Конспект НОД в старшей группе "Нам дороги эти позабыть нельзя..."
Конспект НОД предоставлен Г.П. Шурыгиной.
МКДОУ «Новониколаевский детский сад №1»
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Нам дороги эти позабыть нельзя …»
Выполнила:
Г.П.Шурыгина,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории
р.п. Новониколаевский, 2015 год
-
Образовательная область:
музыка.
Интеграция образовательных областей:
коммуникация, познание,
художественное творчество.
Тип:
интегрированное.
Возраст детей:
старшая группа.
Форма непосредственно
образовательной деятельности:
совместная деятельность педагога с детьми.
Форма организации:
группа.
Задачи:
Образовательная: продолжать учить различать характер песен и их настроение, формировать представление о жанре «песня». Обогащать знания детей о подвиге народа в Великой Отечественной войне.
Развивающая: развивать музыкальную память, слух, координацию движений, пространственное ориентирование.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения – нашим ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, к памяти погибших. Воспитывать интерес к песням, написанным в годы Великой Отечественной войны.
Предварительная работа: разучивание песен: «Дороги», музыка Н.Новикова, слова Л. Ошанина; «Алёша», музыка Э. Колмановского, слова К.Ваншенкина; работа с ансамблем ложкарей, разучивание вальса «Весна-45 года», знакомство с песней «Священная война», музыка А.Александрова, слова В. Лебедя – Кумача.
Оборудование и материалы: фотография, военный билет, ордена и медали участника Великой Отечественной войны П.Т.Шурыгина, репродукции картин А.А.Дейнека «Оборона Севастополя», П.А.Кривоногова «Защитники Брестской крепости» (фрагмент), Б.С.Угарова «Ленинградка», музыкальный центр, диск, видеопроектор.
Ход непосредственной образовательной деятельности
В музыкальный зал под песню «Тёмная ночь», музыка Н.Богословского, слова А.Суркова, свободно входят дети старшей группы и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня на занятие я принесла вот такую коробочку, в которой я бережно храню очень ценное и важное для меня. Как вы думаете, что я храню в этой коробочке?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: В этой коробочке я бережно храню ордена и медали своего папы, которые он получил за смелость и отвагу в боях с врагом (показываю), его военный билет (показываю). С этими орденами и медалями на груди мой папа 9 мая ходил на праздник.
А какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Дети: День Победы!
Музыкальный руководитель: Мой папа - участник Великой Отечественной войны.(слайд №1 фото). А с кем была война?
Дети: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну.
Музыкальный руководитель:
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ,
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
Сегодня мы пройдем с вами по дорогам войны, а поможет нам в этом музыка. Много музыкальных произведений было написано в дни войны. И все они принадлежат разным жанрам. Давайте вспомним, какие жанры вы знаете?
Дети: Марш, песня, танец.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какой из жанров мог поддержать защитника Отечества, идущего в бой?
Дети: Песня.
Музыкальный руководитель: Правильно! Ведь в песне есть слова, и есть музыка, которые тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В дни войны многие композиторы писали песни о войне. Но дошли до нас, самые лучшие, которые пели и стар, и млад на фронте и в тылу. Скажите, какая песня была написана в первые дни войны?
Дети: «Священная война»
Музыкальный руководитель: Кто написал эту песню?
Дети: музыку написал композитор Александр Владимирович Александров, а слова – поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач.
Музыкальный руководитель: Давайте послушаем эту песню
(Дети слушают песню «Священная война»)
Музыкальный руководитель: Какая это музыка по характеру?
Дети: Военная, торжественная, похожая на марш.
Музыкальный руководитель: Верно! Энергичная мелодия, чёткий ритм придаёт ей черты марша ( слушаем только запев):
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой…»
Первое слово в песне «вставай» звучит очень длинно. Звучит, как приказ. И как мольба. Оно очень громкое, это «вставай». Потому, что наша страна огромная. И нужно было докричаться до всех, чтобы все услышали. Слово «огромная» тоже поётся так, что в нём ощущается действительно огромная страна «огр-о-о-мная»
( произношу слово вместе с детьми, разводя руки широко в стороны). Даже зябко становится от этого слова.
Сын Александрова, работавший в то время в ансамбле, рассказывал: «От волнения, перехватывало горло, в глазах стояли слёзы». И ритм этой песни, как ритм сердца.
«Пусть ярость благородная,
Вскипает, как волна!»
В дни войны песня была и оружием, и паролем, и мечтою, и клятвой. Ни один вид искусства не может объединить людей так, как делает это песня. Песни не награждались орденами, но для нашей Победы они сделали очень и очень много.
Долгая дорога войны…
( Слайд №2 А.А.Дейнека «Оборона Севастополя»);
(Слайд №3 П.А.Кривоногов «Защитники Брестской крепости»);
(Слайд №4 Б.С.Угарова «Ленинградка»).
На этой дороге взрывались мины, пылали огнём мосты, над нею кружили вражеские самолёты. Дорога была тяжёлой и трудной. Шли солдаты в летний зной и зимнюю стужу, навстречу пулям и огню. До самой Победы!
И про эти дороги была написана песня «Дороги», музыка А.Новикова, слова Л.Ошанина.
(Дети поют песню «Дороги»).
Музыкальный руководитель: Какая эта песня по характеру?
Дети: Грустная, уставшая, прощальная.
Музыкальный руководитель: Были у солдат редкие минуты отдыха после боя.
(1-й ребёнок выходит, берёт гармошку и садится на пенёк.
2-ой ребёнок садится и греет руки у костра)
Инсценировка «На привале»
Ребёнок:Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно- гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху- вниз,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то, вдруг, теплее стало,
На дороге фронтовой.
Ребёнок:О смуглянке-молдаванке
На привале песню пели
У костра, а кто на танке,
Щи да кашу с хлебом ели.
(Ансамбль ложкарей исполняет песню «Смуглянка»).
Музыкальный руководитель: Много солдат погибло в годы войны. В память о них была создана песня- памятник, но не из бронзы и камня, а из мелодии и слов. Как называется эта песня?
Дети: Эта песня называется «Алёша»
(Дети исполняют песню «Алёша»)
Музыкальный руководитель: За то, что мы с вами живём под мирным небом, радуемся, смеёмся, мы обязаны нашим прадедушкам и прабабушкам. Память о них будет жить вечно.
(Звучит «Адажио «Альбинони».Дети выходят друг за другом и выстраиваются в шеренгу от центральной стены).
Музыкальный руководитель: В память о погибших, прошу передать «вечный огонь» из рук в руки. Прошу почтить память погибших минутой молчания.
Музыкальный руководитель: Наступил День Победы. В этот день люди радовались, выходили на улицы, обнимались и целовались. Их объединяло одно- радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба. И вновь неслась песня «Весна-45 года».
(Дети танцуют вальс «Весна -45 года»)
Музыкальный руководитель:
Пусть наши дети подрастают,
Но в военные годы только играют.
Дети, а сейчас поиграем в игру «Мы военные» ( проводится игра «Мы военные»)
Музыкальный руководитель:Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Что вам особенно запомнилось и понравилось?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: Вы сегодня ближе познакомились с песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны, эмоционально их пели, правильно отвечали на мои вопросы, красиво танцевали. Значит, мы готовы исполнить эти песни на празднике, посвящённом Дню Победы.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС