Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Город мастеров
Тип материала: Программа, конкурсная работа (Международный конкурс программ внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОО)
просмотров: 19170
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Международный конкурс программ внеурочной деятельности
Тема работы: Адаптированная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Город мастеров»
Автор: Ерохина Наталия Евгеньевна
должность педагог дополнительного образования
преподаваемый предмет кружок «Дизайн игрушки»
телефон 89616629297 .
Адрес электронной почты n_eroxina67@mail.ru
Город Фролово,
2021 г.
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
городского округа город Фролово
Адаптированная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Город мастеров»
Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Ерохина Н.Е.
педагог дополнительного образования
Фролово, 2020
I.Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Направленность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» является адаптированной, она разработана для детей 8-10 лет с ограниченными возможностями здоровья, категория - «дети с лёгкой степенью умственной отсталости».
Программа разработана в соответствии с общими требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы современного законодательства Российской Федерации в области образования, а также с учетом требований к адаптированной программе дополнительного образования:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утверждён приказом МОиН РФ от 19.12.2014 №1599);
-
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);
-
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
-
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28.
-
Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»;
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
-
Приказ Министерства просвещения РФ от3 сентября 2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Адаптированная программа направлена на развитие интересов и потребностей детей с ОВЗ к конструкторской деятельности и инженерно-техническим технологиям. Моделирование и конструирование технических объектов, технических игрушек - это познавательный процесс, который обогащает учащихся общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в технической области.
Актуальность программы обусловлена потребностью детей с ОВЗ, их родителей:
-в повышении уровня психических, физических, интеллектуальных способностей учащихся с умственной отсталостью;
- в получении учащимися начальных политехнических знаний и навыков, применении их в творчестве и повседневной жизни;
- в развитии мотивации детей с ОВЗ к научно-исследовательской и конструкторской деятельности;
- в адаптации и социализации учащихся данной категории в обществе;
- в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в применении технологий, методов, приёмов и форм обучения, адекватных возможностям и потребностям учащихся с ОВЗ: технологии КТД, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, ТРИЗ и метод проектов.
Дети с умственной отсталостью характеризуются нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Занятия техническим творчеством способствуют решению данных проблем и корректируют нарушения развития.В процессе конструирования и моделирования игрушек, изготовления простейших макетов развиваются интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление учащихся, прививаются практические навыки работы со схемами и чертежами, отрабатываются навыки безопасной работы с инструментами, развивается мелкая моторика рук. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Практическая значимость и доступность выполняемых поделок, индивидуальный подход способствуют позитивному отношению детей к занятиям по программе, помогают приобрести чувство уверенности и успешности,найти в себе желания творить, фантазировать и реализовывать свои творческие возможности.
Участие детей с ОВЗ в конкурсах, выставках, акциях, коллективных работах, предусмотренных программой, помогает их социализации, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, обеспечивает полноценное участие в жизни общества.
Отличительные особенности данной дополнительной программы от уже существующих программ:
-
адаптированапод запросы детей с лёгкой степенью умственной отсталости с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
-
ориентирована на создание условий для развития творческих способностей учащихсяс лёгкой степенью умственной отсталости в технической области;
-
изучение народных традиций и региональных особенностей осуществляется в тесной взаимосвязи с современным дизайном и техническим моделированием;
-
вариативность в выборе практического материала, технологий, в зависимости от возможностей здоровья ребёнка, позволяет дополнять ее новыми разработками в области моделирования и конструирования;
-
указанный в программе учебный план не предполагает прохождения тем в строгой последовательности;
-
в программе заложены тесные межпредметные связи (математика, черчение, окружающий мир, технология);
-
программа практико-ориентированная;
-
для получения дополнительной информации программа предполагает использование интернет – ресурсов;
-
в программу в качестве компонента учебного плана включен дистанционный модуль на 12 часов. Дистанционный модуль реализуется:
- с целью обеспечения доступности дополнительного образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности посещать образовательное учреждение;
- с целью обеспечения возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина, неблагоприятных погодных условий.
Учебные занятия дистанционного модуля проводятся в режиме онлайн.
Адресат программы - учащиеся 8-10 лет с лёгкой степенью умственной отсталости, IQ в пределах 50–69 баллов. Условия набора в объединение: принимаются все желающиедети в возрасте 8-10 лет, которым нравится заниматься техническим творчеством, с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
У детей данной категории снижена познавательная активность. Инструкцию взрослого они не всегда понимает с первого раза. Темп работы неустойчивый, процессы возбуждения и торможения разбалансированы, работоспособность низкая, мелкая моторика развита на низком уровне. Замедлен темп психических процессов, их подвижность и переключаемость слабая. Внимание неустойчивое, наблюдается снижение концентрации, избирательности и распределения внимания, повышена отвлекаемость и утомляемость. Продуктивный период внимания составляет 15 - 20 минут. Память имеет неустойчивый характер, преобладает кратковременная, зрительная память, вербальный материал запоминается с трудом. У детей недостаточно сформированы основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация), преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление нарушено. Отмечаются трудности в организации поведения и деятельности. Уровень учебной мотивации средний.Навыки самообслуживания сформированы достаточно.
Количество учащихся в группе – 12-15 человек.
Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа разноуровневая: первое полугодие – стартовый уровень, второе полугодие – базовый.
Объём программы – общее количество часов по программе – 72.
Срок реализации программы –программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очно-дистанционная.
Режим занятий - занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу или один раз в неделю по 2 академических часа.
Особенности организации образовательного процесса
Для обеспечения возможности освоения учащимися адаптированной программы применяется сетевая форма взаимодействия с основной общеобразовательной школой.
Для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся в образовательном процессе используются ресурсы школы, в том числе ее материально-техническая база.
Адаптированная программа реализуется в отдельном классе. Состав группы постоянный.
Программа предусматривает различные формы проведения занятий: практические занятия, творческие проекты, лабораторные работы, мастер-классы, соревнования, экскурсии, беседы, конкурсы.
Формы организации учащихся на занятии: групповая, фронтальная. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Большая часть занятия отводится на практическую работу. Через каждые 15 минут проводятся динамические паузы. В начале каждого занятия особое внимание уделяется вопросам безопасной работы с режущим инструментом, клеем, бумагой. Отрабатываются приемы работы с различными инструментами и материалами. Систематически актуализируются ранее сформированные знания и умения. Используются преимущественно позитивные средства стимуляции деятельности и поведения учащихся
Цель программы
Создание условий для творческого и личностного развития учащихся с ОВЗ через овладение навыками технического конструирования, обеспечение успешной социализации в обществе.
Задачи программы
Предметные:
-
научить учащихся работать с чертежными и рабочими инструментами;
-
научить учащихся моделировать и конструировать изделия, макеты в соответствии с их физическими и психическими возможностями;
-
научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, картоном и пластилином;
-
научить безопасной работе инструментами и приспособлениями, предусмотренными в программе;
-
обучить поиску дополнительной информации из доступных источников
Личностные:
-
формировать стремление сделать – смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при изготовлении различных поделок;
-
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
-
формировать навыки здорового образа жизни;
-
формировать умение работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
-
воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Формы аттестации, контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
|
Вводное занятие |
2 |
-- |
2 |
Викторина |
I. |
Бумажные фантазии. |
6 |
26 |
32 |
|
|
1.2.Моделирование и конструирование плоскостных игрушек. 1.3.Моделирование и конструирование объёмных игрушек. 1.4.Поздравительные открытки. 1.5.Новогодние игрушки |
1 1 2 1 1 |
1 4 6 7 7 |
2 6 8 8 8 |
Лабораторная работа; Наблюдение, упражнение, кроссворд; Опрос, творческое задание, викторина; Тестирование, наблюдение, конкурс; Конкурс, выставка. |
II. |
Оригами. |
4 |
8 |
12 |
|
|
2.1. Базовые формы. Графическая грамота. 2.2. Фигурки животных и птиц. 2.3.Модели самолетов. 2.4. Панно с элементами оригами. |
1 1 1 1 |
1 3 1 3 |
2 4 2 4 |
Графический диктант; Выставка, ребусы; Соревнования; Опрос, конкурс. |
III. |
Работа с бросовым материалом. |
2 |
6 |
8 |
|
|
3.1.Виды бросового материала и способы обработки. 3.2. Конструирование игрушек. |
1 1 |
1 5 |
2 6 |
Тестирование; Лабораторная работа, выставка. |
IV. |
Аппликация. |
3 |
7 |
12 |
|
|
4.1. Аппликация из бумаги. 4.2. Аппликация из пластилина. 4.3. Аппликация из природного материала. |
1 1 1 |
5 3 1 |
6 4 2 |
Наблюдение викторина; Тестирование, конкурс; Выставка. |
V. |
Творческие проектные работы
|
2 |
8 |
10 |
Творческое задание, защита творческого проекта |
|
Итоговое занятие. |
2 |
-- |
2 |
|
|
Итого: |
|
|
72 часа |
|
Содержание программы
Вводное занятие.
Теория: знакомство с учащимися и родителями, ознакомление с планом работы кружка, организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями кружковцев.
Практическая работа: рассматривание и разбор демонстрационных образцов, отработка правил по ТБ.
Формы контроля: викторина.
Раздел I. Бумажные фантазии.
1.1.Виды бумаги и картона, свойства, способы обработки, графическая грамота.
Теория: знакомство с видами бумаги и картона, основными свойствами, способами обработки и соединения деталей, измерительными и чертежными инструментами. Графическая грамота. Правила безопасной работы с инструментами. Игра на знакомство «У меня есть сто друзей».
Практическая работа: практикум, на котором опытным путём изучаются свойства, способы обработки бумаги.
Формы контроля:лабораторная работа.
1.2. Моделирование и конструирование плоскостных игрушек.
Теория: знакомство с симметричным и свободным вырезанием, с использованием шаблонов, с помощью которых можно изготовить выкройки различных поделок. Способы и приемы разметки при помощи шаблонов. Изготовление изделий и отдельных деталей из бумаги в один слой и сложенной вдвое. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи переплетения фигурных блоков и полос; в) подвижным соединением. Знакомство с изготовлением игрушек из готовых форм.
Практическая работа: изготовление игрушек из заданного количества одинаковых или разных форм (заяц). Плетение игрушек из фигурных блоков (сердце). Игрушки с подвижными деталями (девочка).
Формы контроля: наблюдение, упражнение, кроссворд.
1.3.Моделирование и конструирование объемных игрушек.
Теория: знакомство с изготовлением игрушек путем сминания, сгибания, складывания бумаги, скручивания бумажных полос. Знакомство с щелевым соединением. Художественное конструирование на основе базовых форм. Просмотр видеоматериала «Бумажный мир»
Практическая работа: изготовление игрушек путем сминания и скручивания бумаги( божья коровка). Изготовление игрушек на основе конуса, цилиндра, куба, параллелограмма (котик, собачка, шкатулка-зайчик).
Формы контроля:опрос, творческое задание, викторина.
1.4.Поздравительные открытки.
Теория: закрепление и совершенствование навыков работы с бумагой, картоном, салфетками. Использование готовых элементов в составлении композиции. Выполнение тематических изделий. Изготовление объёмной рамки.
Практическая работа: изготовление поздравительных открыток к Дню учителя, к 8 Марта, к 23 февраля, Пасхальная открытка.
Формы контроля:тестирование, наблюдение, конкурс.
2.4. Новогодние игрушки.
Теория: знакомство с изготовлением новогодних игрушек. Использование щелевого соединения, ажурного вырезания. Создание объёмных изделий из одинаковых деталей путём склеивания.
Практическая работа: изготовление игрушек путем склеивания одинаковых деталей (гирлянда), ажурные игрушки (объёмная снежинка), объёмные игрушки (фонарик, снеговик).
Формы контроля: выставка, конкурс «Лучшее новогоднее украшение».
Раздел II. Оригами.
2.1. Базовые формы.
Теория: знакомство с историей оригами - древнего японского искусства складывания из бумаги. Приёмы работы в технике оригами. Правила складывания базовых форм – основных заготовок. Просмотр видеофильма «История оригами».
Практическая работа: выполнение базовых форм: треугольник, стрела, дверь, конверт, водяная бомба, рыба, квадрат.
Формы контроля: графический диктант.
2.2. Фигурки животных и птиц.
Теория: знакомство с изготовлением животных и птиц на основе базовых форм. Самостоятельная работа со схемами.
Практическая работа: изготовление игрушек на основе базовых форм: собачка, птица счастья.
Формы контроля: выставка детских работ, ребусы.
2.3. Модели самолёта.
Теория: знакомство с изготовлением моделей самолёта на основе базовых форм. Выполнение дополнительных деталей путём разрезания основы. Игра «Развиваем пальчики».
Практическая работа: складывание самолёта.
Формы контроля: соревнование по запуску самолётов.
2.4. Панно с элементами оригами
Тема:знакомство с изготовлением панно из деталей, выполненных в технике оригами. Повторение графической грамоты.
Практическая работа: панно «Аквариум», панно «Цветочная поляна».
Формы контроля: опрос, конкурс.
Раздел IV. Работа с бросовым материалом.
4.1. Виды бросового материала и способы обработки.
Теория: знакомство с видами бросового материала (пенопласт, кусочки поролона, разные коробки, пластиковые бутылки, колпачки, стаканчики, кондитерские упаковки и многое другое), способами обработки и использованием в оформлении изделий. Информация о разнообразии поделок из бросового материала. Применение ненужного материала в изготовлении вещей современного дизайна. Важность процесса использования бросового материала: сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы получают новую жизнь. Правила безопасной работы с инструментами,
Практическая работа: сортировка бросового материала. Изготовление стенда-раскладушки «Отходы в доходы».
Формы контроля: тестирование.
4.2. Конструирование игрушек.
Теория: знакомство с материалом, используемым в работе (коробки разного размера). Способы оклеивания коробок и скрепления между собой. Дополнение образа необходимыми деталями для придания большей выразительности. Использование разного материала в оформлении поделки. Преобразование бросового материала в забавные игрушки, на основе воображения и собственного видения образа.
Практическая работа: изготовление игрушек из спичечных коробков (грузовик). Изготовление копилки. Игрушки – сувениры.
Формы контроля: лабораторная работа, выставка.
Раздел V. Аппликация.
-
Аппликация из бумаги.
Теория:знакомство с различными видами аппликации, рациональными способами работы с бумагой. Изучение технических приёмов, изобразительных средств и используемых материалов в аппликации.
Практическая работа: «Ежик», «Букет для мамы» - сюжетная композиция из цветной бумаги, «Цыплята» - полуобъёмнаяаппликация из гофрированной бумаги.
Формы контроля: наблюдение, викторина.
-
Аппликация из пластилина.
Теория: знакомство с правилами работы с пластилином, инструментами и приспособлениями, правилами личной гигиены. Сочетание в одной поделке пластилина разной цветовой гаммы, правильный подбор цветов пластилина при смешивании. Просмотр видеофильма «Сами своими руками».
Практическая работа: изготовление панно «Улитка» из пластилиновых шариков, натюрморт «Дары осени» из жгутиков.
Формы контроля: тестирование, конкурс.
-
Аппликация из природного материала.
Теория: знакомство с рациональными способами работы с природным материалом. Технические приёмы изготовления аппликации из природного материала. Изучение различных способов соединения деталей (при помощи клея, пластилина).
Правила безопасной работы с инструментами.
Практическая работа: изготовление панно из арбузных и дынных семян, соединение деталей пластилином.
Формы контроля: опрос, выставка.
VI. Творческие проекты.
Теория: закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов.
Самостоятельная работа учащихся по индивидуальному или коллективному творческому проекту обсуждение проекта с педагогом. Определение последовательности технологической цепочки и выполнение задания. Просмотр видеофильма «Подарки своими руками».
Практическая работа: изготовление проектных изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков.
Форма контроля: творческое задание, защита творческого проекта.
Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Участие в закрытии кружкового сезона. Приглашение родителей. Родительское собрание в кружке. Поощрение наиболее активных учащихся. Вручение благодарственных писем родителям. Рекомендации по работе в летний период.
Форма занятия: праздник.
Дистанционный модуль
Раздел, тема курса |
Ссылки на информацию |
Ссылки на способ действия |
Контрольные процедуры |
Обратная связь с учащимися |
1. «Апплика-ция из цветной бумаги с элемента-ми оригами » |
|
Мастер-класс на YouTube Видеофильм по истории возникнове-ния оригами |
Изготовление панно. Опрос |
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ: 1.Из чего люди делали бумагу? 2.Что означает слово «оригами»? 3. Чем оригами отличается от других прикладных искусств? 4. В какой стране родилось искусство оригами? 5. Кто в Японии и Китае владел искусством оригами? 6. Какие фигурки складывали в этих странах в религиозных целях? 7. Какие фигурки складывались светскими людьми? 8. Когда оригами попало в Европу? 9.Когда оригами распространилось по миру? 10.Кто сейчас увлекается оригами в разных странах? 11. Что символизирует журавлик? 12. Как называется самая древняя книга по оригами? «Тайна сворачивания 1000 журавликов» (18 век) 13.Сколько журавликов сложила 12 летняя девочка из Хиросимы? 14. Где установлен монумент, на котором в годовщину атомной бомбардировки вешают гирлянды из 1000 журавликов? |
2. «Апплика-цияиз салфеток » |
http://berkem.ru/tekstil/sozdanie-obemnoj-applikacii-iz-bumazhnyx-salfetok-v-vide-cvetov/ |
Мастер-класс «Создание объёмной аппликации из салфеток в виде цветов» в браузере |
Тестиро-вание |
Тест «Бумага и ее свойства, работа с бумагой» 1.Из чего делают бумагу? А) из древесины Б) из старых книг и газет В) из железа 2.Где впервые появилось искусство оригами? А) в Китае Б) в Японии В) в России 3.свойства бумаги ты знаешь? А) хорошо рвется Б) легко гладится В) легко мнется Г) режется Д) хорошо впитывает воду Е) влажная бумага становится прочной 4.Какие виды бумаги ты знаешь? А) наждачная Б) писчая В) шероховатая Г) обёрточная Д) толстая Е) газетная 5.Выбери инструменты при работе с бумагой: А) ножницы; Б) игла В) линейка; Г) карандаш 6.Для чего нужен шаблон? а) чтобы получить много одинаковых деталей б) чтобы получить одну деталь 7.На какую сторону бумаги наносить клей? А) лицевую Б) изнаночную 8.Для чего нужен подкладной лист? А) для удобства Б) чтобы не пачкать стол 9.На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше? А) сразу приклеить деталь на основу Б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем 10.Какие виды разметки ты знаешь? А) по шаблону Б) сгибанием В) сжиманием Г) на глаз Д) с помощью копировальной бумаги |
3. «Апплика-ция с использова-нием шариков из пластили-на» |
|
Мастер-класс по рукоделию: Пластилино-графия. Аппликация из пластилино-вых шариков «Дельфин» в браузере. |
Изготовление поделки |
Тесты по лепке 1. Прикладное это: А) То, что можно положить на стол Б) То, чем можно прижать В) То, чем можно пользоваться в жизни 2. Каким инструментом нарезают пластилин при лепке? А) Стека Б) Нож-помощник В) Скальпель 3. Для лепки, какой инструмент лишний: А) Телефон Б) Стек В) Скалка 4.Мастер, занимающийся лепкой изделий из глины:А) Гончар Б) Глиномес В) Глинопек 5. Для соединения деталей изделий из пластилина, глины художник использует прием 6.Характер поверхности материалов, ее обработки называется А) Процарапывание, Б) Откручивание В) Примазывание 7.Сувенир это: А) Одежда Б) Подарок на память В) Праздничный танец |
4. «Апплика-ция с использова-нием жгутиков из пластили-на» |
https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinovaja-aplikacija-iz-zhgutikov.html |
Мастер-класс «Аппликация из пластилино-вых жгутиков» в браузере. |
Фото поделки |
Конкурс: «Загадки о предметах для рукоделия» 1. Нитку за собой таскаю, Вдев в стальное ушко. Штопаю твою футболку. Я же швейная........ 2.Желтенький червячок, на кончике – жучок …… 3.Гладит всё, чего касается,а дотронешься - кусается ……
4.Наша
тетушка игла 5.На пальце одном Ведёрко вверх дном….. 6.Пара острых тонких ног Без туфли и без сапог. По бумаге ходят ноги, Режут всё, что на дороге…… |
5. «Пасхаль-ная открытка из салфеток» |
http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-pasha |
Презентация «Светлый праздник Пасхи. Обряды и традиции.» Мастер-класс «Апплика-ция из салфеток «Пасха Красная» в браузере. |
Реферат Изготовление открыт-ки. |
Текст сообщения «Православные обряды и традиции». |
6. «Пасхаль-ный сувенир» |
https://nyaskory.ru/pravoslavnye-prazdniki/podelki-iz-plastilina-na-pasxu.html |
Мастер-класс «Пасхальное яйцо из пластилина» в браузере. Статья «Поделки из пластелинадля больших и маленьких». |
Фото-выстав-ка |
К
нам опять спешит весна, |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
должны знать |
должны уметь |
|
|
-
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года |
36 учебных недель |
|
Начало учебных занятий для всех групп |
11 сентября 2020года |
с 1 по 10 сентября- комплектование групп |
Окончание учебного года |
25 мая 2021 года |
до 31 мая 2021 года – организация экскурсий, игровых программ |
Сроки промежуточной аттестации |
декабрь 2020 года, май 2021 года. |
|
Продолжительность занятий в группах |
для всех групп |
1 академический час или 2 академических часа с переменой 10 минут |
Сроки начала и окончания учебных периодов/ уровней |
стартовый базовый |
1полугодие 2 полугодие |
Условия реализации программы
Для проведения занятий имеется постоянное помещение - кабинет, оборудованный учебной мебелью, шкафами для хранения инструментов и материалов, полками для выставочных работ.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие необходимого материала:
Оборудование:
-
компьютер,
-
диапроектор,
-
экран.
Инструменты и приспособления:
-
подставка под ножницы;
-
игольницы -12 шт.;
-
ножницы – 15 шт.;
-
иголки, булавки, шило;
-
линейка – 10 шт.;
-
циркуль – 2шт.;
-
карандаши– 15 шт.;
-
кисточки – 15 шт.
Минимальный набор материалов:
-
цветная бумага, картон,
-
клей ПВА, клей «Мастер»;
-
нитки х\б, пряжа;
-
бросовый материал (коробки, пластиковые бутылки, баночки, колпачки,
использованные фломастеры);
-
проволока;
-
краски, гуашь
Информационные ресурсы
Диски с видеоматериалами:
-
видеофильмы и презентации, посвящённые военной и патриотической тематике;
-
диски с записью музыкальных произведений;
-
дидактические презентации («Оригами», «Материал-бумага», «Волшебные ножницы», «Аппликация»).
Интернет-источники
https://www.syl.ru/article/304535/narodnyie-kuklyi-vidyi-istoriya-russkaya-narodnaya-kukla,
https://pikabu.ru/story/istoriya_origami_ot_drevnosti_do_nashikh_dney_4436010,
https://zhenskie-uvlecheniya.ru/ajris-folding-texnika-rukodeliya.html,
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/24/prezentatsiya-prazdnik-paskhi.
Формы аттестации
В соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МКУ ДО ЦДТ проводится в течение учебного года текущая, промежуточная аттестация. Для подведения результатов аттестации используются: Информационная карта внешней результативности и Карта результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы в конце 1-го и 2-го полугодия.
Методы отслеживания успешности овладения учащимися содержания программы «Город мастеров»:
-
педагогическое наблюдение;
-
педагогический анализ результатов – анкетирование, тестирование, опрос, участие учащихся в мероприятиях (выставках, викторинах, соревнованиях), защита творческих проектов;
-
педагогический мониторинг – контрольное задание на определение видов материалов, предусмотренных в программе и способов их обработки, графические диктанты «Основы оригами», тесты, диагностика личностного роста и продвижения;
-
мониторинг образовательной деятельности – самооценка учащегося.
Оценочные материалы
Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся:
-
контрольные вопросы о видах, свойствах и способах обработки бумаги и картона;
-
тест «Базовые формы в оригами»;
-
графический диктант по оригами;
-
контрольные вопросы о способах обработки бросового материала;
-
задания на выполнение изделий по схеме, чертежу;
-
тест креативности Торренса:
-
диагностика творческого мышления;
-
анкета «Коммуникативные способности учащихся», автор Михайлина М.Ю.;
-
анкета для учащихся и родителей «Взаимопонимание между родителями и детьми», автор Марковская И.М.;
-
анкета на определение самостоятельности учащихся «Познавательная самостоятельность учащихся», автор Сатарн Г.Н.
Интернет-источники:
https://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-izo-kl-fgos-ovz-3747391.html
Методические материалы
Для реализации программных задач используется различный учебный материал. Дидактический материал:
-
игры на знакомство «У меня есть сто друзей», «Имена»;
-
викторина о профессиях «Наши руки не для скуки»;
-
кроссворд «Инструменты и материалы»;
-
индивидуальные карточки для тестирования по оригами;
-
учебные элементы;
-
тренировочные упражнения;
-
задания, соответствующие уровню развития;
-
развивающие игры «Танграмм», «Интеллектуальное лото».
Наглядный материал:
-
плакаты;
-
демонстрационные работы и образцы;
-
технологические карты;
-
инструкционные карты;
-
стенды (правила техники безопасности, образцы бумаги);
-
схемы (базовые формы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры).
Раздаточный материал:
-
опорные схемы;
-
схемы;
-
выкройки;
-
щаблоны.
Методы обучения:
Словесный метод- активизация познавательной деятельности через проведение бесед «Происхождение бумаги», «Бумажный журавлик» с демонстрацией образцов; совершенствование знаний по техническому конструированию, развитие памяти, внимания, познавательного интереса к творчеству, проведение устного журнала «В мире прекрасного». Стимулирование умственной деятельности учащихся в процессе проведения беседы «Уют в доме», использование рассказа о самолётах и другой технике. Опрос учащихся с цельюусвоения и закрепления полученных знаний по работе с бросовым материалом и бумагой.
Наглядный метод- формирование у учащихся знаний по истории происхождения игрушки с использованием презентации «Древняя игрушка», выполнениетехнических игрушек из картона, бросового материала. Формирование знаний и умений при работе с наглядным материалом- использование схем при изготовлении поделок в технике «оригами»; презентации «Японское складывание из бумаги»; применение иллюстрационного материала в целях получения обучающимися знаний об объёмных и плоскостных изделиях.
Практический метод- формирование умений и навыков работы с бумагой, картоном, чертёжными инструментами, участие учащихся в дидактической игре «Путешествие в страну творчества»; проведение опыта на определение свойств бумаги и упражнений на графическую грамоту, закрепление у учащихся знаний видов бумаги и способов обработки. Изготовление поделок по образцу, инструкционной карте, анализ выполненной работы;
Метод проектов-развитие и совершенствование у учащихся умения и навыков обрабатывать и применять информацию, полученную в результате самостоятельного поиска, совершенствование знаний алгоритма выполнения проекта. Подготовка к участию в областных и городских конкурсах.
Технологии
Технологии игрового обучения - тренировка памяти, стимулирование умственной деятельности учащихся, развитие внимания и познавательного интереса к творчеству, через проведение на занятиях интеллектуальных игр, решение ребусов с ответами в картинках по теме: «Природная кладовая», решение кроссворда «Угадай инструмент» по технике безопасности.
Технология КТД - сближение коллектива, совместное участие в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов в процессе участия в социальных проектах, встречи с ветеранами ВО войны, изготовление сувениров и вручение их ветеранам, экскурсии в городской краеведческий музей.
Здоровьесберегающие технологии- формирование правильной осанки, обучение учащихся гимнастике для глаз, обучение релаксации на занятиях, воспитание привычки к повседневной активности и заботе о здоровье. Применение на занятиях динамических пауз, физкультминуток. Беседа с учащимися «Чистые руки- залог здоровья», «Здоровое питание», проведение познавательной игры «Овощи, фрукты- полезные продукты».
Учебные занятия по программе «Город мастеров» представлены в виде последовательности следующих этапов: подготовительного, организационного, проверочного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов служит процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
Список литературы
Литература для педагога:
1.Конвенция о правах ребенка от 20.11.1959г.
2.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утверждён приказом МОиН РФ от 19.12.2014 №1599).
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28.
5.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 01.01.2020г.).
6.Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
7.Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
8.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»).
10.Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».
11.Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утверждено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, от 14.08.2019г. №МР2.4.0150-19).
12.Данилюк Д.Я. Кондаков А.М. Тминов В.Л. Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания гражданина России. – М.: «Просвещение», 2009.
13.Дадашова З. Р. Волшебная бумага. Шаг вперед. –Ростов н/Д.:Феникс, 2012.
14.Крылова Н.Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования // Завуч. – 2009. – №5. – С.61 – 70.
15.Клиенов А.П. Народные промыслы. - М.: Белый город,2012.
16.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
СПб.:Детство-Пресс, 2012.
17.Корчаловская Н.В, Комплексные занятия по развитию творческих способностей
дошкольников. -М.:Феникс, 2013.
Литература для детей и родителей:
1.Кочетова С.В. Мягкая игрушка и игрушки с бисером. - М.: Рипол Классик, 2016.
2.Литвиненко В.М. Игрушки из ничего. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2015.
3.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. –Ярославль: Академия развития, 2015.
4.Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2017
5.Сидоренко В.И. Игрушки своими руками. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
6.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: Академия развития, 2015.
Интернет - ресурсы:
№ |
Ссылка на электронный ресурс |
Контент сайта |
1 |
Статья «Обучение детей с ОВЗ» |
|
2 |
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-i-korekcionye-uprazhnenija-dlja-detei-ovz.html |
Дидактические игры и упражнения для детей с ОВЗ |
3 |
Казак и казачка: типичные образы в традиционной культуре донских казаков (статья) |
|
4 |
Этнография Юга России (статьи). |
|
5 |
Электронная книга |
|
6 |
Виртуальные музеи |
|
7 |
Всероссийский музей ДПИ |
|
8 |
Статьи по лепке |
|
9 |
Сайт для детей |
|
10 |
https://pikabu.ru/story/istoriya_origami_ot_drevnosti_do_nashikh_dney_4436010 |
История оригами (статья) |
11 |
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/24/prezentatsiya-prazdnik-paskhi |
Презентация «Праздник Пасхи». |
12 |
https://zhenskie-uvlecheniya.ru/ajris-folding-texnika-rukodeliya.html. |
Мастер-класс по айрисфолдингу |
13 |
Машины из бумаги (схемы, развертки, шаблоны, оригами) |
|
14 |
Развертки самолетов из бумаги |
|
15 |
Сайт для родителей |
|
16 |
Тесты для девочек |
|
17 |
https://urok.1sept.ru/статьи/605918/ |
Интерактивная викторина «Дорого яичко ко Христову дню» |
18 |
https://multiurok.ru/files/viktorina-po-tiemie-tiekhnika-orighami.html |
Викторина по технике «оригами» |
19 |
https://infourok.ru/urok-krossvord-tehnika-bezopasnosti-1083930.html |
Кроссворд «Техника безопасности» |
20 |
https://infourok.ru/zagadki-na-temu-instrumenti-1038708.html |
Загадки про инструменты |
21 |
https://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-izo-kl-fgos-ovz-3747391.html |
Тесты по изо для детей с ОВЗ |
22 |
Мастер-класс из бумаги |
|
23 |
Видеофильм «История оригами |
|
24 |
http://berkem.ru/tekstil/sozdanie-obemnoj-applikacii-iz-bumazhnyx-salfetok-v-vide-cvetov/ |
Мастер-класс « Объёмная аппликации из салфеток» |
25 |
Мастер-класс «Аппликация из пластилиновых шариков» |
|
26 |
https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinovaja-aplikacija-iz-zhgutikov.html |
Мастер-класс «Аппликация из пластилиновых жгутиков» |
27 |
https://nyaskory.ru/pravoslavnye-prazdniki/podelki-iz-plastilina-na-pasxu.html |
Статья «Поделки из пластилина» |
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»