алёнушка из сказки «Гуси-лебеди»)

Жёлтый конверт:

- «…Жучка, иди тянуть» (Внучка из сказки «Репка»)

- «…слышим, слышим, да не матушкин это голос» (Козлята из сказки «Семеро козлят»)

- «…я от дедушки ушёл» (Колобок из сказки «Колобок»)

Зелёный конверт:

Расшифруй название сказки:

5

2

1

8

10

9

3

4

7

6

у

н

с

ч

а

к

е

г

о

р



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











(Снегурочка)





Зелёный конверт:

Расшифруй название сказки:

3

6

5

2

1

7

4

р

о

м

е

т

к

е

(Теремок)

Словесная характеристика результатов действий группы.

Итог: молодцы, вы готовы для знакомства с новой сказкой.



3. - Какие виды сказок вы знаете?

Строят схему на доске.

Виды

сказок

Народные и литературные

волшебные о животных ?

На доске собирается схема.



IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Цель: познакомить с произведением «У страха глаза велики»

1. Первичное знакомство со сказкой.

- Какие сказки бывают ещё, мы сможем узнать, познакомившись с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Будем использовать приём комбинированного чтения.

Комбинированное чтение сказки учителем и подготовленными учениками.

2.Выявление первичного восприятия произведения.

- Поднимите руки, кому понравилось это произведение?

- Что вас больше всего рассмешило?

3.Словарная работа.

- О чём говорит первое условное обозначение после сказки? (Словарь. Прочитай объяснение непонятных слов).

- Какие непонятные слова встретились в сказке?

(Колода – большое корыто для воды.

Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.
Наперсток – колпачок надеваемый на палец при шитье.

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.

Цель: Формирование способа деятельности.

Анализ сказки.

1. - О чём говорит условное обозначение после словаря? (Ответь на вопросы. Прочитай. Расскажи. Докажи. Объясни.)

- Прочитаем хором первый вопрос. (Что является заголовком сказки? Пословица.)

-Докажите жанровую принадлежность произведения. Какие слова подтверждают, что это сказка? (Жили-были…)

- Прочитайте хором второй вопрос в учебнике. (Прочитай первую часть сказки. Как названы бабушка, внучка, курочка и мышка? Найди ответы в тексте.)

Наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм слов, является и это доказательством того, что это сказка? (Находят в тексте.)

На доске обратиться к схеме: Зачин

2. - Отложите вперёд учебник, откройте с помощью стикера тетради на странице 36, прочитайте первое задание. (Запишите первое предложение. О каких героях говорится? Подчеркни.)

- Кто может пересказать первое задание? Откуда будете списывать первое предложение?

- Как вы считаете, почему бабушку звали старушка? Внучку – толстушкой? Курочку – клохтушкой? А мышку – норушкой?

- Прочитайте второй вопрос в тетради. (Объясни слово. Кто такие водоносы?)

- Прочитайте третий вопрос в учебнике. (Прочитай абзац, в котором описано, как водоносы несли воду.)

- Какие слова показывают, что у них была вода в вёдрах? (Трёх-трёх-трёх)

- Прочитайте задание 3* в тетради. (Допиши предложение словами из текста) Я вам предлагаю записать одно предложение на выбор.

Динамическая пауза.

Цель: смена вида деятельности

«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).

  1. «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.

У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).

  1. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).

  1. «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

У. - «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).



3. - А теперь найдите в сказке завязку, т.е. момент, который стал причиной событий. (На доске: Завязка. События.) (Бабушка, внучка, курочка, мышка пошли за водой, воды набрали, пошли домой)

- Какие события стали происходить? Кто сидел под яблонькой? (Зайка)

- Прочитайте, что случилось с зайкой.

- Яблоня уронила яблоко на зайку, почему она это сделала?

- Почему яблоко упало именно на зайку?

- Что он сделал после того, как на него упало яблоко?

- Как вы думаете, в какой строчке самый высокий момент напряжения? Это называется в произведении Кульминация. (…Прыгнул зайка да прямо нашим водоносам под ноги)

- Прочитайте четвёртый вопрос в учебнике. (Рассмотри иллюстрацию и найди в тексте слова, которые к ней подходят.) Прочитайте абзац, который доказывает, что водоносы испугались зайку.

- Найдите четвёртый вопрос в тетради на странице 37. (Кого испугались герои сказки? Укажи стрелкой.) Взаимопроверка. Прочитайте об этом в сказке.

- А зайке кто предвиделся?

- Но почему водоносы думали о разных нападающих? ( Потому что они представляли прежде всего своего врага и увидели в зайце того, кого больше всего боялись, а каждый из них боялся своего врага).

(Не знали, не поняли, что произошло, не разобрались.)

- Что вы можете сказать о зайце? ( Он тоже трус и вообразил, что за ним гнались охотники)

- Найдите, где происходит развязка действий? (На доске: Развязка)

Давайте прочитаем вывод. Последний абзац в этой сказке. (Читают хором).

- Согласны ли вы с выводом сказки?

- Действительно ли все так страшно?

- Так и в жизни бывает страшно, потому что кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы не было страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.

- Прочитайте пятое творческое задание в тетради.

У бабушки ведро большое, она берет воду из колодца.

Почему у неё большое ведро? (Она большая и объект страха большой - медведь).



VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Цель: сформировать навыки использования алгоритмов правил, закрепить, повторить, продолжить формирование умений и навыков.

- Какая это сказка (вопрос 5* в учебнике)

(Русская народная сказка «У страха глаза велики» - бытовая. Бытовые сказки рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории)

- Обратить внимание детей на схему – добавить слово «бытовые»

- Давайте составим модель обложки нашего произведения.

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

- Сказка всегда чему-то учит. Чему же учит нас эта сказка?

Какая основная мысль? (Не надо бояться того, чего не знаешь).

-За что народ высмеивает действующие лица в сказке? (за глупость, наивность, трусость)

- Какие люди осуждаются, высмеиваются? (Трусливые, глупые, избегающие проблем)

- Какие люди в народе ценятся больше всего? ( Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных ситуациях)

У: - А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Какие шаги мы предпринимали, чтобы достичь поставленной цели?

- Я предлагаю оценить свою работу на уроке.

(Иллюстрирование воздушного шарика своего уровня комфортности:

- если ты считаешь, что у тебя всё на уроке удалось, нарисуй и раскрась воздушный шарик красного цвета;

- если часть заданий получилась правильно– жёлтым цветом;

- если получилось не всё, так как хотелось – зелёным цветом).

VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.



Цель: Проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания, умения.

- В схеме дописать пропущенное слово (бытовые), цветом показать тему произведения.

Домашнее задание.

Для всех: стр.86-88 (читать, отвечать на вопросы)

1 группе: подобрать пословицы, которые соответствует главной идее сказки.

1.Трус собственной тени боится.

2. Дрожит как лист на осине.

3. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

4. Трусливому зайке и пенёк - волк.

5. Трус и таракана принимает за великана.

6.Кто дрожит, тот и бежит.

2 группе: подготовить пересказ.

3 группе: стр.37 (тетрадь), задание №5



Обсуждение материала
Сергей Колодин
5.07.2015 14:28
Оформление разработки лишь частично удовлетворяет критериям Требований. Неясны цели урока, не показан этап мотивации обучающихся к учебной деятельности.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос