Конспект занятия по ознакомлению с буквами
Невареных Светлана Викторовна
педагог-организатор
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), г. Ноябрьск
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодёжью «Факел»
Проект «Путешествие в мир знаний»
Конспект занятия по ознакомлению с буквами
Дети 5-6 лет
Объединение «Малышок»
(35 минут)
-
Паспорт методической разработки:
-
Место проведения: МБУ ЦРДПиМ «Факел» мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск ЯНАО
-
Форма проведения: занятие
-
Цель: совершенствование навыков чтения
-
Задачи:
-
- познакомить с новым звуком и новой буквой, учить читать слоги и слова с этой буквой;
- развивать память, логическое мышление;
- воспитывать любовь к чтению
1.5. Участники занятия: дети 5-6 лет
1.6. План занятия:
1). Сообщение темы.
2). Работа по теме.
а). Повторение изученного.
- Игра «Семафор» (Повторение звуков).
- Чтение букв по таблице.
- Чтение слогов с изученными буквами.
б). Знакомство с новым звуком и новой буквой.
- Отгадывание загадки.
- Выделение звука [ж] при анализе слова жук.
- Игра «Не попадись» (Упражнение в слышании звука [ж]).
- Знакомство с буквой ж.
в). Чтение слогов с буквой ж.
г). Чтение слов.
д). Работа в тетрадях.
- Печатание большой буквы Ж.
- Разбор схемы слова лужи.
3). Итог занятия.
1.7. Ожидаемый результат: развитие умения читать слоги и слова с буквой ж и изученными буквами.
1.8. Материал, необходимый для проведения занятия: таблицы, слоговые карточки, схемы, рисунки, фонограмма
Аннотация:
Данная разработка предназначена для работы по развитию навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста. Она может быть использована в группах по подготовке детей к школе, а также учителями начальных классов.
2. Содержание занятия.
I. Сообщение темы.
- Когда так бывает?
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На сугробах ломкие
Льдинки-кружева.
Первые проталинки.
Первая трава.
- Правильно, так бывает весной. И сегодня мы отправимся в весенний лес для того, чтобы познакомиться с новым звуком и новой буквой, научиться читать слоги и слова с этой новой буквой.
II. Работа по теме.
-
Повторение изученного.
а). Игра «Семафор».
Называю различные звуки: [м л’ш й ч а щ ц у п р’о]. Дети показывают соответствующие карточки.
б). Чтение букв по таблице «Буквинск».
- Но лес этот не простой, а сказочный. Прежде чем нам войти в этот лес, нам надо поздороваться с нашими друзьями – буквам, которые помогут нам в нашем путешествии по сказочному лесу.
в). Чтение слогов с изученными буквами.
- И вот мы с вами уже в лесу.
(Появляется домик. Звучит музыка).
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть.
Сказки могут душу греть.
Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,
И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло.
Наша сказка приглашает
На поляну в лес густой.
Там среди высоких сосен
Стоит домик небольшой.
Жили в нём старик со старухой,
А теперь тот дом пустой.
И давно уж над избушкой
Не струится дым густой.
(Музыка смолкает).
- Что же это за домик? Кто там живёт? (Стучусь).
(Звучит музыка).
Появляется леший Жорик. (Картинка).
- Жорик говорит, что дом заколдовал злой волшебник Лентяй-Неумеха. Но Жорик поможет нам расколдовать этот дом. Для этого вам надо выполнить несколько заданий.
- Давайте отправимся на лужайку и соберём букет весенних цветов. (Дети по очереди читают слоги, напечатанные на цветах, вырезанных из цветного картона).
Итог.
-
Знакомство с новым звуком и новой буквой.
а). Отгадывание загадки.
- Не открывается дом. Наверное, надо ещё одно задание выполнить. Леший Жорик просит отгадать загадку.
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук).
б). Выделение звука [ж] при анализе слова жук.
- Ещё одно задание: разобрать схему слова жук.
Характеристика звука [ж] : согласный, звонкий, всегда твёрдый, шипящий.
в). Упражнение в слышании звука [ж]. Игра «Не попадись».
Называю слова, если в слове дети услышат звук [ж], то хлопают в ладоши. Если звука нет – в ладоши хлопать не надо. Кто хлопнул, тот «попался».
Слова: лужи, шалаш, сумка, жук, лыжи, шум, лужайка, жаворонок, жаба, школа, жасмин.
в). Знакомство с буквой ж.
- Вот мы и расколдовали чары Лентяя – Неумехи, волшебный домик открылся.
- Кто же там живёт?
- На что похожа буква ж?
Букву ж увидев,
Наклонился жираф:
Убежала буква вдруг.
Да ведь это просто… жук.
Стала снежинка буквою ж
Солнце её не растопит уже.
(Демонстрация табличек).
-
Чтение слогов.
- Жорику очень хочется послушать, как вы умеете читать слоги.
(Чтение слогов, договаривание слогов до целого слова. Напомнить, что звук [ж]всегда твёрдый).
жа жу же жи
Итог.
-
Чтение слов.
жмурки лыжи лужа жарко уж жук жаба жаль жаворонок жажда жакет жалоба жар жара
Итог.
-
Работа в тетрадях.
а). Печатание большой буквы Ж.
(Связь с лешим Жориком).
б). Разбор схемы слова лужи.
Туча шла –
Прошла –
На асфальте зеркала.
Солнце в них заглянет –
И зеркал не станет. (Лужи).
(Связь с весной).
Итог.
III. Итог занятия.
- С какой буквой познакомились?
- Какая она: гласная или согласная?
- Где побывали?
- Кто нам помогал? Почему?
- Что понравилось?
- А теперь леший Жорик хочет раздать вам призы.
(Леший Жорик раздаёт призы: «солнышки» или «звёздочки».
- Давайте попрощаемся с Жориком. Нам пора возвращаться из сказочного леса.
-
Литература:
-
Бабич Л. 365 увлекательных занятий для дошкольников. - М.: Айрис Пресс, 2000.
-
Светлова И. Моя первая азбука. – М.: Эксмо, 2004.
-
Светлова И. Завтра в школу. – М.: Эксмо, 2005
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»