Урок по литературному чтению " Ёлка в тайге. Аркадий Гайдар" 2 класс
Чередование различных видов деятельности способствуют вовлечению всех ребят в учебный процесс.
Полчанинова Светлана Леонидовна
высшая квалификационная категория
г. Таганрог, Ростовской области,
МАОУ СОШ №12
начальные классы
УМК «Начальная школа XXI века»
урок по литературному чтению
«Ёлка в тайге. Аркадий Гайдар»
2 класс
45 минут
Презентация к уроку «Ёлка в тайге. Аркадий Гайдар»
Тема урока: «Ёлка в тайге. Аркадий Гайдар»
Цели и задачи:
1. Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с творчеством Аркадия Гайдара.
2. Создать условия для обогащения словаря детей, способствовать дальнейшему развитию интереса у ребят к книге.
3. Формировать умения работать с текстом произведения.
4. На материале урока отрабатывать правильность и выразительность чтения.
5. Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, тему и жанр, используя модель произведения.
Этапы урока:
-
Организационный момент.
-
Минутка чтения. Разминка.
-
Проверка домашнего задания.
-
Физкультурная минутка.
-
Актуализация знаний.
-
Работа с произведением.
-
Рефлексия. Закрепление знаний.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
Оборудование: учебник Литературное чтение 2 класс, выставка книг с произведениями Аркадия Гайдара, набор смайликов для каждого ребёнка ( ), карточки для групповой работы, проектор, компьютер, презентация.
Ход урока.
-
Организационный момент. Слайд №1
-Ребята, какое у вас сегодня настроение? Выберите и покажите мне: .
-Желаю вам быть всегда в хорошем настроении. Удачной работы!
-
Минутка чтения. Разминка. Слайд №2 (по щелчку)
-Какой праздник готовятся встречать почти все жители Земли?
-Какой раздел мы начали на прошлом уроке? (по щелчку)
( «Здравствуй, праздник новогодний!»)
-Что является символом Нового года? (ель) (по щелчку)
-Чтобы научиться читать быстро, правильно и выразительно, нам надо проводить ежедневные тренировки. Слайд №3. (по щелчку)
Прочитайте слова хором:
Ель, ёлочка, ёлка, еловый, ельник.
-Что общего у этих слов?
-Прочитайте слова весело; грустно; с удивлением; равнодушно.
-Составьте предложения с каждым словом.
-Покажите, ель, какая? А ёлочка? Как у них расположены ветви?
(дети встают и вытягивают руки вверх - это ель, а потом приседают - это ёлочка, руки в сторону, чуть приопущены – так расположены ветви).
Слайд №3 (по щелчку)
-А теперь объявляется конкурс на лучшего чтеца скороговорки.
У ёлки иголки колки.
(Сначала читают в парах, а потом по 1 паре от каждого ряда. Выбирается лучший чтец скороговорки.)
-Чем больше вы упражняетесь в чтении, тем лучше будете читать: чётко, громко, выразительно!
-
Проверка домашнего задания.
Слайд №4 (по щелчку)
- Расскажите, используя модель, с каким произведением работали дома.
Сергей Михалков
стихотворение, тема о природе
«В снегу стояла ёлочка»
Слайд №4 (по щелчку)
-Что показалось необычным в стихотворении?
-Поработаем в парах. Расскажите друг другу стихотворение наизусть.
-Поделитесь впечатлениями!
(по одному представителю от ряда рассказывают стихотворение наизусть перед всем классом).
4.Физкультурная минутка.
Есть в лесу три полочки:
Ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
Такие в лесу три полочки:
Ели, ёлки, ёлочки!
5. Актуализация знаний.
Слайд №5 (по щелчку)
Как вы думаете, о чём будет мы сегодня читать? Вам поможет модель этого произведения.
рассказ о детях, о новогодних праздниках, о ели
-Да, тема нашего урока Аркадий Гайдар «Ёлка в тайге»
Слайд №5 (по щелчку)
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) детский писатель. Родился в 1904году. С детства отличался боевым характером, был смелым, отважным, решительным. В 14 лет его зачислили в Красную Армию. Где Аркадий Петрович проявил себя бесстрашным солдатом, умелым командиром. С 1925-1941 год написал много произведений для детей: «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Голубая чашка». В 1941 году отправился на Великую Отечественную войну в качестве военного корреспондента. В октябре 1941 года погиб. Но память о нём живёт в наших сердцах. Мы вновь и вновь перечитываем его замечательные рассказы, очерки, повести.
-Мы сегодня читаем отрывок из произведения «Чук и Гек».
-Предположите, о чём это произведение.
6. Работа с произведением.
-
Первичное чтение произведения.
Читают хорошо читающие дети.
-Какое настроение у произведения?
-Что больше всего запомнилось?
-Определите жанр произведения. Докажите.
-Кто герои произведения? Как их зовут?
-Подтвердились ли наши предположения?
Слайд №6 (по щелчку)
-
Дыхательная гимнастика.
-
Поднять плечи – вдох через нос, опустить плечи - выдох через нос.
-
Представьте, что мы надуваем шарики на праздник. Я считаю до 4 - вы вдыхаете, я считаю до 8 – выдыхаете (как бы надуваете шарик).
-
Вторичное чтение произведения.
-Сейчас вы будете читать рассказ самостоятельно. Дыхательную гимнастику сделали, теперь потренируемся в чтении сложных слов.
Слайд №6 (по щелчку)
Папиросная бумага
Тайга
Радиоприёмник
Спасская башня
-Значения каких слов непонятны?
Вторичное чтение
-Прочитайте рассказ ещё раз и ответьте на вопрос: как готовились к встрече Нового года в тайге?
-Найдите и прочитайте, какие у них получились игрушки?
Слайд №7 (по щелчку)
-Соедините название игрушки и материал, из которого она сделана.
пышные цветы вата и лоскутья
зайцы папиросная бумага
шишки тряпки
куклы и зверьки фольга
-Найдите и прочитайте, какая была ёлка?
-Расскажите, как встречали Новый год?
7. Рефлексия. Закрепление знаний.
Работа в парах.
Сравните стихотворение С. Михалкова «В снегу стояла ёлочка» и отрывок произведения А.Гайдара «Чук и Гек». Заполните таблицу:
Автор |
Название |
Жанр |
Какая была ель? |
Где происходят события? |
С. Михалков |
|
стихотворение |
|
|
|
|
|
|
тайга |
Подводится итог работы в парах. Слайд № 8 (по щелчку)
-А как в вашей семье готовятся к встрече Нового года? Слайд №9 (по щелчку)
8.Итог урока.
-Расскажите, используя модель произведения, что читали на уроке?
-Чем запомнился рассказ?
-Что нового узнали об авторе?
-Что больше всего понравилось в подготовке Нового года?
9.Домашнее задание.
-
Учебник с.164-167 читать и ответить на вопросы.
-
Для желающих: взять в библиотеке книгу Аркадия Гайдара «Чук и Гек» и прочитать.
-
Подготовить рассказ о том, как в вашей семье готовятся к празднованию Нового года.
-А сейчас какое у вас настроение? Осталось ли таким же хорошим? Покажите мне!
Приложение.
Карточка для работы в паре.
Сравните стихотворение С. Михалкова «В снегу стояла ёлочка» и отрывок произведения А.Гайдара «Чук и Гек». Заполните таблицу:
Автор |
Название |
Жанр |
Какая была ель? |
Где происходят события? |
С. Михалков |
|
стихотворение |
|
|
|
|
|
|
тайга |
Список используемой литературы:
-
Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост Л.А Ефросинина].- 6-е изд., дораб., - М.: Вентана-Граф, 2013.
-
Л.А.Ефросинина. Литературное чтение во 2 классе. Методическое пособие. -М.: Вентана-Граф, 2004г.
-
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (Часть 1: основные группы уроков, методика): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д:ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель» - 2008
Методические рекомендации по использованию презентации к уроку «Ёлка в тайге. Аркадий Гайдар»:
Презентация, выполненная в Powerpoint, содержит 9 слайдов.
Цель: обогатить читательский опыт детей.
Задачи:
-
Помочь учащимся определить тему урока.
-
Организовать деятельность детей по проверке домашнего задания.
-
Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения.
-
Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, тему и жанр, используя модель произведения.
-
Формировать читательские умения посредством выборочного чтения.
-
Провести дыхательную гимнастику.
1 слайд: Предмет, класс, тема урока, автор.
2 слайд: По щелчку: Дед Мороз. По щелчку: тема раздела «Здравствуй, праздник новогодний». По щелчку: ель – символ праздника.
3 слайд: Ёлки. По щелчку: слова для чтения. По щелчку: скороговорка для чтения.
4 слайд: Модель произведения, которое читали дома. По щелчку: название стихотворения.
5 слайд: Модель произведения, которое читаем на уроке. По щелчку: тема урока. По щелчку: портрет автора.
6 слайд: По щелчку: дыхательная гимнастика. По щелчку: дыхательная гимнастика. По щелчку: упражнения в чтении.
7 слайд: Упражнение в выборочном чтении. По щелчку: каждое слово из второго столбика становится на своё место. Щелчок: к «пышным цветам» становится «папиросная бумага». Щелчок: к «зайцам» становятся «тряпки». Щелчок: к «шишкам» становится «фольга». Щелчок: к «куклам и зверькам» становятся «вата и лоскутья».
8 слайд: Подведение итогов работы в паре.
9 слайд: Вопрос для обсуждения: как в вашей семье готовятся встречать Новый год? Подведение итогов.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО