Создание сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников, настольных игр для детей 1 младшей группы
Калмыкова Анастасия Альбертовна
Высшая квалификационная категория
г. Саратов
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233»
Старший воспитатель
ООП ДОУ составленная с учетом примерной программы Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Создание сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников, настольных игр для детей 1 младшей группы
Тип разработки «Другое»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание ООП ДОУ 5 образовательным областям, в частности образовательная область Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Также ФГОС ДО отмечает, что конкретное содержание ООП может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка), а именно для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.
Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка, это наиболее доступный и понятный нам вид детской игры. Помимо игр, которые дети придумывают сами, наделяя себя и партнеров по игре различными ролями, в ДОУ можно практиковать сюжетно-ролевые игры по замыслу взрослых. Такой вид игры служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора, позволяет систематизировать и обобщить уже имеющиеся у детей знания.
Мною был придуман ряд игр «Семья», «Путешествие по России», «Путешествие по странам мира», которые дети трансформировали в сюжетно-ролевые. К созданию атрибутов игр я привлекла родителей воспитанников. Информация о достопримечательностях взята с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki
ИГРА «СЕМЬЯ»
Из наблюдений за процессом игры в дочки-матери было замечено, что из института семьи, который представляем мы, взрослые, дети стали исключать папу, бабушек, дедушек. Ведь современная семья стремится жить отдельно от старшего поколения и бабушки и дедушки стали реже участвовать в воспитании внуков. Количество неполных семей (по социальному паспорту ДОУ) растет с каждым годом. Для того, чтобы у ребенка углублять представления о семье и ее традициях, укладе, формировать знания о том где работают родители, как важен для общества их труд была придумана игра «Семья». Для создания кукол были привлечены родители воспитанников, предоставившие бросовый материал, изготовила куклы воспитатель нашего ДОУ, творческий педагог Салата Лариса Юрьевна. Дети с воодушевлением приняли кукол, придумали им имена. Презентация игры прошла во время тематической недели «Моя семья». После презентации куклы были помещены в развивающую предметно-пространственную среду, дети с удовольствием стали использовать их во время сюжетно-ролевых игр. Поначалу, не все куклы были вовлечены в игру, воспитатели, подключаясь к игре детей, ввели в процесс бабушку и дедушку. Далее возникла необходимость изготовить еще куклы (девочка и мальчик), так как во многих семьях однополые дети и растет количество многодетных семей.
Куклы немного забавные, удобные в использовании, легко удерживаются детской рукой, деревянные держатели гладкие, покрыты лаком. Данная игра разнообразила уже привычную для нас, сюжетно-ролевую игру, внесла новизну.
ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»
Все началось с игры «Прогулка по родному городу», которую я придумала в 2012 году для знакомства с достопримечательностями родного города Саратова – эта игра помогает подытожить тему недели «Родной город». Далее возникла необходимость (тема недели «Мое Отечество») расширить представления детей о достопримечательностях городов Родной страны и мне пришла мысль разработать настольную игру «Узнай город России». Детям предлагается рассмотреть изображение известных зданий, музеев, народных промыслов и т.п. – того, чем знаменит той или иной город (Приложение 1; Карточки для игры с изображениями 12,5см х 9см)
В подготовительной группе многие дети уже умеют читать и тогда можно соотносить все выбранные картинки с табличкой, на которой написано название города, в старшей группе можно собрать данные картинки в один «паровоз» и название многократно произносит взрослый.
В подготовительной группе после того, как дети начали узнавать все города, по просьбе воспитателей была напечатана схематическая карта России (с помощью струйного принтера: макет – печать плаката – 3х3), на карте города обозначены красными кружками, изображения «визитных карточек» всех на одной карточке уменьшенного размера на картоне, с магнитами (размер 6 см х4 см). Карта вешается на магнитную доску, и дети размещают картинки в том месте, где находится город на карте, а воспитатель ставит название города.
Вот несколько фото материалов (атрибутов игры):
ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ МИРА»
После внедрения игры «Путешествие по России» и полученных результатов последовало продолжение: «Путешествие по странам мира». Создать эту игру мне помогла серия книг Лисовецкой А.А. «Страны мира». Благодаря этой игре дети познакомились с «визитными карточками» следующих стран: Россия, Великобритания, Германия, Испания, Китай, Австралия, Италия, США, Франция, Япония, Египет. В перспективе дополнить игру информацией о Норвегии, Финляндии, Индии, Мексике, Бразилии, Украине.
Далее на карте мира, аналогично предыдущей игре размещаются картинки – соответствующие стране.
Эта игра проводится в течение тематической недели «Дружат дети всей Земли» Проводя эту игру, педагог рассказывает детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, объясняет, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. (Приложение 2)
Игры-путешествия не занимают много места, помещаются в небольшие коробки, дети используют их во время самостоятельных игр, кто-то примеряет на себя роль экскурсовода-гида, кто-то любит быть туристом-знатоком. Из наблюдений за ходом самостоятельной игры детей, мы увидели, что дети дополнили игры-путешествия такими персонажами, как фотограф, водитель туристического автобуса, пилот.
На следующий учебный год планируется изготовить по этому же принципу игру «Путешествие по Золотому кольцу России», « для тематической недели «Космос» «Путешествие на космическом корабле к планетам солнечной системы.
Родители воспитанников помогли распечатать нужные для игр картинки.
ИГРА «ДЕНЬ-НОЧЬ»
Данную игру я создавала своему ребенку в 2001 году, когда не было такого изобилия настольных, дидактических игр. Сейчас эту игру используют воспитатели 1 младшей группы нашего ДОУ, как для индивидуальных занятии с детьми, так и для групповых (в виде лото), воспитатель предлагает детям представить, как будет выглядеть тень предмета (для развития наглядно-образного мышления), а это необходимое условие сюжетно-ролевой игры.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"