Литературное краеведение как фактор...
Литературное краеведение как фактор…
Я думаю,
что мои размышления о том, что делать с
огромным потоком информации, которая
обрушивается сегодня на учителя и
учащихся начальной школы, как управлять
этим потоком, интересны не только мне,
потому что в современном обществе
информационные технологии (ИТ) занимают
ведущее место, а информация – приоритетное.
Информационные процессы лежат в основе
всех глобальных изменений в окружающем
мире. В результате «информационного
взрыва», свидетелями которого мы
являемся, отмечается неизмеримый рост
возможностей получения, обработки и
передачи информации. Однако, технологические
знания и умения довольно быстро
устаревают. Сегодня в первый класс
поступили дети, которые среднюю школу
окончат в 2031 году, получат высшее
образование в 2036 году. И если сравнить
средства коммуникации сегодня и 20 лет
назад(2000-ый год), то очевидны значительные
различия. Видимо, к 2031-ому году будет
заметен быстрый рост возможностей
технологической переработки информации.
Следовательно, миссия образования
состоит в том, чтобы дать человеку нечто,
что окажется устойчивым на протяжении
всей его жизни – знания, умение, навыки
пользования информационными технологиями
и способность их развивать.
Педагогический процесс является по
своему характеру информационным, где
фактологический материал выступает в
качестве единицы информационного
обмена. И учителю необходимо всемерно
стимулировать мотивацию усвоения
информации школьниками. Поскольку в
младшем школьном возрасте ведущей в
психическом развитии ребенка является
учебная деятельность (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), развитию
мотивации информационного обмена именно
в этот период необходимо уделять
внимание.
Сегодня
редко встретишь первоклассника, который
бы не был знаком с компьютером и не
использовал бы его для получения
информации и игр, то есть, у современного
ребенка нет препятствий для общения с
информационным полем. Первостепенной
задачей начальной школы является
переориентация ребенка с игрового
интереса в общении с ПК на учебный. Это
сложно.
Начальная школа – это
фундамент, от качества которого зависит
дальнейшее обучение и интеллектуальное
развитие учащихся.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что это «период впитывания, накопление знаний, период усвоения по преимуществу» (Н.С.Лейтес).
Именно в этот период жизни ребенка особое значение имеют не только уроки, но и внеурочные занятия, в частности, по изучению истории родного края, которые способствует усвоению учащимися духовно богатого материала «малой родины».
Демократические процессы,
происходящие в российском обществе,
вдохнули новую жизнь в такой предмет,
как краеведение, повысили его значимость,
способствовали оживлению краеведческой
деятельности.
Таганрог – город-музей
под открытым небом, здесь все дышит
историей, знаменитыми именами писателей
и поэтов. В разные годы здесь жили и
бывали: В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов,
А.Толстой, К.Паустовский, К.Федин,
Б.Изюмский, А.Сафронов и др., которые
отразили в той или иной степени в своем
творчестве наш город и природу его
окрестностей. Здесь родился и вырос
А.П.Чехов, здесь были написаны и увидели
свет его первые литературные опыты. И
главным аспектом литературного
краеведения в нашем регионе является
жизнь и творчество великого писателя
А.П.Чехова.
В настоящее время школьное краеведение рассматривается как перспективное направление педагогической практики (Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.В. Ивановым, Т.А. Морозовой и др.)
В последнее время у школьников упал интерес к литературе, как к предмету, и чтению, как увлечению. Это имеет свое объяснение: значительная засоренность информационного поля учащегося различными видами современных информационных технологий (телевидение, интернет, компьютеры и др.).
С моей
точки зрения, интерес к чтению, равно
как и интерес к работе с
компьютером, можно сформировать через
изучение литературного краеведения.
Литературное краеведение «Педагогическая
энциклопедия» определяет как знакомство
с творчеством писателей – земляков,
ярко отразившие в своих работах родной
край, что помогает учащимся по-новому
оценить его, глубже понять его красоту.
Это – специфическая область знания о
литературе «та же история литературы,
но отличающаяся особым подбором
материала, особым аспектом его
рассмотрения. Литературное краеведение
вычленяет из общего объема краеведческих
сведений те, которые имеют отношение к
литературному наследию края»
Д.С.Лихачев писал, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».
Дидактический потенциал краеведения заключается в том, что он позволяет учитывать конкретно-образный характер мышление младших школьников и способствует у них выработке умений и навыков практического применения полученных знаний в жизни.
Сегодня компьютер выступает одним из основных средств обучения школьников. Преимущества использования компьютера как средства обучения заключается в следующем:
-
возможность неоднократного повторного обращения к усваиваемой информации;
-
выбор оптимального для конкретного субъекта темпа обучения;
-
варьирование объема и содержания информации;
-
варьирование характера выполняемых заданий в зависимости от потребностей и уровня подготовки обучающихся;
-
возможность контроля и оценки результатов усвоения.
В литературе (Н.Н. Булгакова, В.И.Ковальков, В.А.Хребетов и др.) мы находим опыт включения детей дошкольного и младшего школьного возраста в обучение с помощью компьютерных технологий, которые вызывают положительные эмоции у детей при оценке компьютером результатов их работы. Общение с ПК усиливает эффект непроизвольного запоминания у детей, активизирует их внимание, в целом – способствует повышению качества закрепления учебного материала.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учение, психологическими новообразованиями данного периода выступают произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самоконтроль (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В этот период у детей проявляется особая сензитивность к усвоению информации об окружающем мире. Естественно, в наш компьютерный век младшие школьники очень сензитивны к овладению компьютерной грамотностью.
Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется, в частности, значимостью учителя в жизни ребенка, когда учитель является для него безоговорочным авторитетом.
В третьем-четвертом классе начальной школы для учащихся приобретают особую значимость социальные мотивы учения и мнения товарищей по классу. В силу этого следует предлагать детям групповые творческие задания, включать их в ситуации коллективно-распределенной учебной деятельности (Г.А.Цукерман и др.).
Персональный компьютер является средством самоутверждения младшего школьника в учебной деятельности, помогает в творческой самореализации ученика. Ребенок приобретает новые навыки пользователя, учится использовать мультимедийные справочники, работать в диалоговом режиме. Учитель выступает для ребенка, работающего с персональным компьютером, не только как транслятор знаний, но и как интерпретатор информации, реализатор междисциплинарных связей.
Работа с компьютером в начальных классах предполагает соблюдение особых требований к санитарным правилам и нормам в целях снижения рисков и сохранения здоровья детей. Выполнение этих требований обеспечивается проведением комбинированных уроков, на которых чередуется формы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с различными средствами обучения (тетрадь, книга, электронные образовательные издания, электронные образовательные ресурсы).
Краеведческий материал в нашем случае является не просто средством наглядности, но и средством ознакомления с окружающем миром. Литературное краеведение позволяет не только познакомить учащихся с художественными произведениями писателей, поэтов, культурой, историей края, но и показать их роль в историческом развитии нашего города и области.
Использование краеведческого материала для овладения
компьютерной грамотностью учащимися младших классов позволяет реализовать взаимосвязь урочной (чтение) и внеурочной (литературное краеведение) деятельности на основе поисково-исследовательской краеведческой деятельности, где постепенно увеличивается доля самостоятельности в соответствие с их возрастными особенностями и возможностями.
В
то же время, внеурочная деятельность с
ее находками и открытиями еще более
привлекательна и интересна для младших
школьников.
В общем виде знания
учащихся по литературному краеведению
можно разделить на две группы –
общекраеведческие и региональные. К
общекраеведческим относятся знания о
биографических и творческих связях
писателей с тем или иным краем, о
путешествиях писателей, о литературных
местах России.
Региональными являются знания о фольклоре, литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев и писателей, приезжавших в него или его описавших.
Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив (кружок).
Прочным знаниям младших школьников по литературному краеведению будет способствовать правильно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования.
Знания по литературному краеведению способствуют формированию у учащихся уважения к истории и культуре родного края, гордость, за свою малую родину.
В процессе работы по литературному краеведению могут быть использованы следующие умения и навыки пользования персональным компьютером:
-поиск текстовых и иллюстрированных материалов в сети Интернет;
-копирование и сохранение материалов на диске;
- редактирование материалов;
- печать текстов по материалам, собранным самим учеником;
-работа с программой MS PowerPoint;
-выбор или составление макета;
-набор и редактирование текста;
- вставка объектов(картинок, фотографий, музыки, видеофрагментов);
- демонстрация презентаций.
Работа в начальных классах таганрогских школ по литературному краеведению связана, прежде всего, с творчеством А.П.Чехова. Таганрогский период жизни Антона Павловича – значительный этап в духовном развитии великого русского писателя. В Таганроге пробудился серьезный интерес Чехова к литературе и театру, началась литературная деятельность писателя. Таганрогская действительность послужила для наблюдательного художника источником многих тем, мотивов, образов.
Не прошли бесследно для творчества Чехова и годы пребывания в Таганрогской гимназии. Таганрогская гимназия чеховской поры – это типичное казенное учебное заведение, характерное для царской России.
Мне кажется, что младшие школьники с интересом могут выполнять задания по поиску в рассказах Чехова описания Таганрога и его жителей.
Ученые обратили внимание
на большие возможности развития
двигательных (моторных) и интеллектуальных
(мыслительных) навыков младших школьников.
Навыки формируются и развиваются
в той деятельности, в которой они находят
себе применение. Чем разнообразнее и
содержательнее деятельность, тем больше
возможностей для развития навыков.
Для того, чтобы деятельность
положительно влияла на развитие навыка,
она должна удовлетворять некоторым
условиям:
-
Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, стремление, по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею, что и предоставляет краеведение в общем, литературное краеведение в частности. Здесь играет большую роль интерес школьников к материалам краеведческой деятельность и способ ее реализации через «общение» с компьютером. Большой интерес ребенка к краеведческой деятельности вовлекает в работу и родителей, как помощников реализации различных задумок, т.к. эта тема им тоже близка и понятна, а многие родители достаточно хорошо владеют навыком пользования персональным компьютером, и здесь они тоже могут оказать помощь своему ребенку в развитие темы проекта и его реализации.
-
Деятельность ребенка должна носить, по возможности, творческий характер, а не репродуктивный. Например, для развития литературных способностей полезны постоянные упражнения в написании коротеньких заметок-очерков, рассказов и стихотворений по литературному краеведению с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности.
-
Важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его имеющиеся возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются в усложняющихся творческих заданиях дети с уже сформировавшимися навыками.
Сложность поставленной задачи по развитию мышления и творческих способностей учащихся заключается в том, что с одной стороны, необходимо развивать стремление к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны, давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной форме. Чтобы благополучно решить данную задачу необходимо формировать интерес учащихся к изучению литературного краеведения, которое уже своим содержанием создает положительное эмоциональное отношение к «слову» и носителю этого «слова» - персональному компьютеру.
Сущность же творчества – в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя уже из своего опыта.
Основными источниками краеведческой информации являются:
- периодическая печать (газеты, журналы);
-
художественная литература;
- архивные
фонды;
- фонды музеев;
- всякого рода карты и планы;
- материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
- материалы статистики;
- устные свидетельства современников.
Формы работы по литературному краеведению – урочная и внеурочная, как активная (экскурсия, сам поиск) и пассивная (обработка собранных материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).
В этот период на занятиях по литературному краеведению используется игровая среда «создай картину» (Чеховская гимназия), «найди отличие» (школьные принадлежности гимназиста и современного школьника), «разработай экскурсионный маршрут по чеховским местам Таганрога) и т.д.
Таким образом, мы видим, что краеведение, как системное познание учениками родного края, является важным фактором повышения результативности процесса обучения школьников. Средства краеведения являются эффективным педагогическим инструментарием и включают краеведческий материал (объекты материальной и духовной культуры родного края, его природа, география, экономика и т.д.) и краеведческую деятельность, как совокупность различных видов деятельности учащихся, направленных на развитие интереса к познанию своих истоков, вклада в развитие края простых и талантливых его тружеников.
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Вебинар «Современные практики организации учебного процесса обучающихся с ОВЗ в системе среднего профессионального образования»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Психология профессионального образования: общая характеристика