Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «Детский фитнес» (3-5 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЛИСИЧКА»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор
по дошкольному воспитанию МБОУ СОШ №6
МБОУ СОШ №6 ___________Л.А. Ляпина
_______________Околот А.А.
«____»_____________2019г «_____»____________2019г
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно – спортивной направленности
«Детский фитнес»
Для детей 3-5 лет
Срок реализации образовательной программы – 1 год
Гаврилова Ксения Андреевна
инструктор по физической культуре
го Мытищи 2019
Содержание
-
Пояснительная записка
Введение………….……………………………………………………………2
Цель и задачи программы………….………………………………………..3
Актуальность…………..……………………………………...………..….….3
Новизна……………………………………….…………………………….….4
Принципы реализации программы…….…………………………………….4
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……………………………………………………………….…….4
Сроки реализации программы…………………………………………….….5
Методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей……...5
Формы и режим занятий ……………………………………………………...6
Ожидаемые результаты ………………………………………………….…...6
Формы подведения итогов……………………………………………………7
2. Содержание работы кружка
Учебно-тематический план……………………………………………………7
Календарно-тематический план
3Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы………………………..8
Список использованной литературы………………………………………...9
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «Детский фитнес» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Введение
Современные родители беспокоятся о здоровье и всестороннем полноценном развитии своего малыша. Не секрет, что правильно подобранные физические нагрузки уже с ранних лет положительно сказываются на формировании не только опорно-двигательного аппарата ребёнка, но также являются неотъемлемой частью формирования его характера. Приняв решение о том, что их малыш должен заниматься спортом, родители сталкиваются перед непростым выбором: какой вид тренировок предпочесть? Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений. Все они направлены на оздоровление организма, повышение функциональных возможностей человека.
С целью совершенствования физического развития и увеличения двигательной активности детей дошкольного возраста мною разработана программа кружка «Детский фитнес». Программа охватывает младший дошкольный возраст. Детский фитнес состоит в основном из простых упражнений, подвижных игр, с использованием разнообразного спортивного инвентаря: мячей (больших, маленьких), гантели, гимнастических палок, косички и т.д. Упражнения в целом направлены на развитие всех физических качеств ребенка: гибкость, растяжка, сила, быстрота. Используются специальные упражнения для укрепления мышц пресса, ног, рук, спины, свода стопы. Занятия по детскому фитнесу, кроме развития детского организма и укрепления здоровья, способствуют подготовке ребенка к школе, к занятиям в спортивных кружках. Использование танцевальных движений, различных танцевальных стилей в оздоровительной тренировке детей позволяют решать задачи развития координации движений, ритмики и музыкального слуха. Движения под музыку, подобранные в соответствии с возрастом, повышают эмоциональный фон занятий, нравятся и детям, и родителям. Несомненным плюсом детского фитнеса является и то, что эта форма физических нагрузок является менее травматичной (т.е. более безопасной), чем профессиональные тренировки в секциях любого из «настоящих» видов спорта. В детском фитнесе нет такого физического и психологического напряжения, «гонки» на результат, как в спортивных секциях. На занятиях по детскому фитнесу все дети находятся в равных условиях – каждый ребенок в равной степени может проявить себя. Занятия фитнесом базируется на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Реализация программы выстраивается на основе методических разработок по детскому фитнесу, которые составлены по принципу «от простого к сложному».
Цель программы: повышение двигательной активности и развитие физических способностей (координация движений, сила, выносливость, скорость, гибкость) дошкольников через занятия детским фитнесом. А так же профилактика плоскостопия и нарушения осанки.
Задачи:
-
Улучшение физических способностей: координация движений, сила, выносливость,гибкость;
-
Развитие и укрепление всех основных мышечных групп;
-
Укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, укрепление силы мышц стопы с целью предупреждения плоскостопия;
-
Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Детский фитнес»:
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственной и физической активности.
С повсеместным распространением компьютеров и появлением Интернета дошкольники редко занимаются спортом и играют в подвижные игры, их двигательная активность минимальна. Физическая нагрузка уменьшается и по другим причинам: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (занятия по обучающим компьютерным программам, посещение различных кружков) в ущерб физическому развитию.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Детский фитнес» заключается в комплексном подходе решения и профилактики ряда проблем физического развития детей.
Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения.
В детском фитнесе есть несколько направлений. В данной программе будут использоваться следующие:
- Ритмическая гимнастика, аэробика - система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой.
- Зверобика – аэробика подражательного характера.
- Логоритмика – физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший. Развивает координацию движений и речь ребенка.
- Игровой стретчинг – оздоровительная методика, направленная на укрепление позвоночника и основана на статических растяжках мышц тела и суствно-связочного аппарата.
А так же: Упражнения на укрепление свода стопы, развитие мелкой моторики, освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе. Подвижные и малоподвижные игры.
Задания и упражнения даются в игровой форме.
Принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
-
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной профилактической работы;
-
Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных различий в физическом и психическом развитии детей.
-
Принцип системности: достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
-
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе оздоровительной работы и увеличении оптимальной физической нагрузки.
-
Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Возраст обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно – спортивной направленности «Детский фитнес»:
программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Детский фитнес»:
Программа рассчитана на 1 учебный год. Общее количество часов в год – 64 ч.
Этапы обучения
-
Обучение простым упражнениям. Создание первоначальных представлений о технике выполняемых упражнений.
