Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Целевое назначение урока: Первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Развитие восприятия художественного произведения.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение - лицей № 10 города Белгорода
«Начальная школа XXI века»
2 класс
Литературное чтение
Русская народная сказка
«У страха глаза велики»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Перекупенко Лиана Григорьевна
Белгород
«Начальная школа ХХI века»
Программа «Литературное чтение» 1-4 класс, автор Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2011.
Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 2 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Целевое назначение урока:
Первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Развитие восприятия художественного произведения.
Тип урока:
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Планируемые результаты
Предметные
- Научиться использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, название произведения, жанр произведения).
- Получить возможность научиться сравнивать разные виды сказок.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные
- Формировать общеучебное умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.
- Осуществлять рефлексию способов и условий действий.
- Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, высказывать предположения.
- Обсуждать проблемные вопросы.
Регулятивные
- Формулировать и удерживать учебную задачу и цель деятельности до получения её результата.
- Планировать решение учебной задачи.
- Выстраивать последовательность необходимых операций.
- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
- Осуществлять итоговый контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Определять общую цель и пути её достижения.
- Составлять небольшие устные монологические высказывания.
- Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
- Соблюдать грамматические нормы речи.
Урок № 21
Тема урока «Русская народная сказка «У страха глаза велики»»
Цель: создание условий для восприятия сказки, выражение своей точки зрения, определение темы, жанра, главной мысли прослушанного или прочитанного произведения.
Учебные задачи:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
4. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Учебно - методическое обеспечение
- Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Ефросинина. Л. А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/ Л. А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.-М.:Вентана-Граф, 2005.
Дидактический материал для организации индивидуальной и групповой работы
- Иллюстрации к сказкам.
- Карточки с условными обозначениями.
- Карточки с дифференцированным заданием для работы в группах и в парах.
- Опорные слова (этапы сказки)
- Карточки с пословицами.
- Словари.
- Карточки для контроля деятельности.
Ход урока:
-
Организационно – мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
У.: - Покажите, что вы прочитали с помощью этого знака. (Начало урока)
II. Постановка цели урока.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
У.: - По содержанию учебника прочитайте тему нашего урока на странице 86. (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)
Найдите эту страницу, заложите стикер, не закрывайте учебник. На какой странице этот урок в рабочей тетради? (стр. 36) Заложите стикер, отложите на край парты.
- Характерной чертой какого литературного жанра является употребление в тексте сочетания «жили-были?» (Такое сочетание относится к жанру - сказка).
- Прочитайте к какому разделу относится сегодняшнее произведение? (Мир сказок)
Работа в группах. (Условный знак)
- Работаем в группах. Давайте ещё раз прочитаем название нашего произведения. Опираясь на тему урока, постарайтесь сформулировать цель, задачи и определить тип урока.
- Молодцы, итак, цель урока: познакомиться с новой русской народной сказкой. Задачи: учиться определять жанр, доказывать правильность своего выбора, тему и основную мысль произведения. Тип урока: изучаем новое.
Работа в группах.
В достижении цели нам будут помогать опорные слова (этапы) произведения, работая в группах, вы попробуйте выстроить последовательность этапов работы над произведением:
Зачин
Завязка
События
Кульминация
Развязка
III. Актуализация знаний.
Цель: отрабатывать умение сравнивать, анализировать
1. - Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте.
- Назовите литературные признаки жанра «сказка»?
(-реальные и нереальные герои, фантастические образы: Баба-Яга, Кощей Бессмертный;
-волшебные предметы: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт;
-наличие постоянных выражений-эпитетов: добрый молодец, красна девица;
-особое начало: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве;
-наличие присказок, зачинов, концовок: и я там был, мёд-пиво пил; по губам текло, а в рот не попало;
- наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм: сестрица Алёнушка, братец Иванушка;
- наличие главной идеи: добро побеждает зло).
2. - Для того, чтобы повторить сказки, которые вы уже читали, воспользуемся помощью наших конвертов с заданиями. Каждая группа выберет себе конверт с вопросом. Вы можете взять конверт на выбор, но знайте – в красном конверте вопросы повышенной сложности, в жёлтом – средней степени сложности, а в зелёном – лёгкие, несложные вопросы.
Работа в группах.
Лидеры групп по жребию выбирают конверты с вопросами.
Красный конверт:
По иллюстрации отгадать название сказок, определить, что их объединяет. (Подобраны русские народные сказки)
Красный конверт:
По иллюстрации отгадать название сказок, определить, что их объединяет. (Подобраны авторские сказки А.С.Пушкина)
Жёлтый конверт:
Угадайте героя по реплике, назовите сказку:
- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша из сказки «Маша и медведь»)
- «…ловись рыбка большая и маленькая» (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»)
- «…речка-реченька, укрой меня! (Сестрица Алёнушка из сказки «Гуси-лебеди»)
Жёлтый конверт:
- «…Жучка, иди тянуть» (Внучка из сказки «Репка»)
- «…слышим, слышим, да не матушкин это голос» (Козлята из сказки «Семеро козлят»)
- «…я от дедушки ушёл» (Колобок из сказки «Колобок»)
Зелёный конверт:
Расшифруй название сказки:
5 |
2 |
1 |
8 |
10 |
9 |
3 |
4 |
7 |
6 |
у |
н |
с |
ч |
а |
к |
е |
г |
о |
р |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Снегурочка)
Зелёный конверт:
Расшифруй название сказки:
3 |
6 |
5 |
2 |
1 |
7 |
4 |
р |
о |
м |
е |
т |
к |
е |
(Теремок)
Словесная характеристика результатов действий группы.
Итог: молодцы, вы готовы для знакомства с новой сказкой.
3. - Какие виды сказок вы знаете?
Строят схему на доске.
Виды
сказок
Народные и литературные
волшебные о животных ?
На доске собирается схема.
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)
Цель: познакомить с произведением «У страха глаза велики»
1. Первичное знакомство со сказкой.
- Какие сказки бывают ещё, мы сможем узнать, познакомившись с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Будем использовать приём комбинированного чтения.
Комбинированное чтение сказки учителем и подготовленными учениками.
2.Выявление первичного восприятия произведения.
- Поднимите руки, кому понравилось это произведение?
- Что вас больше всего рассмешило?
3.Словарная работа.
- О чём говорит первое условное обозначение после сказки? (Словарь. Прочитай объяснение непонятных слов).
- Какие непонятные слова встретились в сказке?
(Колода – большое корыто для воды.
Колодец
– укрепленная срубом, узкая, глубокая
яма для получения воды.
Наперсток
– колпачок надеваемый на палец при
шитье.
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.
Цель: Формирование способа деятельности.
Анализ сказки.
1. - О чём говорит условное обозначение после словаря? (Ответь на вопросы. Прочитай. Расскажи. Докажи. Объясни.)
- Прочитаем хором первый вопрос. (Что является заголовком сказки? Пословица.)
-Докажите жанровую принадлежность произведения. Какие слова подтверждают, что это сказка? (Жили-были…)
- Прочитайте хором второй вопрос в учебнике. (Прочитай первую часть сказки. Как названы бабушка, внучка, курочка и мышка? Найди ответы в тексте.)
Наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм слов, является и это доказательством того, что это сказка? (Находят в тексте.)
На доске обратиться к схеме: Зачин
2. - Отложите вперёд учебник, откройте с помощью стикера тетради на странице 36, прочитайте первое задание. (Запишите первое предложение. О каких героях говорится? Подчеркни.)
- Кто может пересказать первое задание? Откуда будете списывать первое предложение?
- Как вы считаете, почему бабушку звали старушка? Внучку – толстушкой? Курочку – клохтушкой? А мышку – норушкой?
- Прочитайте второй вопрос в тетради. (Объясни слово. Кто такие водоносы?)
- Прочитайте третий вопрос в учебнике. (Прочитай абзац, в котором описано, как водоносы несли воду.)
- Какие слова показывают, что у них была вода в вёдрах? (Трёх-трёх-трёх)
- Прочитайте задание 3* в тетради. (Допиши предложение словами из текста) Я вам предлагаю записать одно предложение на выбор.
Динамическая пауза.
Цель: смена вида деятельности
«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
-
«Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.
У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
-
«Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).
-
«Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
У. - «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).
3. - А теперь найдите в сказке завязку, т.е. момент, который стал причиной событий. (На доске: Завязка. События.) (Бабушка, внучка, курочка, мышка пошли за водой, воды набрали, пошли домой)
- Какие события стали происходить? Кто сидел под яблонькой? (Зайка)
- Прочитайте, что случилось с зайкой.
- Яблоня уронила яблоко на зайку, почему она это сделала?
- Почему яблоко упало именно на зайку?
- Что он сделал после того, как на него упало яблоко?
- Как вы думаете, в какой строчке самый высокий момент напряжения? Это называется в произведении Кульминация. (…Прыгнул зайка да прямо нашим водоносам под ноги)
- Прочитайте четвёртый вопрос в учебнике. (Рассмотри иллюстрацию и найди в тексте слова, которые к ней подходят.) Прочитайте абзац, который доказывает, что водоносы испугались зайку.
- Найдите четвёртый вопрос в тетради на странице 37. (Кого испугались герои сказки? Укажи стрелкой.) Взаимопроверка. Прочитайте об этом в сказке.
- А зайке кто предвиделся?
- Но почему водоносы думали о разных нападающих? ( Потому что они представляли прежде всего своего врага и увидели в зайце того, кого больше всего боялись, а каждый из них боялся своего врага).
(Не знали, не поняли, что произошло, не разобрались.)
- Что вы можете сказать о зайце? ( Он тоже трус и вообразил, что за ним гнались охотники)
- Найдите, где происходит развязка действий? (На доске: Развязка)
– Давайте прочитаем вывод. Последний абзац в этой сказке. (Читают хором).
- Согласны ли вы с выводом сказки?
- Действительно ли все так страшно?
- Так и в жизни бывает страшно, потому что кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы не было страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.
- Прочитайте пятое творческое задание в тетради.
У бабушки ведро большое, она берет воду из колодца.
Почему у неё большое ведро? (Она большая и объект страха большой - медведь).
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.
Цель: сформировать навыки использования алгоритмов правил, закрепить, повторить, продолжить формирование умений и навыков.
- Какая это сказка (вопрос 5* в учебнике)
(Русская народная сказка «У страха глаза велики» - бытовая. Бытовые сказки рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории)
- Обратить внимание детей на схему – добавить слово «бытовые»
- Давайте составим модель обложки нашего произведения.
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
- Сказка всегда чему-то учит. Чему же учит нас эта сказка?
Какая основная мысль? (Не надо бояться того, чего не знаешь).
-За что народ высмеивает действующие лица в сказке? (за глупость, наивность, трусость)
- Какие люди осуждаются, высмеиваются? (Трусливые, глупые, избегающие проблем)
- Какие люди в народе ценятся больше всего? ( Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных ситуациях)
У: - А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Какие шаги мы предпринимали, чтобы достичь поставленной цели?
- Я предлагаю оценить свою работу на уроке.
(Иллюстрирование воздушного шарика своего уровня комфортности:
- если ты считаешь, что у тебя всё на уроке удалось, нарисуй и раскрась воздушный шарик красного цвета;
- если часть заданий получилась правильно– жёлтым цветом;
- если получилось не всё, так как хотелось – зелёным цветом).
VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Цель: Проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания, умения.
- В схеме дописать пропущенное слово (бытовые), цветом показать тему произведения.
Домашнее задание.
Для всех: стр.86-88 (читать, отвечать на вопросы)
1 группе: подобрать пословицы, которые соответствует главной идее сказки.
1.Трус собственной тени боится.
2. Дрожит как лист на осине.
3. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
4. Трусливому зайке и пенёк - волк.
5. Трус и таракана принимает за великана.
6.Кто дрожит, тот и бежит.
2 группе: подготовить пересказ.
3 группе: стр.37 (тетрадь), задание №5
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО