ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области искусств «Раннее эстетическое развитие»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К РЕСУРСУ
-
Фамилия, имя, отчество автора:
Сытова Марина Владимировна
-
Должность
преподаватель музыкально - теоретических дисциплин
-
Место проживания:
Саратовская обл,Саратовский р-он, р.п.Соколовый
-
Название учебного заведения:
МБУДО «ДШИ №1»
-
Дисциплина:
Музыкальная азбука, Сольфеджио
-
Название ресурса:
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области искусств «Раннее эстетическое развитие»
-
Класс (курс):
Данная программа предназначена для детей 4-6 лет, для отделений раннего эстетического развития 1-2 классов школ искусств
-
Ресурс
-
Программа
-
Редактор, в которой выполнена презентация:
Microsoft Power Point 2010
Цель программы:
создание условий для музыкального, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся
Задачи:
-
формирование у детей начальных музыкальных представлений,
-
формирование слуховых представлений;
-
обучение элементарной нотной грамоте, основам музыкального языка;
-
развитие потребностей в активном самовыражении, творчестве;
-
воспитание художественного вкуса; чувства прекрасного через знакомство с произведениями музыкального искусства.
Краткий обзор
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
Справка об использованных источниках:
1.Методическая литература
-
Домогацкая И.Е. Авторская программа «Развитие музыкальных способностей и развитие речи» для детей 3-5 лет. Издательство «Классика – XXI», 2004 г.
-
Комиссарова Л.Н, Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитание дошкольников. Москва «Просвещение» 1986 г.
-
Котляровская – Крафт М. Сольфеджио для подготовительных отделений музыкальных школ. Москва – Санкт-Петербург «Музыка» 1995 г.
-
Ветлугина Н. Музыкальный Букварь. Москва «Музыка» 1988 г
-
Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. Москва «Советский композитор» 1991 г.
-
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Санкт-Петербург «Композитор» 2005 г.
-
Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Москва «Музыка» 1999 г
-
Емельянова Т.С. Авторская программа «Музыкальный Букваренок» Балашов 2008г
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
« Детская школа искусств №1»
Филиал р.п.Соколовый Саратовского района, Саратовской области.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
в области искусств «Раннее эстетическое развитие»
РАССМОТРЕНО Методическим советом МБУДО «ДШИ № 1» «29»августа2014г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДШИ №1» Карлина В.В. «30» августа 2014г. |
Разработчик:
Преподаватель МБУДО «ДШИ № 1» Сытова М.В.
Рецензент:
Заведующая секцией музыкально – теоретических дисциплин, преподаватель МБУДО «ДШИ № 1» Лобанова Н.Р.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
-
Срок реализации учебного предмета
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий
-
Цели и задачи учебного предмета
-
Структура программы учебного предмета
-
Методы обучения
-
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
-
Учебно-тематический план
-
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
-
Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список рекомендуемой литературы и средств обучения
-
Методическая литература
-
Учебная литература
-
Средства обучения
-
Аудио-видео материалы
I. Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная азбука» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области раннего эстетического развития дошкольников в детской школе искусств.
Данная программа ориентирована на создание предпосылок для музыкального и личностного развития обучающихся. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей детей, формирование их музыкальной культуры необходимо осуществлять с самого раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается более чутким к красоте и в искусстве и в жизни.
Предмет «Музыкальная азбука» помогает детям приобщиться к мировой музыкальной культуре, учит слушать и слышать музыку. Программа посвящена развитию музыкальных представлений, музыкального слуха, чувства лада, чувства метроритма обучающихся.
2.Срок реализации учебного предмета:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Возрастные границы групп:
первый год обучения 4-5 лет,
второй год обучения 5-6 лет.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Музыкальная азбука», составляет:
Содержание |
1 класс |
2 класс |
||
|
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие |
Количество недель |
16 |
19 |
16 |
19 |
Количество часов на аудиторные занятия |
16 |
19 |
16 |
19 |
Общее количество часов на аудиторные занятия |
35 |
35 |
||
Максимальное количество часов |
70 |
Самостоятельные занятия по предмету Музыкальная азбука не предусмотрены
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий учебного предмета «Музыкальная азбука» мелкогрупповая (численностью от 4 до 10 человек), продолжительность урока - 35 минут.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель:
-
создание условий для музыкального, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся,
Основные задачи:
-
формирование у детей начальных музыкальных представлений,
-
формирование слуховых представлений;
-
обучение элементарной нотной грамоте, основам музыкального языка;
-
развитие потребностей в активном самовыражении, творчестве;
-
воспитание художественного вкуса; чувства прекрасного через знакомство с произведениями музыкального искусства.
6. Структура учебного предмета «Музыкальная азбука»
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, в раннем возрасте учебный материал преподносится в игровой форме. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
-
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
-
практический (упражнения воспроизводящие и творческие)
-
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальная азбука»
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная азбука»:
-
укомплектование библиотечного фонда печатными и электронными изданиями учебной и методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений,
-
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы.
Для проведения уроков «Музыкальной азбуки» необходимо следующее оснащение учебной аудитории:
-
пианино,
-
телевизор, видеоаппаратура, аудиоаппаратура,
-
компьютер, мультимедиа проектор, экран,
-
учебная мебель (нотная доска, столы, стулья, стеллажи),
-
шумовые музыкальные инструменты,
-
детский синтезатор,
-
перчаточные куклы, разнообразные игрушки.
II. Содержание учебного предмета
-
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ |
Темы и содержание занятий |
Кол-во занятий |
|
I четверть |
|
1 |
Знакомство с инструментом фортепиано. Марш. Доли через двигательные ощущения. Регистры. Прокофьев С. «Детский марш». Музыкальная игра «Гномы и великаны» |
1 |
2 |
Интонация V-III ступени. Сен-Санс К. «Кукушка» - ряд видео слайдов |
1 |
3 |
Ручные знаки:V, III ступени. Тиличеева Е. «Птенчики». Музыкальная игра «Сова» |
1 |
4 |
Высота звука. Ритмическая игра «Петушок» Сен-Санс К. «Петухи и куры» - ряд видео слайдов |
1 |
5 |
Ручные знаки-I ступень. Характер музыки: весёлая, беззаботная; тревожная, грозная. Левкодимова Г. «Красная шапочка и Серый волк» - настольный театр. |
1 |
6 |
Понятие: длинные и короткие звуки. Музыкальная игра «Красная шапочка и серый волк» |
1 |
7 |
Ручные знаки и интонация V- VI ступени. Галынин Г. «Медведь» Мультфильм-опера «Три медведя» |
1 |
8 |
Контрольный урок |
1 |
|
ИТОГО |
8 |
|
II четверть |
|
1.9 |
Название клавиш. Темп: быстро – медленно. Мусоргский М.П. «Гном» - ряд видео слайдов. |
1 |
2.10 |
Звуки музыкальные и шумовые –ряд видео слайдов. |
1 |
3.11 |
Динамические оттенки: Крещендо. Изменение темпа Григ Э. «В пещере горного короля» - ряд видео слайдов |
1 |
4.12 |
Графическое изображение: четверть, восьмые, половинная. Сен-Санс К. «Королевский марш львов» - ряд видео слайдов. |
1 |
5.13 |
Знакомство с паузой. Сен-Санс К. «Кенгуру» - ряд видео слайдов |
1 |
6.14 |
Тон – полутон на слух. Мусоргский М.П. «Избушка на курьих ножках» - мультфильм. |
1 |
7.15 |
Знакомство с русскими народными инструментами. Компьютерная игра «Школа домовенка Бу» |
1 |
8.16 |
Контрольный урок «Новогодняя сказка». Фрагменты из балета Чайковского П.И «Щелкунчик» |
1 |
|
ИТОГО |
8 |
|
III четверть |
|
1.17 2.18 |
Клавиши до, ре, ми, фа Фрагменты из балета Чайковского П.И «Щелкунчик» |
2 |
3.19 |
VI Ступенька «Ра». Знак Фермата. Музыкальная игра «Мышка» |
1 |
4.20 |
Клавиша соль. Музыкальная игра «Рыбка» Сен-Санс К. «Аквариум» ряд видео слайдов |
1 |
5.21 |
Доли. Сильная доля (ощущение). Музыкальная игра «Едет паровоз» |
1 |
6.22 |
Клавиши ля, си. Музыкальная игра «Пешком, на велосипеде, на машине» |
1 |
7.23 |
II Ступенька «Ле». Жанр - танец. Прокофьев С. Фрагмент балета «Золушка» акт «Часы» |
1 |
8.24 |
Мажор, минор. Характер музыки: светлая, яркая, темная Музыкальная игра «Туфелька Золушки» |
1 |
9.25 10.26 |
Освоение длительностей в практических упражнениях – играх. Музыкально – ритмическая игра «В лесу». |
2 |
11.27 |
Контрольный урок «Путешествие в страну Его Величества Времени». |
1 |
|
ИТОГО |
11 |
|
IV четверть |
|
1. 28 |
Жанр-песня. Музыкально – ритмическая игра «Бутерброды» |
1 |
2. 29 |
IV Ступенька «На».Скрипичный ключ. Лядов А. «Музыкальная шкатулка» - ряд видео слайдов |
1 |
3. 30 |
Мелодия. Чайковский П.И. пьесы из цикла «Детский альбом» |
1 |
4. 31 |
VII Ступенька «Ти»Алябьев А. «Соловей» Мультфильм « Квартет» на басню Крылова |
1 |
5. 32 |
Повторение пройденных песен, музыкальных игр. |
1 |
6. 33 |
Контрольный урок |
1 |
7. 34 8.35 |
Подготовка к выступлению перед родителями. |
1 |
|
ИТОГО |
8 |
|
ВСЕГО ЗА ГОД |
35 |
2-ой год обучения
№ |
Темы и содержание занятий |
Кол-во занятий |
|
I четверть |
|
1 2 |
Нотоносец. Ноты на линейках и между линейками Скрипичный ключ. |
2 |
3 |
Освоение графической записи нот. Ноты до, ре. |
1 |
4 |
Секунда – музыкальные иголки. Кабалевский Д. «Ёжик» |
1 |
5 |
Нота ми. Музыкальная арифметика – освоение длительностей. |
1 |
6 |
Нота фа. Освоение длительностей. |
1 |
7 |
Пение песен по нотной записи. Сильные и слабые доли. |
1 |
8 |
Контрольный урок «Поход в музыкальный театр» |
1 |
|
ИТОГО |
8 |
|
II четверть |
|
1.9 |
Повторение пройденного материала. Нота соль. |
1 |
2.10 |
Такт. Тактовая черта. |
1 |
3.11 |
Размер 2/4.Тактирование. Нота ля. |
1 |
4.12 |
Реприза. Ритмические упражнения. |
1 |
5.13 |
Нота си. Гамма, ступени мажорной гаммы. |
1 |
6.14 7.15 |
Освоение музыкальной грамоты через дидактические упражнения компьютерной игры «Школа музыки домовенка Бу» |
2 |
8.16 |
Контрольный урок «Дед мороз и Снегурочка» |
1 |
|
ИТОГО |
8 |
|
III четверть |
|
1.17 |
Пауза – целая, половинная, четверть и восьмая. Видео слайды «Зимушка-сказочница» музыка из балета «Щелкунчик» Чайковский П.И. |
1 |
2.18 3.19 |
Знакомство с инструментами симфонического оркестра Музыкально-компьютерная игра «Волшебная флейта». |
2 |
4.20 5.21 |
Басовый ключ. Соответствие скрипичного ключа и высоких звуков, басового ключа и низких звуков через образы и ассоциации. |
2 |
6.22 7.23 |
Знаки альтерации Практические упражнения по чтению нот и сольфеджированию. |
2 |
8.24 |
Мажорное и минорное трезвучия. Пение и определение на слух. Опера. Левитин Ю. Мультфильм - опера «Мойдодыр». |
1 |
9.25 10.26 |
Практические упражнения для развития музыкального слуха. Музыкально-компьютерная игра «Алиса в стране чудес» |
2 |
11.27 |
Контрольный урок |
1 |
|
ИТОГО |
11 |
|
IV четверть |
|
1. 28 |
Знакомство с размером ¾. |
1 |
2. 29 |
Соло, дуэт, трио, квартет. |
1 |
3. 30 4. 31 |
Реприза. Глинка М. Марш Черномора - ряд видео слайдов |
1 |
5. 32 |
Знакомство с инструментом орган. Бах И.С. Токката и фуга ре минор |
1 |
6. 33 |
Контрольный урок |
1 |
7. 34 8.35 |
Подготовка к выступлению перед родителями. |
1 |
|
ИТОГО |
8 |
|
ВСЕГО ЗА ГОД |
35 |
2. Годовые требования по классам
На каждом уроке проводятся следующие формы работ:
-
знакомство с музыкальной грамотой;
-
пение;
-
слуховой анализ;
-
ритмические упражнения;
-
слушание музыки;
-
музыкальные игры;
-
Беседы на общеразвивающие темы
-
Обучающие компьютерные игры
Пение (интонационное развитие)
Песни, разучиваемые на уроках, делятся на 2 группы:
Одни – короткие и лёгкие – служат материалом для слухового анализа, пения ритма слогами, игр.
Другие – более сложные – для развития образно-художественного мышления.
В работе над интонированием используются приёмы относительной методики с ручными знаками и зрительными символами, с постепенным введением в интонирование ступеней лада. Через песенный материал учащиеся осваивают навыки хорового пения. Одна из главных задач – научить детей петь правильно и выразительно, не форсируя звук.
Слуховой анализ
Основная задача-развитие слухового внимания, эмоционального отношения к воспринимаемой музыке.
Дети учатся определять на слух:
-
регистры,
-
темп,
-
динамические оттенки,
-
движение мелодии,
-
звуки по высоте,
-
лад,
-
простейший ритм,
-
характер музыкального произведения; жанр (песня, марш, танец),
-
различать шумовые и музыкальные звуки,
-
различать тембровое звучание инструментов,
-
находить сходство и различие в нескольких частях произведения,
-
делать сравнительный анализ разных произведений.
Ритмические упражнения
Работа над развитием ритма начинается с первых уроков и включается в каждый урок. Дети учатся ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке и в речевых упражнениях различного характера. Речевые упражнения развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов, помогают ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Усвоение ритмического рисунка связывается с понятиями «долгие» и «короткие» звуки. Четвертные длительности ассоциируются с шагом, восьмые – с бегом. Развитию чувства ритма помогают игры, основанные на взаимосвязи речи и движения.
Слушание музыки предваряется объяснением преподавателя и эмоциональной настройкой.
Основной материал для слушания составляют яркие программные произведения в жанре миниатюры или сюиты, а также используются отрывки из более крупных произведений – опер, балетов и т.д.
Музыкальные игры основаны на музыкально – двигательных упражнениях.
Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов, развивают творческое воображение и мышление, самостоятельность и эмоциональность. Выполняя условия музыкальных игр, дети изучают, осваивают и закрепляют пройденный учебный материал. Развитию памяти, воображения и наблюдательности хорошо помогают пальчиковые игры, сочетающие пальцевые движения, стихи и песенки. В играх учащиеся через движения передают эмоциональный отклик на прослушанную музыку, пройденные песни.
Беседы на общеразвивающие темы
Музыкальное развитие ребенка является частью общего психофизического развития. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образной памяти, элементов абстрактного мышления. Знакомые сказочные герои, стихи, загадки, считалки помогают малышам понять характер музыкального произведения, чувствовать ритмические особенности, различать высоту звучания интонации и повышают интерес к музыкальному искусству.
Все формы занятий теснейшим образом переплетены друг с другом и объединены музыкально-сюжетной основой.
