проект «Скатерть-самобранка».
Тип материала: другое, конкурсная работа (Международный Конкурс-фестиваль педагогического мастерства "Педагогическая академия: МАСТЕРство ИинновациЯ")
просмотров: 1029
знакомить с народными обычаями, традициями, праздниками
расширять представления о русской народной культуре;
ГБОУ СОШ №4 СПДС " Светлячок"
Международный конкурс-фестиваль педагогического мастерства
«Проекты в образовании: традиции, опыт и инновации»
Номинация
Фестиваль
педагогического мастерства
Тема работы
Проекта: «Скатерть-самобранка».
Автор: Ржевская Катрин Григорьевна
должность: воспитатель
телефон 89276979243
адрес электронной почты: katrin-gr86@mail.ru
|
|
|
|
город Кинель
2020г.
Актуальность: Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства является одним из основополагающих принципов реализации ФГОС.
Поскольку реализация основной образовательной программы должна проходить прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, мы активно используем в работе проектный метод.
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Скатерть-самобранка».
2. Авторы проекта: Ржевская К.Г..
3. Кадры: воспитатель
4. Район, город, представивший проект : г.о.Кинель, п.г.т. Алексеевка
5. Адрес организации: г.о. Кинель, п.г.т. Алексеевка ул. Невская 4 а.
6. Вид, тип проекта: исследовательский, детско-родительский.
7. Цель, направление деятельности проекта: познакомить детей с блюдами русской кухни, культурой приема пищи в старые времена, с обычаями, праздниками, поверьями на Руси.
8. Краткое содержание проекта: диагностика, «мозговой штурм», беседы, чтение сказок, отгадывание загадок, составление коллажей, подборка рецептов, выпуск тематического журнала «Рецепты русской кухни», презентация проекта «Блюда русской кухни».
9. Место проведения: детский сад
10. Сроки проведения: краткосрочный (тематические недели «Продукты», «Посуда», «Широкая Масленица»)
11. Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы.
12. Форма проведения: фронтальная и индивидуальная.
13. Материалы и оборудование: справочная и художественная литература.
наглядный, иллюстрированный материал (кулинарные книги, открытки, фотографии, слайды); предметы народного быта (кухонная утварь).
14. Ожидаемые результаты (продукт проекта): Формирование интереса к и русской культуре, расширение представлений о быте своих предков, бережное отношение русским традициям и любовь к своей Родине.
Проблема: нехватка знаний о блюдах традиционной русской кухни и правилах правильного питания.
Задачи:
- обобщать и расширять знания детей о блюдах русской кухни;
- знакомить с народными обычаями, традициями, праздниками
- расширять представления о русской народной культуре;
- формировать чувство причастности к наследию прошлого, прививать любовь к родной стороне и родному дому.
- развивать у детей исследовательские навыки (поиск информации в разных источниках), умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, развивать связную речь, воспитывать культуру речевого общения;
- привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности, обогатить их педагогическими знаниями, сделать их заинтересованными участниками образовательного процесса, создать радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности.
Ожидаемый результат: Сформированные представления у детей о русских народных блюдах, традициях, обрядах, праздниках , умение исполнять русские народные пословицы о еде, заклички, потешки. Расширены представления о русской культуре, быте своих предков, уважение и любовь к своей Родине, своему родному краю.
Форма презентации: презентация детского журнала «Рецепты русской кухни» и презентация проекта «Скатерть - самобранка».
Обогащение предметной среды: детский журнал «Рецепты русской кухни»; атрибуты для игры «Пир на весь мир» (муляжи пирожков, баранок, калачей, леденцов, блинов и т.д.); коллекция открыток с иллюстрациями к пословицам о еде и посуде.
План реализации проекта
Мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап подготовительный |
||
Опрос детей по теме «Какие блюда подавали на сказочных пирах?» «Мозговой штурм» по теме « Русская кухня». |
Создать ситуацию, которая способствует определению проблемы. Выяснить, какие блюда русской кухни известны детям. Ввести детей в проблему. Помочь с формулированием задачи. |
Ставят цель проекта. Дополняют задачи проекта. |
Сбор информации |
Поиск источников информации: кулинарных книг, статей, видеоматериалов о русской кухни, рецептах приготовлениях, традициях связанных с тем или иным блюдом. |
Провести беседу «Я люблю вкусно поесть», узнать какие блюда предпочитают дети, как готовятся к праздникам дома. |
2 этап основной |
||
Познание (ФЦКМ) «Хлебосольная Россия» |
Просмотр видеофрагмента о национальном русском быте. Знакомство с русскими традициями приема пищи. Дать характеристику увиденного, что в сюжете не обычно? чем старая русская кухня отличается от современной |
|
Познание (ФЦКМ) «Чудеса в решете» |
Знакомит детей с традиционной кухонной утварью. |
Дети описывают быт старой русской кухни, отмечают на ней печь, горшки и другую кухонную утварь, которая в настоящее время упразднилась, рассказывают для чего использовали и как. |
Знакомство русскими народными пословицами, поговорками, потешками, связанными с едой |
Консультирование родителей по теме «Как учить пословицы и поговорки». Оформление коллекции открыток с иллюстрациями к пословицам. |
Разучивание пословиц и поговорок |
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением блюд русской кухни и кухонной утварью |
|
|
Сюжетная игра «Пир на весь мир» |
Помощь в изготовлении атрибутов игры, уточнение назначения кухонной утвари. |
Изготовление атрибутов игры, ответы на вопросы педагога, распределение ролей, игра. |
Изготовление журнала «Рецепты русской кухни» |
Помощь в выборе блюда, составлении макета странички. |
Изготовление странички журнала о выбранном блюде с помощью родителей |
Развлечение для детей «Широкая Масленница». |
Рассказать о каждом дне масленицы, почему так называется. |
Провести с детьми традиционные масленичные игры и гулянья. |
3 этап заключительный |
||
Обсуждение формы презентации, распределение ролей, презентация проекта.
|
Подготовка детей к презентации журнала «Рецепты русской кухни» и к защите проекта «Скатерть -самобранка». |
Презентация для детей старших, подготовительных групп кулинарной книги «Рецепты русской кухни» Презентация Microsoft Power Point «Скатерть - самобранка» Приготовление блюд русской кухни совместно с родителями. Дети проводят презентацию своего журнала, защищают проект «Скатерть-самобранка» |
Совместное чаепитие родителей и детей у самовара |
Список литературы:
-
Аничикова Т. П. Приобщение к истокам русской народной культуры //«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». 2008 г. -[ №4.-с.]
-
«Масленница» // «Музыкальный руководитель». 2008 г. -[ №1.-с. 56]
-
Хабарова Г. Н. «Русская горница в детском саду» //«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». 2008 г. - [ №1.-с. 5 ]
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»