В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Проект по формированию модели успешной социализации обучающихся и выпускников коррекционного образовательного учреждения III-IV вида «Позволю себе изменить жизнь»

Проект по формированию модели успешной социализации обучающихся и выпускников коррекционного образовательного учреждения III-IV вида «Позволю себе изменить жизнь»

Олеся Грибова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 6181
Краткое описание
Целью данного Проекта является создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды для социализации обучающихся, имеющих нарушения зрения, и успешной интеграции их в современное общество.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
+ Проект для Учмета.docx Скачать


г. Краснодар

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 91 III-IV вида Краснодарского края



Проект

по формированию модели успешной социализации обучающихся и выпускников коррекционного образовательного учреждения III-IV вида

«Позволю себе изменить жизнь»


в номинации

«Коррекционное и инклюзивное образование» образовательного Форума Краснодарского края «Инновационный поиск – 2015»

http://s015.radikal.ru/i330/1102/76/ec3c2c3ad320.jpg

г. Краснодар

2015 год

Содержание

  1. Тема Проекта ………………………………………………………………...……………...3

  2. Обоснование Проекта ………………………………………………………………………3

    1. Актуальность ……………………………………………………………………… 3

    2. Нормативно-правовое обеспечение …………………………………………….....5

    3. Обоснование значимости Проекта для развития образовательной организации ………………………………………………………………………………….......6

    4. Обоснование значимости Проекта для развития системы образования Краснодарского края …………………………………………………………………………..10

  3. Цель Проекта. Объект воздействия. Предмет воздействия. Гипотеза. Задачи…………………………………………………………………………………………...12

  4. Методологическая основа Проекта ………………………………………………………13

  5. Основные идеи предлагаемого инновационного продукта ………………….…………16

  6. Механизм реализации Проекта ………………………………………………………….18

  7. Партнеры ………………………………………………………………………………….28

  8. Объем выполненного по Проекту …………………………………….…………………29

  9. Целевые критерии и показатели (индикаторы) Проекта ………………………………30

  10. Используемые диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность Проекта ……………………………………………………………………….34

  11. Ожидаемые результаты …………………………………………………………………..36

  12. Перспективы развития Проекта …………………………………………………………38

  13. Новизна (инновационность) Проекта …………………………………………………...38

  14. Практическая значимость ………………………………………………………………..38

  15. Вероятные риски ………………………………………………………………………….40




1. Тема проекта


Тема проекта по формированию модели успешной социализации обучающихся и выпускников государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 91 III-IV вида Краснодарского края (далее – ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида) – «Позволю себе изменить жизнь».


2. Обоснование Проекта


2.1. Актуальность.

В настоящее время одной из приоритетных задач политики социальной защиты является комплексная реабилитация инвалидов, включающая медицинскую, образовательную, профессиональную и социально-адаптивную помощь.

Современными тифлоисследованиями (Солнцева Л.И., Денискина В.З., Литвак А.Г.) доказано, что нарушения зрения (слепота или слабовидение), связанные с невозможностью или ограничениями получения зрительных стимулов, неизбежно приводят не только к зрительной депривации, но и депривации эмоциональной (аффективной) и социальной.

Прежние традиционные педагогические установки и подходы к обучению и воспитанию слепых и слабовидящих детей успешно решали вопросы формирования знаний, умений и навыков, связанных с получением цензового образования. В современных условиях возрастает значение педагогической целесообразности в организации образа и порядка жизни детей с нарушениями зрения, обеспечивающих школьникам возможность реализации жизненных планов во взрослой самостоятельной жизни, т.е. формирования социально зрелой личности.

Вступая в самостоятельную жизнь, инвалиды по зрению сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.

Еще Л.С. Выготский писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

В процессе жизни человек с ограниченными возможностями здоровья неизбежно сталкивается с необходимостью преодоления нескольких основных социальных барьеров:

1) Физическое ограничение или изоляция инвалидов обусловлены физическими, сенсорными или интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают человеку самостоятельно передвигаться и ориентироваться в пространстве.

2) Трудовая сегрегация связана с тем, что из-за особенностей психофизического развития индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. Существуют и другие причины трудовой сегрегации:

- инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой (в основном, это инвалиды I группы);

- инвалидам оказываются доступны рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный труд и невысокую заработную плату;

- неразвитый характер рынка труда для лиц с особыми нуждами;

- отсутствие трудовой мотивации у инвалидов.

3) Малообеспеченность инвалидов как следствие социально-трудовых ограничений, отсутствия адаптированных к специфическим потребностям людей с ограничениями жизнедеятельности рабочих мест.

4) Пространственно-средовой барьер связан с тем, что организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалидам. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды.

5) Информационный барьер, отгораживающий общество от инвалидов, связан с экономическими причинами и дефицитом специальных носителей информации.

6) Эмоциональный барьер складывается из двух составляющих:

- непродуктивные эмоциональные реакции окружающих по поводу инвалидов (любопытство, насмешки, неловкость, чувство вины, гиперопека, страх и т.д.);

- фрустрирующие эмоции инвалидов (жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своих проблемах, стремление к изоляции и т.д.).

7) Коммуникативный барьер является результатом совокупности вышеперечисленных барьеров, деформирующих личность инвалида.

Прогрессивное современное общество предъявляет все большие требования к индивиду, создавая тем самым дополнительные социокультурные барьеры перед теми, чьи возможности уже и так объективно ограничены.

Стремление к достижению хотя бы условно независимой жизни инвалидов требует изменений структуры общественного сознания, а также перестройки привычных социальных институтов, к числу которых относятся и общеобразовательные коррекционные учреждения, т.к. школа пока единственный социальный институт, через который проходит каждый гражданин России, независимо от особенностей психофизического развития.


2.2. Нормативно-правовое обеспечение.

Проект разработан в соответствии с Федеральными законами РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Конвенцией о запрете дискриминации в сфере образования, Конституцией РФ.

Проект опирается на положения:

- государственной программы «Доступная среда»;

- проекты по «Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- письма Минобразования РФ от 04.06.2003 № 27/2897-6 «О методических рекомендациях по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении»;

- письма Министерства общего и профессионального образования РФ (Минобразование России) от 09.04.99 № 27/511-6 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»;

- письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;

- письма Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 
«Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

При разработке Проекта были учтены особенности социокультурной ситуации города Краснодара, контингента обучающихся и воспитанников, уровня квалификации педагогов, материально-технической базы учреждения.


2.3. Обоснование значимости Проекта для развития образовательной организации.

Интерес к социализации школьников с нарушениями зрения продиктован ее огромной значимостью в становлении личности ребенка. В условиях развития современного общества проблема подготовки слепых и слабовидящих учащихся к будущей самостоятельной жизни, формирование у них необходимых практических навыков, становление социально-активной личности является крайне важной задачей.

С целью выявления наличного уровня социализации учащихся 8, 10 классов в феврале 2015 года было проведено соответствующее исследование. Использовались методы наблюдения за старшеклассниками в урочной и внеурочной деятельности, интервьюирования учащихся, анкетирования родителей (законных представителей) школьников.

Распределение учащихся 8, 10 классов по уровням социализации

(в процентном соотношении)


Результаты проведенного исследования показали, что наиболее характерными затруднениями учащихся 8, 10 класса являются:

- трудности интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

- затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

- затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

- затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

- правовая и коммуникативная некомпетентность.

Анализ результатов интервьюирования учащихся 8, 10 классов по вопросам профессионального выбора выявил, что 100% учащихся ожидают помощь и переносят ответственность в определении жизненных перспектив на родителей и педагогов.

Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы и ближайшего социума мы использовали технологию SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, который можно представить следующим образом:

Сильные стороны:

- хорошее местоположение (в центре города);

- статус государственного образовательного учреждения;

- наличие необходимых лицензий и аккредитации;

- сплоченность и работоспособность коллектива;

- наличие автоматизированного рабочего места учителя, которое позволяет педагогам стимулировать у школьников познавательный интерес и положительную мотивацию к обучению;

- результативное использование технологии развивающего обучения и технологий здоровьесбережения;

- углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся;

- регулярно проводимые предметные недели, методические объединения;

- реализация коррекционно-развивающих программ в индивидуальных и групповых формах;

- хорошие общешкольные традиции, наличие действующего тимуровского отряда;

- налаженная связь с социальными партнерами.

Слабые стороны:

- отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности;

- устаревшие образовательные программы, не соответствующие ФГОС;

- недостаток учебников и реабилитационного оборудования для слепых и слабовидящих учащихся;

- отсутствие материальнотехнической базы для реализации предпрофильной и профильной подготовки;

- слабая система профориентиационной деятельности;

- профессионально-педагогическая компетентность некоторых учителей, несмотря на их опыт работы, не соответствует современным требованиям;

- низкая мотивация школьников к учебному труду и элементарному бытовому самообслуживанию;

- большинство учащихся имеют сложную структуру дефекта – ЗПР, умственная отсталость, ДЦП, помимо зрительной патологии;

- потенциально возможные перегрузки учащихся в связи с особенностями их психофизического развития в ходе реализации Проекта;

- нет полноценной поддержки от родительской общественности (сниженная активность и слабая заинтересованность в участии в жизни школы);

- недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей коррекционно-образовательных услуг (детей, имеющих проблемы со зрением, и их родителей) о преимуществах обучения в школе №91 III- IV вида.

Возможности:

- изменения в российском законодательстве (введение ФГОС для обучающихся с ОВЗ и пр.);

- внедрение инновационных технологий развивающего обучения;

- профессиональная переподготовка педагогов, система повышения их квалификации;

- дистанционное обучение детей-инвалидов по зрению;

- система психологического сопровождения предпрофильной подготовки;

- возможность использования Интернет-ресурсов для рекламы школы и обмена опытом работы с учащимися, имеющими ОВЗ по зрению;

- в результатах образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления;

- создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей;

- привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;

- привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы и социализации учеников.

Угрозы:

- недостаточное финансирование со стороны государства;

- нестабильная социально-экономическая обстановка;

- риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;

- отсутствие на федеральном уровне специально разработанных программ и учебно-методических комплектов по профориентационной работе и сопровождению процесса социализации слепых и слабовидящих учащихся.

Результаты SWOT-анализа показывают, что в целом школа обладает потенциалом, необходимым для развития и совершенствования своей деятельности. Например, возможность расширения спектра образовательных услуг в соответствии с запросами учащихся, использование современных образовательных и здоровьесберегающих технологий значительно поднимет престиж учреждения.

Используя Интернет-ресурсы, появится дополнительная возможность информирования потенциальных и реальных потребителей о преимуществах обучения в школе.

Организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума.

Опыт работы с социальными партнерами является весомым потенциалом в расширении условий для социализации и профопределения учащихся с нарушениями зрения.

Совершенствование системы медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся поможет школьникам определиться с выбором дальнейшего профессионального пути.

Следовательно, многие имеющиеся недостатки можно устранить, если в качестве стратегического направления развития учреждения выбрать направление социализации учащихся, имеющих зрительные нарушения, с целью облегчения их адаптации и интеграции в социальной среде.

Таким образом, темой данного Проекта стала модель социализации обучающихся и выпускников ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида.




2.4. Обоснование значимости Проекта для развития системы образования Краснодарского края.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемыми способами. Недаром самоопределение выпускников с ограниченными возможностями здоровья, их социализация и успешная интеграция в общество является одним из основных направлений социальной политики.

Актуальность решения данной проблемы подтверждается статистическими данными, масштабностью ежегодного роста числа инвалидов в Краснодарском крае. В Постановлении Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1176 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Доступная среда» приводятся следующие статистические данные:

Год

Число инвалидов (тыс. чел.)

Процент от общей численности населения Краснодарского края

2010

419,6

8,0%

2011

421,5

8,0%

2012

433,8

8,1%

В 2013 году общая численность инвалидов по зрению в Краснодарском крае составляла 13,0 тыс. человек (3,0% от общей численности инвалидов в крае) – это самая массовая категория инвалидов. Так, инвалидов, передвигающихся с использованием кресел-колясок, было 12,0 тыс. человек, инвалидов по слуху – 7,0 тыс. человек.

Результаты проведенного мониторинга числа учащихся ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида за три года свидетельствуют об увеличении количества детей с нарушениями зрения, нуждающихся в специальных образовательных условиях.

Динамика числа учащихся ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида за три года


Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации в Краснодарском крае Проекта по социализации учащихся и выпускников ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида «Позволю себе изменить жизнь», который является результатом обобщения опыта отечественных авторов по вопросам социализации слепых и слабовидящих школьников.

В условиях интегрированного и инклюзивного образования опыт данной работы окажет помощь массовым учреждениям в адаптации и социализации учащихся, имеющих нарушения зрения, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами.


3. Цель Проекта. Объект воздействия. Предмет воздействия. Гипотеза. Задачи


Целью данного Проекта является создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды для социализации обучающихся, имеющих нарушения зрения, и успешной интеграции их в современное общество.

Объектом воздействия станет образовательное, воспитательное, коррекционно-развивающее пространство ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида.

Предметом воздействия будет модель социализации обучающихся и выпускников ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида – Проект «Позволю себе изменить жизнь».

Выдвигаемая гипотеза гласит, что при условии создания специальной коррекционно-развивающей образовательной среды и успешной реализации Проекта «Позволю себе изменить жизнь» каждый ученик ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида сможет получить возможность всестороннего проявления его личности с учетом психофизических особенностей и индивидуальных потребностей не только в учебном процессе, как было раньше, но и обрести тот уровень жизненной компетентности, при котором он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные и профессиональные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.

В соответствии с заявленной целью и выдвинутой гипотезой Проект должен обеспечить решение следующих задач:

1. Обеспечить получение образования каждому ученику через усвоение обязательного содержания федеральных государственных образовательных стандартов на качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности.

2. Совершенствовать воспитательную систему школы с позиции усиления духовно-нравственного потенциала обучающихся как активных граждан своей страны.

3. Создать оптимальные условия для профессионального и личностного самоопределения учащихся ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида.

4. Обеспечить сохранность и укрепление здоровья учащихся за счет совершенствования здоровьесберегающего пространства школы, полного медицинского сопровождения школьников.

5. Организовать распространение опыта работы по социализации незрячих и слабовидящих школьников среди педагогической и родительской общественности Краснодарского края.

4. Методологическая основа Проекта


Современными тифлоисследованиями доказано, что нарушения зрения неизбежно приводят к социальной депривации.

В педагогике обращение к отдельным характеристикам социализации можно встретить еще в работах 20-30-х годов (П.П.Блонский, М.В.Крупенина, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин).

Значимость педагогического осмысления социализации начинает приниматься в педагогических исследованиях конца 70-х – начала 80-х годов в связи с системно-структурным подходом к целостному формированию личности (Ю.К.Бабанский, Б.П.Битинас, А.К.Громцева, В.С.Ильин, А.И.Кочетов, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова, Г.Н.Филонов).

Анализ научных исследований показывает, что литературы, посвященной проблеме социальной адаптации и интеграции в общество школьников с нарушениями зрения, разработано недостаточно. Отдельные вопросы, связанные с процессом социализации лиц с нарушениями зрения, рассматривались лишь косвенно при решении других исследовательских задач:

- интеграция инвалидов по зрению в общество (В.П.Гудонис, А.Г.Литвак, А.Суславичюс и др.);

- развитие коммуникативной культуры (Г.В.Никулина);

- реабилитация и адаптация слепых и слабовидящих (И.П.Волкова, В.3.Кантор, С.А.Хрусталев, В.А.Феоктистова и др.);

- развитие самооценки школьников с нарушениями зрения (И.Гайлене, Т.П.Головина, И.Н.Никулина, Е.М.Украинская и др.).

Суммируя опыт тифлологов, можно сделать вывод, что социализация детей с нарушениями зрения осуществляется в трех основных направлениях:

1) повышение социально-психологической компетентности детей, т.е. способности детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими их людьми в системе межличностных отношений;

2) расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения, для этого рекомендуется:

- связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью (Т.П.Трубачева, Н.А.Сементайн);

- по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные ситуации (Н.Л.Белопольская);

- включать детей в процесс активной практической деятельности (Н.Л.Белопольская);

- создавать условия для эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослым в процессе усвоения предметных действий (Э.Кулеш);

3) формирование у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих для успешной социально-трудовой адаптации (Ж.И.Намазбаева, О.Ф.Чумакова).

Для успешного протекания процесса социализации слепых и слабовидящих учащихся необходимо учесть ее общие принципы:

- принцип гуманистической направленности отражает признание человека, его жизнь, физическое, психическое, нравственное здоровье и духовное богатство как высшие человеческие ценности; педагогическое воздействие на процесс социализации призвано помочь индивиду не только познать, но и овладеть этими ценностями;

- принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений, так как чем выше уровень благополучия (нравственного, материального, духовного, профессионального) человека, тем успешнее идет общественное развитие, поэтому в общей совокупности отношений (человек, общество, государство и др.) в качестве приоритета принимаются потребности человека, его право на свободу выбора, развитие, реализацию личностного потенциала;

- принцип толерантности предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, физическом и психическом развитии, поведении, в ценностных ориентациях и т.д. других людей;

- принцип субъектности предполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, а также в разрешении собственных проблем (социальных, педагогических, психологических, здоровья и др.); принцип субъектности исходит из субъект-субъектных отношений;

- принцип активной жизнедеятельности означает, что социализация эффективна при условии активности индивида, его стремлении и умении познать особенности среды обитания, влиять на отношения в ней, проявлять инициативу, самоорганизацию и самодеятельность;

- принцип индивидуальности означает признание уникальности личности индивида, его физических и интеллектуальных возможностей; из этого следует, что у разных индивидов социализация протекает по-разному как в содержательном, так и во временном аспектах, а потому конечные результаты могут существенно отличаться друг от друга;

- принцип осознанности – признание человека как существа мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний (действия или бездействия), а также способного к осознанному выбору, корректировке своего поведения и влиянию на отношения в окружающей его действительности;

- принцип сочетания дифференциации и интеграции предполагает, с одной стороны, обособление индивида на основе учета его индивидуальных (психофизических, возрастных, половых, профессиональных и др.) особенностей, включение его в группу социально-значимой направленности, а с другой стороны – последующую интеграцию в жизнь обществ в целом;

- принцип педагогического сопровождения процесса социализации означает, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние (направление, реабилитация, коррекция и др.).

Г.И. Гайсина, обобщив содержание и результаты деятельности образовательных учреждений по социальному воспитанию учащейся молодежи, определила основные социализирующие факторы образовательного процесса, влияющие на характер и скорость процесса социализации школьников:

- учебный процесс;

- воспитательный процесс;

- социально значимая общественная деятельность учащихся;

- социально-педагогическое и психологическое сопровождение личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся;

- профессиональная и социальная компетентность педагогов.

Данные факторы взяты за основу разработки Проекта.


5. Основные идеи предлагаемого инновационного продукта


Ребенок с нарушением зрения, поступающий в специальную школу, должен получить возможность всестороннего проявления его личности не только в учебном процессе, как было раньше, но и обрести тот уровень жизненной компетентности, при котором он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.

Для успешного вхождения в современное общество каждому ученику с нарушенным зрением необходимо:


Мы рассматриваем специальное образование как систему знаний, умений и навыков, включающих как общеобразовательные, так и специальные аспекты. При этом обеспечение цензового образования слепым и слабовидящим учащимся невозможно без формирования у них социально-адаптивных, коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения, применительно как к учебному процессу, так и социуму в целом.

За время обучения в школе у учащихся с нарушением зрения следует формировать знания и понимание своих специфических особенностей, сложностей ориентации в окружающем мире и осознание своих потенциальных возможностей коррекционно-компенсаторного характера, которые позволяют школьникам успешно адаптироваться к действительности. В связи с этим необходимо укрепить тесное равноправное взаимодействие между воспитательным, коррекционным и учебным процессами, сделать их практикоориентированными, носящими характер целенаправленности на приобретение тех знаний, навыков и умений, которые бы служили слепым и слабовидящим учащимся средством социальной компетентности и защиты.

Преобразование жизни детей в школе должно затронуть весь быт, повседневные занятия, досуг, общение и, естественно, учебу. Образ жизни и формы его проявления должны строиться на принципах широкой интеграции учащихся в социуме, постоянном участии семьи, различных культурных и общественных организаций в жизнедеятельности школы.

6. Механизм реализации Проекта


Проект «Позволю себе изменить жизнь» будет реализован в 2015-2019 учебных годах в 3 этапа:


Этап, сроки

Цель

Основное содержание работы

Подготовительный

2015-2016 уч.г.

Выявление перспективных направлений Проекта и моделирование его нового качественного состояния

1. Создание условий для реализации Проекта:

- формирование нормативно-правовой базы;

- кадровое обеспечение;

- создание плана-графика ресурсного обеспечения;

- разработка и реализация диагностического инструментария и системы комплексного сопровождения процесса социализации учащихся.

2. Разработка и утверждение целевых программ.

3. Заключение сотрудничества с социальными партнерами по реализации Проекта

Основной

2016-2018 уч.г.

Решение основных задач Проекта через реализацию целевых программ и мероприятий Проекта, мониторинг хода реализации Проекта. Переход образовательного учреждения в режим развития

1. Внедрение ведущих идей Проекта в работу школы.

2. Создание общей информационной системы сопровождения реализации Проекта.

3. Реализация Проекта.

4. Работа по методическому сопровождению процесса социализации учащихся с нарушениями зрения.

5. Выявление результативности целевых программ и мероприятий.

6. Анализ хода реализации Проекта и представление результатов

Итоговый

2018-2019 уч.г.

Подведение итогов реализации Проекта.
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития

1. Анализ реализации Проекта и целевых программ, подготовка диагностико-аналитических материалов.

2. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования системы работы школы по социализации и адаптации учащихся и выпускников.

3. Информирование общественности о результатах реализации Проекта.

4. Обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в реализации Проекта.