Обучающие компьютерные игры
Всеобщая компьютеризация кардинально изменила психологию ребенка: современный ребенок, как правило, раньше знакомится с компьютером, чем учится писать и читать. В настоящее время появилась возможность предложить ему музыкальный компьютер и как средство обучения и как средство для раскрытия творческих способностей, удовлетворения и самореализации через музыкальное искусство.
На уроках «Музыкальной азбуки» используются музыкально – развивающие компьютерные игры: «Щелкунчик», «Волшебная флейта», «Школа музыки. Волшебный диск домовенка Бу» и другие, в которых предлагаются упражнения дидактического типа на распознавание ритма, звуков, музыкального инструмента, конкретной мелодии, а также на развитие внимания, памяти, логического мышления. Использование таких игр на уроках помогает формировать у детей начальные музыкальные представления, облегчает обучение нотной грамоте и способствует музыкально – эстетическому воспитанию.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Музыкальная грамота:
Понятие высоты звука.
Временное понятие звука, его долгота. Половинки, четвертные, восьмые, шестнадцатые.
Обозначение темпа: быстро – медленно.
Обозначение динамики: форте и пиано.
Ручные знаки, звуки-символы. Ступеньки. Е, Ле, Ви, На, Зо, Ра, Ти.
Характер музыкального произведения. Пауза.
Мажор и минор.
Ознакомление с различными музыкальными инструментами.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Пение (интонационное развитие):
Овладение упражнениями «вдох – выдох».
Овладение навыками произвольного и непроизвольного интонирования.
Последовательное овладение интонациями:
V-III, V- VI, V- I, V –III- I, I- II- III, V- VI- VII- I.
Пение песен с данными интонациями.
Ритмические упражнения:
Временные понятия кратких и долгих звуков.
Обозначения длительностей - Половинки, четвертные, восьмые, шестнадцатые.
Движение ровными длительностями в ритмическом аккомпанементе. Чередование разных длительностей в ритмическом аккомпанементе.
Понятие пауза.
Понятие скорости музыкального движения – темп.
Использование движений рук для показа длительностей.
Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента.
Интуитивное восприятие метрической пульсации
Речевые упражнения
Фиксация сильных долей в упражнениях и играх.
Беседы на общеразвивающие темы:
-
Мир животных и птиц
-
Явление эхо.
-
Понятие о времени. Время суток - утро, день, вечер, ночь
-
Часы. Виды часов.
-
Счет. Цифры.
-
Понятия «большой», «маленький»
-
Транспорт. Светофор.
-
Знакомство с музыкальными инструментами.
-
Знакомство с жанрами – балет, опера.
-
Злые и добрые герои сказок.
Сказки:
Толстой Л. «Три медведя»
Толстой А.Н. «Петушки»
Перро Ш. «Красная шапочка», «Золушка»,
Носов Н. « Приключения незнайки»
Крылов А. басня «Квартет»
Русские народные сказки.
Примерный репертуар по слушанию музыки:
-
Алябьев А. романс «Соловей»
-
Галынин Г. пьеса «Медведь»
-
Григ Э. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»
-
Левкодимов А. пьеса «Красная шапочка»
-
Лядов А. пьеса «Музыкальная табакерка»
-
Мусоргский М. «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»
-
Мусоргский М. «Гном» из цикла «Картинки с выставки»
-
Прокофьев С. пьесы Марш, Полька из «Детского альбома»
-
Прокофьев С. фрагменты балета «Золушка»
-
Сен-Санс К. пьесы из сюиты «Карнавал животных».
-
Чайковский П.И фрагменты из балета «Щелкунчик»
-
Чайковский П.И. пьесы из «Детского альбома»
-
Шостакович Д. Колыбельная
-
Шаинский В., Гладков И., Тухманов В. - детские песни.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Музыкальная грамота:
Басовый и скрипичный ключи.
Запись нот 1 октавы
Такт. Тактовая черта. Размеры 2/4 и 3/4
Пауза – целая, половинная, четверть и восьмая.
Диезы, бемоли, бекары.
Реприза.
Интервалы: секунда, терция, в пении и на слух.
Гамма. Понятие тоники.
Мажорное и минорное трезвучия. Подбор и определение на слух.
Тембры инструментов симфонического оркестра.
Пение (интонационное развитие):
Расширение диапазона песенок.
Движение мелодии вверх и вниз поступенно в вокальном интонировании и определении на слух.
Проработка интонирования ступеней и их соотношений с ручными знаками.
Первичные навыки пения по нотам с двухдольным тактированием.
Ритмические упражнения:
Чередование сильных и слабых долей.
Выделение сильной доли.
Понятие двухдольности и трёхдольности через двигательное ощущение.
Ритмический аккомпанемент- восьмые, четверти, паузы.
Приёмы тактирования на 2/4 .
Беседы на общеразвивающие темы:
-
Алфавит.
-
Времена года. Природа и животные осенью, явления природы весной, зимние и летние игры.
-
Месяц. Дни недели.
-
Метроном.
-
Знакомство с группами симфонического оркестра.
-
Соло, дуэт, трио, квартет.
-
Знакомство с инструментом орган.
-
Театр. Музыкальный театр. Кукольный театр.
-
Цирк.
Сказки:
Успенский Э. «Чебурашка»
Чуковский К. «Мойдодыр»
Толстой А.« Приключения Буратино»
Островский А. «Снегурочка»
Губанова Н. Ф «Мыльный пузырь-хвастунишка»
Русские народные сказки.
Гофман Э. «Щелкунчик»
Примерный репертуар по слушанию музыки:
-
Бах И.С. Токката и фуга ре минор
-
Бах И.С. Шутка из II оркестровой сюиты
-
Бетховен Л. Весело - грустно
-
Вивальди А. Фрагменты из сюиты «Времена года»
-
Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
-
Кабалевский Д. пьесы « Ёжик», « Клоуны».
-
Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада
-
Моцарт В.А сцены из оперы «Волшебная флейта»
-
Мусоргский М «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»
-
Прокофьев С. Пьесы из цикла «Детский альбом»
-
Рахманинов С. Итальянская полька
-
Сен-Санс К. пьесы из сюиты «Карнавал животных».
-
Чайковский П.И. пьесы из цикла «Детский альбом»
-
Чайковский П.И. сцены из балета «Щелкунчик»
-
Шаинский В., Гладков И., Тухманов В - Детские песни
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Музыкальная азбука» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, её основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Музыкальная азбука» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущие оценки в конце каждого урока выставляются за работу учащихся на уроках. В качестве средств текущего контроля используются устные опросы, письменные работы в рабочей тетради.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков в конце каждой четверти.
По завершению изучения учебного предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об окончании образовательного учреждения. В конце II полугодия в каждом классе проводятся своеобразные творческие отчеты обучающихся – концертные выступления перед родителями «Первые шаги в искусстве».
2.Критерии оценки
Оценка достижений учащихся отделения «Раннее эстетическое развитие» не должна основываться на жестких формальных требованиях. Не следует требовать от каждого ребенка быстрого освоения музыкальной грамоты, хорошего слуха, умения свободно ориентироваться в специальной терминологии и нотной грамоте. В ходе занятий желательно избегать негативной оценки, а больше использовать слова «молодец», «отлично», «неплохо», «это не совсем так», «давай подумаем вместе».
Учитывая возраст обучающихся, оценки должны стимулировать желание обучаться и добиваться успеха.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методика проведений занятий должна способствовать ненавязчивому вхождению детей в музыкально - образную ситуацию, в которой главное для ребёнка - получить радость от общения с преподавателем, а для преподавателя - привлечь внимание детей к музыке игрой, занимательным сюжетом, образным словом, интересной игрушкой, сюрпризом, выразительной интонацией.
Учитывая быструю утомляемость, непоседливость, большую подвижность дошкольников, весь учебный материал преподносится в занимательной игровой форме. Использование на каждом уроке ярких и разнообразных наглядных пособий: игрушек, перчаточных кукол, настольного театра, иллюстраций, раскрасок, карточек, шумовых музыкальных инструментов, видеофильмов, музыкальных мультфильмов - пробуждает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Знакомство дошкольников с музыкальными произведениями культуры, в значительной степени, основано на изучении различных средств выразительности в сопоставлении с личностным опытом и представлением об окружающем мире. Поэтому для учащихся очень важен опыт сопоставления музыки и произведений искусства и литературы.
Использование на уроках компьютерных технологий в сочетании с проектором и экраном позволяет дополнить прослушивание музыкальных произведений визуальным рядом. Визуальный ряд – последовательность слайдов, то есть экранных форм, которые могут включать в себя художественные репродукции, фотографии, изображения и тексты. Возможность переходить в процессе прослушивания музыкального произведения от одного слайда к другому позволяет акцентировать в визуальной форме смену характера исполняемого произведения, появление в музыке новой темы, изменение настроения. Использование в процессе обучения развивающих компьютерных игр повышает внимание и интерес учащихся к учебному материалу.
В дошкольном возрасте дидактические задачи наиболее естественно решаются в игровой форме. Основная задача каждого урока – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с яркими наглядными иллюстрациями (изобразительными, литературными, сказочными и др.)
VI. Список рекомендуемой литературы и средств обучения
1.Методическая литература
-
Домогацкая И.Е. Авторская программа «Развитие музыкальных способностей и развитие речи» для детей 3-5 лет. Издательство «Классика – XXI», 2004 г.
-
Комиссарова Л.Н, Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитание дошкольников. Москва «Просвещение» 1986 г.
-
Котляровская – Крафт М. Сольфеджио для подготовительных отделений музыкальных школ. Москва – Санкт-Петербург «Музыка» 1995 г.
-
Ветлугина Н. Музыкальный Букварь. Москва «Музыка» 1988 г
-
Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. Москва «Советский композитор» 1991 г.
-
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Санкт-Петербург «Композитор» 2005 г.
-
Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Москва «Музыка» 1999 г
-
Емельянова Т.С. Авторская программа «Музыкальный Букваренок» Балашов 2008г
2.Учебная литература
-
Калинина Т.Ф. Музыкальные прописи. Москва 2001 г.
3.Средства обучения
-
Шумовые музыкальные инструменты;
-
Нотная доска;
-
Детский синтезатор;
-
Перчаточные куклы, разнообразные игрушки;
-
Телевизор, видеоаппаратура, аудиоаппаратура;
-
Компьютер, мультимедиа проектор, экран;
4.Аудио-видео материалы:
-
Сборник мультфильмов по сказкам К.И.Чуковского. Киновидеообьедение «Крупный план» 2008
-
Музыкальная сказка «Мама» киностудия «Мосфильм» 1976
-
Фильм – балет «Волшебный мир балета». Киновидеообьединение «Крупный план» 2000
-
Зверевы А. и Ю. «Антология русской и западноевропейской музыки XII–XIX веков» фонохрестоматия в 72 дисках CD.-Москва 2004г.
-
Сборник мультфильмов «Впервые на арене» Киновидеообьединение «Крупный план» 2007
-
«Школа музыки. Волшебный диск домовенка Бу» ООО «Бизнессофт» Россия 2007г
-
«Щелкунчик» - играем с музыкой П.И. Чайковский. Интерактивная музыкальная игра. «Медиахауз» Москва 2004г.
-
«Волшебная флейта»- играем с музыкой В.А. Моцарта. Интерактивная музыкальная игра. «Медиахауз» Москва 2004г
-
«Алиса в стране чудес» - играем с музыкой А.Вивальди Интерактивная музыкальная игра. «Медиахауз» Москва 2004г
-
Ряд видео слайдов преподавателя Сытовой М.В.на музыку след.произведений:
сюита «Карнавал животных» Сен-Санс К.;
«Гном» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргский М.
«Музыкальная шкатулка» Лядов А., Григ Э.
«В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей