Взаимодействие учителя-логопеда и родителей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в работе над лексикой посредством интерактивных модулей сетевого социального сервиса LearningApps.org
Тип материала: другое, конкурсная работа (Международный Конкурс-фестиваль педагогического мастерства "Педагогическая академия: МАСТЕРство ИинновациЯ")
просмотров: 1428 комментариев: 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 городского округа-город Камышин Волгоградской области
Международный конкурс-фестиваль педагогического мастерства
«Педагогическая академия: МАСТЕРство И инновациЯ»
Номинация
Конкурс методических разработок "Эффективные практики во взаимодействии с родителями обучающихся"
Тема работы
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в работе над лексикой посредством интерактивных модулей сетевого социального сервиса LearningApps.org
Автор: Пономарева Елена Витальевна
должность: учитель-логопед
телефон: 89608920041
адрес электронной почты: ponomareva-elen@yandex.ru
Камышин
2020г.
1. Описание дистанционного курса
Конкурсная работа представляет собой дистанционный курс по развитию лексики, включающий в себя набор интерактивных игровых модулей, объединенных календарно-тематическим планированием. Дистанционный курс предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и способствует решению проблемы организации логопедом взаимосвязи с родителями в работе над устранением недоразвития лексической стороны речи дошкольников. Такая форма вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс соответствует требованиям ФГОС и является актуальной в свете современной ситуации в социуме, ограничивающей непосредственные контакты.
Цель: закрепление родителями лексико-грамматических категорий, сформированных учителем-логопедом и воспитателями в ДОУ.
Форма: дистанционная.
Площадкой для создания интерактивных модулей является сетевой социальный сервис LearningApps.org, являющийся приложением Web 2.0. Игровые задания создаются и редактируются в режиме он-лайн на основе шаблонов сервиса и объединяются в модули. Из имеющихся 20 шаблонов при создании дистанционного курса использовалось 7 видов шаблонов, соответствующих возрастным особенностям дошкольников (не содержащих текстовых заданий):
1) «Найди пару»
2) «Классификация»
3) «Хронологическая линейка»
4) «Простой порядок»
5) «Сортировка картинок»
6) «Викторина с выбором правильного ответа»
7) «Аудио/видео контент»
Ссылки на игровые модули размещаются на сайте МБДОУ Дс №6, на страничке логопеда, в одной из колонок таблицы «Календарно-тематическое планирование работы над развитием лексики». По каждой лексической теме предлагается несколько игровых заданий, из которых ребенок сам выбирает те, которые хочет выполнить. Таким образом, реализуется один из основных принципов ФГОС о построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Развитие словарного запаса старших дошкольников посредством интерактивных игровых модулей сетевого социального сервиса LearningApps.org
Каждого ребенка группы логопед регистрирует под личным аккаунтом, в результате чего игровая деятельность ребенка оказывается под контролем логопеда и отражается в пункте «статистики». Наличие обратной связи позволяет логопеду отследить, какие именно модули заинтересовали ребенка, есть ли задания которые ребенок выполняет по нескольку раз, в каких заданиях часто допускает ошибки. Вся эта информация поможет логопеду скорректировать подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности в детском саду.
Выполнение игровых заданий детьми возможно только в их совместной деятельности со взрослыми, что стимулирует родителей к сотрудничеству с ребенком. Это стало одной из основных причин создания дистанционного курса, ведь ФГОС называет непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность одним из основных условий создания социальной среды развития.
Глоссарий:
Веб 2.0 (веб второго поколения) – разновидность сайтов, на которых онлайн-контент создается самими пользователями с помощью интерактивных инструментов, а не средствами публикации как в Веб 1.0.
LearningApps.org – приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
Конте́нт — любое информационно значимое наполнение информационного ресурса — тексты, графика, мультимедиа — вся информация, которую пользователь может загрузить на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей.
2. Необходимое ресурсное обеспечение при применении дистанционного курса
Для создания интерактивных пособий необходим персональный компьютер с выходом в Интернет, любой браузер.
Для демонстрации дистанционного курса необходим сайт дошкольного образовательного учреждения.
Для использования дистанционного курса родителями и детьми необходим персональный компьютер в домашних условиях с выходом в Интернет, любой браузер.
3. Технология внедрения инновационного продукта
Дистанционный курс создавался и внедрялся по следующей схеме:
1) Регистрация на сервисе LearningApps.org
2) Создание на сервисе интерактивных игровых заданий, соответствующих календарно-тематическому планированию на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой1.
Этапы создания интерактивных игровых заданий:
- выбрать тип упражнения (шаблон);
- создать приложение;
- сохранить приложение в папке «Логопедическая группа».
3) Размещение ссылок на интерактивные задания в таблице на сайте ДОУ.
4) Анкетирование родителей с целью выяснения наличия/отсутствия персонального компьютера и доступа к сети Интернет в домашних условиях.
5) Регистрация аккаунтов для детей группы.
6) Знакомство родителей с сервисом LearningApps.org
7) Создание памятки для родителей по выполнению интерактивных заданий.
8) Отслеживание результатов выполнения детьми интерактивных модулей, анализ статистических данных с целью коррекции образовательной деятельности в ДОУ.
4. Описание эффектов, достигаемых при использовании дистанционного курса
Ожидаемыми результатами использования дистанционного курса являются:
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
- повышение активности родителей в организации речевой среды в домашних условиях,
- повышение уровня познавательной и речевой активности детей;
- развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР;
- развитие высших психических функций воспитанников;
- овладение детьми и родителями начальными ИКТ-компетенциями в ходе работы на сервисе;
- реализация коррекционно-образовательной программы обучения дошкольников в ситуации ограничения непосредственных контактов.
6. Содержание работы по вовлечению родителей в использование дистанционного курса
Одной из основных сложностей использования дистанционного курса родителями является проблема осознания родителями важности их участия в выполнении ребенком игровых заданий, понимания ими своих организующих и контролирующих функций. Для формирования личной заинтересованности родителей в достижении результата и профилактики возникающих трудностей проводится следующая консультационная работа:
- знакомство с сервисом LearningApps.org на групповом родительском собрании;
- выдача родителям памяток по использованию сервиса;
- индивидуальные мастер-классы по использованию дистанционного курса в случае обращения родителей за помощью при возникновении затруднений;
- индивидуальные мастер-классы по использованию дистанционного курса в случае частых ошибок детей, выявленных в результате анализа статистических данных сервиса (возможная причина – недостаточная степень участия родителей).
1 Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
в профиле необходимо указать Ваши данные: имя и фамилию Анонимные материалы принимать участие в конкурсе не могут.
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.