5. Разработка перспективы развития образовательного учреждения

Проект ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида, разработанный на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы в 2015-2019 учебных годах:

Задача

Действие (наименование мероприятия)

Срок реализации

1.1.

Задача 1. Обеспечить получение образования каждому ученику через усвоение обязательного содержания федеральных государственных образовательных стандартов на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности

Кадровая политика

1.1.1.

Организация прохождения педагогами предметных курсов

2015-2019 уч. г.

1.1.2.

Организация прохождения педагогами курсов по ИКТ

2015-2019 уч. г.

1.1.3.

Аттестация педагогов на более высокую квалификационную категорию

2015-2019 уч. г.

1.1.4.

Разработка системы материального стимулирования учителей

2015-2016 уч. г.

1.2.

Научно-методическое сопровождение реализации Проекта и инновационная деятельность

1.2.1.

Проведение семинаров и педагогических советов по повышению успеваемости и мотивации школьников к учению

2015-2019 уч. г.

1.2.2.

Разработка, утверждение и реализация программы «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся школы III, IV вида на ступени начального общего образования»

2015-2019 уч. г.

1.2.3.

Разработка и реализация рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин

2015-2019 уч. г.

1.2.4.

Применение в учебно-воспитательном процессе практикоориентированных методов, приемов и форм работы с учащимися

2015-2019 уч. г.

1.2.5.

Участие педагогов в различных педагогических конкурсах

2015-2019 уч. г.

1.2.6.

Участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней

2015-2019 уч. г.

1.2.7.

Укрепление связей участников образовательного процесса


1.3.

Проведение внутришкольных исследований по изучению уровня удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования и условиями образовательного процесса

2015-2019 уч. г.

1.3.1.

Ежегодное представление общественности результатов деятельности и реализации Проекта школы, размещение публичного доклада на сайте школы

2015-2019 уч. г.

1.3.2.

Развитие материально-технической базы


1.4.

Обеспечение образовательного процесса необходимым тифлооборудованием и тифлосредствами

2015-2019 уч. г.

1.4.1.

Оснащение образовательного процесса учебно-производственным, мультимедийным, компьютерным оборудованием

2015-2019 уч. г.

2.1.

Задача 2. Совершенствовать воспитательную систему школы с позиции усиления духовно-нравственного потенциала обучающихся как активных граждан своей страны

Кадровая политика

2.1.1.

Курсовая подготовка педагогов по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

2015-2019 уч. г.

2.1.2.

Аттестация воспитателей на более высокую квалификационную категорию

2015-2019 уч. г.

2.1.3.

Повышение профессиональной компетенции классных руководителей и воспитателей через взаимопосещение открытых воспитательных мероприятий

2015-2019 уч. г.

2.1.4.

Разработка системы материального стимулирования классных руководителей и воспитателей

2015-2016 уч. г.

2.2.

Научно-методическое сопровождение реализации Проекта и инновационная деятельность

2.2.1.

Разработка, утверждение и реализация программы «Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся школы III, IV вида при получении НОО»

2015-2019 уч. г.

2.2.2.

Разработка, утверждение и реализация Программы внеурочной деятельности учащихся школы III, IV вида

2015-2019 уч. г.

2.2.3.

Разработка и реализация программ курсов внеурочной деятельности

2015-2019 уч. г.

2.2.4.

Расширение сети кружковых занятий социально-правовой направленности за счет привлечения социальных партнеров

2015-2019 уч. г.

2.2.5.

Проведение семинаров и педагогических советов по проблемам воспитания школьников

2015-2019 уч. г.

2.2.6.

Мониторинг уровня воспитанности учащихся

2015-2019 уч. г.

2.3.

Укрепление связей участников образовательного процесса

2.3.1.

Создание единого информационно-воспитательного пространства школы через:

- систематический выпуск школьного вестника;

- своевременное ознакомление участников образовательного процесса с текущей жизнью школы, планами и результатами работы

2015-2019 уч. г.

2.3.2.

Развитие и совершенствование деятельности органа ученического самоуправления

2015-2019 уч. г.

2.3.3.

Разработка и реализация учащимися социально-значимых проектов

2015-2019 уч. г.

2.3.4.

Поиск новых форм воспитательной деятельности

2015-2019 уч. г.

2.3.5.

Составление планов совместной работы классных руководителей и воспитателей с учащимися и родителями, проведение совместных воспитательных мероприятий

2015-2019 уч. г.

2.3.6.

Повышение педагогической культуры учителей и воспитателей, совершенствование их межличностных отношений

2015-2019 уч. г.

2.4.

Развитие материально-технической базы

2.4.1.

Расширение социальных связей незрячих и слабовидящих учащихся

2015-2019 уч. г.

2.4.2.

Создание условий для увеличения показателя сформированности общекультурной компетенции школьников:

- заказ программной художественной, научно-популярной, справочной литературы по системе Брайля, на электронных носителях;

- создание электронной библиотеки

2015-2019 уч. г.

3.1.

Задача 3. Создать оптимальные условия для профессионального и личностного самоопределения учащихся школы

Кадровая политика

3.1.1.

Прохождение педагогами курсовой подготовки и переподготовки по темам коррекционной направленности

2015-2019 уч. г.

3.1.2.

Изучение опыта специальных школ по социальной адаптации и профориентационной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

2015-2019 уч. г.

3.1.3.

Аттестация педагога-психолога, социального педагога, учителей-дефектологов, учителей-логопедов на более высокую квалификационную категорию

2015-2019 уч. г.

3.1.4.

Проведение семинаров и педагогических советов по социальной адаптации и профориентационной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

2015-2019 уч. г.

3.1.5.

Разработка системы материального стимулирования педагога-психолога, социального педагога, учителей-дефектологов, учителей-логопедов

2015-2019 уч. г.

3.2.

Научно-методическое сопровождение реализации Проекта и инновационная деятельность

3.2.1.

Разработка, утверждение и реализация Программы коррекционной работы учащихся школы III, IV вида

2015-2019 уч. г.

3.2.2.

Разработка и реализация программ курсов коррекционно-развивающей области

2015-2019 уч. г.

3.2.3.

Разработка программы и организация работы клуба профориентационной работы для старшеклассников

2015-2019 уч. г.

3.2.4.

Расширение спектра коррекционно-образовательных услуг в соответствии с индивидуальными запросами участников Проекта

2015-2019 уч. г.

3.2.5.

Разработка авторских программ предпрофильной подготовки учащихся 9-10 классов

2015-2019 уч. г.

3.2.6.

Создание и систематическая корректировка банка данных о профессиональных образовательных учреждениях для выпускников школ III-IV вида

2015-2019 уч. г.

3.3.

Укрепление связей участников образовательного процесса

3.3.1.

Сотрудничество с Краснодарским отделением Всероссийского общества слепых, Центром занятости населения города Краснодара и другими учреждениями по профориентационной работе

2015-2019 уч. г.

3.3.2.

Укрепление и создание новых связей с различными социальными институтами с целью улучшения социальной адаптации слепых и слабовидящих школьников

2015-2019 уч. г.

3.3.3.

Проведение индивидуальных профконсультаций педагогом-психологом, врачом офтальмологом, социальным педагогом для учащихся и их родителей

2015-2019 уч. г.

3.3.4.

Психолого-педагогическая диагностика учащихся 9-10 классов и индивидуальные собеседования с учащимися и их родителями по ее итогам

2015-2019 уч. г.

3.3.5.

Разработка системы мониторинга уровня психологической адаптации и социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья

2015-2016 уч. г.

3.3.6.

Ежегодный мониторинг уровня психологической адаптации и социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья

2015-2019 уч. г.

3.4.

Развитие материально-технической базы

3.4.1.

Оборудование специальных кабинетов для проведения профориентационной работы (кабинеты социально-бытовой ориентировки, трудового обучения, пространственной ориентировки и пр.)

2015-2019 уч. г.

4.1.

Задача 4. Обеспечить сохранность и укрепление здоровья учащихся за счет совершенствования здоровьесберегающего пространства школы, полного медицинского сопровождения школьников

Кадровая политика

4.1.1.

Организация прохождения педагогами курсов по здоровьесбережению

2015-2019 уч. г.

4.1.2.

Проведение семинаров для педагогов по темам «Особенности психофизического и педагогического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предупреждение возникновения вторичных дефектов» и т.п.

2015-2019 уч. г.

4.2.

Научно-методическое сопровождение реализации Проекта и инновационная деятельность

4.2.1.

Разработка, утверждение и реализация «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся школы III, IV вида»


2015-2019 уч. г.

4.2.2.

Создание условий для коррекции зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных нарушений в развитии детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

2015-2019 уч. г.

4.2.3.

Создание условий для улучшения компенсаторных реакций учащихся через обустройство прогулочных дорожек с различными видами покрытия

2015-2019 уч. г.

4.2.4.

Проведение систематических офтальмологических обследований учащихся

2015-2019 уч. г.

4.2.5.

Мониторинг общефизической подготовленности учащихся

2015-2019 уч. г.

4.2.6.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся

2015-2019 уч. г.

4.3.

Укрепление связей участников образовательного процесса

4.3.1.

Взаимодействие с МБУ «Физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Искра», ГБУ КК «Физкультурно-спортивный клуб инвалидов» по формированию правильного отношения учащихся к занятиям спортом как средству сохранения здоровья

2015-2019 уч. г.

4.3.2.

Организация работы физкультурно-оздоровительных секций и групп во второй половине дня за счет привлечения социальных партнеров

2015-2019 уч. г.

4.3.3.

Проведение общешкольных мероприятий «День здоровья», «День защиты детей» и пр.

2015-2019 уч. г.

4.4.

Развитие материально-технической базы

4.4.1.

Обустройство спортивной площадки

2015-2017 уч. г.

4.4.2.

Ремонт и оборудование спортивного зала

2015-2017 уч. г.

4.4.3.

Оборудование кабинетов развития мелкой моторики, ритмики, мимики, педагога-психолога

2015-2019 уч. г.

5.1.

Задача 5. Организовать распространение опыта работы по социализации незрячих и слабовидящих школьников среди педагогической и родительской общественности Краснодарского края

Кадровая политика

5.1.1.

Профессиональная переподготовка педагогов школы по программе «Тифлопедагогика и тифлопсихология» в городах Москва и Санкт-Петербург



2015-2019 уч. г.

5.2.

Научно-методическое сопровождение реализации Проекта и инновационная деятельность

5.2.1.

Создание библиотеки электронных образовательных ресурсов по коррекционной работе с незрячими и слабовидящими детьми, их социализации

2015-2019 уч. г.

5.2.2.

Разработка и тиражирование методических рекомендаций по обучению и развитию детей с нарушениями зрения, их социализации

2015-2019 уч. г.

5.3.

Укрепление связей участников образовательного процесса

5.3.1.

Организация семинаров, консультаций, мастер-классов для родителей и педагогов образовательных учреждений края


2015-2019 уч. г.

5.3.2.

Организация дистанционного консультирования по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

2015-2019 уч. г.

5.4.

Развитие материально-технической базы

5.4.1.

Приобретение необходимой компьютерной техники для организации дистанционной работы по распространению опыта

2015-2019 уч. г.

В Проект могут быть внесены корректировки в связи с учетом изменений в законодательстве, нормативных актах и документах федерального и регионального уровней.



7. Партнеры


Для эффективной реализации поставленных задач в рамках внедрения Проекта общеобразовательное учреждение, помимо взаимодействия с семьями учащихся, планирует осуществление тесного сотрудничества со следующими социальными партнерами:





8. Объем выполненного по Проекту


В настоящее время примерное процентное соотношение выполненного по Проекту выглядит следующим образом:


Этап, сроки

Основное содержание работы

Примерный процент выполненного по Проекту

Подготовительный

2015-2016 уч.г.

Цель: Выявление перспективных направлений Проекта и моделирование его нового качественного состояния.

1. Создание условий для реализации Проекта:

- формирование нормативно-правовой базы;

- кадровое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- разработка и реализация диагностического инструментария и системы комплексного сопровождения процесса социализации учащихся.

2. Разработка и утверждение целевых программ.

3. Заключение сотрудничества с социальными партнерами по реализации Проекта





20%

70%

30%

30%




0%


50%

Основной

2016-2018 уч.г.

Цель: Решение основных задач Проекта через реализацию целевых программ и мероприятий Проекта, мониторинг хода реализации Проекта. Переход образовательного учреждения в режим развития

0%

Итоговый

2018-2019 уч.г.

Цель: Подведение итогов реализации Проекта.
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития

0%


9. Целевые критерии и показатели (индикаторы) Проекта


I. Целевые критерии Проекта:

1. Рост личностных достижений педагогов и учащихся.

2. Повышение уровня психологической адаптации и социализации учащихся.

3. Повышение уровня образования и рост трудовой успешности выпускников.

4. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством коррекционно-образовательных услуг.


II. Целевые показатели Проекта:

Показатель

Единица измерения

Базовое значение (2015 год)

Предполагаемое конечное значение (2019 год)

Задача 1. Обеспечить получение образования каждому ученику через усвоение обязательного содержания федеральных государственных образовательных стандартов на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности

1

Доля педагогов, прошедших курсовую подготовку по преподаваемому предмету

проценты

45

95

2

Доля педагогов, прошедших курсовую подготовку по ИКТ

проценты

47

95

3

Доля учителей, повысивших квалификационную категорию

проценты

40

95

4

Доля учащихся, обучающихся на «4» и «5»

проценты

25

40

5

Доля педагогов, участвующих в различных педагогических конкурсах

проценты

20

50

6

Доля школьников, участвующих в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней

проценты

50

80

7

Доля субъектов образовательного процесса, удовлетворенных качеством образования и условиями образовательного процесса

проценты

60

80

8

Процент обеспеченности образовательного процесса необходимым тифлооборудованием и тифлосредствами

проценты

30

70

Задача 2. Совершенствовать воспитательную систему школы с позиции усиления духовно-нравственного потенциала обучающихся как активных граждан своей страны

1

Доля воспитателей, повысивших квалификационную категорию

проценты

30

95

2

Доля учащихся, имеющих высокий и средний уровень воспитанности

проценты

48

95

3

Доля школьников, участвующих в деятельности органа ученического самоуправления

проценты

10

60

4

Количество реализуемых учащимися социально-значимых проектов

проект

3

15

5

Доля детей, занятых дополнительным образованием на базе школы и за ее пределами

проценты

30

70

6

Доля родителей (законных представителей), участвующих в учебно-воспитательном процессе

проценты

30

95

Задача 3. Создать оптимальные условия для профессионального и личностного самоопределения учащихся школы

1

Доля педагогов, прошедших курсовую подготовку коррекционной направленности

проценты

15

95

2

Доля учащихся, имеющих высокий уровень психологической адаптации и социализации (в соответствии с возрастом)


проценты

10

50

3

Доля выпускников, продолжающих обучение и/или трудоустроенных (в т.ч. без образования), по отношению к общей численности выпускников 2015 года

проценты

0

80

Задача 4. Обеспечить сохранность и укрепление здоровья учащихся за счет совершенствования здоровьесберегающего пространства школы, полного медицинского сопровождения школьников

1

Доля субъектов образовательного процесса, удовлетворенных работой школы по здоровьесбережению

проценты

60

80

2

Количество уроков, пропущенных за учебный год по болезни, в расчете на 1 ученика

урок

140

100

3

Доля учащихся, занятых в спортивных кружках и секциях

проценты

33

70

4

Доля учащихся, имеющих средний, выше среднего и высокий уровни показателей физических качеств

проценты

30

50

Задача 5. Организовать распространение опыта работы по социализации незрячих и слабовидящих школьников среди педагогической и родительской общественности Краснодарского края

1

Доля педагогов, прошедших курсы профессиональной переподготовки по программе «Тифлопедагогика и тифлопсихология» в городах Москва и Санкт-Петербург

проценты

0

10

2

Количество семинаров, консультаций, мастер-классов для родителей и педагогов образовательных учреждений края


единицы

95

300

3

Количество печатных методических рекомендаций по обучению и развитию детей с нарушениями зрения, их социализации

единицы

20

50

10. Используемые диагностические методы и методики, позволяющие оценить эффективность Проекта


Вид внутреннего
мониторинга

Используемые методики, отслеживаемые
параметры (характеристики)

1

Социологические
анкеты, опросы

Уровень воспитанности.

Сформированность гражданственности,
патриотизма, социальной ответственности и активности.

Соответствие образовательных услуг запросам и ожиданиям учащихся школы и их родителей.

Социальный портрет учащегося и его семьи.

Социальная характеристика класса.

Социальная характеристика школы.

Социальная характеристика педагогического коллектива.

Мониторинг социализации учащихся.

Мониторинг подготовки выпускников к самостоятельной жизни.

Адаптация выпускников школы: приспособление к условиям социальной среды, конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессиональной деятельности и др.

2

Педагогические
анкеты, успеваемость

Уровень достижений учащихся (знания и умения).

Сформированность предметных умений.

Сформированность общеучебных умений и УУД.

Включенность учащихся в систему
дополнительного образования в школе и вне ее (факультативы, кружки)

3

Психологические
методики, опросники,
тесты, наблюдение

Проективные методики «Несуществующее животное», «Мой класс».

Определение уровня школьной мотивации.

Определение уровня тревожности по
методике Филиппса.

«Тест жизнестойкости» Д.А.Леонтьева.

Опросник для оценки потребности достижения успехов.

Определение психологического климата класса.

Определение самооценки (лесенка).

Социометрия.

Проективная методика «Рисунок семьи».

«Методика диагностики межличностных отношений» Т.Лири.

«Методика диагностики родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столина.

Проективная методика «Деловые ситуации» Н.Г.Хитрова.

«Методика выявления и анализ профессионально важных качеств».

«Методика диагностики коммуникативной установки» В.В.Бойко.

«Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса.

«Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В.Бойко


11. Ожидаемые результаты


В соответствии с поставленными задачами, ожидаемыми результатами реализации Проекта станут:

  1. 100-процентное получение образования каждым учеником в соответствии с ФГОС второго поколения, ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и индивидуальными возможностями личности.

  2. Совершенствование воспитательной системы школы с позиции усиления духовно-нравственного потенциала обучающихся.

  3. Совершенствование здоровьесберегающего пространства школы, обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, их полное медицинское сопровождение.

  4. Создание условий для профессионального и личностного самоопределения учащихся.

  5. Совершенствование школьной системы учета и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  6. Увеличение количества и эффективности необходимых мероприятий, обеспечивающих комплексный подход к социализации школьников с нарушениями зрения.

  7. Успешная социально-психологическая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, в социуме.

  8. Повышение качества комплексных реабилитационных и профилактических мероприятий для детей с нарушенным зрением.

  9. Снижение количества затруднений, связанных с выбором профессиональной сферы учащимися, имеющими нарушения зрения.

  10. Распространение опыта работы по социализации незрячих и слабовидящих школьников среди педагогической и родительской общественности Краснодарского края.

В ходе реализации Проекта выпускник должен научиться объективно оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе.

Другими словами, результатом социализации как процесса становления личности должна стать социально зрелая личность, имеющая следующие характеристики:

- социально значимые качества и свойства личности;

- определенную систему социально значимых ценностных ориентаций;

- социальную активность, включающую познавательную активность школьников;

- профориентационную готовность к осуществлению профессиональной деятельности;

- коммуникативную компетентность, готовность к продуктивному взаимодействию.


12. Перспективы развития Проекта


В результате реализации данного Проекта будут определены оптимальная модель социализации слепых и слабовидящих учащихся, механизмы реализации данной модели, разработаны методические рекомендации по социализации школьников с нарушенным зрением, разработан пакет внутришкольных нормативных документов, необходимых для медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Школа сможет обеспечить создание необходимых условий для успешной социализации слепых и слабовидящих учащихся.

В условиях интегрированного и инклюзивного образования в данный Проект могут включиться общеобразовательные учреждения, обучающие школьников, имеющих зрительные нарушения.


13. Новизна (инновационность) Проекта


Новизна Проекта заключается в создании:

- единой коррекционно-развивающей среды, способствующей успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- механизмов медико-психолого-педагогического сопровождения школьника с нарушенным зрением;

-  механизмов оказания адресной педагогической помощи субъектам сопровождения;

-  условий для успешной интеграции слепых и слабовидящих учащихся в социум.


14. Практическая значимость Проекта


Проект «Позволю себе изменить жизнь» имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации позволит добиться изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у учащихся и выпускников с нарушениями зрения, развитию у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей, развитию коммуникативных навыков, направленности на семейные ценности, умений выстраивать семейные отношения и отношения в социуме.

Разработанные в результате реализации Проекта теоретические и методические материалы по формированию социального опыта учащихся с нарушениями зрения можно будет использовать в других общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях.

В условиях интегрированного и инклюзивного образования опыт данной работы окажет помощь массовым учреждениям в адаптации и социализации учащихся, имеющих нарушения зрения, как внутри образовательной организации, так и за ее пределами.

15. Вероятные риски


Риски Проекта

Меры для их минимизации

Внутренние риски

Кадровые (отсутствие специальной
подготовки у педагогов)

Прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Отсутствие специализированного
оборудования

Использование бюджетных и внебюджетных средств

Сложившийся традиционный способ
организации деятельности школы и
педагогов

Педагогические советы, семинары,
конференции, презентация полученного опыта педагогами,
включенными в Проект

Трудности при организации урочных
и внеурочных форм работы с учащимися, имеющими сложную структуру дефекта

Повышение квалификации
педагогов (прохождение специальной курсовой подготовки, посещение различных методических обучающих мероприятий), систематический обмен опытом

Потенциально возможные перегрузки учащихся в связи с особенностями их психофизического развития (сложная структура дефекта)

Формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

Отсутствие поддержки от родительской общественности

Информационно-просветительская,
консультационная работа, открытые мероприятия

Внешние риски

Недостаточное финансирование для
реализации Проекта

Привлечение социальных партнеров

Устаревшие образовательные программы, не соответствующие ФГОС

Введение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Недостаточно помещений в школе для организации социально-бытовой ориентировки и профориентационной работы

Организация данных видов деятельности на территории социальных партнеров


1



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос