Земля - живая планета
МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 59 общеразвивающего вида»
Конспект интегрированной НОД по экологии и изобразительной деятельности
«Земля – живая планета»
СОСТАВИТЕЛЬ: воспитатель
1 квалификационной
категории
Жеребцова Н.П.
Цель: Уточнение представлений детей о Солнечной системе.
Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к своей планете. Развивать мыслительные операции, связную речь. Учить видеть красоту природы Земли. Дать представление об уникальности Земли — на ней есть жизнь, растения, животные, человек. Формировать желание сделать полезное для планеты Земля. Продолжать учить детей разным способам рисования. Познакомить с техникой рисования «по-мокрому». Учить сочетать в рисовании разные материалы: губка, кисточка. Развивать самостоятельность, аккуратность, способность к самооценке.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, вопросы, чтение стихотворений, использование загадок, экспериментирование, игра, рассматривание иллюстраций.
Пространство: Панно «Солнечная система», глобус, картины с изображением севера, пустыни, моря, леса; игрушки животных, мяч, перья, емкость с песком, листы белой бумаги, губка, кисточка, салфетка, краски, сосуды с водой.
Словарная работа: планеты, земное притяжение.
Предварительная работа: Просмотр видеоролика «Планета Земля» из серии «География малышам», беседа «Земля - наш общий дом».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход:
Раздается звон колокольчика.
Воспитатель. Ребята, колокольчик вас всех зовет. Подойдите ко мне. Я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет. Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет. (Солнце)
По небу гуляет маляр без кистей. Краской коричневой красит людей. (Солнце)
В дверь, в окно стучать не будет, а войдет и всех разбудит. (Солнце)
Воспитатель. О чем эти загадки? Как вы догадались, что это Солнце?
— Скажите, что такое Солнце? Это звезда, огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света.
Воспитатель показывает карту Солнечной системы.
— Что это такое?
Дети. Солнечная система.
Воспитатель. Что расположено вокруг Солнца? (Вращаются планеты — твердые холодные шары).
— Какие планеты вы знаете?
Стук в дверь. Приходит инопланетянин: «Я кажется, заблудился. Где это я оказался? Кто вы такие? Что это за планета?»
- На какой планете живем мы с вами? (на Земле) Как по-другому называют нашу планету? Покажите, ребята, на панно нашу планету. Мы земляне – жители планеты Земля.
«Родная планета»
Земля нам всех планет родней!
Ведь мы с тобой живем на ней,
И любим мы ее просторы,
Ее леса, моря и горы. Т.А.Шорыгина
Инопланетянин: Вы так хорошо говорите о своей планете, чем же она хороша?
— Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Такой сверкающий голубой шар!
Воспитатель обводит глобус.
— Почему наша планета кажется голубой? Голубой наша планета кажется из-за большого количества воды и воздуха, который ее окружает. Из космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов - например, наши сибирские леса, и желто-песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и очень красива! Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух — можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть, чем питаться.
— Знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах? (Киты, акулы, дельфины, разные рыбы).
— Какие животные живут в лесах России? (Лиса, волк, заяц, медведь).
— Кто живет в тропических лесах? (Обезьяны, слоны, тигры).
— А кто живет на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи).
— А кто обитает на Южном полюсе? (Пингвины).
Воспитатель: Наша Земля такая разная и красивая, потому что она — живая: на ней живут растения, животные, люди. Люди являются частью природы. Все существа, живущие на Земле, взаимосвязаны и важны друг для друга. Мы все отвечаем за то, что сохранить природу везде: на земле, в земле и над землей.
Инопланетянин роняет игрушку, которую взял в руки посмотреть: «Почему моя игрушка упала, а не улетела, когда я ее уронил».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему игрушка упала? (версии детей). Оказывается, на Земле существует земное притяжение. Поэтому все, что вы отпустите с высоты – упадет.
Опыт: «Почему все падает на Землю?»
Задачи: Понять, что земля обладает силой притяжения.
Дети подбрасывают вверх мячи, перышки. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие должны держаться в воздухе, какие они по весу (легкие, имеющие большую поверхность в космосе, держатся дольше). Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударили сильнее, почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики опускают с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предметы падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление). Объясняют, почему опасно прыгать с высоких предметов (удар о землю будет сильнее). Притяжение есть на всех планетах. Только везде разной силы. Чем больше планета, тем сильнее притяжение. Если бы с вами оказались на Юпитере, то нас просто раздавило бы о планету, такое сильно на нем притяжение. На Меркурии оно очень слабое. Брошенные вверх предметы долго не опустились бы на планету.
Инопланетянин: «Какая у вас хорошая планета. А на моей планете давно не осталось ничего живого. Деревья вырубили. От этого воздухом стало невозможно дышать, и животных у нас нет».
- Ребята, почему такое могло произойти? Что может навредить нашей планете? (автомобили, заводы выпускают в воздух вредные вещества) Что нужно делать и чего нельзя, чтобы сохранить жизнь на нашей планете? (беречь природу: животных, растения, сажать новые деревья, ставить фильтры на заводах…). Нужно жить в мире с природой, как говорится в стихотворении.
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица – с небом, как ветер – с лугом,
Как парус – с морем, трава – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте будем беречь планету:
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
А чтобы ты помнил о нашей красивой планете, мы ее тебе нарисуем.
Рисование планеты Земля техникой по-мокрому. Детям предлагается лист бумаги с кругом (Землей). Мокрой губкой протирают лист бумаги, затем рисуют на нем. В процессе работы воспитатель помогает советом детям, которые испытывают затруднения.
Для фона звучит аудиозапись «Пение птиц».
Дети дарят рисунки инопланетянину и прощаются с ним.
Рефлексия занятия: Кто был гостем нашего сегодняшнего занятия? Что случилось с инопланетянином? Что произошло с его планетой? Почему это произошло? Как должны вести себя люди, чтобы нашу планету не постигла та же участь?
Список используемой литературы.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа» Блок занятий «Я и природа»/ текст публикуется в авторской редакции. – М.: «Карапуз - дидактика», 2005 – 192 с.
Рыжова Н.А. Наш дом – природа// Дошкольное воспитание. 1999 - №7 – с.16-28.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.:ООО «Издательство СКРИПТОРИЙ 2000», 2003 – 80 с.
Шорыгина Т.А. О космосе. – М.: Книголюб, 2005 – 80 с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»