Систематизация оптимальных форм психолого-педагогической деятельности в работе педагога – психолога с родителями «группы риска».
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»
Систематизация оптимальных форм психолого-педагогической деятельности в работе педагога – психолога с родителями «группы риска». Выполнил: педагог-психолог Ефимова Наталия Сергеевна |
г. Ноябрьск – 2015
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.
Основанием послужило желание помочь педагогам конструктивно строить отношения с родителями своих подопечных ну и естественно для повышения моего психолого-педагогического опыта. Опыт работы, личные наблюдения позволили мне убедиться в том, как часто, педагоги бывают беспомощны, незащищены, неумелы в общении с родителями. Иногда неадекватное поведение педагогов, особенно в критической ситуации, провоцирует на откровенную неприязнь со стороны родителей.
Хотя, безусловно, каждый педагог знает, как важно найти подход к родителям, настроить их на совместную деятельность, в целях оказания помощи и поддержки своим детям, так как от этого зависит успех образования в целом. Поэтому в своем выступлении я хочу сделать акцент на работу педагога-психолога с родителями «группы риска».
Также, очевидно, чтобы построить с родителями конструктивно-продуктивное взаимодействие, необходимо знать и изучать психологию родителей, применять осознанно эффективные механизмы воздействия и техники общения.
За свой маленький педагогический, методический и психологический опыт работы у меня выработалась определённая система работы с родителями, которая имеет следующую классическую структуру:
Формы Направления |
Групповая |
Индивидуальная |
Просвещение и профилактика |
Лектории, семинары, выступления на родительских собраниях. |
Беседы, анализ прочитанной психологической литературы. |
Диагностика |
Анкетирование, интервью, тесты, выявляющие родительские предпочтения и отношения. |
Диагностика в рамках консультирования. |
Консультирование |
Консультации по результатам диагностики. |
Работа с детско-родительской парой, семейное консультирование. |
Развитие и коррекция |
Деловые игры, дискуссии, тренинги родительской компетентности и детско-родительских отношений. |
Психотехники эмоциональной регуляции, элементы арт-терапии, механизмы психологического воздействия. |
Экспертиза |
Психологическая поддержка родительским сообществам: анализ и оценка ситуации в родительском коллективе, помощь в разрешении межгрупповых и межличностных конфликтах. |
Анализ и оценка детско-родительских и супружеских отношений. |
Эта та самая классическая структура работы, по которой мы все с вами работаем.
Данный комплекс мероприятий эффективен в реализации с мотивированными родителями, готовыми и желающими сотрудничать. А как быть с теми родителями, которые считают, что основная причина неуспешности их ребёнка заключается в неправильных, на их взгляд, действиях педагога? Что может являться основанием такого мнения у родителя?
Когда я пришла в школу работать педагогом - психологом, если честно, я незнала, как правильно выстроить всю систему работы, чтобы уделить внимание всем категориям, с которыми должен работать педагог-психолог. Социальный состав семей, низкая мотивация участия в жизни школы, не заинтересованность в решении проблем собственных детей поставила передо мной, психологом-психологом задачу найти оптимальную форму работы, способствующую вовлечению родителей в учебно-воспитательное пространство школы.
Для решения этой
задачи, было проведено мини-анкетирование,
в котором приняло участие 69 родителей
(53%) от всего количества родителей.
В качестве предпочитаемой формы работы
подавляющее большинство родителей
выбрало групповые психологические
занятия по проблемам воспитания ребенка
– 35 человек (27%), на втором месте -
индивидуальные беседы с психологом -
20 человек (15%), на третьем месте совместные
занятия родителей и детей – 14 человек
(11%).
Учитывая высказанные пожелания,
на тот момент, психологическая служба
выбрала приоритетную форму работы и с
учащимися и с родителями и с педагогическим
составом - групповые психологические
занятия, поскольку они охватывают
одновременно большее количество
участников и со схожими проблемами.
На сегодняшний день в каждой школе на учете стоят дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Это и есть та самая «группа риска». Причины психолого-педагогического сопровождения разные: это дезадаптация учащихся 1,5 классы, внутришкольный учет, неусвоение процесса обучения или трудности в обучении, постановка на учет КДН и ЗП, с различными эмоциональными проблемами, и т.д. Под психолого-педагогическое сопровождение мы так же относим все те семьи, которые нуждаются в пристальном внимании специалистов и администрации школы (семьи, с детьми инвалидами, опекунами и т.д.).
Вам как психологам, известен тот факт, что статус благополучной семьи сегодня, может измениться уже завтра. Поэтому даже те семьи, которые с виду как достаточно благополучные семьи, могут иметь очень много проблем по различным вопросам. Многие родители заняты в основном своей жизнью, а дети предоставлены сами себе. Много неполных семей. Естественно, что такая среда оказывает отрицательное влияние на формирование эмоциональной сферы подростка становление его как личности.
Мы считаем, что основной функцией семьи является обеспечение эмоционального комфорта несовершеннолетних в семье, поэтому искаженное детско-родительское взаимодействие и неблагополучие семьи в целом, это и есть источник нарушения эмоционально-личностной сферы учащихся. Поэтому из всех форм сотрудничества и просвещения родителей «группы риска» и одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является работа родительского всеобуча.
План занятий всеобуча запланирован с участием специалистов учреждений системы профилактики города (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, МУЗ «Городская больница», инспекторов ОДН ОВД, представителей Прокуратуры, отдела опеки и попечительства Управления образования и т.д.).
Группа родителей формируется по принципу добровольности. Сегодня родителям, очень непросто вынести на групповое обсуждение свои проблемы. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, тем более не соглашаются на групповую работу. К сожалению, в нашем Законодательстве нет механизмов воздействия на родителей, посредством которых стало бы возможным мотивировать их на коррекционную работу, но мы пытаемся это сделать путем доверительных бесед и в рамках занятий Родительского всеобуча, во время которых родители постепенно начинают открываться и осознавать насколько им полезна эта информация.
Несмотря на возникающие трудности, работа с родителями это необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности педагога-психолога. Целью работы в рамках Родительского всеобуча явилось сохранение психологического здоровья детей и обеспечение согласованности действий родителей, психологов и педагогов через профилактику и коррекцию дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания.
В своей работе с родителями, мы так же используем, опыт работы и методический материал Гиппенрейтер Юлии Борисовны Рабочие тетради «Уроки общения с ребенком» в двух частях и
песочная анимация «Не опаздывайте!»
Я надеюсь, на то, что мой результат в данном направлении будет положительным. И родительский всеобуч не только для меня станет приоритетным направлением в работе с родителями «группы риска», но и будет той самой оптимальной формой работы, способствующей вовлечению родителей в учебно- воспитательное пространство школы.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»