Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ
Материал подготовлен Н.П. Авдеевой.
-
Авдеева Наталья Павловна, старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Качалинский детский сад «Малышок» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
-
Тема опыта: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ»
В нашем детском саду художественно-эстетическое воспитание в течение последних лет занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Работа в этом направлении способствует личностному развитию детей, развивает художественные, творческие, речевые способности детей, а все это пригодится для успешной подготовки детей к школе.
На базе нашего детского сада уже не один год проводятся совещания районного методического объединения педагогических работников детских садов Иловлинского района, на которых мы знакомим коллег с системой работы нашего детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей.
Предлагаем сценарий проведения методического объединения, который может быть интересен, и использован в практике педагогами других образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
-
Приемы и формы педагогической деятельности:
На данном мероприятии мы поделились своими находками по организации разнообразных форм работы с детьми, родителями, социумом, а также новыми подходами в создании разнообразных элементов развивающей предметной среды в ДОУ. Все это было отражено и в докладе старшего воспитателя, который сопровождался показом ярких слайдов электронной презентации, и на выставке творческих работ, которую подготовили педагоги совместно с детьми и родителями, на которой были и разные виды театров, изготовленных из различных подручных материалов; выставка рисунков, выполненных в нетрадиционной технике рисования, с использованием разнообразных изосредств; выставка поделок из соленого теста, глины, гипса, салфеток, бумаги.
Но особое впечатление на коллег произвело музыкально-театрализованное представление «Волшебный сундучок». С участием детей всех возрастных групп были показаны фрагменты всех видов деятельности, осуществляемые в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.
Фрагменты занятий не только были показаны, но с интересом обыграны Марьей Искусницей, которая рассказала заблудившемуся домовенку Кузе, что в детском саду ему будет не только хорошо и весело, но и то, что он приобретет такие же навыки в художественно-творческой деятельности, как и дети, которые посещают этот детский сад.
Актуальность такой формы проведения мероприятия в том, что в нем принимали участие все дети нашего детского сада, а это обеспечивает преемственность в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами. При проведении этого представления большинство педагогов и детей проявили артистизм и индивидуальное творчество. А это ценно тем, что у детей раскрываются способности, преодолевается их робость, развивается активность, формируются творческие качества личности.
Такие мероприятия помогают воспитывать у дошколят чувство уверенности в себе, собственной значимости, помогают каждому реализовать свои возможности, а также объединяют педагогов, детей, да и родителей в творческий коллектив. При подготовке к данному мероприятию мы все лучше узнавали друг друга, а это по - настоящему нас сближало и позитивно отзывалось на детях. Атмосфера творчества, добра, сплоченности положительно влияло и на родителей. Родителям очень приятно, что их дети участвуют в таком значимом районном мероприятии, они проявляли большой интерес к воспитанию своих детей, приобщались к делам детского сада, видели результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей.
Мероприятие очень зрелищное: костюмы были пошиты яркие, нарядные. Так для танца «Матрешки» были заготовлены силуэты матрешек из картона, которые крепились на резинках на спину девочек и были украшены цветами, выполненных из салфеток по новой технологии. Смешно изготовили и «костюм коровы», для инсценировки «Как старик корову продавал».
Еще одна из авторских находок – это применение в заключение мероприятия метода для активизации педагогов - рефлексия «Подарок». Марья Искусница доставала из сундучка, для каждого подарок (это были цветы, изготовленные с применением новой технологии атласных лент).
Каждый из гостей, получив подарок, должен был дать оценку работы детского сада и данного мероприятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ДОУ. Такой прием создает доброжелательный настрой, творческую рабочую атмосферу, возможность высказаться всем участникам. Это объединяет и сплачивает педагогов, развивая интерес к воспитательно-образовательному процессу.
Наше мероприятие прошло интересно, а самое главное продуктивно и занимательно. Коллеги отметили высокий уровень подготовки мероприятия, оставили самые положительные отзывы о работе детского сада, а полученный опыт взяли на заметку.
Сценарий
музыкально-театрализованного представления
«Волшебный сундучок»
У входа в здание детского сада стоит воспитатель в образе сказочного персонажа «Марьи Искусницы» держа в руках каравай, с ней дети фольклорной группы детского сада, заведующая.
Марья-искусница:
Здравствуйте, люди добрые, Гости званые и желанные!
Я, Марья-искусница, покровительница всех мастеровых людей, приветствую вас на открытии нашего МО « Волшебный сундучок»».
Вас мы, гости, всех встречаем
С белым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
А еще мы соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,
Принимай-ка хлеб из рук.
(Марья-искусница передает хлеб в руки гостей).
Звучит песня в исполнении детей «К нам гости пришли».
Марья-искусница: Гости дорогие заходите. Все за мною проходите. У нас сегодня праздник. Всех приглашаем на наше веселье.
Гости заходят в д/сад, проходят за М.И. в музыкальный зал.
Марья-искусница: Дорогие гости! Сейчас вы можете осмотреть выставку наших умельцев, познакомиться с создателями прекрасных рисунков.
Работы все на загляденье,
Прямо всем на удивленье.
По залу гости походите
На работы наши посмотрите
Рукодельницы сами о себе расскажут
Свои работы вам покажут!
После просмотра М.И. предлагает занять места.
Марья-Искусница:
Дорогие гости! Наступает час утех,
Мы увидим нынче всех:
Кто поделки мастерил,
И кто их этому учил.
У педагогов таланты безграничны,
И все работы у них отличные,
Знают, как детей растить,
Рукоделью научить!
Знают, как повеселить,
Песни спеть и удивить!
Наш детский сад - хранитель талантов,
Певцов, актеров, музыкантов
Сейчас дети поприветствуют гостей,
Чтобы было веселей!
В музыкальный зал заходят дети:
1-й Ребенок:
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Все от первого до последнего ряда.
Вас приветствуют дети нашего сада!
2-й Ребенок:
Пускай же задорно.
В просторе широком
Для всех вас звучит в нашем зале высоком
Наш пламенный детский …
Все: Привет!!
3-й Ребенок:
Есть на свете чудо-сад!
В это сад идти я рад.
Здесь и летом и зимой
Все друзья со мной!
5-й Ребенок:
Мы вас в гости приглашаем
В детский сад наш «Малышок»
Что рисуем, Как играем – обо всем расскажем вам.
6-й Ребенок:
Здесь нас учат рисовать,
Песни петь и танцевать
Помогают подружиться.
Нам ведь это пригодится!
7-й Ребенок:
Кто не любит сказок слушать
Музыкальных, озорных,
Без каких-либо подсказок.
Сами мы играем в них!
8-й Ребенок:
Лепим мы из пластилина, лепим и из теста, глины.
Учат нас работой тонкой воспитатели в саду.
9-й Ребенок:
А еще мы из бумаги
Очень любим вырезать
И игрушки-самоделки
Тоже можем показать!
10-й Ребенок:
Ложки и металлофоны,
И трещотки есть у нас.
Фортепиано, микрофоны.
Бубен есть и маракас.
11-й Ребенок:
Есть у нас изба резная,
Прялка, рубель, самовар.
Приходите - выпьем чаю.
Рады мы всегда гостям.
12-й Ребенок:
Детский сад у нас хорош,
Лучше сада не найдешь
Обойди хоть весь район
Лучшим будет все же он!.
13-й Ребенок:
Будем петь и веселиться,
В игры шумные играть,
А пока всем предлагаем
Праздник песенкой начать!
Песня «Ах, как хорошо в садике живётся»
Марья-искусница:
Детский сад весёлый, славный! Ну, а кто здесь самый главный?
Главная в саду заведующая и во всех вопросах сведущая,
Разъяснит Вам и покажет, обо всем сейчас расскажет.
Повестка мероприятия:
1.Информационная справка о МБДОУ Качалинский детский сад «Малышок».
(Заведующая ДОУ)
2. Электронная презентация из опыта работы « Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду «Малышок» ( Доклад - старший воспитатель сада)
3. Экскурс по экспозиции выставки.
После выступлений вбегает Кузя с маленьким сундучком подмышкой, делает круг по залу, останавливается, хватается за голову:
Кузя: - Ой, беда, беда, огорчение, - Ой, беда-беда-огорчение…
Марья-искусница: Ой, да это же домовенок Кузька… Здравствуй, Кузенька!
Кузя: Здравствуй, Марьюшка!
Я бедный-несчастный, опять без дома остался.
Марья-Искусница: Оставайся, Кузенька, у нас в саду.
Кузя: А у вас тепло? МИ: Тепло! Кузя: Ау вас светло?
Марья-Искусница: Светло!
Кузя: А у вас весело?
Марья-Искусница: Очень весело!
Кузя: А у вас интересно?
Марья-Искусница: оставайся у нас жить, мы тебя научим рисовать, игрушки делать
Кузя: Вот здорово, красота, веселье! А еще я сказки разные люблю…
Марья-Искусница: А сказок у нас целый сундук (показывает на большой сундук на столе).
Давай я тебе про наш сад все-все расскажу.
В нашем доме ребятишки
И девчонки, и мальчишки.
Как живем, во что играем
Рассказать все обещаем.
А давай заглянем в сундучок и послушаем нашу первую сказку.
Марья-искусница: Сундучок, сундучок. Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка1-2-3-4-5- Можно сказку начинать!
(достает игрушку-цыпленка).
В зал входит воспитатель с группой детей до 3 лет. Дети одеты в костюмы цыплят, сам воспитатель в костюме курочки.
Воспитатель: Заходите, мои ребятки Ко-Ко-Ко, куда это мы попали?
Марья-Искусница: Здравствуй мама курочка вы попали в наш детский сад!
Курочка: Здравствуй Марья-искусница, здравствуйте гости!
Мы пришли сегодня к вам, Рады мы всегда гостям!
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями!
Дети здороваются.
Марья-искусница: Здравствуйте, Вы ребята – котята?
Дети: Нет!
Здравствуйте, Вы ребята – мышата?
Дети: Нет!
Здравствуйте, Вы ребята – цыплята?
Дети: Да!!..
Курочка: Сегодня мы играем в игру. Я мама Курочка.
А это мои цыплята!
Поют и инсценируют песню «Цыплятки» Филипенко:
Вышла курочка гулять , свежей травки пощипать
А за ней цыплята
Желтые ребята.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко, Лапками гребите, зернышки ищите!
По окончанию песни (Мама предлагает поиграть)
РЕБЕНОК: Я у курицы - ребенок. А зовут меня цыпленок.
Мама: Вот он маленький цыпленок. Поиграть зовет сестренок, Приглашает и братишек
Желтых милых шалунишек!
Все играют в прятки? Спрячемся ребятки!
Мы играем в прятки! Спрятались цыплятки!
Спрятались ребятки - желтые цыплятки!
Мама: Я по дворику хожу. Деток я не нахожу.
Где мои ребятки. Желтые цыплятки? (ходит, ищет)
Вот сюда я подойду. Может, там детей найду.
Кто же тут у нас стоит.
И тихонечко пищит?
Дети пищат: Пи-пи-пи
Мама: Вот мои ребятки. Желтые цыплятки.
Куд-куда? Куд-куда! Ну - ка, ну - ка все сюда! Ну - ка, к маме по крыло!
Куд-куда вас понесло! ( собирает вокруг себя детей)
Вот мои ребятки - желтые цыплятки!
Цыплята были очень хороши.
Похлопаем друг другу малыши!
Обращается к гостям: Спасибо вам за внимание, До новых встреч!
До свидания!
Ребята, скажем до свидания, нашим гостям!
Затем ребята прощаются с Марьей Искусницей, Кузей, гостями и уходят.
Марья-искусница: Сундучок, сундучок. Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка1-2-3-4-5- Можно сказку продолжать!
(достает из сундука игрушку из глины).
У нас в гостях «Глиняная сказка» Приглашаем всех и тебя Кузя в «Мастерскую» - воспитателя средней группы.
Там и лепят, и рисуют.
Дети — просто молодцы,
Фантазеры и творцы.
В зал входят дети средней группы с воспитателем, в руках у них игрушки из глины и теста. Они ставят их перед собой на столик в центре зала.)
Дети:
1 ребенок: Если взяли глину в руки .
То не будет в группе скуки
Слепим мы и обыграем тесто, сказку и стишок.
2 ребенок: Тесто я возьму комочек,
Здравствуй маленький дружочек
Ты в руках моих лепись
И в поделку превратись!
3 ребенок: Лепим мы из пластилина,
Лепим и из теста, глины
Кукол, козликов, собачек
И коней и оленят!
4 ребенок: А потом гуашь мы взяли
И поделки расписали
Они в садике живут
Добро и радость всем несут!
5 ребенок: Мы старались, мы лепили
И поделки сотворили
У нас на полочке стоят
Множество игрушек в ряд
Их увидеть каждый рад.
Воспитатель:
Вот для сказок есть поделки.
Все игрушки самоделки
Сказку можем рассказать
Да и еще и показать.
Кузенька, оставайся у нас жить, мы и тебя научим такие игрушки делать. Воспитатель с детьми прощаются и ходят.
Марья-искусница: А ну-ка, сундучок, сундучок,
Расскажи нам следующую сказку! (достает кисточку).
Марья-искусница: А сейчас художники появятся
Своими рисунками похвалятся.
Входит воспитатель 2 младшей группы, одет в костюм художника, у детей красивые фартуки мастеровых. В центре зала мольберт, рядом столик с красками.
Воспитатель начинает рисовать:
Посадили в грядку мы росточек,
Чтобы летом зацвели цветочки.
Росточки мы не обижали
Землю рыхлили и поливали
С любовью и лаской мы их растили
Пчелок и бабочек в гости просили.
Шептали росточкам слова доброты
И вот распустились сегодня цветы.
Сначала воспитатель рисует, затем дети под музыкальное сопровождение – рисуют цветы (все используют нетрадиционную технику рисования - метод пальцевой живописи, печатание поролоновыми штампами ).
Марья-искусница: Кузя тебе понравилось?
Кузя: Да.
Марья-искусница: Наши ребята рисуют просто замечательно, участвуют в различных конкурсах детского рисунка, а самое главное огромное удовольствие получают от самого процесса рисования.
Воспитатель с детьми прощаются и ходят.
Кузя: теперь я знаю, как можно рисовать и тоже смогу….
Марья-искусница: Снова открываем сундучок,
позолоченный бочок…1-2-3 – нам игрушку подари!
(Достают игрушку матрешку )
А еще дети любят из бумаги вырезать
И наряды для игрушек тоже могут показать
И Сегодня к нам в гости пришли милые очаровательные матрешки.
Танец «Матрешки» ( исполняют девочки средней, старшей и подготовительной групп)
Марья-искусница: Сундучок, сундучок. Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка, 1-2-3 – ты нам сказку подари!
(Достает музыкальный инструмент)
Марья-искусница: Кто не любит слушать сказок, музыкальных озорных
Без каких - либо подсказок , сами мы играем их!
В зал заходят дети средней группы, в костюмах зверей. Инсценировка «На лесной полянке».
В центре зала стоит большой туесок
Марья-искусница: На поляночке лесной собрались зверята,
Все резвились и скакали, в прятки весело играли. Вдруг под кустиком зеленым туесок они нашли…..
Ребенок в костюме лисы подходит к нему:
Ой, какой-то туесок! Посмотрю, что в нем лежит! ( заглядывает под крышку)
Ой, да тут разные музыкальные инструменты!
Вот, здорово! Теперь в нашем лесу мы сможем создать целый оркестр!
Звери по очереди подходят к туеску, берут инструменты и обыгрывают их.
Мышка: Ой, какая дудочка, дудочка - погурочка
Мышка на пригорке пляшет возле норки
Песню солнышку запела, звонко в дудочку гудела (гудит в трубочку).
Волк: Я себе взял барабан,
барабанить буду вам
Палочки тук-тук стучат
Стоять на месте не велят
Котик: Вот какие ложки, у пушистой кошки
Деревянные резные, звонкие да расписные.
Медведь: Если в бубен бьет медведь
Бубну как не зазвенеть
А комар забьет в него,
не услышишь ничего!
Лиса: Вот такие чудеса,
Металлофон возьмет лиса
Такой лисы , такой красы не видел белый свет,
Пусть знают все в нашем лесу
Я музыкальней всех!
Заяц: В туесок я загляну
Балалаечку возьму,
Балалаечка трень-брень
Ах, какой чудесный день!
Ежик: Я сыграю на гармошке, веселее всех она
И за речкой и за лесом
Будет всем она слышна.
Бельчонок: Я возьму здесь маракас
Ну, ка все пускайтесь в пляс
Ни к чему ворчать и злиться
Лучше будем веселиться.
Играют все вместе.
Кузя: Ах, какой переполох, я чуть было не оглох
Ой! Голова моя разболелась!
Марья-Искусница : Нужно музыке учиться, заниматься, не лениться
Вот послушайте зверята,
Как сыграют вам ребята
Из детсада «Малышок»
Дети из старшей группы выходят с музыкальными инструментами и играют.
Марья-Искусница : Молодцы дети все с ролью справились.
Артистами побывали и сказочку гостям показали.
Сундучок, сундучок. Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка1-2-3- Еще нам сказку подари!
Достает туфельку.
Кузя: При чем здесь башмачки?
Марья-Искусница: Очень просто догадаться,
Нужно музыки дождаться
Звонко туфельки стучат,
Танцевать зовут ребят.
Знаешь Кузенька, в нашем саду ребята танцуют разные танцы и часто делают друг другу сюрпризы. Сейчас мы увидим такой танец.
Танец - сюрприз «Прогулка» ( дети старшей группы)
Марья-Искусница: Кузя тебе понравился такой танец
Кузя: Да….
Марья-Искусница: Снова открываем сундучок, позолоченный бочок……
(достает театральную игрушку - Петрушку.)
Наши дети любят устраивать ярмарку. Вот сейчас мы увидим купцов да людей торговых. Они свой товар покажут и все о нем расскажут.
Под мелодию «Москва златоглавая» входят дети подготовительной группы в русских костюмах. Разыгрывают гуляние на ярмарке, продавцы предлагают товар:
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда
Калачи, да булочки.
Крендельки, да бублички.
Покупатель заходи
На товары погляди
Только рот не зевай
А что мило покупай.
Вот они, вот они
Разные подарки
Красивые и яркие
Налетай, выбирай
И на память покупай.
Коробейники также показывают товар:
Булавки, иголки, стальные приколки
За один пучок, плати пятачок!
Девицы, красавицы, в зеркало поглядите
Кто из вас милее, у него спросите.
Воспитатель: Тары, бары , растобары расторгуем все товары.
Подходит к ребенку, изображающего мужичка, который продает корову.
Дети инсценируют «Как старик корову продавал» .
Потом всем предлагается покататься на карусели:
Занимай скорей места! Прокатись кругов до ста!
Кузя и дети катаются на карусели под музыку «Калинка». (Карусель - это длинная палка, сверху которой привязаны разноцветные ленты).
Марья-искусница: Вот на самом этом месте
Выступлению конец.
Как поэт сказал стихами:
А кто слушал молодец!
Воспитатель с детьми прощаются и ходят.
Марья-Искусница: Ну что, Кузенька, остаешься у нас жить?
Кузя: Мне понравилось. Остаюсь навсегда!
Марья-Искусница: Тогда зови всех на заключительную песню.
Выходят все педагоги.
( Воспитатели заходят, смотрят в пол-оборота в зал, улыбаются и поют песню под фонограмму «Девочки фабричные». Крайние несут ширму (ткань на палке) на которой написано название детского сада «Малышок»).
1 куплет:
Наш коллектив дружный такой,
Только во сне видит покой.
Каждый знаток дела большой
Детскому саду предан душой.
Припев:
Кадры все отличные
Асы настоящие
Очень симпатичные
И спецы блестящие!
2 куплет:
Мы в детский сад работать пришли
Значит, судьбу здесь мы нашли
Пусть не всегда все гладко у нас
Верим придет и наш звездный час!
Марья Искусница: Вот, смотри Кузя,
Эти педагоги с детьми занимаются,
Детишки у них на пять развиваются,
Мастерство в воспитании проявляется,
Методики, программы обновляются.
Кузя: Да, теперь я знаю, что дети делают в детском саду, а что означает «Малышок»?
Марья-искусница: Запоминай по буквам:
М- молодые , А – активные, Л -лучшие
Кузя продолжает: а ЫШО
Воспитатели все вместе: Коллектив отличный!
Кузя: Был в саду я у ребят у умелых дошколят, мне они помочь решили, вот подарки подарили. Принимайте от души!
Марья-Искусница обращается к гостям мероприятия: Мы дарим вам подарки и хотим услышать ваши пожелания, ваши предложения, дать оценку нашему мероприятию.
Марья-искусница проводит рефлексию «Подарок».
Кузя (последний раз заглядывает в сундучок): Ой, а здесь еще что-то осталось! (Достает связку баранок.)
Марья-Искусница: Играми да плясками сыт не будешь
Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.
Дети из фольклорной групп (все в народных костюмах) вместе с воспитателем заходят и подают со стихами угощение:
Воспитатель идет с самоваром:
В гости всех мы к нам зовем
И чайку мы вам нальем
Сверху пар и снизу пар
Вот он, русский самовар.
Марья-искусница: Чем вы дорогих гостей угощать, да потчевать будете?
1 ребенок (несет ватрушки и ставит на стол ):
Тары-бары - растобары
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушкам
2 ребенок (несет бублики): С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
2 Ребенок (несет лимоны): Чай с вареньем и с лимоном,
С кренделями и поклоном
И внакладку, и вприкуску
Пейте, чай, друзья, по-русски!
Ребенок (с баночкой меда): Мед лесной - такой полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощаем, запивайте
И вы гости, не хворай!
Ребенок (несет печенье):
И это к чаю подойдёт - так и просится всем в рот!
Это сладость объедение, съешь хрустящее печенье!
Ребенок (несет сушки): Румяные кольца на нитке висят,
Румяные кольца во рту захрустят.
Ванильные с маком висят, как игрушки,
Печеные, круглые, вкусные сушки!
Ребенок (несет пирог): Испекли его с начинкой,
Он остыл в моей корзинке.
У него румяный бок –
Вкусный яблочный пирог.
Дети исполняют песню Самовар.
Заведующая:
Наше мероприятие подошло к концу.
Но работа наша не закончится никогда.
Подарим детям мы тепло души,
Творенья рук своих, фантазий вереницу.
И светлых мыслей ширь и красоту
И вдохновенья яркую жар-птицу.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»