Рабочая программа внеклассных занятий по краеведению с элементами экологии для детей с ОВЗ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.М. Ломакина»
город Курск
Программа
внеклассных занятий по географии
для детей, находящихся на стационарном лечении
5 класс
34 часа
Ашихмина Татьяна Леонидовна,
учитель географии и биологии
2014
Пояснительная записка.
Закон РФ «Об образовании» допускает существование разных типов школ, дает семье право выбрать для своего ребенка любое из общеобразовательных учреждений. Законом и подзаконными актами регламентируется обучение детей с ослабленными возможностями здоровья и детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях.
Для развития познавательных способностей и творческой деятельности детей с ОВЗ, а так же для расширения их географического кругозора, воспитания любви к Родине, начиная с 1 класса, необходимо обучение школьников элементам краеведения и экологии.
Существующие программы по краеведению и воспитанию экологической культуры не учитывают особенности детей с ОВЗ. Основная же цель предлагаемой программы – привитие любви к малой Родине, защита природы родной стороны, осознание взаимосвязей в природе, влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на здоровье человека.
Задачи программы.
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры, адекватных представлений связей: живая – неживая природа и человек – природа;
- осознание детьми с ОВЗ знаний о том, что в природе всё взаимосвязано и влияет на здоровье и качество жизни человека;
- формирование знаний о защите окружающей среды;
- формирование навыков рационального природопользования.
Воспитательные:
-развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным богатствам.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми и неживыми объектами;
- развитие умений практически применять полученные знания;
- развитие навыков укрепления здоровья и здорового образа жизни.
Ожидаемый результат:
- сформированность нравственно-экологического мировоззрения;
- улучшение качества знаний детей из-за усвоения природоведческих понятий и всестороннего развития личности;
- сформированность любви к родной природе, малой Родине.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание |
К-во часов |
1 |
Земля – наш общий дом. |
|
2 |
2 |
География – это путешествия. |
|
3 |
3 |
Земля во Вселенной. |
|
2 |
4 |
Глобус и карта. |
|
2 |
5 |
Погода и климат. |
|
3 |
6 |
Край наш соловьиный. |
|
5 |
7 |
Курский государственный Центрально-Черноземный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина (заочное путешествие). |
|
2 |
8 |
Курск. Этот город наш с тобою… (виртуальная экскурсия) |
|
3 |
9 |
Времена года |
|
4 |
10 |
Охрана природы родной стороны. |
|
5 |
11 |
Береза – символ России. Хлеб – всему голова. Картофель – второй хлеб. Антоновка – символ Курской области. |
По усмотрению учителя. |
3 |
Литература и учебники:
-
Казаков А. География для младших школьников. 2 класс. «Федоров», 1996
-
Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2011.
-
Рудненская Е.И. Экскурсии и прогулки по лесу России. Осень. Москва, 2013.
-
Алексеев А.И. География России, пособие для учителя. Москва. «Дрофа», 2009.
-
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2015
-
Сухова Т.С. Природоведение. 5 класс. Вентана-Граф. 2014
-
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Начальный курс. Русское слово, 2012
-
Гусев А.А., Оликова И.С., Гусева Н.А., Семенова Н.Л., Жмыхова В.С., Елисеева В.И. Центрально-Чернозёмный заповедник // Заповедники европейской части РСФСР. II Москва, Мысль, 1989.
-
Василевская А.А. География Курской области: учебное пособие. Курск, 2014.
-
Горюшкина Н.Е. История Курского края: учебное пособие. Курск, Юго-Зап. гос. Ун-т, 2013.
-
Материалы сайта http://gk46.ru/pride/
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО