Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 – го класса II вида (II отделения)
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II видов г. Черемхово
Утверждено
Директор ОГСКОУ
«Школа-интернат г.Черемхово
_____________/Бонах С.А./
приказ №_____от____________
«___»__________________2014г.
Рабочая программа по предмету
«Математика»
1 класс II вида (II отделения)
Разработала: МатыгулинаТ.В.,
учитель начальных классов
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 – го класса II вида (II отделения) составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида(II отделения) К.Г Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова - М.: «Просвещение», 2003.
Цель программы обучения: овладение учащимися вычислительными навыками в
пределах 10 , а также создание основы для развития словесно-логического
мышления и коррекции его недостатков.
Задачи:
-
формировать вычислительные приёмы, умение считать в пределах 10 по одному и группами;
-
развивать умение при счёте соотносить количество предметов с цифрой;
-
формировать умение решать примеры;
-
формировать умение решать простые задачи.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
-
учебник (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 112 с.: ил. – ISBN 5-09-013117-1.
-
учебник (М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика 1 класс. В 2 ч. Ч. 2/ – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с.: ил. – ISBN 5-09-01311-Х.
Данные учебники соответствуют программным требованиям 1-го класса II-го отделения.
Программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю..
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (II отделения).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Контроль над результатами учебного процесса: текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, устный опрос, фронтальный опрос, выполнение упражнений, выполнение итоговых контрольных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
-
последовательность чисел первого десятка;
-
таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Уметь:
-
считать предметы в пределах 10;
-
читать и записывать числа до 10.
Учебно-тематический план
№ раздела / темы |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||||||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Контрольные занятия |
|||||||
1 четверть |
|
|
|
|||||||
I. |
Пропедевтический курс. Формирование элементарных количественных представлений. |
17 |
|
|
|
|||||
1.1 |
Сравнение предметов по величине: большой - маленький. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.2 |
Сравнение предметов по величине: большой, маленький, одинаковые. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.3 |
Круг. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.4 |
Длинный - короткий, одинаковой длины. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.5 |
Широкий - узкий. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.6 |
Высокий - низкий. Одинаковой высоты. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.7 |
Треугольник. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.8 |
Сравнение групп предметов по величине. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.9 |
Квадрат. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.10 |
Сравнение групп предметов по величине. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.11 |
Сравнение предметов по форме. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.12-1.13 |
Больше - меньше, столько же, одинаково. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
1.14 |
Поровну. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.15 |
Непоровну. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.16 |
Поровну. Непоровну. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.17 |
Много - один |
1 |
1 |
|
|
|||||
II. |
Числа от 1 до 5 |
23 |
|
|
|
|||||
2.1 |
Число и цифра 1. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.2-2.3 |
Число и цифра 2. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.4 |
Сравнение групп предметов по количеству в пределах 2 , знак равно. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.5 |
Сравнение групп предметов по количеству в пределах 2 , знаки: больше, меньше равно. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.6-2.7 |
Число и цифра 3. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.8 |
Счёт прямой и обратный в пределах 3. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.9 |
Сравнение групп предметов. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.10 |
Состав чисел в пределах З. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.11 |
Знакомство со знаком + . |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.12 |
Знакомство со знаком - . |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.13-2.14 |
Решение примеров. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.15 |
Число и цифра 0. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.16 |
Решение примеров. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.17 |
Число и цифра 4. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.18-2.19 |
Счёт прямой и обратный в пределах 4. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.20-2.21 |
Состав чисел в пределах 4. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.22-2.23 |
Сравнение групп предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
|
Итого |
40 |
32 |
8 |
|
|||||
2 четверть |
|
|
|
|||||||
I. |
Повторение. |
3 |
|
|
|
|||||
1.1 |
Счёт прямой и обратный в пределах 4. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.2 |
Состав чисел в пределах 4. |
1 |
1 |
|
|
|||||
1.3 |
Сравнение чисел. |
1 |
1 |
|
|
|||||
II. |
Первый десяток. |
37 |
|
|
|
|||||
2.1-2.2 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 4. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.3-2.4 |
Решение задач на нахождение суммы. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.5-2.6 |
Решение задач на нахождение остатка. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.7-2.8 |
Решение задач на нахождение суммы и остатка. |
2 |
|
2 |
|
|||||
2.9 |
Число и цифра 5. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.10 |
Счёт прямой и обратный в пределах 5. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.11 |
Сравнение предметных совокупностей. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.12 |
Сравнение чисел. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.13 |
Состав числа 5. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.14-2.15 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.16-2.17 |
Решение задач на нахождение суммы и остатка. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.18 |
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач в пределах 5» |
1 |
|
|
1 |
|||||
2.19 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.20 |
Число и цифра 6. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.21 |
Счёт прямой и обратный в пределах 6. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.22 |
Состав числа 6. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.23 |
Сравнение предметных совокупностей. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.24 |
Сравнение чисел. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.25-2.26 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 6. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.27-2.28 |
Решение задач на нахождение суммы и остатка. |
2 |
|
2 |
|
|||||
2.29 |
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач в пределах 6» |
1 |
|
|
1 |
|||||
2.30 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.31 |
Число и цифра 7. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.32 |
Счёт прямой и обратный в пределах 7. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.33 |
Сравнение предметных совокупностей. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.34 |
Сравнение чисел. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.35 |
Состав числа 7. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.36-2.37 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7. |
2 |
|
2 |
|
|||||
|
Итого |
40 часов |
24 |
14 |
2 |
|||||
3 четверть |
|
|
|
|
||||||
I. |
Повторение. |
8 |
|
|
|
|||||
1.1 |
Состав чисел 5, 6, 7. |
1 |
|
1 |
|
|||||
1.2-1.3 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
1.4 |
Решение задач на нахождение суммы. |
1 |
|
1 |
|
|||||
1.5 |
Решение задач на нахождение остатка. |
1 |
|
1 |
|
|||||
1.6 |
Решение примеров и задач. |
1 |
|
1 |
|
|||||
1.7 |
Самостоятельная работа по теме: «Решение примеров и задач в пределах 7» |
1 |
|
|
1 |
|||||
1.8 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 |
|
|||||
II. |
Построение прямой линии. |
4 |
|
|
|
|||||
2.1 |
Прямая линия. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.2 |
Построение прямой линии по линейке. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.3 |
Построение прямой линии, проходящей через одну точку. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.4 |
Построение прямой линии, проходящей через две точки. |
1 |
|
1 |
|
|||||
III. |
Первый десяток. |
38 |
|
|
|
|||||
3.1 |
Название, образование, последовательность, чтение и письмо цифры 8. |
1 |
1 |
|
|
|||||
3.2 |
Прямой и обратный счёт в пределах 8. |
1 |
1 |
|
|
|||||
3.3-3.4 |
Сравнение чисел в пределах 8. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
3.5-3.7 |
Состав числа 8. |
3 |
1 |
2 |
|
|||||
3.8-3.11 |
Решение примеров на сложение и вычитание. |
4 |
1 |
3 |
|
|||||
3.12 |
Решение задач на нахождение суммы. |
1 |
|
1 |
|
|||||
3.13 |
Решение задач на нахождение остатка. |
1 |
|
1 |
|
|||||
3.14 |
Самостоятельная работа по теме: «Решение примеров и задач в пределах 8» |
1 |
|
|
1 |
|||||
3.15 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 |
|
|||||
3.16 |
Счёт прямой и обратный по два. |
1 |
1 |
|
|
|||||
3.17-3.19 |
Решение примеров с тремя компонентами. |
3 |
1 |
2 |
|
|||||
3.20 |
Название, образование, последовательность, чтение и письмо цифры 9. |
1 |
1 |
|
|
|||||
3.21 |
Прямой и обратный счёт в пределах 9. |
1 |
1 |
|
|
|||||
3.22 |
Сравнение чисел в пределах 9. |
1 |
1 |
|
|
|||||
3.23-3.24 |
Состав числа 9. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
3.25-3.27 |
Решение примеров на сложение и вычитание. |
3 |
|
3 |
|
|||||
3.28 |
Счет тройками. |
1 |
|
1 |
|
|||||
3.29 |
Решение задач на нахождение суммы и остатка. |
1 |
|
1 |
|
|||||
3.30 |
Самостоятельная работа по теме «Решение примеров и задач в пределах 9» |
1 |
|
|
1 |
|||||
3.31 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 |
|
|||||
3.32 |
Название, образование, последовательность, чтение и письмо цифры 10. |
1 |
1 |
|
|
|||||
3.33-3.34 |
Знакомство с понятием 1 десяток. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
3.35-3.36 |
Прямой и обратный счёт в пределах 10. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
3.37 |
Сравнение чисел в пределах 10. |
1 |
|
1 |
|
|||||
3.38 |
Состав числа 10. |
1 |
|
1 |
|
|||||
|
|
50 часов |
16 |
31 |
3 |
|||||
4 четверть |
|
|
|
|
||||||
I. |
Повторение. |
5 |
|
|
|
|||||
1.1 |
Прямой и обратный счёт в пределах 10. |
1 |
|
1 |
|
|||||
1.2 |
Сравнение чисел в пределах 10. |
1 |
|
1 |
|
|||||
1.3-1.5 |
Состав чисел в пределах 10. |
3 |
|
3 |
|
|||||
II. |
Первый десяток. |
35 |
|
|
|
|||||
2.1-2.3 |
Денежные знаки. Их набор и размен. |
3 |
1 |
2 |
|
|||||
2.4-2.6 |
Решение примеров на сложение и вычитание. |
3 |
|
3 |
|
|||||
2.7-2.8 |
Решение задач на нахождение суммы и остатка. |
2 |
|
2 |
|
|||||
2.9 |
Самостоятельная работа по теме «Решение примеров и задач в пределах 10» |
1 |
|
|
1 |
|||||
2.10 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.11-2.12 |
Решение примеров с тремя компонентами. |
2 |
|
2 |
|
|||||
2.13-2.14 |
Составление задач на нахождение суммы и остатка. |
2 |
|
2 |
|
|||||
2.15-2.16 |
Название компонентов при сложении. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.17 |
Составление задач на нахождение суммы и остатка. |
1 |
1 |
|
|
|||||
2.18-2.19 |
Составление примеров с данным ответом. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.20-2.21 |
Решение примеров с отсутствующим компонентом. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.22 |
Самостоятельная работа по теме «Решение примеров и задач» |
1 |
|
|
1 |
|||||
2.23 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.24-2.25 |
Название компонентов при вычитании. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.26 |
Решение примеров. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.27 |
Решение задач. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.28-2.29 |
Таблица сложения. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.30-2.31 |
Таблица вычитания. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.32 |
Решение примеров на сложение и вычитание. |
1 |
|
1 |
|
|||||
2.33-2.34 |
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. |
2 |
1 |
1 |
|
|||||
2.35 |
Денежные знаки. Их набор и размен. |
1 |
|
1 |
|
|||||
|
|
40 часов |
9 |
29 |
2 |
|||||
|
Всего |
170 часов |
81 |
82 |
7 |
Содержание программы учебного курса
Тема 1. Сравнение предметов и группы предметов
Сравнение предметов по размеру (больше, меньше, одинаковые). Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра (в связи с ведением календаря дежурства с помощью учителя и воспитателя). Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. Название, последовательность чисел от 1 до 10 и счет предметов.
Тема 2. Числа от 1 до 10.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков и т.д.). Запись чисел от 1 до 10. Расположение предметов (перед, за, между, рядом, слева, справа). Использование полученных представлений к расположению чисел в натуральном ряду. Сравнение чисел. Получение чисел прибавлением к 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Состав чисел 2 - 5 и 6 - 10. Денежные знаки достоинством в 1, 2, 5, 10 единиц. Их набор и размен. Последовательность дней недели, их количество. Умение называть сегодняшний, вчерашний и завтрашний день недели.
Решение простых задач на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Название действий и их запись с помощью знаков +, - . Название знаков.
Приемы вычисления а) при сложении - прибавление числа по его частям, перестановка чисел; б) при вычитании - вычитание числа по его частям и вычитание на основе знаний соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Считать предметы в пределах 10.
Средства контроля
-
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач в пределах 5»
-
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач в пределах 6»
-
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач в пределах 7»
-
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач в пределах 8»
-
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач в пределах 9»
-
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач в пределах 10»
-
Самостоятельная работа «Решение примеров и задач»
Учебно-методические средства обучения
Литература (основная и дополнительная):
-
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 112 с.: ил. – ISBN 5-09-013117-1.
-
М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Методическое пособие к учебнику математика 1 кл. - пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003
-
О.А.Мокрушина поурочные разработки по математике 1 кл. М.: «ВАКО» 2006г.
-
Математика: тесты: 1 -й класс / С.И. Волкова, И.С. Ордынкина. – Тула: Родничок: М.: АСТ: Астрель, 2008.
-
Устный счёт. Сборник упражнений. 1 класс : к учебнику М.И. Моро , М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др / Л.Ю. Самсонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
-
2500 задач по математике , 1- 4 класс . / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова /Пособие для начальной школы. –К.:ГИППВ, 1998.
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса:
-
Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокамhttp://svetly5school.narod.ru/metod1.html.
-
В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- ollection.edu.ru/.
-
Презентации уроков «Начальная школа»~ Презентация уроков. «Начальная школа» Уроки Кирилла и Мефодия. … nachalka.school-club.ru›about/193.
-
Архив учебных программ - презентации, уроки... rusedu.ru›
Начальная школа.
-
Презентации разные - Начальные классы - Сообщество взаимопомощи... pedsovet.su›.
-
Презентации, клипы, уроки для начальной школы shkola-abv.ru.
Дидактические материалы:
-
Перфокарты.
-
Таблица умножения.
-
Карточки для индивидуальной работы.
-
Счётный материал (картинки по 10).
-
Примеры разных видов на карточках.
Опорные таблицы по математике для начальной школы.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»