Рабочая программа учебного предмета «Химия» 11 класс, среднего общего образования, базовый уровень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Локтевского района
Алтайского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО ЕМЦ Зам. директора по УВР Директор школы
______Круглова М.А. ______ Пегусова Р.В. _________Белоглазова Г.Ф
Протокол №_______от Приказ №___________от
«___»__________2015г. «_____»___________2015 г. «____»______________2015г.
Рабочая программа
учебного предмета «Химия»
11 класс, среднего общего образования, базовый уровень
на 2014- 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы по химии для
8-9 классов, 10-11 классов. Автор Н.Н.Гара – М.: Просвещение, 2010.
Разработала: Акимова О.А..
учитель химии
первая квалификационная категория
Кировский, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Химия» для 11 класса разработана на основе: образовательной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) МКОУ «Кировская СОШ» с учетом авторского УМК Н. Н. Гара «Химия».
Используемый УМК:
1. Гара Н.Н.Химия. Программы общеобразовательных учреждений 8-9 классы 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, базовый уровень /Н.Н.Гара. -3-е издание – М.: Просвещение, 2010. – 56с.
2. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 13-изд. – М. : Просвещение, 2011. 159с.:ил.
3. Гара Н.Н. Химия в 11 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Н.Н.Гара.- М.: Просвещение, 2009. – 93с./
4. Радецкий А. М. Химия. Дидактический материал. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.М.Радецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.- 144с./
5. Казанцев Ю.Н. Химия. «Конструктор» текущего контроля. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Ю.Н.Казанцев. – М.: Просвещение, 2009. – 167с.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) образования на базовом уровне, т.е. 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Содержание курса химии 11 класса ставит своей задачей интеграцию знаний по неорганической и органической химии. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, общих подходов к классификации веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Вопросы строения атома и вещества, закономерностей протекания химических реакций, свойств веществ даются в неразрывном единстве органической и неорганической химии. Курс завершается разделом "Бытовая химическая грамотность", где рассмотрено значение этой науки в повседневной жизни человека, проблемы экологии. Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии. В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.
Для реализации программы применяются словесные, наглядные, практические методы, а также используются новые информационные технологии. Приоритетными являются методы проблемного изложения материала, поисковой беседы, самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, установление причинно-следственных связей между изучаемыми объектами.
Построение курса позволяет использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Цели и задачи изучения предмета
Цели
• освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи курса:
-
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
-
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
-
Подготовка творчески мыслящих, умеющих без опаски обращаться с веществами и знающих их практическое значение, экологически грамотных выпускников. В процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно ее непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.
-
Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
Особенности отбора содержания и общей логики, отличительные особенности рабочей программы
В связи с тем, что авторская программа составлена для учащихся 10 -11 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне в двух вариантах: 1 вариант - 140 ч/год (2ч/нед.); 2 вариант - 70 ч/год (1ч/нед). Я выбрала первый вариант, так как есть школьники, которые выбрали свою будущую специальность, связанную с химией. В тему 3 добавлен 1 час на обобщение и повторение, в тему 4 - 2 часа (1 час на ионные реакции, 1час на решение задач, в тему 5 добавлен 1 час на решение расчетных задач, в тему 6- 1час на обобщение и повторение темы, 4 часа на обобщение и повторение материала курса. Количество практических и контрольных работ в рабочей программе соответствует количеству в программе автора Н.Н.Гара.
Формы способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контрольные работы, практические работы, самостоятельные работы, итоговая контрольная работа. Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы, тесты в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Формы и методы работы с детьми, испытывающие сложности в обучении: индивидуальная, парная; словесные методы: (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, демонстрация)
Специфические методы в работе с детьми с ЗПР и ОВЗ:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Краткая характеристика класса: 8 учащихся, обучающихся по программе среднего общего образования, базовый уровень.
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «о системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего общего образования МКОУ «Кировская СОШ» и УМК автора».
Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа
Оценка умений решать экспериментальные задачи (практические работы)
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка « 1 »:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Отметка «1»:
отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
Критерии оценивания тестовых контрольных работ по химии
Методические рекомендации разработаны на основе пособий для учителя, включённых в УМК по химии авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана:
-
Н.Н. Гара «Химия 9 уроки.»*, «Химия 10 уроки»**, «Химия 11 уроки»***, Москва, «Просвещение», 2009 год
-
Ю.Н. Казанцев «Конструктор» текущего контроля****, Химия 11, Москва, «Просвещение», 2009 год
Критерии оценивания тестовой контрольной работы с максимальным баллом 24 следующие: 23-24 балла – оценка «5», 19-22 балла – оценка «4», 8-18 баллов – оценка «3», менее 8 баллов – оценка «2».
Критерии оценивания тестовой контрольной работы с максимальным баллом 25 следующие: 24-25 балла – оценка «5», 20-23 балла – оценка «4», 11-19 баллов – оценка «3», менее 11 баллов – оценка «2».
Критерии оценивания тестовой контрольной работы на этапе актуализации опорных знаний приведены в следующей таблице:
Оценка результатов работы с контрольными тестовыми заданиями, включающими только задания I ступени (часть А, закрытые тесты)
Число выполненных тестовых заданий |
Процент выполнения |
Оценка |
9-10 |
90-100 |
5 (отлично) |
7-8 |
70-80 |
4 (хорошо) |
5-6 |
50-60 |
3 (удовлетворительно) |
Меньше 5 |
Меньше 50 |
2 (неудовлетворительно) |
Критерии оценивания итоговой контрольной работы
Итоговая контрольная работа состоит из двух частей: тестовых заданий I ступени и тестовых заданий II ступени. Тест I ступени направлен на оценку общих представлений о химических соединениях, их строении и свойствах, нахождении в природе и применении. Тест II ступени позволяет оценить умение применять знания на практике (составлять формулы химических веществ, уравнения реакций, решать задачи и т.д.). При 100%-м выполнении теста I ступени тестируемый получает повышающий коэффициент 1,2 для оценки теста II ступени. Так, например, при выполнении 6 заданий из 10 (60%) итоговый результат будет следующим: 60*1,2=72%, следовательно, оценка «4». Процент выполнения теста I ступени от 70 до 90% соответствует коэффициенту 1,0, ниже 70% применяется понижающий коэффициент 1,2. Например, учеником выполнен тест II ступени на 70% (предварительная оценка «4»), но по тесту I ступени его результат составил 60%, поэтому к итоговому результату применяется понижающий коэффициент 1,2 (1,2*7 правильных ответов = 8,4). Итоговый результат 70%-8,4=62,6%, оценка «3».
Тест I ступени |
Тест II ступени |
Итоговая оценка |
||
% выполнения |
Коэффициент |
% выполнения |
Результат с учетом коэффициента |
|
100 |
Повышающий 1,2 |
100 |
112,0 |
5 (отлично) |
90 |
100,8 |
5 (отлично) |
||
80 |
89,6 |
5 (отлично) |
||
70 |
78,4 |
4 (хорошо) |
||
60 |
67,2 |
4 (хорошо) |
||
50 |
56,0 |
3 (удовлетворительно) |
||
40 |
44,8 |
2 (неудовлетворительно) |
||
70-90 |
Повышающий 1,0 |
100 |
100 |
5 (отлично) |
90 |
90 |
5 (отлично) |
||
80 |
80 |
4 (хорошо) |
||
70 |
70 |
4 (хорошо) |
||
60 |
60 |
3 (удовлетворительно) |
||
50 |
50 |
3 (удовлетворительно) |
||
50-60 |
Понижающий 1,2 |
100 |
84,6 |
4 (хорошо) |
90 |
79,2 |
4 (хорошо) |
||
80 |
70,4 |
4 (хорошо) |
||
70 |
62,6 |
3 (удовлетворительно) |
||
60 |
52,7 |
3 (удовлетворительно) |
||
50 |
44,0 |
2 (неудовлетворительно) |
||
0-40 |
|
Не допускается до выполнения II ступени |
|
*- с.46 (Методические рекомендации, урок 36 «Контрольная работа по темам «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний»)
** - с. 80 (Методические рекомендации, урок 41 «Контрольная работа по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты»)
*** - с. 32 (Методические рекомендации, урок 17 «Контрольная работа по темам 1 – 4»
**** - с. 4-6 Оценка работы с контрольными тестовыми заданиями.
Структура изучаемого предмета
химия 11 класс
№п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
||
всего |
практические |
контрольные |
||
|
Теоретические основы химии |
|
|
|
1. |
Важнейшие химические понятия и законы |
3 |
- |
- |
2. |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома |
4 |
- |
- |
3. |
Строение вещества |
8+1* |
1 |
1 |
4. |
Химические реакции |
13+2* |
1 |
1 |
|
Неорганическая химия |
|
|
|
5. |
Металлы |
13+1* |
- |
1 |
6. |
Неметаллы |
8+1* |
- |
1 |
7. |
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум |
12 |
8 |
- |
|
Обобщение и повторение изученного материала курса |
4* |
|
|
|
Итого: |
70 |
10 |
4 |
Календарно-тематическое планирование
Химия 11 класс
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы, методы, средства, приемы |
Материально-технические условия и информационные ресурсы |
Дата |
|
план |
факт |
||||||
|
Теоретические основы химии |
|
|
|
|
|
|
1. |
Важнейшие химические понятия и законы |
3ч |
|
|
|
|
|
1. |
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества |
1 |
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества |
Фронтальная беседа, самостоятельная работа |
Учебник, рабочая тетрадь, карточки |
|
|
2. |
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Решение расчетных задач |
1 |
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Решение расчетных задач |
Объяснение с элементами беседы, решение расчетных задач |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
3. |
Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Решение расчетных задач. |
1 |
Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Решение расчетных задач. |
Объяснение с элементами беседы, работа с учебником, самостоятельная работа |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
2. |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов |
4ч |
|
|
|
|
|
4. |
Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов |
1 |
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f- электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов |
Фронтальная беседа, демонстрация таблицы, самостоятельная работа в тетради |
Учебник, периодическая таблица |
|
|
5. |
Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов |
1 |
Атомные орбитали, электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов |
Фронтальная беседа, демонстрация, работа у доски, самостоятельная работа в тетради |
Учебник, периодическая таблица |
|
|
6. |
Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов |
1 |
Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов |
Проверочная работа, постановка проблемного вопроса, беседа, работа у доски, с учебником |
Учебник, периодическая таблица |
|
|
7. |
Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Решение расчетных задач |
1 |
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Решение расчетных задач |
Фронтальная беседа, объяснение, проблемное обсуждение вопроса, самостоятельная работа |
Учебник, периодическая таблица, карточки, тесты |
|
|
3. |
Строение вещества |
8 +1*ч |
|
|
|
|
|
8. |
Виды и механизмы образования химической связи |
1 |
Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Металлическая связь. Водородная связь |
Фронтальная беседа, заполнение таблицы, объяснение с демонстрацией презентации |
Учебник, рабочая тетрадь, презентация |
|
|
9. |
Характеристики химической связи |
1 |
Характеристики химической связи |
Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, лекция с элементами беседы |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
10. |
Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ |
1 |
Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ |
Фронтальная беседа, объяснение с элементами беседы, проверочная работа |
Учебник, рабочая тетрадь, карточки |
|
|
11. |
Типы кристаллических решеток и свойства веществ |
1 |
Типы кристаллических решеток и свойства веществ |
Фронтальная беседа, демонстрация моделей, тестирование |
Учебник, рабочая тетрадь, модели кристаллических решеток, презентация, тестовые задания |
|
|
12. |
Причины многообразия веществ. Решение расчетных задач |
1 |
Причины многообразия веществ: изомерия. Гомология, аллотропия, изотопия. Решение расчетных задач |
Проверочная работа, беседа, работа с учебником, решение расчетных задач |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
13. |
Дисперсные системы |
1 |
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов |
Фронтальная беседа, объяснение с элементами беседы |
Учебник, презентация, раствор хлорида натрия, гидроксида железа (III) |
|
|
14. |
Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией |
1 |
Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией |
Фронтальная беседа, практическая работа, подведение итогов |
Учебник, оборудование и реактивы для практической работы |
|
|
15. |
Контрольная работа по темам 1-3 |
1 |
Контроль знаний по темам |
Индивидуальная контрольная работа по вариантам |
А.М.Радецкий стр.91 |
|
|
4. |
Химические реакции |
13 +2ч |
|
|
|
|
|
16. |
Сущность и классификация химических реакций |
1 |
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии |
Фронтальная беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа |
Учебник, дидактический материал |
|
|
17. |
Окислительно-восстановительные реакции |
1 |
Окислительно-восстановительные реакции |
Фронтальная беседа, самостоятельная работа, у доски |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
18. |
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы |
1 |
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы |
Фронтальная беседа, лекция с демонстрацией, выполнение опытов, в тетради |
Учебник, демонстрационный материал, оборудование и реактивы для лабораторных опытов |
|
|
19. |
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы |
1 |
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы |
Фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа в тетради |
Учебник, рабочая тетрадь, дидактический материал |
|
|
20. |
Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции |
1 |
Влияние различных факторов на скорость химической реакции |
Фронтальная беседа, практическая работа, в тетради, подведение итогов |
Учебник, оборудование и реактивы для работы |
|
|
21. |
Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье |
1 |
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье |
Фронтальная беседа, объяснение, работа с учебником, у доски, в тетради |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
22. |
Производство серной кислоты контактным способом |
1 |
Производство серной кислоты контактным способом |
Фронтальный опрос, объяснение с элементами беседы |
Учебник, рабочая тетрадь, презентация |
|
|
23. |
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. |
1 |
Электролитическая диссоциация |
Фронтальная беседа, объяснение с элементами беседы, лабораторный опыт |
Учебник, таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде, презентация, оборудование и реактивы |
|
|
24. |
Среда водных растворов. Водородный показатель (pH) среды |
1 |
Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора |
Фронтальная беседа, объяснение с элементами беседы, проверочная работа |
Учебник, дидактический материал, оборудование и реактивы для проведения демонстрации |
|
|
25. |
Реакции ионного обмена |
1 |
Реакции ионного обмена |
Фронтальная беседа, работа у доски, в тетради |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
26. |
Гидролиз органических и неорганических соединений |
1 |
Гидролиз органических и неорганических соединений |
Фронтальная беседа, демонстрация, лабораторный опыт, самостоятельная работа |
Учебник, оборудование и реактивы, дидактический материал |
|
|
27. |
Обобщение и повторение изученного материала Решение расчетных задач |
1 |
Обобщение и повторение изученного материала Решение расчетных задач |
Фронтальная беседа, работа у доски, решение задач, в тетради |
Учебник, перечень вопросов и заданий |
|
|
28. |
Итоговая контрольная работа по теме «Теоретические основы химии» |
1 |
Итоговая контрольная работа по теме «Теоретические основы химии» |
Индивидуальная контрольная работа, работа в тетради |
Н.Н.Гара «Уроки -11» стр.32-38. |
|
|
|
Неорганическая химия |
|
|
|
|
|
|
5. |
Металлы |
13+1ч |
|
|
|
|
|
29. |
Общая характеристика металлов |
1 |
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Общие свойства металлов |
Фронтальная беседа, рассказ с элементами беседы, демонстрация коллекции |
Учебник, коллекция металлов |
|
|
30. |
Химические свойства металлов |
1 |
Химические свойства металлов |
Фронтальная беседа, работа у доски, в тетради |
Учебник, таблицы |
|
|
31. |
Общие способы получения металлов |
1 |
Общие способы получения металлов |
Фронтальный опрос, объяснение с элементами беседы, демонстрационный эксперимент |
Учебник, оборудование и реактивы для проведения демонстрационного эксперимента |
|
|
32. |
Электролиз растворов и расплавов веществ |
1 |
Электролиз растворов и расплавов веществ |
Фронтальная беседа, работа по карточкам, объяснение с элементами беседы |
Учебник, таблицы, карточки, оборудование и реактивы для проведения демонстрации |
|
|
33. |
Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии |
1 |
Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии |
Фронтальная беседа, решение задач в тетради демонстрация опыта, |
Учебник, оборудование и реактивы, сообщение, презентация |
|
|
34. |
Металлы главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. |
1 |
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. |
Фронтальная беседа, демонстрация опыта, решение задач в тетради |
Учебник, дидактический материал периодическая таблица, коллекция, оборудование и реактивы |
|
|
35. |
Металлы главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов |
1 |
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов |
Фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником |
Учебник, рабочая тетрадь, периодическая таблица, карточки |
|
|
36. |
Металлы побочных подгрупп (Б- групп) периодической системы химических элементов |
1 |
Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина) |
Фронтальная беседа, работа по карточкам, решение задач в тетради |
Учебник, карточки, периодическая таблица, коллекция металлов |
|
|
37. |
Металлы побочных подгрупп (Б- групп) периодической системы химических элементов |
1 |
Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина) |
Фронтальная беседа, работа по карточкам, самостоятельная работа с учебником, у доски, решение задач в тетради |
Учебник, карточки, периодическая таблица, коллекция металлов |
|
|
38. |
Оксиды и гидроксиды металлов |
1 |
Оксиды и гидроксиды металлов |
Индивидуальный опрос, беседа, работа с учебником, лабораторный опыт |
Учебник, карточки, оборудование и реактивы |
|
|
39. |
Сплавы металлов |
1 |
Сплавы металлов |
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа у доски |
Учебник, коллекция сплавов, дидактический материал |
|
|
40. |
Обобщение и повторение изученного материала |
1 |
Обобщение и повторение изученного материала |
Фронтальная беседа, работа по карточкам, работа у доски, в тетрадях |
Учебник, карточки |
|
|
41. |
Контрольная работа по теме «Металлы» |
1 |
Контроль знаний по теме |
Индивидуальная контрольная работа |
А.М.Радецкий «Дидактический материал» 10-11. стр118. |
|
|
6. |
Неметаллы |
8 +1ч |
|
|
|
|
|
42. |
Химические элементы -неметаллы. Строение и свойства простых веществ- неметаллов |
1 |
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов |
Самостоятельная работа, фронтальная беседа, работа с учебником |
Учебник, периодическая таблица, варианты самостоятельной работы |
|
|
43. |
Химические элементы -неметаллы. Строение и свойства простых веществ- неметаллов |
1 |
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов |
Фронтальная беседа, работа в тетрадях, у доски, самостоятельная работа с учебником |
Учебник, периодическая таблица |
|
|
44. |
Водородные соединения неметаллов |
1 |
Водородные соединения неметаллов |
Фронтальная беседа, работа по карточка, работа у доски, в тетради |
Учебник, периодическая таблица, оборудование и реактивы, графопрекор |
|
|
45. |
Оксиды неметаллов |
1 |
Оксиды неметаллов |
Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, объяснение |
Учебник, периодическая таблица, дидактический материал |
|
|
46. |
Кислородсодержащие кислоты |
1 |
Кислородсодержащие кислоты |
Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа в тетрадях |
Учебник, дидактический материал |
|
|
47. |
Окислительные свойства азотной и серной кислот |
1 |
Окислительные свойства азотной и серной кислот |
Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа с учебником, работа по вариантам |
Учебник, оборудование и реактивы для проведения демонстрации опыта, варианты самостоятельной работы |
|
|
48. |
Решение качественных и расчетных задач |
1 |
Решение качественных и расчетных задач |
Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа у доски, в тетрадях, работа по вариантам |
Учебник, варианты самостоятельной работы |
|
|
49. |
Контрольная работа по теме «Неметаллы» |
1 |
Контрольная работа по теме «Неметаллы» |
Индивидуальная, контрольная работа |
А.М.Радецкий «Дидактический материал» 10-11. стр128. |
|
|
7. |
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум |
12 ч |
|
|
|
|
|
50. |
Генетическая связь неорганических и органических веществ |
1 |
Генетическая связь неорганических и органических веществ |
Фронтальная беседа, работа в тетрадях, работа у доски |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
51. |
Генетическая связь неорганических и органических веществ |
1 |
Генетическая связь неорганических и органических веществ |
фронтальная беседа, работа в тетрадях, работа у доски |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
52. |
Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по неорганической химии |
1 |
Решение экспериментальных задач по неорганической химии |
Фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
53. |
Практическая работа 3. Решение экспериментальных задач по неорганической химии |
1 |
Решение экспериментальных задач по неорганической химии |
Фронтальная беседа, практическая работа |
Учебник, оборудование и реактивы для проведения практической работы 3. |
|
|
54. |
Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по органической химии |
1 |
Решение экспериментальных задач по органической химии |
Фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в тетради |
Учебник |
|
|
55. |
Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по органической химии |
1 |
Решение экспериментальных задач по органической химии |
Фронтальная беседа, практическая работа, работа в тетради |
Учебник, оборудование и реактивы для проведения практической работы 4 |
|
|
56. |
Практическая работа 5. Решение практических расчетных задач |
1 |
Решение практических расчетных задач |
Фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в тетради |
Учебник |
|
|
57. |
Практическая работа 5. Решение практических расчетных задач |
1 |
Решение практических расчетных задач |
Вводная беседа, практическая работ |
Учебник, оборудование и реактивы |
|
|
58. |
Практическая работа 6. Получение, собирание и распознавание газов |
1 |
Получение, собирание и распознавание газов |
Фронтальная беседа, практическая работ |
Учебник |
|
|
59. |
Практическая работа 6. Получение, собирание и распознавание газов |
1 |
Получение, собирание и распознавание газов |
Вводная беседа, самостоятельная работа с учебником |
Учебник, оборудование и реактивы |
|
|
60. |
Бытовая химическая грамотность |
1 |
Бытовая химическая грамотность |
Фронтальная беседа, сообщения, защита рефератов, презентаций |
Учебник, сообщения, рефераты, презентации |
|
|
61. |
Обобщение и повторение изученного материала |
1 |
Обобщение и повторение изученного материала |
Фронтальная беседа, тестирование |
Учебник, тестовые задания |
|
|
|
Повторение изученного материала курса |
4ч* |
|
|
|
|
|
67.* |
Повторение изученного материала курса |
1 |
Повторение изученного материала курса |
Фронтальная беседа, работа у доски, работа в тетради |
Учебник, рабочие тетради |
|
|
68.* |
Повторение изученного материала курса |
1 |
Повторение изученного материала курса |
фронтальная беседа, работа у доски, работа в тетради |
Учебник, рабочие тетради |
|
|
69.* |
Повторение изученного материала курса |
1 |
Повторение изученного материала курса |
фронтальная беседа, работа у доски, работа в тетради |
Учебник, рабочие тетради |
|
|
70.* |
Повторение изученного материала курса |
1 |
Повторение изученного материала курса |
фронтальная беседа, работа у доски, работа в тетради |
Учебник, рабочие тетради |
|
|
|
Резерв |
9 |
|
|
|
|
|
1. |
Обобщение и повторение материала тем 1-3 |
1 |
Обобщение и повторение материала тем 1-3 |
Фронтальная беседа, в парах, тестирование |
Учебник, периодическая таблица, тесты |
|
|
2. |
Реакции ионного обмена |
1 |
Реакции ионного обмена |
Фронтальный опрос, работа у доски, работа в тетради |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
3. |
Обобщение и повторение изученного материала Решение расчетных задач. |
1 |
Обобщение и повторение изученного материала Решение расчетных задач. |
Фронтальный опрос, тестовые задания, решение задач, в тетради |
Тестовые задания |
|
|
4. |
Решение расчетных задач |
1 |
Решение расчетных задач |
Работа по карточкам, фронтальная беседа |
Рабочие тетради, учебник |
|
|
5. |
Обобщение повторение изученного материала темы «Неметаллы» |
1 |
Обобщение повторение изученного материала темы |
Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа у доски, в тетрадях |
Учебник, варианты самостоятельной работы |
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
7-9. |
Повторение изученного материала курса |
3 |
Повторение изученного материала курса |
Фронтальная беседа, работа у доски, работа в тетради |
Учебник, рабочие тетради |
|
|
|
ИТОГО |
70 |
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения химии на базом уровне ученик должен
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химические связи, электролитической диссоциации;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная; щелочи
уметь:
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;
характеризовать: элементы малых периодов по положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов;
объяснять:природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления раствора заданной концентрации в быту и на производстве;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Перечень обязательных практических, лабораторных, контрольных и других видов проверочных работ
Практические работы
-
Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией
-
Решение экспериментальных задач по неорганической химии
-
Решение экспериментальных задач по органической химии
-
Решение практических расчетных задач
-
Получение, собирание и распознавание газов
Контрольные работы
-
Важнейшие химические понятия и законы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атомов. Строение вещества.
-
Итоговая контрольная работа по теме «Теоретические основы химии»
-
Металлы.
-
Неметаллы.
Расчетные задачи
-
Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.
-
Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
-
Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную массу примесей.
-
Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации
-
Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
-
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
-
Ознакомление с образцами металлов их соединений. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
-
Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторные опыты
-
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
-
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
-
Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Методические и учебные пособия
-
Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 13-изд. – М.: Просвещение.2011. – 159с.: ил.
-
Гара Н.Н. Химия в 11 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Н.Н.Гара. – М.: Просвещение. 2009. – 93с.
-
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений.8-9 классы, 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.- 3-е изд. – М.: Просвещение. 2010. – 56с.
-
Сборник нормативных документов. Химия /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 100, /12/с.
-
Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.М.Радецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2012.- 144с.
-
Казанцев Ю.Н. Химия. «Конструктор» текущего контроля. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват учреждений /Ю.Н.Казанцев. – М.: Просвещение. 2009. – 167с.
Комплект таблиц по химии
Справочные таблицы
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, Растворимость кислот, оснований, солей в воде, Количественные величины в химии.
Таблицы по технике безопасности
Знаки по технике безопасности при выполнении химических опытов, Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.
Комплект портретов ученых-химиков
Амедео Авогадро, Бекетов Н.Н., Джон Дальтон, Антуан Лоран Лавуазье, Ломоносов М.В., Менделеев Д.И.
-
Оборудование, приборы, дидактический материал
Коллекции
Металлы, Минералы и горные породы, Топливо, Шкала твердости, Образцы металлов
Кристаллические решетки
Кристаллическая решетка алмаза, кристаллическая решетка графита, кристаллическая решетка меди, набор моделей атомов для составления молекул со стержнями, набор трафаретов моделей атомов
Приборы
Весы технические с разновесами, плитка электрическая, ареометры общего назначения , термометр
.
Посуда демонстрационная
Ложка-дозатор Шпатели Тигель ступка с пестиком Колба круглодонная 500мл Колба коническая 500мл колба коническая 250мл Пробирка пх-21 пробирка пх-14 Стакан высокий стакан низкий.
Набор №1 ОС «Кислоты» Серная кислота Соляная кислота
Набор №2 ОС «Кислоты» Азотная кислота56% Ортофосфорная кислота
Набор №3 ОС «Гидроксиды» Аммиак водный Барий гидроокись Калий гидроокись Кальций гидроокись Натрий гидроокись
Набор №12 ВС ОС «Галогениды»
Набор №10 ОС «Сульфаты, сульфиты и сульфиды»
Набор №11 «Карбонаты»
Набор №12 ОС «Фосфаты. Силикаты»
Набор №13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Цианиды»
Набор №16 ОС «Нитраты»
Набор №14ВС «Сульфаты, сульфиты»
Набор №22 ВС «Индикаторы» Лакмоид Метиловый оранжевый Фенолфталеин
Набор №18 ОС «Минеральные удобрения»
Набор №19 ОС «Углеводороды»
Набор №23 «ОС «Образцы органических веществ»
Набор №11 С «Соли для демонстрации опытов»
Набор №17 С «Нитраты» большой
Дидактический материал
Химия. Индивидуальный контроль знаний. Карточки задания.
Список литературы
-
Литература для педагога:
1. Артемов А.В. Химия: Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ – Москва: «Айрис-пресс», 2004 – 336с.
1. Брейгер Л.М.,Баженова А.Е. Химия 8-11 классы Развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 2007-2008 годов (базовый уровень) Волгоград Учитель, 2009 – 71с.
2. Богданова Н.Н., Васюкова Е.Ю. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля. Химия 10 – 11 класс. Москва: «Интеллект – центр», 2007- 208с.
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.Введенская Г.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс. М.: Дрофа. 2003.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия. 11 класс. Профильный уровень М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.- 424с.
5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в ВУЗы. М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2002 – 640с.
6. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы. М: Экзамен, 2006 – 349с.
7. Курдюмова Т.Н., Новошинская Н.С, Лапшина Н.Ф. и др. Сборник контрольных работ и тестов по химии для 8 – 11 классов. М.: Просвещение, 2000 – 158с.
8. Никитюк Т.В., Никитюк А. М., Остроумов И.Г. Химия. Тесты школьников и поступающих в ВУЗы. Саратов: Лицей, 2006 - 256с.
9. Сборник нормативных документов. Химия. Дрофа. Москва, 2008г.
10. Хомченко Г.П., Хомченко Н. Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. Москва: Новая Волна 1996 – 304с.
11. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии:11 класс. М.: Вако, 2009. – 432 с. – (В помощь школьному учителю)
-
Литература для учащихся:
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М.: Дрофа. 2006-703с.
2. Хомченко Г.П., Хомченко Н. Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М.: Новая Волна. 1996. – 304с.
3. Хомченко г.П., Хомченко И.Г. Задачи для поступающих в вузы: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк., 1987. – 238с.
4. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1985. – 367с., ил.
5. Хомченко и.Г. Общая химия: Учебник для техникумов. М.: Химия, 1987. 464с.
6. Корощенко А.С. Химия. 10-11 классы. Тематические тестовые задания /А.С.Корощенко, А.В.Ящукова. М.: Дрофа, 2011. – 207, /1/с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
7. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии: Пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»