Конспект-сценарий урока по теме "Подготовка к сочинению по картине Яблонской Т.Н. "Утро".
Здравствуйте, дети! Меня зовут Сергей Иванович. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите внимательно на свои парты, всё ли готово у вас к уроку: тетради, пеналы, учебники? Замечательно, теперь мы можем начинать.
Сперва давайте определим тему нашего урока. Для этого вам необходимо разгадать кроссворд, который я для вас подготовил. Разделимся на 6 групп, повернитесь друг к другу. Хорошо. У каждой группы есть листок с определениями терминов и понятий, которые необходимо отгадать и вписать в кроссворд. На выполнение задания я даю вам 3 минуты. Вопросы есть? Тогда начнём. Время пошло.
Время вышло. Первая группа, запишите на доску первое понятие, вторая группа – второе и т.д.
Так, теперь давайте определим тему нашего урока: «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине».
А теперь давайте подумаем, что мы будем делать сегодня на уроке, какие цели мы перед собой поставим:
-
узнаем о художнике,
-
рассмотрим картину,
-
составим план,
-
поработаем со словами,
-
опишем картину,
-
и т.д.
Мы с вами определились с темой нашего урока, и будем работать над описанием картины. Скажите мне, какая часть речи позволяет нам выразительно описывать то, что мы видим. Конечно это имя прилагательное. Обратите на это внимание и используйте как можно больше прилагательных.
Для начала давайте познакомимся с репродукцией картины, над которой мы будем сегодня работать. Вот она. У вас в учебнике она на вкладке на стр. 185. Эту картину написала Татьяна Ниловна Яблонская. Татьяна Ниловна – известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Она изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Она пытается передать людям, которые смотрят её картины, красоту обыденных повседневных вещей, которые мы порой просто не замечаем. Вот и на этой картине мы видим обычное утро, в квартире нашей героини. На картине изображена дочь Татьяны Ниловна – Лена в возрасте 13 лет. Однажды, проходя мимо комнаты дочери, Татьяна Ниловна увидела, как та встала с постели и делает утреннюю зарядку. Эта картина называется «Утро». Как вы думаете, почему она так называется? Почему художник не назвала её, например, «Дочь»?
Вывод: Потому что всё в этой картине символизирует утро: и время суток (девочка только что встала с постели), и время года (весна – «утро» года, в это время всё вокруг просыпается), и возраст девочки (детство – «утро» жизни).
А теперь давайте начнём работу со словами, которые вы будете использовать в своих сочинениях. Возьмите распечатки, которые я подготовил для вас. И давайте поработаем с первым вопросом:
1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «утро»?
Завтрак, школа, уроки, подъём, …
2. Подберите эпитеты к слову утро
О состоянии погоды; о цвете неба, прозрачности воздуха и т. д. безветренное, безоблачное, золотистое, золотое, изумрудное, румяное, свежее, сверкающее, светлое, сияющее, солнечное, теплое, тихое, туманное, чистое, яркое. О впечатлении, психологическом восприятии. Беззаботное, безмятежное, бодрое, великолепное, веселое, восхитительное, говорливое, дивное, доброе, замечательное, звонкое, изумительное, красивое, ласковое, молодое, нежное, обворожительное, отличное, отрадное, очаровательное, прекрасное, прелестное, приятное, радостное, славное, удачное, хорошее, чудесное, чудное.
3. На картине изображена дочь Елена. Какая она?
аккуратная, опрятная, чистоплотная, подтянутая, спортивная, пунктуальная, прилежная.
4. А теперь поработаем в парах, обсудите с соседом, что делает девочка? Опишите с помощью словосочетаний, которые передают действия, динамику:
только что проснулась, встала с постели, делает зарядку, потягивается, стоит в позе ласточки, она вся устремлена ввысь.
А теперь давайте обратим внимание на комнату девочки и опишем интерьер, т.е. внутреннюю обстановку комнаты.
Комната: большая, просторная, с высокими потолками, светлая, солнечная.
Стены: светло-жёлтые, на стене эстамп (декоративная тарелка), в кашпо цветы резеды.
Пол: паркетный, в «ёлочку», блестящий, натёртый до блеска, светло-жёлтый, чистый, залитый солнцем, на полу длинные тени.
Окно: высокое, дугообразное с широким подоконником.
Дверь (выход на балкон): двустворчатая, стеклянная, арка, видна оградительная решётка.
Кровать: деревянная, низкая, ещё не убрана, смятая подушка, одеяло в белом пододеяльнике.
Стол: круглый, обеденный, покрытый скатертью, скатерть с длинной бахромой, глиняный кувшин, хлеб на тарелке, чашка.
Стул: деревянный, лёгкий, с изогнутой спинкой, круглые тонкие ножки, аккуратно сложенная одежда.
5. Работа в группах «Подбери синонимы»: Яблонская Татьяна Ниловна; девочка
Давайте напишем как можно больше глаголов-помощников: изобразила, показала, передала, нарисовала, запечатлела, создала, написала, представила.
6. Общее впечатление. Какое впечатление произвела на вас картина? Что вам особенно в ней понравилось? Спрашиваю одного ученика.
7. Теперь пришло время проработать план вашего будущего сочинения.
I. Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.
II. Утро.
III. Девочка.
1. фигура девочки, её внешний вид
2. поза девочки
IV. Комната девочки:
1. помещение;
2. мебель;
3. украшения.
V. Впечатление от картины.
Образцы вступления.
1. Татьяна Ниловна Яблонская – известный художник, которая изображает на своих картинах обычных людей, их труд, повседневную жизнь. Одна из самых её известных картин называется «Утро». Именно о ней я и хотел бы сейчас рассказать.
Картина Т. Н. Яблонской «Утро» несёт бодрость и неподдельную радость встречи нового дня. Яркие лучи раннего весеннего утра врываются в комнату сквозь открытые настежь двери балкона. «Здравствуй, новый день!» - с этими словами девочка вскакивает с кровати навстречу солнцу. За окном – утренний туман, но весёлые лучи пробивают его, пробуждая всё вокруг.
2. На этой картине изображена комната девочки. За окном утро. Ученица только что проснулась. В комнате очень светло. Она делает гимнастику. На столе стоит завтрак. Поэтому это утро.
Домашнее задание к следующему уроку: написать сочинение-описание картины Т.Н. Яблонской «Утро».
В конце урока я бы хотел поговорить с вами о том, как видит мир художник. Когда художник создаёт своё произведение, он не видит готовой картинки, как мы с вами. Он видит объёмные предметы, которые необходимо правдоподобно перенести на холст. Поэтому он не только видит глазами, он воспринимает мир, как и мы с вами всеми органами чувств. Поэтому я хочу, чтобы вы на мгновение закрыли глаза, представили перед собой картину «Утро», а я сейчас включу мелодию, которая должна усилить эффект.
А теперь давайте обсудим, чем мы занимались сегодня на уроке? Чем вам этот урок запомнится? Легко ли вам было работать?
Спасибо за урок! До свидания.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»