-
Усложнение знакомых упражнений за счёт увеличения количества повторений, временного параметра и усложнённого варианта выполнения.
-
Закрепление знаний о здоровом образе жизни. Обучение выполнению упражнений под музыкальное сопровождение.
-
Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, творческому самовыражению (импровизация).
При работе используются следующие методы и приемы обучения:
Наглядные:
- наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);
- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора).
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям и поиск ответов;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
Практические:
- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- выполнение упражнений в игровой форме;
- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.
При работе с детьми планируются следующие формы обучения:
Занятия тренировочного типа, которые направлены на развитие двигательных функциональных возможностей детей. Тренировочные занятия включают многообразие движений (циклических, ритмических, акробатических и др.) и комплекс общеразвивающих упражнений с предметами и без них. В занятие данного типа входят аэробные упражнения, элементы силовой гимнастики и акробатики, стретчинг.
Контрольно-проверочные занятия, целью которых является выявление состояния двигательных умений и навыков у детей в основных видах движений
Формы и режим обучения
Форма и тип занятия в основном соответствуют физкультурному занятию классического типа.
Структура занятия делится на вводную, основную и заключительную.
В вводной части дети упражняются в разных видах ходьбы и бега, упражнения на укрепление мышечного корсета для общего «разогревания» организма и подготовка его к предстоящей работе.
В основной части проводится аэробика, ОРУ на все группы мышц, в т.ч.с предметами, выполняются разнообразные основные виды движений, упражнения для профилактики плоскостопия, подвижная игра.
Заключительная часть направлена на постепенное понижение двигательной активности. В этой части занятия используются упражнения игрового стретчинага, пальчиковая и дыхательная гимнастика, релаксация.
Формы организации образовательной деятельности обучающихся:
Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в степ-аэробике, силовой гимнастике, в различных заданиях с мячом.
Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.
Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.
Наполняемость объединения составляет не более 15 человек.
Объем нагрузки: 2 раза в неделю при продолжительности одного занятия для детей 3-5 лет в 20-25 минут.
Планируемые результаты освоения программы.
Целенаправленная работа с использованием фитнес-тренировок позволит достичь следующих результатов:
-
У детей сформирована правильная осанка;
-
Выполнять элементарные упражнения игрового стретчинга, суставной гимнастики, приемов самомассажа (поглаживание и разминание).
-
Выполнять связки ОРУ под музыку без предметов и с предметами (гимнастические палки, ленты, обручи, мячи, скакалки, гантели);
-
Развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;
-
Сформирован интерес к собственным достижениям;
-
Сформирована мотивация здорового образа жизни.
Формы подведения итогов.
Оценка умений проводится через контрольные посещения фитнес-занятий, в ходе которых выявляется уровень освоения курса детьми данного возраста.
Контрольные занятия проводятся два раза в году. Степень освоения детьми тех или иных упражнений, его силы, гибкости и т.д. отмечаются педагогом индивидуально и не афишируются.
-
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
Учебно-тематический план
-
Тема
Количество часов
Упражнения с предметами
8
Аэробика. Ритмическая гимнастика
10
Здоровые ножки
10
Игровой стретчинг
10
Дыхательая гимнастика
5
Пальчиковая гимнастика
5
Подвижные игры
4
ОВД
9
Релаксация
3
Всего
64 часа
Содержание тем, используемых в программе.
-
Аэробика. Ритмическая гимнастика. Это система упражнений, построенная на связи движений и музыки. В этот раздел так же включена зверобика – аэробика подражательного характера. А также лого-аэробика.
-
Упражнения с предметами. Общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.
-
Здоровые ножки. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы.
-
Игровой стретчинг - оздоровительная методика, направленная на укрепление позвоночника и основана на статических растяжках мышц тела и суствно-связочного аппарата.
-
Дыхательная гимнастика – проводится на каждом занятии. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связанное с каким-либо образом и чаще всего с произнесением звуков на выдохе.
-
Пальчиковые игры. Проводятся на каждом занятии. Упражнение направлены на развитие мелкой моторики рук.
-
Подвижные игры. Неотъемлемая часть занятий, для повышение двигательной активности, положительного эмоционального настроя детей и закрепления ОВД.
-
ОВД – основные виды движений: бег, метание, ползание, равновесие.
-
Релаксация – упражнение на расслабление. Способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения. Проводятся на каждом занятии.
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
-
Музыкальный центр
-
Аудионоситель
-
Султанчики
-
Мячи малые массажные
-
Мячи средние резиновые
-
Гимнастические палки
-
Косички
-
Кочки-ежики
-
Мешочки сенсорные
-
Следочки-ладошки
-
Дорожки здоровья
-
Гантели
-
Кубики
-
Кирпичики
-
Доски узкие
-
Доски ребристые
-
Обручи
-
Крышки бутылочные
-
Карандаши
-
Бумага
-
Платочки
-
Парашюты
Список используемой литературы.
При разработке дополнительной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Детский фитнес» были использованы:
1. «От рождения до школы» - основная образовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
2. Сулим Е.В. «Детский фитнес» - физкультурные занятия для детей 3-5 лет -
ООО «ТЦ Сфера», 2014.
3. Нечитайлова А.А. Фитнес для дошкольников – ООО «Издательство «Детсво-пресс», 2017г.
4. Асачева Л.Ф, Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия – Спб – Детство-пресс-2013г
5.Сулим Е.В. Игровой стретчинг для дошкольников – ООО «Тц «Сфера» - Москва 2018г
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»