Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Тип урока: урок-исследование текста.
Памятка составления синквейна
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово - (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Памятка составления синквейна
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово - (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Маруся и Соня: два детства.
1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.
2.Сравните героев по следующему плану:
а) внешность;
б) одежда;
в) черты характера;
г) чем занимаются.
3. Какой художественный приём использует писатель в создании портретных характеристик девочек?
Памятка.
Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1-5.
Маруся и Соня: два детства.
1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.
2.Сравните героев по следующему плану:
а) внешность;
б) одежда;
в) черты характера;
г) чем занимаются.
3. Какой художественный приём использует писатель в создании портретных характеристик девочек?
Памятка.
Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1-5.
Маруся и Соня: два детства.
1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.
2.Сравните героев по следующему плану:
а) внешность;
б) одежда;
в) черты характера;
г) чем занимаются.
3. Какой художественный приём использует писатель в создании портретных характеристик девочек?
Памятка.
Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1-5.
|
Маруся |
Соня |
Портрет (лицо, фигура, костюм) |
|
|
Характер персонажей |
|
|
Характеристика другими действующими лицами |
|
|
Изображение условий, в которых живет персонаж |
|
|
Отношение к близким людям |
|
|
|
Маруся |
Соня |
Портрет (лицо, фигура, костюм) |
|
|
Характер персонажей |
|
|
Характеристика другими действующими лицами |
|
|
Изображение условий, в которых живет персонаж |
|
|
Отношение к близким людям |
|
|
Мировоззрение и жизнь Васи |
До общения с «дурным обществом» |
После общения с «дурным обществом» |
Что знал о жизни |
|
|
О ком переживает больше всего |
|
|
Цель жизни |
|
|
Вася и окружающие |
|
|
Вася и отец |
|
|
Мировоззрение и жизнь Васи |
До общения с «дурным обществом» |
После общения с «дурным обществом» |
Что знал о жизни |
|
|
О ком переживает больше всего |
|
|
Цель жизни |
|
|
Вася и окружающие |
|
|
Вася и отец |
|
|
Сценарный план урока
для 5 класса
на тему «Изображение города и его обитателей в повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Тема: Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Цель: развивать анализ художественного произведения через исследования текста, картин художников, умение устно и письменно выражать свои мысли, совершенствовать коммуникативную культуру.
Тип урока: урок-исследование текста.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, дидактический материал.
Ход урока
-
Мотивационный этап.
-
Проверка домашнего задания. Заполнение словаря произведения.
-
Актуализация опорных знаний.
Задание. Отметьте правильные предложения плюсом, а не правильные минусом.
-
Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города. (+)
-
Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид. (-)
-
Васю и его отца разделила смерть Васиной матери (+)
-
Вася и Валек впервые встретились в роще (-)
-
Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью (-)
-
Маруся очень отличалась от Сони (+)
-
Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек (+)
-
Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее (-)
-
Мясо для Валека и Маруси было редкой едой (+)
-
Маруся заболела осенью (+)
-
Вася тайком взял куклу у Сони (-)
-
Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду. (+)
-
Работа по теме урока
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как Владимир Галактионович в своей повести передал изображение города в оттенках и насколько ярко подобраны слова для описания персонажей повести.
1) Так давайте с вами выясним, что мы должны сегодня на уроке сделать ( исследовать словесное изображение города и героев повести, научиться выражать свои мысли)
Давайте найдем описание города в повести при первоначальном знакомстве ( стр._____)
-
Как называется город, который описывается в городе ( Княжье-Вено или Княж-городок)
-
Какое настроение передается читателю при описании города? (смурное, тусклое)
-
Какие цвета возникают в вашем представлении при описании города (серые, черные, коричневые)
-
Какие художественные средства использует автор для описания городка? (Эпитеты, сравнения, метафоры)
-
Какими частями речи происходит описание изображения города? (прилагательными, существительными и глаголами).
Давайте с вами посмотрим изображение города на картине. Давайте представим себя писателями и составим словесное изображение.
2) Не может быть полной картины описания города без его обитателей.
Давайте проверим ваши знания о героях повести. Проведем небольшую викторину «Угадай героя»
- «…грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и голубыми глазами. Бледное крошечное создание, напоминавшее цветок… В четыре года она ходила плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика…» (МАРУСЯ);
- «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно…» (ТЫБУРЦИЙ);
- «Высокий, тонкий, как тростинка, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу. Одет был в грязной рубашонке, руки держал в карманах… Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами» (ВАЛЕК);
- «…прокрадывался по саду, как молодой волчок. Звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных наклонностях… С шести лет испытывал ужас одиночества. … притерпелся к упрекам и выносил их, хмуро выслушивал замечания и поступал по-своему. Шатаясь по улицам, всматривался любопытными глазами в незатейливую жизнь городка…» (ВАСЯ);
- «… было четыре года. Была круглая, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда бывало разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы…» (СОНЯ)
- «При виде строгого и угрюмого лица, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, я робел; задумчивый взгляд, глухо стонал от нестерпимой душевной муки.» (ОТЕЦ ВАСИ)
Молодцы, справились с заданием.
А теперь давайте поработаем с текстом описания героев Сони и Маруси
Предлагаю сравнить героев произведения и заполнить таблицу.
|
Маруся |
Соня |
Портрет (лицо, фигура, костюм) |
|
|
Характер персонажей |
|
|
Характеристика другими действующими лицами |
|
|
Изображение условий, в которых живет персонаж |
|
|
Отношение к близким людям |
|
|
ФИЗМИНУТКА (музыка)
Закрываем глаза. Представим, что вышли на свежий воздух, дышим лесной свежестью, кругом зеленая трава, поют птицы, светит яркое солнце. Тянемся к солнышку, набираемся энергии космоса. Снимаем усталость, расслабляемся.
Что я нарисовала словесно? (пейзаж)
Давайте вернемся к описанию героев повести. Как автор описывает персонажей «дурного общества»? (
- Скажите, а можем ли мы утверждать, что жизнь Васи изменилась? Докажите текстом (стр___)
«Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей березы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.
Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последней день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилой свои обеты».
- Скажите какие слова указывают на изменение настроения Васи и его жизни?
Вы видите на доске сердце – с одной стороны каменное, а с другой – живое. Предлагаю вам выбрать лепестки ромашки, на которых есть качества, которые делают сердце живым или каменным. Определите и прикрепите лепестки к той половине, к которой, вы считаете, стоит отнести качество, влияющее на жизнь человека. ( страх, нищета, безрадостность, грубость – каменное; доброта, любовь, дружба, сострадание – живое).
-
Закрепление знаний.
Мы выяснили с вами, что жизнь Васи и его друзей изменилась. Предлагаю вам составить журнал изменений жизни Васи и других персонажей в цветовой гамме. Эту работу мы проведем в парах. У вас есть пустой журнал с озаглавленными страницами. Предлагаю заполнить эти таблиц рисунками и цветовое изображение настроения, связанного с этим героем.
Выберите картинку героя, слова, которые описывают самого героя и его жизнь, а также цвет, что сопутствует герою.
Дополнительное задание.
Внесите в таблицу наблюдения за изменением мировоззрения Васи.
Мировоззрение и жизнь Васи |
До общения с «дурным обществом» |
После общения с «дурным обществом» |
Что знал о жизни |
Очень мало |
Узнал о жизни бедных, испытал «щемящее до боли сожаление», столкнулся с реальной жизнью |
О ком переживает больше всего |
О себе и своем несчастье |
О ближних – Марусе и Валеке, горько плакал, думая об их судьбе |
Цель жизни |
Нет, только бродяжничество |
Видит, что он нужен, что может помогать другим |
Вася и окружающие |
С 6-ти лет уже испытывал «ужас одиночества» |
Чувствует себя обогретым. Его понимают и любят |
Вася и отец |
Не понимают друг друга |
Взаимопонимание, любовь |
-
Рефлексия
- С какими героями повести вы хотели бы еще встретиться?
- Можно ли отнести В.Г.Короленко к числу любимых писателей и почему?
-
Итоги урока.
А закончить урок я хочу словами самого писателя: «Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении… Если при том люди научатся все больше помогать друг другу, если будет все меньше остальных, если на пройденных путях будет оставаться все больше маяков, святящихся вперед, если впереди будет все яснее, - то это значит, что счастья будет все больше. Потому что счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление». Так считал В.Г.Короленко, писатель с чутким сердцем и чистой душой.
-
Домашнее задание.
Предлагаю вам такие творческие задания:
-
Составить синквейн к словам дружба, добро, поддержка(на выбор).
-
Написать письмо любимому герою повести «В дурном обществе»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Достоинство материала снижают грамматические и речевые ошибки.