«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ».
Педагог-психолог первой категории Маслова Ксения Вадимовна
Сахалинская область, город Анива.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Росинка» г. Анива»
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ».
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образования, исходя из социального заказа общества, особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, т.е. создания оптимальных условий для их развития, воспитания и образования.
Социальная и практическая значимость проблемы обучения, воспитания, адаптации и интеграции детей с ОВЗ, привлекает внимание ученых и практических работников к решению вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса, как в России, так и за рубежом.
Своей нестандартностью, новизной и результативностью нас заинтересовали идеи и теории следующих исследователей:
-Американский логопед и психолог Джин Айрес. В своих трудах по исследованию сенсорной интеграции разработала комплексы для диагностики сенсорных нарушений, а также на практике оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями.
-Семенович А.В., основываясь на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов разработала «метод замещающего онтогенеза». Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".
- Канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф является изобретателем стиля рисования песком «Sand-Art», создавшая песочный анимационный фильм. Песочная терапия, на сегодняшний день, довольно распространенный метод коррекционной работы с детьми. Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. Позже специалистами было доказано, что его можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целях. Он не имеет возрастных ограничений и может использоваться, начиная с 2-х лет.
- Пол и Гейл Деннисон, специалисты по образовательной кинезиологии, разработавшие и запатентовавшие ее в США под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Наука достаточно молодая. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.
Исходя из этого, было решено внедрить современные методы и приемы в работу педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ.
Целью работы является внедрение в сопровождение детей с ОВЗ таких инновационных методов, как: метод сенсорной интеграции, метод замещающего онтогенеза, песочная терапия по методу Sand-art, кинезиологические упражнения.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-
Проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Определить особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями с использованием современных методов и приемов в ДОУ.
-
Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Для реализации задач, была проанализирована методическая литература и опыт коллег по данной теме. Применяемые технологии были дополнены инновационными методами работы с детьми ОВЗ:
-
Игровая технология:
-песочной терапией по методу Sand-art (На наших занятиях мы рисуем не только пальцами, но и широкой кистью, кулаком, ладонью).
-
Здоровьесберегающая технология была дополнена:
-методом сенсорной интеграции (Сенсорная интеграция- это процесс получения и обработки информации нервной системой, которую она получает от органов чувств. Нарушения сенсорной интеграции проявляются в проблемах получения и реагирования на эту информацию. Дети с расстройством сенсорной интеграции испытывают значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. В работе мы используем игры с песком, водой, пеной для бритья; релаксационные упражнения, телесно-ориентированные игры (например, зрительный анализатор + двигательный: «Слон, жираф, лягушка», «Веселые спортсмены»; слуховой + двигательный: «Тропинка», «Слушай и повторяй»; осязательный + двигательный: «Рисунок на спине».));
-методом замещающего онтогенеза (этот метод направлен на прохождения этапов сенсомоторного развития заново, начиная с рождения. На его основе мы совместно с учителем - логопедом составили коррекционную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи «Вместе весело шагать». В данной программе были использованы упражнения, направленные на дыхание, самомассаж, растяжки; глазодвигательные упражнения, игры –ритмы («Замри-отомри» «По хлопку»), развитие пространственных представлений («Верх-низ», «Право-лево», «Спереди-сзади»), пальчиковые игры («Кулачок-ладошка»), двигательные («Качели», ползание, перевороты) и логопедические упражнения, релаксация.);
-кинезиологические упражнения (кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Иначе говоря, «Гимнастика мозга». Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. В работе мы используем такие упражнения, как: «Кулак, ребро-ладонь», «Колечко», «Поднимаем пальчик», «Симметрические рисунки»).
Дополнительно использовались такие технологии как:
-
Индивидуальный и дифференцированный подход;
-
ИКТ (презентации, просмотр видеоклипов, мультфильмов, прослушивание музыки, выполнение заданий с использованием интерактивной доски).
В нашем саду преобладающей является проблема тяжелых нарушений речи у детей- I, II, III уровень общего недоразвития речи. Сопровождение таких детей крайне сложное, так как речевые нарушения чаще всего сопровождаются расстройствами эмоциональной и познавательной сферы. У таких детей наблюдаются признаки девиантного поведения, пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях, недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, неадекватная самооценка), замедленное и ограниченное восприятие, недостатки развития моторики (двигательная неуклюжесть, трудности в различении правой и левой сторон, расстройства мышечного тонуса) и мыслительной деятельности, недостаточная познавательная активность, неусидчивость, быстрая утомляемость.
Работа проводилась в 4 этапа:
1. На первом этапе происходило составление общей картины о ребёнке. Мы вели наблюдение за воспитанниками для сбора информации о их реакциях на различные ситуации, насколько сконцентрированы на заданиях во время НОД, есть ли истощаемость и т. д. Наблюдения во время свободной игровой деятельности позволили определить, насколько ребенок адаптировался в детском коллективе. Беседы с воспитателями и родителями, изучение медицинской документации дополнили сведения о дошкольнике, помогли обозначить его проблемы и трудности, не выявленные в процессе наблюдения, представить более полную картину. Далее было проведено диагностическое обследование по методикам: «Паровозик» Велиевой С.В., «Страхи в домиках» модификация Панфиловой М.А., сборник диагностик «В мире детских эмоций» Данилиной Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степиной Н.М., «Экспресс диагностика в детском саду» Павловой Н.Н. Руденко Л.Г., «Диагностическое лото» Воробьевой Т.В., Туйчиевой И.Л., Горницкой О.Н., Кремлевой А.Ю. По итогам обследования были выявлены дети, с признаками ограниченных возможностей здоровья. Вопрос необходимости более тщательного обследования широким кругом специалистов был вынесен на внеплановое собрание ПМПк, где было принято решение о направление на ТПМПК.
2. На втором этапе проходила подготовка необходимых материалов, оборудования; разработка программ сопровождения на основе заключения ТПМПК, индивидуальных образовательных маршрутов; разработка программы для детей с ТНР «Вместе весело шагать», основанной на методе замещающего онтогенеза.
3. На третьем этапе мы реализовали программы сопровождения, направленные на улучшение психического состояния ребёнка, коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы, получение ребёнком помощи в социализации, улучшение детско-родительских отношений. Программы были составлены на основе разработанных нами программ «Радуга эмоций и чувств», «Развивайка», «Скоро в школу», в которых активно используются внедренные нами инновационные методы, а также сказкотерапия, ИКТ, игротерапия.
Следует отметить, что любая работа психолога строится на основе постоянного взаимодействия с воспитателями и родителями, которым даются рекомендации проводятся консультативные встречи по различным вопросам, вызывающим трудности, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов. Темы консультирования сформировались исходя из запросов конкретных ситуаций: «Особенности детей с ОВЗ», «Психомоторное и речевое развитие детей по возрастным этапам», «Пальчиковая гимнастика дома», «Игры для детей с ОВЗ» и т.д.
4. По результатам нашей работы можно сделать следующие выводы:
1. Методы и приемы взаимодействия с детьми ОВЗ, внедрены успешно и помогают в реализации условий сопровождения. Это подтверждают результаты диагностик. Так на начало года у детей 5-7 лет, имеющих статус ОВЗ, было выявлено, что у 26% детей познавательная сфера была развита на низком уровне, у 43% детей эмоциональная сфера была развита на низком уровне. На конец года, после коррекционной работы диагностика показала, что низкий уровень познавательной сферы был всего у 6% детей, низкий уровень эмоциональной сферы был у 18% детей.
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в ДОУ сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями в решении задач его развития, воспитания, социализации. Особенности нарушений меняются с течением времени, следовательно, для достижения положительного эффекта, должны меняться и методы, применяемые в работе с такими детьми.
Список используемой литературы
-
Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», Генезис, 2015г. 474с
-
Деннисон П., Деннисон Г. «Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Дополнение к "Гимнастике мозга": простые упражнения для активизации обоих полушарий», СПб, 2015г. 320с
-
Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития», Теревинф, 2017г. 272с
-
Колганова В., Пивоварова Е., Колганов С. и др. «Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. Часть 1», Айрис-пресс, 2017г. 416с
-
«Справочник педагога-психолога» № 11, МЦФЭР, 2017г. 80 с
-
«Справочник педагога-психолога» № 9, МЦФЭР, 2018г. 80 с
-
«Справочник педагога-психолога» № 1, МЦФЭР, 2019г. 80 с
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»