Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые пальчики"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
Утверждаю Принято
Заведующая МАДОУ №25 на Педагогическом совете
___________И.Г. Дидурик протокол № ___________
от «___» ______ 2014 года от «___» ______ 2014 года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Весёлые пальчики»
Направленность: художественно-эстетическая
Ступень обучения: дети 3-6 лет
Срок освоения: 3 года
г. Курганинск
2014
Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы и предметным миром. Происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, культуре. У ребёнка развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Ведь, фантазируя, ребёнок попадает из реального мира в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления об окружающем мире и выражать своё отношение к изображаемому. Ребёнок в процессе рисования испытывает разные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Программа «Весёлые пальчики» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из листика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д.) и даёт толчок детскому воображению и фантазии.
Занятия кружка «Весёлые пальчики» полезны и увлекательны, так как проходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа кружка позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, которое способствует созданию выразительного художественного образа.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 3 – 6 лет средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
-
учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
-
учить приёмам работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
-
учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
Развивающие:
-
развивать мелкую моторику рук;
-
развивать способность смотреть на мир глазами художников, замечать и творить Красоту;
-
развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Воспитательные:
-
воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
-
воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
-
воспитывать навыки самостоятельности.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на детей 3 – 6 лет, продолжительность обучающей программы 3 года.
Младшая группа – 1 занятие в неделю (36 часов)
Средняя группа – 2 занятия в неделю (72 часа)
Старшая группа – 2 занятия в неделю (72 часа)
Продолжительность занятий в младшей группе составляет 15 минут, в средней и старшей группах - 25 минут.
Форма проведения занятий: групповая.
Занятия проходят во второй половине дня.
Ожидаемые результаты:
-
дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
-
дети научатся приёмам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
-
дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
-
у детей разовьётся мелкая моторика рук;
-
сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
-
разовьётся творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
-
появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
-
сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
-
сформируются навыки самостоятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы: проведение диагностики в начале, середине и в конце года по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Материал для работы:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и акварельные мелки;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктейльные трубочки;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды, непроливайки;
– подставки под кисти;
– кисти №2, №4, №5 «белка»;
̶ пластилин;
̶ стеки;
̶ цветная бумага;
̶ цветной и белый картон;
̶ альбомы;
̶ ножницы;
̶ клей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Первый год обучения (вторая младшая группа)
№ |
Тема |
Цель |
Материал |
Способ передачи замысла |
Сентябрь |
||||
1 |
«Мячики для котят» |
Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
Гуашь |
Рисование поролоном |
2 |
«Травка для зайчат» |
Учить детей рисовать травку короткими штрихами, побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Познакомить детей с зелёным цветом. Вызвать у детей сочувствие к игровым персонажам, желание помочь. |
Гуашь |
Рисование кистью |
3 |
«Что за палочки такие?» |
Вызвать у детей интерес к рисованию карандашами. Учить правильно держать карандаш. Упражнять в различении цветов. Подводить детей к пониманию того, что линии проведения карандашом могут что-то изображать. |
Карандаш |
Рисование карандашом |
4 |
«Виноград» |
Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. |
Гуашь |
Рисование пальчиками |
Октябрь |
||||
1 |
«Грибы» |
Учить детей правильно держать карандаш, не сильно сжимая его. Рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Учить находить большие и маленькие предметы. |
Карандаш |
Рисование карандашом |
2 |
«Осенний листопад» |
Учить рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски. Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску на ворс, промывать кисть. Учить различать и называть цвета. Развивать речь, мышление. |
Гуашь |
Рисование кистью способом «примакивания» |
3 |
«Большие и маленькие мячи» |
Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения. |
Цветная бумага, клей |
Аппликация |
4 |
«Ёжик» |
Учить детей рисовать поролоновым тампоном линии; развивать мелкую моторику рук. |
Гуашь |
Рисование поролоновым тампоном. |
Ноябрь |
||||
1 |
«Узоры на платье» |
Познакомить детей с акварельными красками. Учить украшать изделие точками, полосками, колечками, с помощью кисточки и акварельных красок. Развивать воображение. |
Акварельные краски |
Рисование акварельными красками |
2 |
«Коврик для зайчат» |
Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии (с помощью кисточки и акварельных красок). Последовательно пользоваться красками двух цветов. Самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
Акварельные краски |
Рисование акварельными красками |
3 |
«Чашка» |
Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разных цветов. Развивать речь и мышление. Упражнять в употреблении в речи предлогов на, под, над, в. |
Гуашь |
Оттиски печатками из картофеля |
4 |
«Ягоды и яблочки лежат на блюдечке» |
Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге. |
Цветная бумага, клей |
Аппликация |
Декабрь |
||||
1 |
«Пирамидка» |
Учить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей; располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета. |
Цветная бумага, клей |
Аппликация |
2 |
«Белоснежная зима» |
Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. |
Гуашь |
Тычки жесткой полусухой кистью |
3 |
«Хвойный лес» |
Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Создавать композицию. Объяснить понятие «хвойный лес». |
Цветные карандаши |
Рисование цветными карандашами |
4 |
«Укрась ёлку» |
Продолжать знакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Развивать целостность восприятия. Тренировать мускулатуру пальцев. Учить анализировать и понимать содержание стиха. |
Гуашь |
Оттиски печатками из картофеля. |
Январь |
||||
1 |
«Козлёнок» |
Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей описывать внешний вид животных. |
Гуашь |
Рисование пальчиками |
2 |
«Заяц на снегу» |
Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста. Дать представление о жизни зайца в лесу зимой. |
Гуашь |
Тычки жесткой полусухой кистью |
3 |
«Ёлка» |
Продолжать знакомить детей с акварельными красками. Учить рисовать округлый предмет и аккуратно закрашивать его. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
Акварельные краски |
Рисование акварельными красками. |
4 |
«Сушки для лесного магазина» |
Учить детей рисовать, состоящее из кругов разного размера, ориентируясь на внешнюю наглядную опору. |
Акварельные краски |
Рисование кистью |
Февраль |
||||
1 |
«Моя мама» |
Учить детей правильно рисовать круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги. |
Цветные карандаши |
Рисование цветными карандашами |
2 |
«Забор возле дома» |
Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление. |
Гуашь |
Рисование кистью |
3 |
«Аквариум с рыбками» |
Продолжать знакомить детей с акварельными красками. Учить рисовать округлый предмет и аккуратно закрашивать его. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
Акварельные краски |
Рисование акварельными красками |
4 |
«Машина, пароход и самолёт» |
Учить детей дорисовывать на изображенных предметах недостающие детали округлой формы. Закреплять умение понимать содержание стихотворения. |
Гуашь |
Рисование кистью |
Март |
||||
1 |
«Железная дорога для доктора Айболита» |
Учить детей рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи. |
Гуашь |
Рисование кистью |
2 |
«Бусы» |
Учить детей аккуратно закрашивать объемные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. Закреплять умение анализировать и понимать содержание стихотворения. |
Гуашь |
Рисование поролоновым тампоном |
3 |
«Цветок в горшке» |
Продолжать учить детей рисовать цветы способом «примакивания», проводить кистью линии в различных сочетаниях. |
Акварельные краски |
Рисование кистью |
4 |
«Весенние сосульки» |
Учить детей рисовать разные по длине сосульки и передавать капель ритмичными мазками. Закреплять умение анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать речь и мышление. |
Акварельные краски |
Рисование кистью |
Апрель |
||||
1 |
«Два весёлых гуся» |
Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать способность сочувствовать. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
2 |
«Лебедь» |
Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
3 |
«Зелёные кусты» |
Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник (рисование кистью и пальчиками). |
Гуашь |
Рисование кистью и пальчиками. |
4 |
«Цветы в подарок маме, бабушке» |
Учить детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. |
Картон, макароны |
Аппликация из макарон |
Май |
||||
1 |
«Лопата и грабли» |
Учить рисовать предметы, состоящих из сочетания линий, рисовать предметы крупно, располагая изображениям по всей поверхности листа. Развивать речь и мышление. |
Акварельные краски |
Рисование акварельными красками |
2 |
«Свободная тема» |
Учить детей самостоятельно передавать в рисунке свой замысел, выбирать подходящую технику рисования и материал. |
Гуашь, цветные карандаши, акварельные краски |
Рисование любым материалом |
3 |
«Жучки гуляют» |
Продолжать учить детей рисовать знакомые формы, создавая сюжетные композиции. Развивать мышление. |
Гуашь |
Рисование кистью |
4 |
«Летнее небо» |
Учить детей рисовать восковыми мелками солнышко, состоящее из круга и коротких линий. Тонировать бумагу. |
Восковые мелки |
Рисование восковыми мелками |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Второй год обучения (средняя группа)
№ |
Тема |
Цель |
Материал |
Способ передачи замысла |
Сентябрь |
||||
1 |
«Техника пластилинографии» «Бабочки» |
Знакомить детей с технологией изготовления поделок из пластилина. Развивать мелкую моторику рук. Продолжить формирование художественного вкуса. |
Пластилин |
Пластилинография |
2 |
«Украсим шляпу» |
Систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. |
Цветной картон, клей, пуговицы |
Аппликация |
3 |
«Рыбки» |
Развивать мелкую моторику. Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность. Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание, отщипывание от целого куска пластилина. Закрепить знания детей о рыбах, частях ее тела. |
Пластилин |
Пластилинография |
4 |
«Золотая осень» |
Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. |
Пластилин |
Пластилинография |
5 |
«Техника монотипия» |
Формировать знания детей о симметрии и асимметрии. Познакомить с нетрадиционным способом рисования «монотипия». Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление. |
Гуашь (акварель) |
Монотипия |
6 |
«Полевые цветы» |
Обучить детей технике монотипии. Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе. |
Гуашь |
Монотипия |
7 |
«Бабочки» |
Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение, самостоятельность, наблюдательность, аккуратность. Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое и образное восприятие; ручную умелость и мелкую моторику детей. |
Акварель |
Монотипия |
8 |
«Весна» |
Продолжить знакомство с приемами в рисовании, понятиями (монотипия, пейзаж), с методами изображения природы с помощью техники работы - монотипия, развитие творческих способностей и воображения. |
Акварель |
Монотипия |
Октябрь |
||||
1 |
«Чудесные вазы» |
Продолжить работу с красками в технике монотипия. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. |
Гуашь (акварель) |
Монотипия |
2 |
«Техника рисования ладошкой» |
Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средства нетрадиционного рисования – рисование ладошкой. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
3 |
«Солнышко-колоколнышко» |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью). Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
4 |
«Разноцветные рыбки» |
Продолжать знакомить с художественной техникой – рисование ладошкой. Развивать чувство композиции и цвета. Закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение и творчество детей. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
5 |
«Осьминожки» |
Познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей положительными эмоциями. Развивать интерес к нетрадиционному рисованию. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
6 |
«Сказочные птицы» |
Продолжить работу в технике рисование ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать умение внимательно смотреть и понимать содержание произведения, способность сочувствовать. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
7 |
«Техника рисования пальчиками» |
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. |
Гуашь |
Рисование пальчиками |
8 |
«Маленькая ёлочка» |
Учить детей рисовать пальчиками. Вызывать эмоциональный отклик от рисования. Воспитывать аккуратность. |
Гуашь |
Рисование пальчиками |
Ноябрь |
||||
1 |
«Озорные горошки на чайной чашке» |
Развивать интерес
к нетрадиционной технике рисования
пальчиками. Закрепить
умение работать кистью и аккуратно
разукрашивать белый лист. |
Гуашь |
Рисование пальчиками |
2 |
«Техника ниткографии» |
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ниткографией. |
Шерстяная нить, кисть, клей, салфетки. |
Ниткография |
3 |
«Салют» |
Продолжить знакомство с новой техникой рисования «ниткографией». Совершенствовать зрительное восприятие детей. Развивать зрительно-моторную координацию. Закрепить название основных цветов и их оттенков. Подготавливать руку ребенка к письму. |
Шерстяная нить, кисть, клей, салфетки. |
Ниткография |
4 |
Кляксография обычная «Такие разные фрукты» |
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – кляксография. |
Акварель |
Кляксография |
5 |
«Сказочные животные» |
Продолжить знакомство с нетрадиционной техникой рисования кляксография. Получение положительных эмоций от процесса рисования. Повышение самооценки, развитие фантазии и творческих задатков у учащихся. |
Акварель |
Кляксография |
6 |
«На что это похоже?» |
Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и оживлению необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. |
Акварель |
Кляксография |
7 |
«Техника «Акварель и восковые мелки» |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – акварель и цветные мелки. |
Акварель и восковые мелки |
Рисование акварелью и восковыми мелками |
8 |
«Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!» |
Познакомить детей с восковыми мелками и их свойствами (мягкость, яркость, рыхлость, способность отталкивать воду). |
Акварель и восковые мелки |
Рисование акварелью и восковыми мелками |
Декабрь |
||||
1 |
«Подарок для мамы» |
Учить детей создавать на картоне композицию из макарон. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус. |
Макароны, цветной картон |
Аппликация из макарон с элементами рисования |
2 |
«Загадочные снежинки» |
Учить располагать снежинки по всему листу бумаги. Учить отображать облик снежинок наиболее выразительно, используя необычные материалы. Учить тонировать лист разными цветами акварели. Закреплять умение правильно рисовать кистью. |
Акварель, восковые мелки |
Рисование акварелью и восковыми мелками |
3 |
«Кораблик» |
Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками. |
Акварель и восковые мелки |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
4 |
«Ёлочный шарик» |
Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками и акварельными красками. Развивать воображение. |
Акварель и восковые мелки. |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
5 |
«Дождь и радуга» |
Научить интересному и выразительному сочетанию восковых мелков и акварели. Закрепить умение пользоваться техникой акварели. |
Акварель и восковые мелки |
Рисование акварелью и восковыми мелками |
6 |
«Птицы – ладошки» |
Познакомить с приемами штриховки и тушевки. Развивать согласованность в работе глаза и руки. |
Акварель и восковые мелки |
Рисование акварелью и восковыми мелками |
7 |
Акварель и акварельные мелки «Синие колокольчики» |
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – акварель и акварельные мелки. |
Акварель и акварельные мелки |
Рисование акварелью и акварельными мелками |
8 |
«Цветы для моей мамы» |
Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в технике «акварель и акварельные мелки». Развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. |
Акварель и акварельные мелки |
Рисование акварелью и акварельными мелками |
Январь |
||||
1 |
«Наши черепахи на прогулке» |
Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению различными техниками. Учить наиболее выразительно отображать в рисунках образ животных. Развивать цветовосприятие и чувство композиции. |
Акварель и акварельные мелки |
Рисование акварелью и акварельными мелками |
2 |
«Техника набрызга» |
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. |
Акварель |
Набрызг |
3 |
«Звёздное небо» |
Обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в технике набрызг. Развивать моторику рук, фантазию. Вызвать интерес к работе с щеткой. Получить положительные впечатления от проделанной работы. |
Акварель |
Набрызг |
4 |
«Праздничный салют» |
Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. |
Акварель |
Набрызг |
5 |
«Техника рисования по мокрому листу» |
Познакомить детей с техникой рисования по мокрому листу. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
6 |
«Веточка мимозы» |
Учить работать в технике акварель по мокрому листу. Активизировать мелкую моторику рук. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
7 |
«Волшебная страна – подводное царство» |
Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
8 |
«Зимушка-зима» |
Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы зимой. Продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей. Учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения. Учить работать в технике акварель по мокрому листу. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
Февраль |
||||
1 |
«Салют» |
Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
2 |
«Подснежники» |
Научить делать объёмную аппликацию из бумаги. Формировать навыки аккуратной работы. Развивать мелкую моторику рук. |
Цветная бумага, цветной картон, клей |
Объёмная аппликация |
3 |
Техника «Оттиск пробкой» |
Познакомить с техникой рисования – оттиск пробкой. |
Гуашь |
Оттиск пробкой |
4 |
«Конфеты в подарок для Мишутки» |
Закрепить представления детей о диких животных, об особенностях их внешнего облика. Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники. Формировать чувства композиции и ритма. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. |
Гуашь |
Оттиск пробкой |
5 |
«Наливные яблочки» |
Способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Развивать зрительную память, внимание, речь. Вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования. |
Гуашь |
Оттиск пробкой |
6 |
«Цыплятки – жёлтые ребятки» |
Продолжать учить рисовать методом «оттиск пробкой», закреплять умение правильно держать кисточку. Расширять знания о домашних птицах. |
Гуашь |
Оттиск пробкой |
7 |
Техника скатывания бумаги |
Знакомство с техникой рисования – скатывание бумаги. |
Бумага, кисточка, гуашь (акварель) |
Скатывание бумаги |
8 |
«Ой, рябина кудрявая» |
Учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. |
Бумага, кисточка, гуашь (акварель) |
Скатывание бумаги |
Март |
||||
1 |
«Волшебные цветочки» |
Продолжать учить детей создавать не сложную композицию. По-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. |
Бумага, кисточка, гуашь (акварель) |
Скатывание бумаги |
2 |
«Солнышко, покажись!» |
Обогащать знания детей об объектах неживой природы. Формировать умения и навыки в процессе продуктивной деятельности: скатывание из бумаги «комочков»: сминание бумаги, сжимание бумаги в кулачке, придание нужной формы, смачивание «комочка» в клее, прикладывание «комочка» к основе. |
Бумага, кисточка, гуашь (акварель) |
Скатывание бумаги |
3 |
«На полянку, на лужок тихо падает снежок» |
Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, тем самым развивать мелкую моторику у детей. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям. |
Бумага, кисточка, гуашь (акварель) |
Скатывание бумаги |
4 |
«Птички клюют ягодки на веточке» |
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к птицам и растениям через изображение их в нетрадиционной технике. Развивать чувство цвета, фактурности, объёмности, композиции. |
Бумага, кисточка, гуашь (акварель) |
Скатывание бумаги |
5 |
Техника «Оттиск печатками из листика» |
Познакомить с техникой рисования – оттиск печатками из листика. |
Гуашь |
Оттиск печатками из листика |
6 |
«Осенние листья» |
Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. |
Гуашь |
Оттиск печатками из листика |
7 |
«Красивая птичка» |
Учить детей рисовать птичку в нетрадиционной технике. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте. |
Гуашь |
Оттиск печатками из листика |
8 |
«Украсим салфеточку» |
Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Развивать чувство композиции. Подводить к эстетической оценке работ. |
Гуашь |
Оттиск печатками из листика |
Апрель |
||||
1 |
Техника «Оттиск мятой бумагой» |
Знакомство с техникой рисования – оттиск мятой бумагой. |
Гуашь, кисточки |
Оттиск мятой бумагой |
2 |
«Что снится ёжику» |
Вызвать интерес к использованию нетрадиционных техник в рисовании. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
Гуашь, кисточки |
Оттиск мятой бумагой |
3 |
«Конфеты» |
Учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы в технике оттиск мятой бумагой. Развивать творчество, фантазию. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. |
Гуашь, кисточки |
Оттиск мятой бумагой |
4 |
«Листопад» |
Освоить новый способ рисования - оттиск мятой бумагой. Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными материалами, мышление и воображение. Закрепить названия цветов. Укреплять глазные мышцы. |
Гуашь, кисточки |
Оттиск мятой бумагой |
5 |
Техника рисования тычком» |
Познакомить с техникой рисования тычком. |
Альбомный лист, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
6 |
«Котёнок» |
Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть. Углублять представления о цвете и геометрических формах (круг, овал, треугольник). Воспитывать сострадание и любовь ко всему живому. |
Альбомный лист, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
7 |
«Как я люблю одуванчики» |
Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. |
Альбомный лист, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
8 |
«Лиса» |
Формировать умения рисовать гуашью используя тычок. Наносить рисунок по всей поверхности. Передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы. |
Альбомный лист, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
Май |
||||
1 |
«Белоствольная берёза» |
Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Развивать мелкую моторику детей, используя различные техники: тычок полусухой жёсткой кистью, поролоном, тонкой кистью. |
Альбомный лист, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
2 |
«Аквариум» |
Продолжать учить детей создавать несложную композицию. По-разному располагать изображение на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания. |
Картон, цветная бумага, клей |
Коллективная аппликация |
3 |
«Цыплёнок» |
Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить Альбомный лист, гуашь, кисть передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. |
Альбомный лист, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
4 |
«Салют над городом» |
Учить детей отражать в рисунке впечатления от Праздника Победы. Учить создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. |
Бумага темно-серая или синяя формата А-4, краски акварельные, гуашь разного цвета, мягкие кисти №3, жесткие кисти. |
Рисование тычком |
5 |
«Яблоня в цвету» |
Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок губкой. Закрепить у детей навыки рисования по контуру, не выходя за него. Доводить предмет нужного образа с помощью ватных палочек. Воспитывать желание самостоятельно украсить образ. |
Альбомный лист, гуашь, кисть |
Рисование тычком |
6 |
«Грибы» |
Совершенствовать навык работы с тычком. Развивать мелкую и общую моторику рук, координацию речи с движением. |
Корзинка, тонированные листы бумаги, клеёнки, гуашь, простые карандаши, кисточки. |
Рисование тычком |
7 |
Рисование пальчиками «Жираф» |
Продолжать учить детей кистью аккуратно закрашивать предмет внутри контура. Упражнять в рисовании пальчиком пятен, учить рисовать пальчиком пятна на заданном силуэте. Познакомить с экзотическим животным жарких стран – жирафом. |
Трафареты жирафа, гуашь |
Рисование пальчиками |
8 |
«Украсим матрёшек» |
Развивать эстетическое восприятие, умение рисовать их, формировать чувство композиции и ритма. |
Трафареты матрёшек, гуашь |
Рисование пальчиками |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Третий год обучения (старшая группа)
№ |
Тема |
Цель |
Материал |
Способ передачи замысла |
Сентябрь |
||||
1 |
«Техника пластилинографии» «Насекомые» |
Познакомить детей с технологией изготовления поделок из пластилина. Развивать мелкую моторику рук. Продолжить формирование художественного вкуса у детей дошкольного возраста. |
Пластилин |
Пластилинография |
2 |
«Цыплята на лугу» |
Формировать умение детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. Изображать предмет из нескольких частей. Развивать чувство цвета, фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации. Воспитывать доброе отношение к природе. |
Картон, пряжа, клей |
Аппликация |
3 |
«Рыбки» |
Развитие мелкой моторики у детей. |
Пластилин |
Пластилинография |
4 |
«Жёлтые листья летят» |
Закреплять приемы надавливания и размазывания. Учить смешивать различные цвета. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику. Воспитывать навыки аккуратности. |
Пластилин |
Пластилинография |
5 |
«Консервированные фрукты» |
Обобщать представление детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Развивать мелкую моторику рук при выполнении различных приемов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание. |
Пластилин |
Пластилинография |
6 |
«Полевые цветы» |
Учить детей создавать образы полевых растений нашего кубанского края. Закреплять умения детей использовать нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. Развивать эстетическое восприятие природы Кубани и образное мышление. |
Пластилин |
Пластилинография |
7 |
«Живые яблочки на ветках» |
Расширить представление детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц. Учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности посредством пластилинографии. |
Пластилин |
Пластилинография |
8 |
«Такие разные коты» |
Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка. |
Пластилин |
Пластилинография |
Октябрь |
||||
1 |
Техника «Монотипия пейзажная» |
Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений. |
Акварель |
Монотипия |
2 |
«Осень на опушке краски разводила» |
Освоить с детьми новый способ нанесения рисунка с помощью листьев – монотипия. Развивать мелкую моторику рук и ориентировку на плоскости. Воспитывать бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическому отношению к природе и своей деятельности. |
Акварель |
Монотипия |
3 |
«Путешествие в волшебную страну красок» |
Закрепить представления о тёплых и холодных цветах, используя дидактическую игру. Развивать чувство композиции, воображение, эмоциональную отзывчивость на музыку, интерес к участию в коллективной работе. Развивать речь, кругозор детей. Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения. |
Акварель |
Монотипия |
4 |
«Бабочки» |
Продолжить работу в технике монотипия. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Акварель |
Монотипия |
5 |
«Разноцветная страна» |
Расширять знания детей о цветах и оттенках в изобразительном искусстве. Обогащать представление о предметах и явлениях действительности. Закрепить знания детей о цветах и оттенках. Закрепить прием рисования способом монотипия. |
Акварель |
Монотипия |
6 |
«Белая берёза под моим окном» |
Формировать умение детей составлять композицию, правильно располагать изображение на картоне. Развивать чувство цвета и композиции. |
Вата, цветной картон, клей, гуашь. |
Аппликация из ваты |
7 |
«Техника ниткографии» |
Учить детей работать в технике «ниткографии». Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение работать вместе, сообща. Воспитывать внимательное и вежливое отношение друг к другу. |
Шерстяные нитки |
Ниткография |
8 |
«Анютины глазки» |
Познакомить детей с новой техникой ниткографией. Помочь научиться выполнить работу «Анютины глазки» Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. |
Шерстяные нитки |
Ниткография |
Ноябрь |
||||
1 |
«Белочка» |
Помочь научиться выполнить работу в технике ниткографии. Развивать фантазию, зрительное восприятие. Закреплять у детей правила работы с ниткографией. |
Шерстяные нитки |
Ниткография |
2 |
Техника «Кляксография с трубочкой» |
Знакомство с техникой «кляксография». |
Гуашь (акварель) |
Кляксография |
3 |
«Осенний лес» |
Продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - кляксография с трубочкой. |
Гуашь (акварель) |
Кляксография |
4 |
«Весёлые и грустные кляксы» |
Учить придавать полученным кляксам настроение. Развивать наблюдательность, фантазию, воображение, интерес к творчеству. |
Гуашь (акварель) |
Кляксография |
5 |
«Удивительные деревья» |
Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. |
Гуашь (акварель) |
Кляксография |
6 |
Техника «Акварель и восковые мелки» |
Познакомить детей с техникой «акварель и восковые мелки». |
Акварель, восковые мелки |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
7 |
«Подводное царство» |
Формировать навыки рисования акварельными красками. Упражнять детей в технике работы с восковыми мелками. Развивать чувство композиции и цвета. |
Акварель, восковые мелки |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
8 |
«Величавые деревья» |
Развивать навыки рисования деревьев восковыми мелками, изображения фона акварельными красками. Прививать усидчивость. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Акварель, восковые мелки |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
Декабрь |
||||
1 |
«Детки в клетке» |
Учить рисовать простым карандашом животных, передавая их характерные признаки, отрабатывать передачу формы и пропорций. Упражнять в закрашивании изображения восковыми мелками, проводя штрихи в одном направлении, без просветов, используя разный нажим на мелок. Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью. |
Акварель, восковые мелки, простой карандаш |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
2 |
«Летящие самолёты» |
Учить рисовать силуэты самолетов простым карандашом, передавая форму. Закреплять умение закрашивать предмет восковыми мелками и тонировать лист акварельными красками, чтобы один цвет плавно переходил в другой. Развивать творчество и воображение. |
Акварель, восковые мелки, простой карандаш |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
3 |
«Птицы-ладошки» |
Учить детей рисовать птиц нетрадиционным способом, располагать изображение по центру листа бумаги. |
Акварель, восковые мелки |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
4 |
«Дождь и радуга» |
Закреплять умение строить композицию рисунка. Упражнять в рисовании акварелью и цветными восковыми мелками. |
Акварель, восковые мелки |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
5 |
«Загадочные снежинки» |
Учить рисовать восковыми мелками разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. Продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус. |
Акварель и восковые мелки |
Рисование восковыми мелками и акварелью |
6 |
«Ёлочка» |
Учить детей создавать на картоне композицию из макарон. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус. |
Макароны, гуашь, кисточки, альбомные листы |
Аппликация из макарон |
7 |
Техника рисования поролоном «Мой любимый дом» |
Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки. |
Гуашь |
Рисование поролоном |
8 |
«Плюшевый медвежонок» |
Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. |
Гуашь |
Рисование поролоном |
Январь |
||||
1 |
«Кот Василий» |
Упражнять детей в умении использовать технику "гуашь и поролон". Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним животным. |
Гуашь |
Рисование поролоном |
2 |
Техника набрызга «Зимние напевы» |
Познакомить детей с новым способом изображения снега. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. |
Бумага, гуашь, зубные щётки |
Рисование в технике «набрызг» |
3 |
«Конфетти» |
Продолжать учить детей рисовать красками в технике «набрызг». Знакомить с цветом, закреплять знания цветов. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать бытовые навыки. |
Бумага, гуашь, зубные щётки |
Рисование в технике «набрызг» |
4 |
«Ночной город» |
Продолжить знакомство детей с новым методом "набрызга". Развивать интерес к занятиям по изодеятельности. Учить детей замечать цветовой контраст при изображении города. |
Бумага, гуашь, зубные щётки |
Рисование в технике «набрызг» |
5 |
«Букет» |
Закрепить умение делать «набрызг» зубной щёткой. Развивать творческое воображение, способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами. |
Бумага, гуашь, зубные щётки |
Рисование в технике «набрызг» |
6 |
Техника «Рисование по мокрому листу» «Разноцветный дождь» |
Познакомить с техникой рисования по мокрой бумаге. Учить отображать состояние погоды (дождь), используя нетрадиционную технику. Развивать чувство цвета, передавать цвета и оттенки осени. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
7 |
«Выставка цветов» |
Вызвать у детей интерес к изображению цветов. Научить изображать предметы нетрадиционной техникой «по мокрому листу», учитывая высыхание листа, нескольким композиционными приемами. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
8 |
«Весеннее небо» |
Воспитывать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и другими художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки « по мокрому». |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
Февраль |
||||
1 |
«Унылая пора» |
Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок новые цветовые тона. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
2 |
«В синем море золотая рыбка» |
Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, воображение, фантазию. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
3 |
«Военные корабли» |
Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. |
Акварель |
Рисование по мокрому листу |
4 |
Техника «Оттиск пробкой». «Расписные тарелки» |
Учить детей рисовать в технике «оттиск пробкой». Упражнять в комбинировании различных техник. Развивать чувство композиций и колорита. |
Гуашь |
Рисование в технике «оттиск пробкой» |
5 |
«Цыплятки – жёлтые ребятки» |
Учить рисовать цыплят пробкой. Закрепить навыки рисования. Развить чувство композиции. Воспитывать аккуратность. |
Гуашь |
Рисование в технике «оттиск пробкой» |
6 |
«Весёлый снеговик» |
Упражнять в изображении снеговика с помощью техники «оттиск пробкой». Развивать чувство ритма. |
Гуашь |
Рисование в технике «оттиск пробкой» |
7 |
Техника «Скатывание бумаги» |
Знакомство с техникой нетрадиционного рисования «Скатывание бумаги» |
Гофрированная бумага |
Рисование в технике «Скатывание бумаги» |
8 |
«Валентинка» |
Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении. Развивать в продуктивных видах деятельности творческий интерес, фантазию. |
Гофрированная бумага, клей |
Аппликация |
Март |
||||
1 |
« Ягоды» |
Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении. Развивать в продуктивных видах деятельности творческий интерес, фантазию. |
Гофрированная бумага |
Рисование в технике «Скатывание бумаги» |
2 |
«Ветка мимозы» |
Закрепить навыки рисования в технике скатывание бумаги. Развивать мелкую моторику. |
Гофрированная бумага |
Рисование в технике «Скатывание бумаги» |
3 |
Техника «Оттиск печатками из листика» |
Познакомить с нетрадиционной техникой – оттиск печатками из листика. Прививать интерес к изобразительному искусству. Развивать творческое воображение. |
Сухие листья, бумага, гуашь |
Рисование в технике «Оттиск печатками из листика» |
4 |
«Барбарис» |
Учить изображать барбарис печатками из листика. |
Сухие листья, бумага, гуашь |
Рисование в технике «Оттиск печатками из листика» |
5 |
«Украсим посуду» |
Совершенствовать умение рисовать в технике «оттиск печатками из листика». Воспитывать аккуратность при работе с красками. |
Сухие листья, бумага, гуашь |
Рисование в технике «Оттиск печатками из листика» |
6 |
«Весеннее деревце» |
Закреплять навыки работы в нетрадиционной технике. |
Сухие листья, бумага, гуашь |
Рисование в технике «Оттиск печатками из листика» |
7 |
Оттиск смятой бумагой. «Ёжик» |
Учить отображать особенности фактуры изображаемого предмета. Развивать образное мышление при отгадывании загадок. |
Гуашь |
Оттиск смятой бумагой |
8 |
«Весенние цветы» |
Помочь детям освоить новый способ рисования - оттиск смятой бумагой при изображении весенних цветов. |
Гуашь |
Оттиск смятой бумагой |
Апрель |
||||
1 |
Техника «Рисование тычком» |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «рисование тычком». Развивать чувство композиции. |
Гуашь |
Рисование тычком |
2 |
«Радуга-дуга» |
Развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования. Воспитывать аккуратность в работе. |
Гуашь |
Рисование тычком |
3 |
«Фрукты» |
Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
Гуашь |
Рисование тычком |
4 |
«Черёмуха» |
Познакомить с техникой рисования тычком черёмухи. Формировать чувство композиции и ритма. |
Гуашь |
Рисование тычком |
5 |
«Лебеди на озере» |
Расширять знания о водоплавающих птицах. Учить детей рисовать лебедей методом тычка, передавая величину и пропорции частей тела птицы и различные движения. Совершенствовать технику рисования методом тычка для создания выразительности образа. |
Гуашь |
Рисование тычком |
6 |
«Белоствольная берёза» |
Закреплять умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, оттиск из овощей, а также использовать в работе обрывную аппликацию и монотипию. Закреплять умение подбирать соответствующую цветовую гамму. |
Гуашь, кисти, жесткие кисти, тычки, |
Рисование тычком |
7 |
«Одуванчик» |
Продолжать учить передавать в рисунке форму и строение предмета, использовать технику тычок жесткой полусухой кистью. Развивать воображение, учить видеть в знакомом предмете новый образ. |
Гуашь |
Рисование тычком |
8 |
«Зима в лесу» |
Продолжать учить рисовать пейзаж белой гуашью, используя фон разных цветов и разнообразные техники рисования (примакивание тонкой кистью и тычок жесткой полусухой кистью). Закреплять умение вписывать изображение в лист. Развивать воображение, творчество, эмоционально-эстетические чувства, любовь к природе. |
Белая гуашь |
Рисование тычком |
Май |
||||
1 |
«Игрушки, которые мне нравятся» |
Закрепить знания о дымковских игрушках и семеновских матрешках, их колорите и узоре. Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции. |
Гуашь |
Различные |
2 |
«Животные, которых я придумал сам» |
Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
3 |
«Петушок» |
Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
4 |
«Осьминожки» |
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
5 |
«Птичка - синичка» |
Учить детей передавать образ синицы, используя отпечаток ладони. Дополнять отпечаток ладони (туловище синицы) изображением остальных частей тела птицы. Развивать воображение. |
Гуашь |
Рисование ладошкой |
6 |
Техника рисования пальцами. «Подсолнухи» |
Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции |
Гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации |
Рисование пальчиками |
7 |
«Ветка рябины» |
Учить рисовать на ветках ягодки (пальчиками) и листья (приманиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции |
Гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации |
Рисование пальчиками |
8 |
«Божьи коровки на лужайке» |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) |
Заготовки божьих коровок, гуашь |
Рисование пальчиками |
Календарно – тематическое планирование
вторая младшая группа
Номер занятия |
Дата проведения |
Тема |
Количество занятий |
Примечание |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||
Сентябрь |
|||||
1 |
|
|
Мячики для котят |
1 |
|
2 |
|
|
Травка для зайчат |
1 |
|
3 |
|
|
Что за палочки такие? |
1 |
|
4 |
|
|
Виноград |
1 |
|
Октябрь |
|||||
5 |
|
|
Грибы |
1 |
|
6 |
|
|
Осенний листопад |
1 |
|
7 |
|
|
Большие и маленькие мячи |
1 |
|
8 |
|
|
Ёжик |
1 |
|
Ноябрь |
|||||
9 |
|
|
Узоры на платье |
1 |
|
10 |
|
|
Коврик для зайчат |
1 |
|
11 |
|
|
Чашка |
1 |
|
12 |
|
|
Ягоды и яблочки лежат на блюдечке |
1 |
|
Декабрь |
|||||
13 |
|
|
Пирамидка |
1 |
|
14 |
|
|
Белоснежная зима |
1 |
|
15 |
|
|
Хвойный лес |
1 |
|
16 |
|
|
Укрась ёлку |
1 |
|
Январь |
|||||
17 |
|
|
Козлёнок |
1 |
|
18 |
|
|
Заяц на снегу |
1 |
|
19 |
|
|
Ёлка |
1 |
|
20 |
|
|
Сушки для лесного магазина |
1 |
|
Февраль |
|||||
21 |
|
|
Моя мама |
1 |
|
22 |
|
|
Забор возле дома |
1 |
|
23 |
|
|
Аквариум с рыбками |
1 |
|
24 |
|
|
Машина, пароход и самолёт |
1 |
|
Март |
|||||
25 |
|
|
Железная дорога для доктора Айболита |
1 |
|
26 |
|
|
Бусы |
1 |
|
27 |
|
|
Цветок в горшке |
1 |
|
28 |
|
|
Весенние сосульки |
1 |
|
Апрель |
|||||
29 |
|
|
Два весёлых гуся |
1 |
|
30 |
|
|
Лебедь |
1 |
|
31 |
|
|
Зелёные кусты |
1 |
|
32 |
|
|
Цветы в подарок маме, бабушке |
1 |
|
Май |
|||||
33 |
|
|
Лопата и грабли |
1 |
|
34 |
|
|
Свободная тема |
1 |
|
35 |
|
|
Жучки гуляют |
1 |
|
36 |
|
|
Летнее небо |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
36 |
|
Календарно – тематическое планирование
средняя группа
Номер занятия |
Дата проведения |
Тема |
Количество занятий |
Примечание |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||
Сентябрь |
|||||
1 |
|
|
Техника пластилинографии «Бабочки» |
1 |
|
2 |
|
|
Украсим шляпу |
1 |
|
3 |
|
|
Рыбки |
1 |
|
4 |
|
|
Золотая осень |
1 |
|
5 |
|
|
Техника «монотипия» |
1 |
|
6 |
|
|
Полевые цветы |
1 |
|
7 |
|
|
Бабочки |
1 |
|
8 |
|
|
Весна |
1 |
|
Октябрь |
|||||
9 |
|
|
Чудесные вазы |
1 |
|
10 |
|
|
Техника рисования ладошкой |
1 |
|
11 |
|
|
Солнышко-колоколнышко |
1 |
|
12 |
|
|
Разноцветные рыбки |
1 |
|
13 |
|
|
Осьминожки |
1 |
|
14 |
|
|
Сказочные птицы |
1 |
|
15 |
|
|
Техника рисования пальчиками |
1 |
|
16 |
|
|
Маленькая ёлочка |
1 |
|
Ноябрь |
|||||
17 |
|
|
Озорные горошки на чайной чашке |
1 |
|
18 |
|
|
Техника ниткографии |
1 |
|
19 |
|
|
Салют |
1 |
|
20 |
|
|
Кляксография обычная «Такие разные фрукты» |
1 |
|
21 |
|
|
Сказочные животные |
1 |
|
22 |
|
|
На что это похоже? |
1 |
|
23 |
|
|
Техника «Акварель и восковые мелки» |
1 |
|
24 |
|
|
Дождик лей, лей, лей, никого не жалей! |
1 |
|
Декабрь |
|||||
25 |
|
|
Подарок для мамы |
1 |
|
26 |
|
|
Загадочные снежинки |
1 |
|
27 |
|
|
Кораблик |
1 |
|
28 |
|
|
Ёлочный шарик |
1 |
|
29 |
|
|
Дождь и радуга |
1 |
|
30 |
|
|
Птицы - ладошки |
1 |
|
31 |
|
|
Акварель и акварельные мелки «Синие колокольчики» |
1 |
|
32 |
|
|
Цветы для моей мамы |
1 |
|
Январь |
|||||
33 |
|
|
Наши черепахи на прогулке |
1 |
|
34 |
|
|
Техника набрызга |
1 |
|
35 |
|
|
Звёздное небо |
1 |
|
36 |
|
|
Праздничный салют |
1 |
|
37 |
|
|
Техника рисования по мокрому листу |
1 |
|
38 |
|
|
Веточка мимозы |
1 |
|
39 |
|
|
Волшебная страна – подводное царство |
1 |
|
40 |
|
|
Зимушка - зима |
1 |
|
Февраль |
|||||
41 |
|
|
Салют |
1 |
|
42 |
|
|
Подснежники |
1 |
|
43 |
|
|
Техника «оттиск пробкой» |
1 |
|
44 |
|
|
Конфеты в подарок для Мишутки |
1 |
|
45 |
|
|
Наливные яблочки |
1 |
|
46 |
|
|
Цыплятки – жёлтые ребятки |
1 |
|
47 |
|
|
Техника скатывания бумаги |
1 |
|
48 |
|
|
Ой, рябина кудрявая |
1 |
|
Март |
|||||
49 |
|
|
Волшебные цветочки |
1 |
|
50 |
|
|
Солнышко, покажись! |
1 |
|
51 |
|
|
На полянку, на лужок тихо падает снежок |
1 |
|
52 |
|
|
Птички клюют ягодки на веточке |
1 |
|
53 |
|
|
Техника «Оттиск печатками из листика» |
1 |
|
54 |
|
|
Осенние листья |
1 |
|
55 |
|
|
Красивая птичка |
1 |
|
56 |
|
|
Украсим салфеточку |
1 |
|
Апрель |
|||||
57 |
|
|
Техника «Оттиск мятой бумагой» |
1 |
|
58 |
|
|
Что снится ёжику |
1 |
|
59 |
|
|
Конфеты |
1 |
|
60 |
|
|
Листопад |
1 |
|
61 |
|
|
Техника рисования тычком |
1 |
|
62 |
|
|
Котёнок |
1 |
|
63 |
|
|
Как я люблю одуванчики |
1 |
|
64 |
|
|
Лиса |
1 |
|
Май |
|||||
65 |
|
|
Белоствольная берёза |
1 |
|
66 |
|
|
Аквариум |
1 |
|
67 |
|
|
Цыплёнок |
1 |
|
68 |
|
|
Салют над городом |
1 |
|
69 |
|
|
Яблоня в цвету |
1 |
|
70 |
|
|
Грибы |
1 |
|
71 |
|
|
Рисование пальчиками «Жираф» |
1 |
|
72 |
|
|
Украсим матрёшек |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
72 |
|
Календарно – тематическое планирование
старшая группа
Номер занятия |
Дата проведения |
Тема |
Количество занятий |
Примечание |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||
Сентябрь |
|||||
1 |
|
|
Техника пластилинографии «Насекомые» |
1 |
|
2 |
|
|
Цыплята на лугу |
1 |
|
3 |
|
|
Рыбки |
1 |
|
4 |
|
|
Жёлтые листья летят |
1 |
|
5 |
|
|
Консервированные фрукты |
1 |
|
6 |
|
|
Полевые цветы |
1 |
|
7 |
|
|
Живые яблочки на ветках |
1 |
|
8 |
|
|
Такие разные коты |
1 |
|
Октябрь |
|||||
9 |
|
|
Техника «Монотипия пейзажная» |
1 |
|
10 |
|
|
Осень на опушке краски разводила |
1 |
|
11 |
|
|
Путешествие в волшебную страну красок |
1 |
|
12 |
|
|
Бабочки |
1 |
|
13 |
|
|
Разноцветная страна |
1 |
|
14 |
|
|
Белая берёза под моим окном |
1 |
|
15 |
|
|
Техника ниткографии |
1 |
|
16 |
|
|
Анютины глазки |
1 |
|
Ноябрь |
|||||
17 |
|
|
Белочка |
1 |
|
18 |
|
|
Техника «Кляксография с трубочкой» |
1 |
|
19 |
|
|
Осенний лес |
1 |
|
20 |
|
|
Весёлые и грустные кляксы |
1 |
|
21 |
|
|
Удивительные деревья |
1 |
|
22 |
|
|
Техника «Акварель и восковые мелки» |
1 |
|
23 |
|
|
Подводное царство |
1 |
|
24 |
|
|
Величавые деревья |
1 |
|
Декабрь |
|||||
25 |
|
|
Детки в клетке |
1 |
|
26 |
|
|
Летящие самолёты |
1 |
|
27 |
|
|
Птицы-ладошки |
1 |
|
28 |
|
|
Дождь и радуга |
1 |
|
29 |
|
|
Загадочные снежинки |
1 |
|
30 |
|
|
Ёлочка |
1 |
|
31 |
|
|
Техника рисования поролоном «Мой любимый дом» |
1 |
|
32 |
|
|
Плюшевый медвежонок |
1 |
|
Январь |
|||||
33 |
|
|
Кот Василий |
1 |
|
34 |
|
|
Техника набрызга «Зимние напевы» |
1 |
|
35 |
|
|
Конфетти |
1 |
|
36 |
|
|
Ночной город |
1 |
|
37 |
|
|
Букет |
1 |
|
38 |
|
|
Техника «Рисование по мокрому листу» «Разноцветный дождь» |
1 |
|
39 |
|
|
Выставка цветов |
1 |
|
40 |
|
|
Весеннее небо |
1 |
|
Февраль |
|||||
41 |
|
|
Унылая пора |
1 |
|
42 |
|
|
В синем море золотая рыбка |
1 |
|
43 |
|
|
Военные корабли |
1 |
|
44 |
|
|
Техника «Оттиск пробкой» расписные тарелки |
1 |
|
45 |
|
|
Цыплятки – жёлтые ребятки |
1 |
|
46 |
|
|
Весёлый снеговик |
1 |
|
47 |
|
|
Техника «Скатывание бумаги» |
1 |
|
48 |
|
|
Валентинка |
1 |
|
Март |
|||||
49 |
|
|
Ягоды |
1 |
|
50 |
|
|
Ветка мимозы |
1 |
|
51 |
|
|
Техника «Оттиск печатками из листика» |
1 |
|
52 |
|
|
Барбарис |
1 |
|
53 |
|
|
Украсим посуду |
1 |
|
54 |
|
|
Весенне деревце |
1 |
|
55 |
|
|
Оттиск смятой бумагой. «Ёжик» |
1 |
|
56 |
|
|
Весенние цветы |
1 |
|
Апрель |
|||||
57 |
|
|
Техника «Рисование тычком» |
1 |
|
58 |
|
|
Радуга-дуга |
1 |
|
59 |
|
|
Фрукты |
1 |
|
60 |
|
|
Черёмуха |
1 |
|
61 |
|
|
Лебеди на озере |
1 |
|
62 |
|
|
Белоствольная берёза |
1 |
|
63 |
|
|
Одуванчик |
1 |
|
64 |
|
|
Зима в лесу |
1 |
|
Май |
|||||
65 |
|
|
Игрушки, которые мне нравятся |
1 |
|
66 |
|
|
Животные, которых я придумал сам |
1 |
|
67 |
|
|
Петушок |
1 |
|
68 |
|
|
Осьминожки |
1 |
|
69 |
|
|
Птичка-синичка |
1 |
|
70 |
|
|
Техника рисования пальцами. «Подсолнухи» |
1 |
|
71 |
|
|
Ветка рябины |
1 |
|
72 |
|
|
Божьи коровки на лужайке |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
72 |
|
ЛИТЕРАТУРА:
-
Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. – СПб., ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 144 с.
-
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 48 с.
-
Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования». - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., «Просвещение», 1970. - 158 с.
-
Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
-
Кузнецова О. Г. Обучаем дошкольников приёмам рисования (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебно – практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2008. – 32 с.
-
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 20009. – 208 с., переиздание.
-
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»