Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему "Итоговая беседа о зиме"
Занятие в подготовительной группе
Развитие речи + природа
Итоговая беседа о зиме
Вид: комплексное
Тип: смешанное
Программное содержание: Учить детей замечать зимние изменения в жизни живой и неживой природы; закрепить знания о птицах и животных, их образе жизни и влиянии на него времени года; о явлениях (снегопаде, изморозе..); упражнять в составлении красивых предложений с использованием сравнений и определений о зиме; учить делать выводы и обобщения; соотносить описание природы в стихах с определением времени года; включить чтение отрывков стихов известных поэтов, развивать речь, слуховое внимание, быстроту мышления; упражнять в счете в уме, загадывании и отгадывании загадок, развивать познавательный интерес, путешествуя, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: иллюстрации птиц, животных, раздаточные картинки, загадки, отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, С.А. Есенина.
Активизация словаря: заснеженный, снегири, логово, улей, берлога, превращения, волшебство.
Обогащение словаря: трещат морозы, таинственная сень, мгла, торжествуя, обновлял.
Ход занятия:
Дети отвечают на вопросы и садятся на свои места:
- сильная метель, снежная буря (вьюга);
- что вниз вершиной растет (сосулька);
- часть суток от конца дня до начала ночи (вечер);
- лиственное дерево с белой корой (береза);
- белый, пушистый в воздухе кружится (снег);
- новогоднее дерево (елка, сосна);
- жилище волка (логово);
- лесной доктор (дятел);
- дом пчелы (улей).
Посмотрите «Неполные слова» - вставьте пропущенные согласные буквы и прочитайте словосочетание _и_ _ ее _у_е_е_ _ _ие
(зимнее путешествие).
По дороге в зимний лес, на автобусе, рассматривают раздаточные картинки «времена года». Проводят сравнительный анализ времен года по пейзажным картинам.
- Какое время года и почему? Отличительные признаки его назови. Составь красивое предложение, используй сравнения.
Например: Разноцветные листья сыплются цветным дождем на землю, перешептываются и летят навстречу осени.
Вы составили красивые предложения по пейзажным картинам, о всех временах года, но попали то мы в гости к зиме, поэтому давайте назовем отличительные признаки этого времени года:
- Почему солнце не согревает землю?
- Какие зимние осадки вы знаете?
- Почему бывает иней и гололед?
- Как происходит снегопад, заморозки?
- Какое значение имеет снег для будущего урожая?
- Какая преобладает t и почему?
С нами в пути календарь природы-погоды. (Дети отмечают состояние погоды карандашами).
А вот и первая остановка. (Прослушивание записи – «птичье пение»)
Дети рассматривают иллюстрации с изображением птиц.
- Ребята, расскажите об изменениях в жизни птиц зимой.
- Как вы думаете, чтобы произошло, если бы перелетные птицы остались?
- Как приспособились птицы зимовать, кто их научил?
Значит, какой можно сделать вывод о причинах изменений в жизни птиц?
Раз вы знаете отличительные признаки птиц, попробуйте придумать по памяти загадки-описания, а мы отгадаем.
Например: У этой маленькой, резвой птички головка черненькая, как уголек. Щечки беленькие. Спинка и крылья переливаются зеленовато-серым цветом. Грудка желтая, как яркое солнышко в теплый день, а посередине строгий черненький галстук. Догадались кто это? (Синичка)
А теперь «Живой уголок» остановка 2.
- Кто такие животные?
- Зачем они нужны и кому?
- Что произошло бы если бы дикие животные жили в квартире?
- Или съели всех домашних животных?
- Может быть животные совсем не нужны?
Ребята, прочитайте название своего животного, подберите иллюстрацию и назовите его домашний адрес:
Например: медведь живет в лесу – в берлоге;
в зоопарке – в клетке.
А твой зверь, где живет?
Итак, сделайте вывод о животных, установите причину изменений в их жизни зимой.
Ребята, кто все знает – путь продолжает!
Ваше задание – назовите красивые слова о зиме: какая она?
Составьте предложения с красивыми словами.
Наша 3 остановка «Поэтическая».
Сейчас наши ребята прочитают отрывки из стихотворений А.С. Пушкина о зиме. Вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить красивые слова, они вам пригодятся для составления предложений о зиме. (чтение стихов)
А теперь послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина.
Какие красивые слова вы услышали? С чем сравнивает поэт …
Итак, скажите, как можно выразить свое настроение, радость зиме? (песнями, стихами, в рисунках..).
А сейчас давайте поиграем в игру «Узнай дерево» - если есть у вас такое дерево, закрывайте карточкой. Посмотрите все деревья спрятались (накрыты белыми фишками).
- Что происходит с растениями зимой?
- Живут они в это время или нет?
- Что происходило бы с деревьями, кустами, если бы листья и плоды росли круглый год?
- Почему так не бывает?
Так скажите, пожалуйста, любят снег растения или нет? Можно комнатные цветы удобрить снегом «засыпать до макушки» если да, то почему? И как часто?
Остановка 4.
А сейчас мы с вами займемся превращениями круга. Превратится волшебный круг в дикое или домашнее животное и назовите его, нарисуйте его с помощью красок и цветных карандашей.
Ребята, а теперь давайте назовем родственные слова «снег»: снеговик, заснеженный, снегоуборочная (машина), снежинка, снегурочка, снегири, снежок и составим красивые предложения.
А теперь послушайте какую «Снежную сказку» придумал С.Погореловский.
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
Понравилась, вам, сказка? Какие красивые слова использовал поэт в стихотворении?
Наше путешествие завершается: итак, что же такое зима, дайте ее общую характеристику.
Дети возвращаются в группу, получают призы, рассматривают выставку превращений.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»