В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 17 по 19 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок музыки во 2 классе на тему "Тембр - окраска музыкальных голосов"

Урок музыки во 2 классе на тему "Тембр - окраска музыкальных голосов"

Наталия Кавцевич
Тип материала: Урок
просмотров: 5506
Краткое описание
Цель: формирование  целостного представления о тембре и его роли в создании художественного образа.
На этом уроке учащиеся закрепляют знания о средствах музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, лад, регистр, динамика. Вводится понятие "тембр"
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тембр.docx Скачать

Тембр – окраска музыкальных голосов

(Урок музыки во 2-ом классе, первое полугодие)

Цель: формирование целостного представления о тембре и его роли в создании художественного образа.

Задачи:

  1. Ввести понятие тембр;

  2. Познакомить с инструментальными тембрами;

  3. Выявить выразительные и изобразительные возможностей тембра в музыке;

  4. Развивать тембровый слух.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, нотная хрестоматия, рабочая тетрадь, эсо «Угадай-ка»

Оборудование: аудиоаппаратура, мультимедийная установка, баян.

Музыкальный репертуар: попевки «Чебурашка с Крокодилом»; С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»; «Музыканты» (муз. Е. Ремизовой, сл. Э. Огнецвет); «Чубарыкі-чубчыкі» бел. нар. песня

Ход урока

Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Прозвенел звонок,

Начался урок

Музыка!

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

Учитель. На уроках в первом полугодии мы с вами знакомимся и продолжаем знакомиться и изучать «Средства музыкальной выразительности» или просто мы называем их «Музыкальные краски». Чтобы вспомнить и повторить средства музыкальной выразительности, с которыми мы уже познакомились на уроках, я предлагаю поиграть в игру «Проверь себя».

(Игровая разминка на повторение пройденного материала)

Укажи стрелками соответствие между средством музыкальной выразительности и его характеристикой.

Средство музыкальной выразительности

Характеристика

Лад

тихая, громкая

Динамика

высокий, средний, низкий

Темп

плавная, скачкообразная

Ритм

мажор, минор

Мелодия

быстрый, медленный

Регистр

чёткий, пунктирный, равномерный



Учитель. Мы убедились в волшебной силе ритма, который способен одну и ту же мелодию превратить в песню, вальс, польку и марш. Как называется эта мелодия?

(Исполнение на интрументе попевок «Крокодил и Чебурашка)

Учащиеся. Это попевки «Крокодил и Чебурашка»

Учитель. А сейчас вспомним их и споём

(Исполнение попевок. Распевание)

Содержание работы

Введение понятия «тембр»

Учитель. Ребята, если вы разгадаете этот кроссворд, то сможете узнать средство музыкальной выразительности, о котором сегодня пойдёт речь.



4

2

5 Р

Б

М М

М



Е

1 Т









3





1.Скорость движения музыки (темп)

2.Полька – это … . (танец)

3. Музыка, под которую удобно шагать (марш)

4. Какой инструмент изображён на картинке? (труба)

5. Чередование в музыке звуков различной длительности (ритм)

Учитель. Тема нашего урока называется «Тембр – окраска музыкальных голосов». А цель урока – формирование целостного представления о тембре и его роли в создании художественного образа.

У любого звука есть определённая окраска – это тембр. Тембр звука позволяет различать голоса людей, звучание музыкальных инструментов. Тембр голоса у всех людей разный, музыкальные инструменты также имеют свою тембровую окраску. А чтобы убедиться в том, что окраска голоса у людей разная, мы поиграем с вами в игру «Чей голос». Сначала выберем водящего.

Артур, отворачивается от класса, а тот на кого я покажу, ребята, споёт его имя. А Артур должен угадать, кто звал его.

( Игра «Чей голос»)

Учитель. Ребята, а как вы считаете, почему он узнал вас всех?

Учащиеся. Потому что у нас у всех своя окраска голоса.

Учитель. Правильно. А как называется окраска голоса в музыке?

Учащиеся. Тембр.

Учитель. Музыкальные инструменты тоже имеют свою окраску. Мы познакомимся с симфонической сказкой композитора Сергея Прокофьева «Петя и волк», в которой каждый персонаж представлен определённым инструментом или группой инструментов.

(Работа с учебником. Стр. 56-58)

Учитель. Образ Пети характеризуют струнно-смычковые инструменты: две скрипки, альт и виолончель, образ Птички – флейта, образ Утки – гобой, образ Кошки – кларнет, образ Дедушки озвучивает фагот, Волка – валторны. Главным героем в произведении является Петя. Тему Пети исполняет струнный квартет. Квартет-это состав музыкального ансамбля из четырех музыкантов, вокалистов или инструментов.

Послушайте внимательно, как звучит этот фрагмент.

(Звучит Тема Пети)

Учитель. Как звучала музыка?

Учащиеся. Музыка звучала спокойно, плавно, весело.

Учитель. Следующий фрагмент – тема Птички. Её исполняет деревянно-духовой инструмент – флейта. Подумайте, как звучит мелодия?

(Звучит Тема Птички)

Учитель. Как прозвучала тема птички?

Учащиеся. Тема птички прозвучала быстро, игриво.

Учитель. Звуки здесь высокие или низкие?

Учащиеся. Звуки высокие.

Учитель. Следующая тема – тема Утки. Её исполняет деревянно-духовой инструмент – гобой.

Послушайте как звучит гобой.

(Звучит Тема Утки)

Учитель. Мелодия произведения звучит выше или ниже по сравнению с флейтой?

Учащиеся. По сравнению с флейтой гобой звучит ниже.

Учитель. Дальше прозвучит тема Кошки. Её исполняет деревянно-духовой инструмент – кларнет. Послушаем тему.


(Звучит Тема Кошки)

Учитель. Как прозвучала тема кошки?

Учащиеся. Тема прозвучала отрывисто, но мягко, вкрадчиво.
Учитель. Тему Дедушки исполняет деревянно-духовой инструмент – фагот. Послушайте как звучит фагот.

(Звучит Тема Дедушки)

Учитель. Как же прозвучал фагот?

Учащиеся. Сердито, ворчливо. Как будто дедушка шагает.

Учитель. Какие здесь звуки? Высокие или низкие?

Учащиеся. Звуки низкие.

Учитель. Следующий герой этой сказки – Волк. Тему Волка исполняют медно-духовые инструменты – три валторны. Внимательно послушаем эту тему и дадим ей характеристику.

(Звучит Тема Волка)

Учитель. Как прозвучал этот фрагмент?

Учащиеся. Тревожно, сердито, грубо, резко.

Учитель. Какие здесь звуки прозвучали – низкие или высокие?

Учащиеся. Низкие.

Учитель. Охотники представлены литаврами, большим барабаном и деревянно-духовыми инструментами. Давайте послушаем.

(Звучит Тема Охотников)
Учитель. Как прозвучала тема охотников?

Учащиеся. Музыка звучала четко, серьезно.

Учитель. Ребята, а что мы услышали в конце?

Учащиеся. В конце мы услышали звуки выстрелов.

Учитель. Ребята, чтобы лучше вам запомнились темы из симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк» мы еще раз прослушаем эти темы и будем выполнять движения

(Выполнение движений)

Учитель. Я думаю, что все хорошо запомнили темы главных героев и поэтому хочу предложить вам выполнить задание, которое у вас на листочках.

Соедини инструменты с их названиями и соответствующими героями сказки «Петя и волк»



http://clipart-library.com/images/qiBobEAgT.jpg

Валторна кошка



https://www.engelbert-schmid-horns.com/images/hoerner/02-B_StopfA2.jpg

Флейта дедушка

http://cdn.shopify.com/s/files/1/0087/9938/7733/products/CL-730BK-1_b064a390-7fd4-4637-b56d-a598700ded39_1200x1200.jpg?v=1570035647



Фагот птичка



https://i.ytimg.com/vi/bUU8MgryHwg/maxresdefault.jpg

Кларнет волк











(Выполнение задания с последующим анализом)

Учитель. Сегодня на уроке мы будем разучивать песню «Музыканты». Слова сочинила Эди Огнецвет, а музыку написала Елена Ремизовская. Послушайте песню, проследите за словами и характером музыки. Какие слова вам непонятны? Какое настроение этой песни?

(Исполнение песни учителем. Разъяснение непонятных слов, в частности значение выражения «выступаюць спакваля» (танцуют потихоньку). Разучивание песни по куплетам).

Подведение итогов.

Учитель. Ребята, как называется средством музыкальной выразительности, с которым мы познакомились на уроке?

Учащиеся. Тембр

Учитель. А с помощью тембра, что мы можем различать?

Учащиеся. Голоса людей, звучание музыкальных инструментов.

Учитель. А с какой симфонической сказкой мы начали знакомиться?

Учащиеся. «Петя и Волк»

Учитель. Мы, ребята, пока познакомились с главными героями сказки и услышали, какие инструменты озвучивают каждого героя. Всю сказку мы послушаем на следующем уроке.

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка». Здесь будут звучать темы из симфонической сказки «Петя и Волк». Вам нужно угадать какой инструмент звучит и показать картинку того героя, которого озвучивает этот инструмент.

(Игра-тренажёр «Угадай-ка»)

Рефлексия

Учитель. Что было для вас самым интересным на уроке?

(Ответы детей)

Учитель. А сейчас оцените свою работу на уроке. Подчеркни в каждом столбике те слова, которые характеризуют твою работу в течение урока.

Выбери свою эмоциональную составляющую урока и обведи её.



УРОК

Я НА УРОКЕ

ИТОГ

интересно

работал(-а)

понял(-а) материал

скучно

отдыхал(-а)

не понял(-а) материал





Урок музыки. 2 класс.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос