Методическая разработка занятия на тему «Ступеньки обучения чтению и письму»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования Центр
внешкольной работы пгт. Джубга муниципального
образования Туапсинский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ
«Ступеньки обучения чтению и письму»
ТЕМА: «Согласный звук и буква Д»
Форма урока: урок-путешествие
Тип урока: изучение нового материала
Педагог дополнительного образования
Нечаева Светлана Александровна
2020 г
План-конспект занятия по разделу
«Ступеньки обучения чтению и письму»
ТЕМА : «Согласный звук и буква Д»
Цель : - познакомить с новой буквой «Д», обозначающими согласными звуками [Д], [Д'];
Задачи :
- предметные: учить давать характеристику звукам, которые обозначает буква «Д»; учить правильной артикуляции звуков [Д] [Д'] ; учить писать букву «Д» (печатным вариантом);
- личностные: развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, словарный запас, связную речь, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
- метапредметные: воспитывать любознательность, творческую активность, навык самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Методы и приёмы, используемые на занятии
- словесные: пояснение, объяснение, педагогическая оценка, оценка сверстника;
- наглядные: рассматривание картинного материала, символов;
- практические: игровые упражнения, поисковые действия, обведение, раскрашивание.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: бумажные корзинки синего и зеленого цвета, буквы на магнитах, большая буква «Д», картинка большого дома, картинка с домиком , стихом про буву «Д» и буквой «Д», символы мякого и твердого звуков (синяя и зеленая карточки), счетные палочки для выкладования буквы, листы с рисунками предметов на букву «Д», карта слогов для чтения, рисунки: дятел, белка, лесовичок, домевенок, листы с заданими.
Планируемые результаты:
В результате проведенного занятия дети научатся писать букву «Д» (печатным вариантом), правильно произносить звук [Д]; у детей разовьется фонематический слух, внимание, память, мышление, словарный запас, связная речь, а так же любознательность, интерес к занятию и любовь к родному языку.
1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока:
1. Организационный момент. Вступление 1 мин.
2. Постановка учебных задач и
формулирование темы занятия 1 мин.
3. Основная часть 20 мин.
4. Физминутка 1 мин.
5. Закрепление 5 мин.
6. Рефлексия 1 мин.
7. Итоги урока 1 мин.
________________________________________________________
30 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(30 мин.)
1.Организационный момент. Вступление (1 мин.)
(Создание эмоционально положительного фона занятия)
Педагог:
Прозвенел
и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно
за партой тихонько сидеть,
А можно
отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.
-
Сегодня я приглашаю вас на прогулку в
лес. Для чего можно пойти в лес?
-
А мы пойдем в сказочный лес за новой
буквой и звуками.
2. Постановка учебных задач и формулирование темы
занятия (1 мин.)
Педагог:
- Ребята, послушайте стихотворение:
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по белу свету
Отправиться с утра?
Как путь ни был бы долог,
Идти прямой дорогой,
Идти, мой друг, всегда идти
Дорогою добра.
Педагог: Какой первый звук в слове «дорога»? (педагог голосом выделяет звук [Д]).
Педагог: Кто догадался, с какой буквой будем сегодня работать на занятии? Тема сегодняшнего занятия: «Согласный звук и буква Д».
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками [Д], [Д']; с буквой обозначающей эти звуки, научимся писать букву «Д», будем развивать внимание, память, мышление, словарный запас, связную речь, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, воспитывать в себе любознательность и любовь к родному языку.
3. Основная часть (20 мин.)
Педагог: - Девиз сегодняшнего занятия:
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда не давались легко
Достижения людям.
-
Актуализация знаний (5 мин)
Педагог:
- Итак,
сегодня мы с вами идем в сказочный лес
и возьмем с собой корзинки.
-
Эти корзинки для букв (выставляются
корзинки синяя и красная).
-
А вот корзинки – для звуков. Вы их
видите? А почему?
- А почему корзинки
для букв пустые, мы ведь с вами столько
букв изучили, давайте соберем
их в корзинки? (буквы на
доске)
- На
какие 2 группы делятся все буквы? (гласные,
согласные; дети собирают гласные в
красную корзинку, согласные в синюю).
-
Какие звуки называются гласными?
-
Какие звуки называются согласными?
-
Какими могут быть согласные звуки? (При
ответе пользуйтесь схемой)
-
Итак, в добрый путь! (звучит
легкая музыка).
-
Работа над новой темой (5 мин)
Педагог:
- Стоп.
- Перед нами – дом. Из дома доносится звук дудочки. Как звучит звук дудочки? (Ду-ду-ду)
Теперь мы слышим звук колокольчика. Как звенит колокольчик? (Динь-динь-динь)
- Какие звуки слышим в начале этих слов?
- Что вы можете сказать об этих звуках? Охарактеризуйте эти звуки.
Уточнение артикуляции звуков [Д] и [Д'] (5 мин)
Педагог показывает картинку большого дома.
- Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[Д] легко произнесем.
(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)
Педагог показывает картинку маленького дома.
- Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[Д'] легко произнесем.
(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [Д'] – согласный, звонкий, твердый.) Педагог показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.
Знакомство с буквой «Д»
Педагог:
- Звуки [Д], [Д']
обозначаются буквой Д.
(показ буквы).
Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в
алфавите стоит буква Д на 5
месте.
- Ребята, а что похожа буква
Д? (Крыша домика, печная
труба, колокольчик)
На
что еще похожа буква «Д» послушайте
стихотворения.
Этот домик - буква «Д»
В домике окошко.
Из трубы идет дымок
А в окошке – кошка.
(Педагог показывает картинку с домиком, знакомит с буквой «Д»)
Педагог:
- Ребята, в какую корзинку положим букву «Д»?
(Букву «Д» положим в синюю корзинку)
- Почему?
(Это согласная буква)
- Нарисуйте букву «Д» в воздухе, выложите из палочек.
Педагог:
- В доме, который мы встретили в лесу, живет лесовичок Дима. У него много друзей, они приготовили для вас интересные игры - задания.
Игра «Определи мягкий или твердый звук». (Формирование умений различать звуки [д] и [д'].)
(Работа в парах)
Педагог:
- Друг лесовичка Димы - домовенок
Дося просит вас
определить,
звуки [д]
или [д'] в словах
Дима, Дося. Возьмите карандаш
и нарисуйте под рисунками зеленый или
синий кружок. Почему слова Дима и Дося
написаны с большой буквы?
(Это собственные имена)
- Найдите место звука в слове, и аналогично выполните работу со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук. (Взаимопроверка)
Педагог:
- Задание домовенка Доси выполнено – можно идти дальше.
4. Физкультминутка (1 мин.)
По
дорожке по дорожке скачем мы на левой
ножке,
И по этой же дорожке скачем мы
на правой ножке.
По тропинке
побежим,
До лужайки побежим.
На
лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как
зайки.
Педагог:
- Стоп. Знакомый нашего лесовичка Димы - Дядюшка Ау, предлагает
Вам поиграть в игру «Эхо»
Игра «Эхо». Дети читают с доски (сначала читает педагог) дети повторяют за педагогом (чтение хором) цепочки слогов и находят лишний.
Да – да – дя – да,
до – ди – ду – да,
ды – ды – до – ды,
дя – дю – де – ду.
Педагог:
- Продолжаем путешествие.
-Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель,
Трудится весёлый … (дятел)
-Дятел приготовил для вас игру «Все на букву Д».
Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.
5. Закрепление (5 мин.)
Педагог:
- С ветки прыгает на ветку,
По земле гуляет редко.
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (белка)
- Ребята, Белочка просит вас выполнить письменные задания на листочках.
(детям раздаются листочки с заданиями)
Педагог:
-
Нам пора возвращаться.
(музыка)
По
дорожке по дорожке скачем мы на левой
ножке,
И по этой же дорожке скачем мы
на правой ножке.
По тропинке
побежим,
До лужайки побежим.
На
лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как
зайки.
Стоп.
Немного отдохнем и мы дома.
– Какую
букву мы принесли из сказочного леса?
– Расскажите по схеме, что вы узнали
про эту букву.
6. Рефлексия (1 мин.)
-
Как вы думаете, у нас сегодня на уроке
все справились с заданиями?
- Понравился
ли вам урок?
7. Итог занятия (1 мин.)
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии.
Список литературы:
-
Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 2014 год.
-
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 2011 год.
-
Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
-
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
-
Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е.
Интернет-ресурсы:
- Методическая разработка занятия по разделу «Математические ступеньки»
- Занятие педагога-психолога с педагогами на предотвращение профисионального выгорания.
- План- конспект открытого занятия по образовательной программе социально-педагогической направленности «Малышок» по теме Закрепление пройдённых чисел в пределах 5.
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Методика и технологии изготовления аппликаций в разных возрастных группах ДОО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»