В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроке посредством использования технологической карты

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроке посредством использования технологической карты

Ольга Русских
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2077 комментариев: 1
Краткое описание
Данная статья раскрывает работу учителя начальных классов на уроке с использованием технологической карты. Технологическая карта позволяет активизировать работу учащихся на уроке, сделать урок деятельностным. Системно-деятельностный подход на уроке позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия, формирующие "умение учиться". Учитель описывает свой опыт работы, структуру технологической карты,  ее преимущества, приводит в пример собственные разработки технологической карты.  

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Русских Ольга Юрьевна.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif





Русских Ольга Юрьевна

Город Ижевск Удмуртской республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 69 с углубленным изучением отдельных предметов» города Ижевска Удмуртской республики, Российская Федерация.





Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках посредством использования технологической карты.

















В традиционной педагогике приоритетным являлась передача знаний, умений и навыков ученику и воспроизведение их учеником. Ученик выступал, зачастую, как простой зритель в театре одного актера – учителя. Это не соответствует веяниям современной педагогики и не удовлетворяет требованиям ФГОС второго поколения. Основой современного образования и воспитания должен стать системно-деятельностный подход.

«Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.»[2. C.15]

«…Через него мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах.»[1. C.18-22]

С точки зрения деятельностного подхода к обучению гораздо важнее не просто передать готовые знания, а сформировать у учащихся систему общих и специальных приемов деятельности, другим словом, научить школьника учиться, а по ФГОС – сформировать УУД (универсальные учебные действия).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

1)носят надпредметный, метапредметный характер;

2)реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

3)обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; 4)лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Основные виды универсальных учебных действий:

1)Регулятивные (планирование, целеполагание, составление плана, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка );

2)Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические, действия постановки и решения проблем);

3)Коммуникативные (умение договариваться с людьми, доносить свою позицию, умение принимать чужую точку зрения);

4)Личностные (оценивание ситуаций и поступков, формирование самоопределения, самосознания).

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Педагогические технологии академика В.М. Монахова по проектированию учебного процесса, элементы которых применяются мной в проведении уроков, позволяют сделать образование действенным.

Педагогическая технология В. М. Монахова – это продуманная во всех деталях деятельность педагога по проектированию учебного процесса, реализации проекта и осмыслению сделанного. Для данной технологии характерно: 1)диагностическое целеполагание; 2) гарантированность планируемого результата на всех этапах организации обучения; 3) тиражируемость результата обучения и обучающих процедур; 4) оперативная обратная связь; 5) повышенная объективизация контроля за качеством усвоения знаний и умений.[3]

В отличие от традиционной методики обучения в технологии ведущая роль отводится средству обучения: преподаватель скорее не обучает, а выполняет функции консультирования, стимулирования, координации деятельности учащихся и управления средством обучения.

Информационной моделью учебного процесса в педагогической технологии В.М. Монахова является технологическая карта (ТК), составляемая на каждую учебную тему. Технологическая карта урока – это обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных  методов работы.[4] Применять технологическую карту начинаю уже с первого класса и на всех предметах. Работа с технологической картой требует от учащихся начальных классов элементов самостоятельности, репродуктивные методы обучения уступают место частично-поисковым, проблемным. Разработка технологической карты урока требует от учителя большой подготовки. Необходимо проработать весь учебный материал урока, разбить его на части, подобрать микроцель для каждого элемента обучения, разработать задания для контроля по выполнению  каждого учебного модуля.

Технологические карты для учащихся начальных классов содержат задания, соответствующие возрасту обучающихся, работа с ними проводится под руководством учителя. Это могут быть текстовые задания, рисунки, схемы, таблицы, творческие задания, тесты, ребусы, логические схемы, опорные конспекты, карты, иллюстрированные изображения, фотографии по изучаемой теме. В конце 4 класса учащиеся могут работать с технологической картой полностью самостоятельно.

Структурно каждая карта может содержать задания на повторение уже изученной темы, целеполагание для изучения новой темы, задания, логически выстраивающие тему (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), задания на рефлексию, домашние задания.

Технологическая карта на любом этапе урока позволяет формировать все виды универсальных учебных действий. Регулятивные: учащиеся учатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; совместно, а затем самостоятельно трансформировать материал в схемы, таблицы; коллективно, а затем самостоятельно планировать действия при реализации поставленной задачи и другие.

Познавательные: учатся работать с текстами (использовать различные информационные источники), выделять главную мысль; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; совместно, а затем самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений и другие познавательные УУД.

Коммуникативные: учащиеся учатся учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию; продуктивно разрешать конфликты или принимать решения на основе учета интересов и позиций всех его участников; осуществлять взаимный контроль; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и другие.

Личностные: у учащихся формируется индивидуальный интерес в познавательной деятельности в соответствии со своими способностями; формируется система самооценивания и критериев успешности; этап рефлексии учебной деятельности проходит не формально, а заставляет каждого ученика оценить границы собственного знания и незнания и другие личностные УУД.

Применяя на уроках технологическую карту, учитель может учитывать особенности классного коллектива, что не всегда возможно при использовании рабочих тетрадей по предмету; может планировать задания, развивающие те УУД, которые на данном уроке ему необходимо развить; может проводить интегрирование данного предмета с другими учебными предметами. Технологическая карта может содержать дифференцированные задания для каждого ученика. А также, применение технологических карт на уроках ведёт к более полноценному усвоению учебного материала, повышению качества знаний по предмету, формирует у учащихся самостоятельность, умение получать знания, используя разные источники информации. На уроке с использованием технологической карты учащийся является не пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика.



Образцы технологических карт для учащихся начальных классов.

Технологическая карта для учащихся к уроку окружающего мира по теме «Что такое кровь» 4 класс, учебник: Вахрушев «Окружающий мир» ,УМК «Школа 2100»

Тема:______________________________________________________

Знаю

Интересно узнать






1.Заполни таблицу

Название составляющего крови

Свойства

Функция

















2. Подпиши, какие клетки изображены



3.Вывод: составь синквейн Кровь



Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: В. Драгунский «…Бы», 3 класс, учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., УМК «Школа 2100»

Тема урока______________________________________________

1.Нарисуй эмблему своей семьи:



2. Определи интонацию (обозначь разными цветами) и прочитай по ролям слова каждого героя в рассказе:

Весело сердито

грустно восхищенно

радостно задумчиво

мечтательно возмущенно

категорично тихо

3. Прочитай и определи, кто в рассказе: говорит______________________________________________________

кричит_______________________________________________________

голосит______________________________________________________

ноет и хныкает_________________________________________



4. кричать прощать

командовать наказывать

бить требовать

договариваться плакать

капризничать помогать

уступать понимать



5.Напиши, что значит, быть взрослым



Используемая литература:

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения).

Использованы следующие интернет-ресурсы:

3.Использование технологий академика В. М. Монахова при проектировании учебного процесса// http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/08/15/

4.Использование технологических карт в учебном процессе /Зубкова Елена Леонидовна/http://zubkovael.ucoz.ru





Обсуждение материала
Сергей Колодин
8.07.2015 11:54
Ольга Юрьевна, не нужно на титульном листе работы указывать название ОУ, в котором Вы работаете. Если материал авторский, то здесь должны быть опубликованы только Ваши авторские данные.
Логотип Портала должен быть размещён в колонтитулах разработки (см. информацию в разд. Справка).

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос