В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности

Сергей Колодин
Тип материала: другое
просмотров: 4473
Краткое описание
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному посёлку, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма.
Разработка подготовлена Г.П. Шурыгиной и предоставлена для ознакомления.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Шурыгина Г.П. работа 1.doc Скачать

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Новониколаевский детский сад №1»






Тема:

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности».






Выполнила:

Шурыгина Галина Петровна,

музыкальный руководитель

I-ой квалификационной категории








р. п. Новониколаевский, 2014 год

Раздел I.

Справочно-информационные сведения об опыте.

  1. Тема опыта: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности»

  2. Автор опыта: Шурыгина Галина Петровна, музыкальный руководитель

I-ой квалификационной категории МКДОУ «Новониколаевский детский сад №1»

  1. Место функционирования опыта: 403901, Волгоградская область,

р.п. Новониколаевский, ул. имени А.Н. Левченко, д.8.

  1. Длительность функционирования опыта: над данной проблемой работаю с 2012 года.

  2. Уровень новизны опыта: поисково-изобретательский.

  3. Опыт представлен: настоящим описанием и презентацией.

Раздел II.

Технологические сведения об опыте.

  1. Актуальность опыта.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному посёлку, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма.

Эта тема всегда актуальна. Почему?

Диагностика и общение с детьми старшего дошкольного возраста показали, что дети страдают дефицитом знаний о родном посёлке, о героях-земляках, равнодушным отношением к людям старшего поколения, к сегодняшним ветеранам. Наблюдается недостаток сочувствия, и сострадания к чужому горю, к памяти погибших, выявлен узкий музыкальный кругозор песен военной тематики.

  1. Чтобы работать над этой проблемой была поставлена цель:

  • Продолжать формирование патриотических чувств у детей;

  • Воспитывать любовь к Родине, интерес к её героическому прошлому;

  • Расширять и обогащать знания детей о родном посёлке, стране, о Российской Армии, о её героическом прошлом;

  • Развивать в детях такие качества, как сочувствие, сострадание к чужому горю;

  • Продолжать формирование уважительного отношения к людям старшего поколения – нашим ветеранам;

  • Продолжать формировать уважительное отношение к памяти погибших;

  • Продолжать формирование сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию;

  • Продолжать развивать в детях волевые качества: умение преодолевать препятствия, в своих поступках следовать положительному примеру.

  1. Задачи, решаемые в опыте.

  • Создать в окружении ребёнка богатую среду по патриотической тематике, включающую в себя литературный материал, картины и иллюстрации для бесед с детьми, оформление интерьера.

  • Подобрать музыкальные произведения для прослушивания: песни, танцы, игры для использования на праздничных утренниках, вечерах, развлечениях, музыкальных занятиях.

  • Организовать деятельность детей, способствующую воспитанию патриотических чувств.

  • Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

  1. Работая над данной проблемой, использовала следующие формы проведения:

  • образовательная деятельность,

  • праздники, развлечения,

  • презентация проекта

  • беседы,

  • экскурсии в районный краеведческий музей,

  • встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны,

  • игры, самостоятельная игровая деятельность,

  • подготовка тематических выставок.

  1. Чтобы работа была более интересной и увлекательной использовала инновации в работе:

  • Информационно-коммуникативные технологии,

  • Проектная деятельность.

  1. В данном опыте использовала образовательные области, способствующие воспитанию патриотических чувств:

  • Познавательная деятельность

  • Игровая деятельность

  • Продуктивная деятельность

  • Художественно-речевая деятельность

  • Музыкально - певческая деятельность

  1. Технология работы:

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям.

Я поставила перед собой задачу - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, внимательное отношение к людям старшего поколения – нашем ветеранам.

Побеседовав с детьми старшего дошкольного возраста о родном посёлке, я сделала вывод, что дети недостаточно знают о памятных местах нашего посёлка, о героях-земляках. Я вместе с воспитателем и детьми старшего возраста совершили экскурсии к памятным местам нашего посёлка.

Мы побывали в Парке Победы у памятника Неизвестного солдата. Минутой молчания почтили память героев-земляков, погибших в Великой Отечественной войне, и возложили цветы к вечному огню. Так же совершили экскурсию в районный краеведческий музей, где дети внимательно рассматривали экспонаты музея. Затем побывали в комнате Боевой Славы. Дети с большим интересом слушали рассказ экскурсовода.

С детьми старшего дошкольного возраста совершили целевую прогулку по памятным местам героя-земляка летчика Анатолия Николаевича Левченко. Побывали у дома, где жил А.Н.Левченко, прошлись по улице, которая носит имя Героя Советского Союза А.Н.Левченко. Закрепили, что наш детский сад, расположен на этой улице, совершили экскурсию в школу, где учился А.Н.Левченко. В заключении, посетили музей Героя Советского Союза А.Н. Левченко.

У детей осталось много впечатлений от целевых прогулок и экскурсий, они делились ими с родителями, бабушками и дедушками, братишками и сестрёнками.

Неизгладимое впечатление оставили встречи с участниками Великой Отечественной войны, Н.Н. Бочкаревым, А.А. Шалатовой, А.Е. Сычевым на которых ветераны рассказали о тяжелых годах войны.

Чтобы расширить музыкальный кругозор детей, познакомить с лучшими образцами песен военных лет, я выбрала творческий проект: «Песни, с которыми мы победили».

В ходе реализации проекта провела цикл занятий, на которых познакомила детей с патриотической песней «Священная война», музыка А.В.Александрова, слова В. Лебедева – Кумача. Далее дети познакомились с лирическими песнями фронтовых дней: «В землянке», музыка К. Листова, слова А. Суркова; «Темная ночь», музыка Н. Богословского, слова В. Агатова; «На солнечной поляночке», музыка В.Соловьева – Седого, слова А.Фатьяновой.

Затем я познакомила детей с прощальными песнями: «Вечер на рейде», музыка В.Соловьева – Седого, слова А.Чуркина; «Дороги», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.

Дети с большим желанием слушали песни, написанные после войны: «Журавли», музыка Я Френкеля, слова Р.Гамзатова; «Алёша», музыка Э.Колмановского, слова К.Ваншенкина.

Итогом наших встреч стало музыкальное занятие на тему: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем».

Проведенная мною работа показала взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песни).

Дети с удовольствием различали характер и настроение песен, анализировали их содержание. Ребята с ещё большей силой прониклись чувством ответственности за свою Родину, желанием беречь, хранить и уважать свою историю, своё наследие.

Из бесед с родителями я узнала, что дети, после проведённых встреч, делились своими впечатлениями о прослушанных произведениях в кругу семьи. По рассказам родителей можно сделать вывод, что эти песни оставили неизгладимый след в душах детей.

Презентацией проекта «Песни, с которыми мы победили» стало проведение праздничного утренника «Благодарим, солдаты, вас», где дети исполнили песни военных лет. Мальчики инсценировали стихотворение С. Михалковы «Мы тоже воины», девочки исполнили музыкально-хореографическую композицию под песню «Журавли», музыка Я.Френкеля, сл. Р. Гамзатова. Праздник прошел на большом эмоциональном подъёме. Накануне праздника, дети своими руками сделали для ветеранов подарки.

В преддверии праздника дети шли в детский сад с букетами цветов. Чувствовалось, что предварительная работа сформировала у них уважительное отношение к людям старшего поколения – к сегодняшним ветеранам и к истории нашей Родины.

На праздник, посвящённый 70-летию Победы под Сталинградом, мы пригласили участника Сталинградской битвы - Александра Евсеевича Сычёва, который рассказал о тяжёлой и страшной битве под Сталинградом. Дети подарили ветерану песни «Алёша», музыка Э. Колмановского, слова К. Ваншенкина, «Катюша», музыка М. Блантера, слова М. Жаковского, «Казаки в Берлине», музыка Д. Пакрасса, слова Ц. Солодаря, музыкально-хореографическую композицию «Аист на крыше», музыка Д.Тухманова, слова Поперечного. С особым вниманием зрители смотрели сценку «На привале».

В конце праздника дети с интересом рассматривали ордена и медали на груди ветерана, сфотографировались с ним на память и подарили подарки из квиллинга, сделанные своими руками.

Музыку нередко называют языком души! Это верно!

Где еще можно найти такую дивною звучащую гармонию, богатство оттенков, переливы красок, которые присущи бескрайней степи, журчащему ручейку, летнему ясному дню в лесу!

Именно музыка способна дать нам представление о красоте природы, именно музыка может проникнуть в её тайны. Дети на занятиях слушают такие произведения как «Песня жаворонка» муз. П.И. Чайковского, «Весна» из цикла «Времена года» муз. А. Вивальди, «Октябрь» из цикла «Времена года» муз. П.И. Чайковского. Во время слушания они проникаются любовью к Родине и родной природе.

Воспитание любви и уважения к Родине лежит через приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.

Этому способствовали праздники «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Новониколаевский – родина моя», «Новониколаевский казачий край», на которых дети пели русские народные песни, водили хороводы «Пошла млада за водой», «Как у наших у ворот», исполнили «Танец с балалайками», «Танец с ложками». С большой любовью дети исполнили песню «Новониколаевский район» музыка и слова Г. Пономаренко.

Учебно-методическая разработка праздника «Новониколаевский – Родина моя» в подготовительной группе принята для публикации в сборнике научных трудов – междисциплинарном альманахе социально-гуманитарных наук «Культура.Образование.Наука» (2014- Вып.VII), научный редактор Д.В.Полежаев.

Чтобы сформировать у детей уважение к традициям и обычаям страны, лежащие в основе русской традиционной культуры, сделать образовательный процесс результативным и эффективным, я начала с детьми работу над педагогическим проектом «Русская ложка».

На этапе реализации дети познакомились с историей создания деревянных ложек, приёмами игры на них, с русскими народными мелодиями в исполнении профессиональных ансамблей ложкарей.

Кульминационным моментом данного проекта стала презентация ансамбля ложкарей на празднике, посвящённому Международному женскому дню 8 марта.

Большое значение в воспитании патриотических чувств имеют русские народные сказки, театрализованные представления. С детьми старшего дошкольного возраста я подготовила музыкальные сказки «Колобок», «Курочка ряба». Сшили детям костюмы. С каждым ребёнком, который исполнял какую-то роль, была проведена большая индивидуальная работа, в результате которой дети хорошо справились со своей ролью, чисто и грамотно исполнили свою партию. Юные артисты выступили в своём детском саду перед детьми других возрастных групп, а также порадовали своим выступлением детей других детских садов.

В своей работе особое внимание уделяю взаимодействию с родителями. Внедряю активные формы работы с семьёй: анкетирование, обучение практическим умениям, вовлечение в образовательный процесс. Для родителей постоянно обновляется музыкальный уголок «Музыка в жизни ребёнка», где родителям даются советы по организации музыкального воспитания в семье.

Оформлены папки раскладушки: «Песни, с которыми мы победили» и «Русская ложка», стенд «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

В проведении вечеров семейного отдыха «Голубой огонёк», посвящённого Дню защитника Отечества, «Мамочка моя», посвящённого Международному женскому дню 8 марта принимали участие и родители и дети.

Такие совместные праздники объединяют семьи, сплачивают их. Дети были горды за своих родителей, за своих пап и мам.

Праздник «Папа и я – защитники Отечества» занял I место на областном уровне во Всероссийском конкурсе детских утренников «Защитники Отечества – 2013», «Старик Хоттабыч в гостях у ребят» занял II место на областном уровне во Всероссийском конкурсе детских утренников «8 марта – 2013 года».

Результативность опыта.

Результатом работы является то, что дети, в большей степени, стали испытывать чувство гордости за свою Родину, за свой родной посёлок, где они родились и живут. Дети стали более внимательны по отношению к людям старшего поколения – нашим ветеранам. Значительно расширился кругозор детей. В повседневной жизни и в играх используют песни, которые были разучены на занятиях: о Родине, о Российской Армии, о грозных военных годах. Всему этому способствовала систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям.

Раздел III.

Перспективы и возможности использования опыта.

Презентация обобщенного опыта работы была представлена на районной ассоциации дошкольных работников.

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах старшего дошкольного возраста, а также родителями для воспитания своих детей.



Литература:

  1. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ» / Е.Ю.Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова/, издательство «Учитель», 2006г.

  2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания», - М. Просвещение. 1976г.

  3. Зацепина М.Б. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Мозаика - Синтез», 2008г.























11


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос