Коррекция детско-родительских отношений в условиях детского сада.
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: голосов:11просмотров: 7061 комментариев: 10
«Коррекция детско-родительских отношений в условиях детского сада».
Все, что происходит в семье,
происходит не случайно, а
взаимосвязано и взаимообусловлено.
Н. Аккерман. 9
Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятным, если ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, а также родителями, при непостоянном проживании с ними. Воспитание в неполной семье, в частности, становится неблагоприятным в том случае, когда воспитывающий родитель чувствует себя несчастным и , замыкаясь в семье, не способен создать своему сыну или дочери необходимые условия для формирования позитивных чувств и удовлетворения жизнью. Благополучие семьи определяется не только особенностями родителей, но и социальной поддержкой окружающих, с которыми сложились доверительные отношения. Семья обеспечивает ребенка жизненным опытом. Родители стимулируют его развитие с помощью разнообразных игр, занятий, посещений вместе с ним парков, музеев, театров, библиотек. Беседы с ребенком развивают его речь,
и мышление, расширяют кругозор. Недостаточное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий ставит ребенка на грань психологического риска.
Искаженные взаимоотношения в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытие от ребенка семейных тайн- все это крайне затрудняет возможность приспособления к жизни и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском для психического здоровья.
Внутрисемейные отношения оказываются нарушенными, если имеют место антагонистические взаимодействия и взаимоотношения между членами семьи, что приводит к неблагоприятным последствиям для социального и эмоционального развития ребенка. Эти конфликтные отношения связаны с нарушением формирования семьи, хотя механизмы, посредством которых они влияют еще недостаточно изучены. Некоторые из внутрисемейных «вредностей» прямо действуют на отношения ребенка с членами семьи, другие создают общую неблагоприятную семейную атмосферу, в которой ребенок воспитывается.
Как верно заметил В.А.Сухомлинский, ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, сопереживание к другому человеку формируются, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родителями. Ребенок испытывает потребность в общении с близкими взрослыми, стремится к взаимопониманию с ними. Внутрисемейное общение создает оптимальные условия для получения ребенком опыта достижения согласия и единства с другими людьми. В этом случае ребенок чувствует себя защищенным, положительно воспринимает себя и окружающий мир, при этом можно говорить о его благоприятном психологическом состоянии. Если же нарушаются взаимоотношения в семье, естественно, это незамедлительно сказывается в эмоциональном благополучии ребенка и его взаимодействии с окружающим миром.
Значительное влияние на развитие ребенка оказывают эмоциональные связи, существующие в семье между родителями и детьми Несмотря на возросшее за последние годы внимание к вопросам семейного воспитания, особенности эмоционального проявления детей (как ответной реакции на воспитательные воздействия близких) изучены недостаточно. Кроме того, в процессе работы, мы столкнулись с проблемами в общении у некоторых детей старшей группы в результате нарушения межличностных отношений в семье и преобладания отрицательных эмоциональных состояний. А это уже один из факторов неблагоприятного психологического состояния ребенка.
С целью изучения причин этих нарушений были применены: проективная методика «Моя семья», ЦТО (цветовой тест отношений) PARY и специально разработанная нами анкета «Особенности Вашего семейного воспитания». Результаты исследования показали, что 27% детей ощущают обстановку дома, как враждебную себе; 45%-считают, что в семье им уделяется мало внимания. По ЦТО все неблагополучные цвета (серый, коричневый, черный) получили либо мать, либо отец (отчим)- 35% и 65% соответственно.
Анализ результатов проведенной диагностики показал, что причины неэффективных моделей семейного воспитания таковы:
-
Непонимание своеобразия личностного развития ребенка
-
Непринятие детей (несоответствие пола ребенка ожидаемому)
-
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка
-
Негибкость родителей в отношениях с детьми. Программа коррекционной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста имеет цель- помочь родителям понять причинно-следственные связи, влияющие на атмосферу в семье. Именно это понимание, по нашему мнению,- начало психологических изменений в семье, так как только в этом случае мать и отец (отчим) дошкольника смогут успешнее решать возникающие проблемы в воспитании ребенка. Осознание или рефлексия рассматривается в научной литературе как ступень в развитии человека, как способ переосмысления того или иного явления (А.З.Зак, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.) В психолого-педагогических исследованиях показано, что развитие рефлексии способствует успешности педагогической деятельности родителей (О.Л.Зверева и др.) В понятие рефлексии воспитательных приемов мы вкладываем, разделяя точку зрения О.Л.Зверевой, умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих установок на воспитание детей, осуществлять поиск и выбор способов родительского поведения, адекватных способностям ребенка. Такое понимание рефлексии легло в основу построения коррекционной работы с семьями детей с нарушенными межличностными отношениями и эмоциональным неблагополучием.
Работа с родителями осуществлялась в три этапа.
-
Индивидуальное и дифференцированное общение с каждой семьей.
-
Групповые встречи-занятия с родителями детей.
-
Тренинг детско-родительских отношений.
Задачи первого этапа- изучение проблем каждой семьи, установление доверительных отношений с членами семей, их эмоциональное сплочение. На этом этапе коррекционной работы использовались следующие методы:
-включенное наблюдение, беседы с отдельными членами семьи;
-организация совместной деятельности матери, отца(отчима) и ребенка с учетом интересов последнего;
-просмотр и анализ видеофрагментов общения матери и отца (отчима) с ребенком;
-элементы игротерапии;
На втором этапе работы ставилась задача- развивать у родителей осознанное отношение к трудностям в семейном общении. Основной формой работы были групповые встречи с родителями, проходившие 2 раза в месяц. Использовались следующие методы формирования рефлексии у родителей:
-анализ реальных педагогических ситуаций из их опыта;
-анализ собственной воспитательной деятельности;
Задача третьего этапа- устранение четырех выявленных в процессе диагностики неэффективных моделей семейного воспитания. Использовались следующие формы работы:
-тренинговые занятия, на которых родители учились адекватно оценивать использованные ими приемы воспитания и применять гибкие способы общения с ребенком;
-ролевые игры со взрослыми, показывающие возможные пути обогащения детско-родительских отношений;
Элементы арттерапии в работе с детьми и родителями.
Коррекционная работа проводилась в семи семьях воспитанников. В этих семьях воспитываются девять детей дошкольного возраста: в пяти-мальчики (в двух семьях по двое), в двух-девочки. В двух семьях роль отцов на себя взяли отчимы. Достаточный уровень эмоционального самочувствия был отмечен у одного ребенка (с относительной устойчивостью доверительного отношения ребенка к одному или нескольким членам семьи). У четырех детей-средний уровень (ситуативное проявление доверительных отношений к членам семьи или отсутствие таких отношений с противоречивым индифферентным отношением к матери, отцу или отчиму) и у двух детей-низкий уровень. Из общего количества семей, участвующих в эксперименте, ни одна семья не была отнесена к положительно согласованному типу взаимодействия в воспитании. Три семьи были отнесены к ситуативно-согласованному типу, т.е. их родительское взаимодействие отличалось ситуативным, противоречивым характером, четыре семьи- к рассогласованному типу взаимодействия (с низкой степенью сходства в оценках друг друга как воспитателей детей). Три матери нуждались в коррекции эмоционально-аффективной сферы и излишней рационализации чувств. Четырем матерям была необходима эмоциональная поддержка в получении ощущения собственной уверенности, для снятия сомнений в возможных позитивных изменениях в семье. Первоначально они испытывали потребность в одобрении правильности избираемой ими тактики поведения. С этой целью мамы охотно шли на доверительный контакт с психологом. Был установлен один консультативный день в неделю для родителей, испытывающих потребность в индивидуальном общении.
Большое внимание мы уделяли выработке адекватного стиля общения с каждой конкретной семьей, опираясь на схемы по построению группового общения. При этом формировали у родителей такие необходимые характеристики общения:
-равенство психологических позиций («взгляд двух собеседников, направленный в одну сторону»);
-умение «активно слушать», т.е. восприятие жестов, мимики, изменение интонаций голоса, выражение лица, улавливание психологического и семантического подтекста, интуитивное чувствование того, что человек не может или не хочет сказать;
-искренне проникновение в чувства друг друга посредством сокращения эмоциональной дистанции.
Мы с внимание относились к педагогическому опыту самих родителей. Отдельные фрагменты его мы записывали на видео и с их разрешения использовали как учебный материал для анализа способов общения с ребенком.
Эффективным методом коррекционной работы с родителями стала организация взаимодействия взрослого с ребенком. В зависимости от интересов ребенка и родителей мы подбирали разные виды совместной деятельности, затем обсуждали со взрослыми поведение ребенка, его реакции на воздействие взрослого и т.д. Например, мы использовали задания: «Нарисовать совместную картину по заданной теме», «Дорисовать рисунок совместно» и т.д. С помощью этого приема удалось «сломать» неосознанную и искусственно созданную матерью одного воспитанника преграду в его общении с отчимом. В процессе рисования отчим показал себя отзывчивым и увлеченным человеком. В последующих встречах он не без интереса принимал участие в обсуждении рисунков сына, выполненных им на занятиях, в том числе на темы: «Моя семья и я», «Мое плохое и хорошее настроение» и т.д. Так, через организацию совместной деятельности мы показали возможные варианты содержательного общения с ребенком с учетом его интересов и предпочтений.
Большой акцент в работе мы делали на игровое общение взрослого и ребенка. Родители убеждались на своем опыте в эмоциональной насыщенности такого общения. Хотя сначала большинству из них с трудом давалось такое общение, они не включались в игру на равных с детьми, а давали указания, что и как надо делать, куда ставит и т.д. Такой директивный характер игры, естественно, не вызывал отклика со стороны детей, поэтому, мы предложили игры соревновательного характера, с движением. В процессе таких игр («Архитектор», «Иностранцы», «Фигуры») родители учились чувствовать себя в роли партнера по игре, постепенно избавляясь от излишней скованности. Чтобы они могли проанализировать свою манеру общаться с ребенком и способы коммуникации, избираемые при этом, использовалось задание «Совместно придумать названия к картинам»(модификация методики Е.Г.Соколовой). Предлагалось по очереди договариваться о названии картин, затем просили родителей прокомментировать наблюдаемое общение друг с другом. Так, родители Глеба, Ильи и Дениса, понаблюдав со стороны за общением с детьми, с удивлением сделали вывод, что больше поучают их, и это, оказывается легче, чем общаться «на равных». Мы стремились расширить представления родителей о возможностях игры для налаживания эмоциональных отношений с ребенком, познакомить их с играми, которые можно использовать и дома. Учитывая коррекционную роль игры в случаях трудностей в общении и опираясь на разработанные методики М.А.Панфиловой, А.И. Захарова, мы использовали элементы игротерапии в работе с семьями воспитанников. Например, игры «По грибы», «Совместное путешествие» помогли ослабить напряжение, ощущаемое взрослыми и детьми в семьях с рассогласованным родительским взаимодействием.
Упражнение «Рисуем страхи» позволило показать родителям и детям эффективные способы избавления от страхов, тревог, других отрицательных эмоциональных состояний. Предлагалось и детям и родителям нарисовать свой страх, затем обменяться нарисованными страхами и разрезать их на мелкие кусочки. Далее предлагалось убедиться, что собрать страх в первоначальном виде не удается, а значит, он уже никогда не вернется.
В процессе работы с детьми родители овладели практическими приемами оказания помощи ребенку в случаях эмоциональных трудностей при контактах с окружающими людьми. Кроме того, у матерей и отцов (отчимов) появился интерес к детским проблемам, они научились наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его настроении. В результате проведенной работы не осталось ни одной семьи с низкой степенью сходства в оценках родителями друг друга как воспитателей ребенка, а две семьи уже можно отнести к положительно согласованному типу взаимодействия в воспитании.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
О повторной загрузке файла сообщите в письме.
С уважением, Дулатова Н.И.