Урок по информатике и ИКТ «Электронные таблицы. Табулирование функций»
Цели урока:
• сформировать у учащихся умение обрабатывать числовую информацию с использованием электронных таблиц;
• уметь использовать ЭТ для построения графиков элементарных и сложных функций.
Урок по информатике и ИКТ «Электронные таблицы. Табулирование функций»
Учитель: Петрова И.А., учитель информатики высшей категории МБУ лицей 6 г.о. Тольятти Самарской обл.
Класс: 9
Учебники: 1. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Информатика и ИКТ: задачник-практикум в 2-х т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дата урока: 19.03.2015г. (40 мин)
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Технология: ИКТ, проблемно-исследовательская.
Оборудование урока:
-
персональные компьютеры с операционной системой MS Windows и табличным процессором OpenOffice.org Calc;
-
карточки с заданиями практической работы.
Цели:
-
сформировать у учащихся умение обрабатывать числовую информацию с использованием электронных таблиц;
-
уметь использовать ЭТ для построения графиков элементарных и сложных функций.
Задачи урока:
Образовательные
-
проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по электронным таблицам,
-
обобщить и систематизировать знания теме “Электронные таблицы”;
-
продолжить формирование умений и навыков в электронных таблицах: табулировании функции, построение графиков, диаграмм.
-
закрепить программный материал при решении задач, табулировании функций и построение графиков в ЭТ;
-
совершенствовать навыки построения и анализа реальной ситуации.
Развивающие
-
развивать навыки самостоятельной работы за компьютером, работы в сети, умении сохранять файлы в разных форматах, оформлять, распечатывать и получать результат тестирования программы;
-
развивать творческий подход в оформлении программы на компьютере;
-
развитие логического мышления, памяти и внимательности;
-
формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
-
формировать представление учащихся о том, что ЭТ применяются при решении жизненно важных задач.
Воспитательные
-
повысить активность, развивать соревновательные качества учащихся на уроке;
-
воспитание трудолюбия;
-
привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
-
развить познавательный интерес и творческую активность;
-
выработать аккуратность и организованность в работе;
-
продемонстрировать возможности применения компьютеров, в частности ЭТ, для решения задач;
-
формировать навыки взаимодействия и принятия решений.
Обоснование метода обучения и форм работы.
-
помогают активизировать внимание учащихся;
-
создают обстановку сотрудничества, взаимопомощи;
-
воспитывают дух здорового соперничества;
-
служат формированию у учащихся творческого подхода к решению задач, чёткости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
План урока
-
Организационный момент - 1 мин
-
Проверка домашнего задания – 5 мин.
-
Фронтальная тестовая работа – 5 мин
-
Актуализация знаний (презентация) – 15 мин.
-
Зрительная гимнастика – 1 мин.
-
Компьютерный практикум - 10 мин.
-
Подведение итогов, выставление оценок - 2 мин.
-
Домашнее задание - 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Пожелание детям интересной и плодотворной работы на уроке.
2. Проверка домашнего задания (презентация)
Использование диаграмм в заданиях ЕГЭ по информатике.
Задача 1.
Дан фрагмент электронной таблицы.
|
A |
B |
C |
D |
1 |
2 |
4 |
|
1 |
2 |
=(В1–A1)/2 |
=A1–D1 |
=(С1–А1)*D2–4 |
=B1/2 |
Какое целое
число должно быть записано в ячейке C1,
чтобы построенная после выполнения
вычислений диаграмма по значениям
диапазона ячеек A2 : С2 соответствовала
рисунку? Известно, что все значения
диапазона, по которым построена диаграмма,
имеют один и тот же знак.
Ответ: 5
Решение:
Определим значения в ячейках: А2,B2,C2.
A2 = (B1 – A1) / 2 = (4 − 2) / 2 = 1.
B2 = A1 – D1 = 2 – 1 = 1.
C2 = (C1 – A1) * D2 – 4. Значение ячейки C1 неизвестно. Его и нужно найти. Обозначим C1 за х.
C2 = (x − 2) * 2 − 4.
По диаграмме видно, что соотношение значений в ячейках : А2, B2, C2 равно 1:1:2
А2=1,В2=1. Поэтому C2=2. Отсюда (x−2)*2−4=2 => 2x−4−4=2 => 2x=10 => x=5.
Получим, C1=5.
Задача 2.
В цехе трудятся рабочие трех специальностей – токари (Т), слесари(С) и фрезеровщики (Ф). Каждый рабочий имеет разряд не меньший второго и не больший пятого. На диаграмме I отражено количество рабочих с различными разрядами, а на диаграмме II – распределение рабочих по специальностям. Каждый рабочий имеет только одну специальность и один разряд.
Имеются четыре утверждения:
А) Все рабочие третьего разряда могут быть фрезеровщиками.
Б) Все слесари могут быть пятого разряда.
В) Все токари могут быть четвертого разряда.
Г) Все рабочие третьего разряда могут быть токарями.
Какое из этих утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
Ответ: Г
Решение:
Рассмотрим диаграмму 1.Из нее следует, что всего было рабочих 25 + 40 + 20 + 15 = 100. Тогда рабочих по разрядам было 2 = 25%, 3 = 40%, 3 = 20%, 4 = 15%.
Рассмотрим диаграмму 2. Из нее следует, что: Токарей = 50%, Слесарей = 25%, Фрезеровщиков = 25%.
Проверим все варианты:
Утверждение А "Все рабочие третьего разряда могут быть фрезеровщиками " говорит о том, что:
3 разряд <= Ф
3 разряд = 40%, Ф = 25%.
40% > 25% - поэтому утверждение не подходит.
Утверждение Б "Все слесари могут быть пятого разряда" говорит о том, что:
С <= 5.
С = 25%, 5 разряд = 15%.
25% > 15% - поэтому утверждение не подходит.
Утверждение В "Все токари могут быть четвертого разряда" говорит о том, что:
Т <= 4 разряд.
Т = 50%, 4 разряд = 20%.
50% > 20% - поэтому утверждение не подходит.
Утверждение Г "Все рабочие третьего разряда могут быть токарями" говорит о том, что:
3 разряд <= Т.
3 разряд = 40%, Т = 50%.
40% <= 50% - поэтому утверждение подходит.
Поэтому ответ: Г.
На прошлом уроке мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы на плоскости и объемные. Давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. (10 вопросов).
Учащиеся отвечают на вопросы в тестовой форме.
-
В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
-
ячейка
-
строка
-
столбец
-
формула
-
Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
-
18D;
-
К13;
-
34;
-
АВ.
-
-
Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
-
DF;
-
F12;
-
АБ;
-
113.
-
Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
-
11D;
-
F12;
-
АБ3;
-
В1А.
-
Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
-
по центру;
-
по центру выделения;
-
по правому краю;
-
по левому краю.
-
В электронной таблице невозможно удалить:
-
строку;
-
столбец;
-
содержимое ячейки;
-
имя ячейки.
-
Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице:
-
4;
-
8;
-
9;
-
10.
-
Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?
-
6
-
14
-
24
-
26
-
Выберите ссылку, которая не является смешанной:
-
F$15
-
$B4
-
$A$1
-
$C12
-
В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2?
-
=2*$B1
-
=2*$A2
-
=3*$A1
-
=2*$A1
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Кол-во правильных ответов |
9 – 10 |
7 – 8 |
6 |
5 и меньше |
3. Актуализация знаний (презентация)
Итак, тема нашего урока: «Построение графиков функций в электронных таблицах».
Запишем тему в тетрадь.
Ребята, какую цель Вы ставите перед собой на сегодняшний урок? Сформулируйте её.
Выслушать цель.
Сегодня на уроке мы научимся строить графики элементарных математических функции.
Ответьте на вопросы:
? Вспомните, с помощью какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? (с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм, находящейся на панели инструментов Стандартная или команды меню Вставка/ Диаграммы)
? С какого знака начинается ввод формулы в ячейку таблицы? (с знака «=».
? Для чего в ЭТ используется автозаполнение? (для копирования данных в ячейки, соседние относительно текущей)
? Как вызвать мастер функций? (нажать на кнопку Вставка функции fx , расположенную левее строки формул или выполнить команду Вставка/Функция).
?Что называется функцией? (Переменная величина, которая зависит от аргумента, называется зависимой переменной или функцией, если каждому значению аргумента соответствует единственное значение функции)
?Что называется аргументом? (Переменная величина, которая произвольно задается, называется независимой переменной или аргументом.)
?Что такое функциональная зависимость? (Функциональной зависимостью называется связь между двумя величинами, при которой изменение одной из них вызывает изменение другой.)
Величина у называется функцией аргумента х,.
Записывается y=f(x) или y=F(x).
?Перечислите способы задания функции, сколько их? (Функция может быть задана тремя способами: аналитическим, табличным и в виде графика).
Кто знает и может рассказать про табличный способ задания функций?
(Аргумент и вычисляемая функция записываются в таблицу. Форма таблицы может быть вертикальной или горизонтальной.)
Цель: продемонстрировать учащимся, что построение графика функции в ЭТ требует предварительного вычисления ее значений в отдельных точках (табулирование функции).
Решим задачу: В 12 часов ночи (0 ч.) слуга зажег Хозяину две свечи и ушел спать, а утром в 8 часов обнаружили его убитым. Одна свеча лежала потухшая на полу, а вторая догорала. В какое время произошло убийство, если длина целой свечи – 21 см, опрокинутой во время убийства – 14 см, а непотухшего огарка – 5 см? Постройте диаграмму зависимости длинны горящей свечи от времени и с ее помощью определите время, когда было совершено преступление.
Решение задачи:
Целая свеча – 21 см
1 свеча – 14 см, горела ? ч.
2 свеча – 5 см, горела 8 часов (с 0 ч. до 8 ч.).
Т. е. за 8 часов свеча сгорела на 16 см,
значит скорость горения свечи (21 – 5) : 8 = 16 : 8 = 2 см/час (если она горит равномерно).
Получаем, что зависимость длины свечи от времени горения свечи выражается формулой:
L = 21 – 2t
?Что нужно сделать, чтобы построить диаграмму зависимости горения свечи от времени? (определить вид диаграммы, построить таблицу значений)
?Какие виды диаграмм мы уже изучили? (круговую, гистогамму)
? Какой из них больше подходит для построения нужной нам функции (гистограмма)
Теперь построим таблицу значений. Открываем программу OpenOffice.org Calс. В столбец А будем заносить значения времени через каждый час горения свечи от 0 ч. до 8 ч. А в стодбец В – соответствующую длину свечи. Для этого в ячейки А1 и В1 введите соответствующие заголовки, в ячейку А2 введите формулу =А1+1 и скопируйте ее в диапазон А4:А10 автозаполнением, в ячеку В2 – формулу =21-А1*2 и скопируйте ее в диапазон В3:В10 автозаполнением.
Строим гистограмму по заполненной таблице:
?Удобно ли по такой диаграмме находить ответ к задаче? (Нет)
Поэтому сегодня мы познакомимся с еще одним видом диаграмм: графиком. В ЭТ Calс он называется «Диаграмма XY».
Итак, начинаем построение как всегда с выделения таблицы значений (диапазон А1:В10). Первым шагом выбираем тип Диаграммы XY – Линии и точки. ( Если на третьем шаге кто-то увидел что график строится с ошибкой по оси ОX. Чтобы исправить ошибку, нужно Диапазон значений Х указать как А1:А10.
Четвертым шагом указать подписи осей (это поможет в решении задачи):
ОХ – время (ч.), OY – длина свечи(см). Можно переместить легенду и график готов.
?Можно найти время преступления? (Да, но не хватает клеток в области графика)
Клетки можно нарисовать. Для этого в режиме редактирования Диаграммы выделяем ось Х (зеленые маркеры в начале и в конце оси) и в контекстном меню (по правой кнопке мыши) выбираем пункты «Вставить основную сетку» , «Вставить доп. сетку», а по оси Y только «Вставить доп. сетку».
После этого можно находить ответ к задаче по графику: t искомое = 3,5 ч.
А теперь сформулируйте алгоритм построения графика и запишите его в тетрадь.
-
Построить таблицу значений аргумента и функции.
-
Выбрать Диаграмму XY
-
Исправить, если необходимо, Диапазон для значений Х
-
Дать подписи осям X и Y
-
Изменить расположение легенды.
-
Вставить основную и доп. сетки обеих осей
4. Зрительная гимнастика
Отвлекитесь от дел, постарайтесь расслабить глаза и все тело. Закройте глаза руками и посидите немного в темноте. Затем оглянитесь вокруг, рассмотрите классную комнату, в которой находитесь.
По кругу
Круговые движения глазами можно делать как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Сначала в одну сторону, а потом в другую медленно и спокойно. Представьте, что вы рассматриваете часовой циферблат, следите глазами сначала за секундной, потом за минутной стрелкой, рассматривайте каждую цифру по отдельности.
Упражнение с пальцем
Посмотрите на свой указательный палец, затем медленно отодвиньте его как можно дальше и как можно ближе, продолжая смотреть на него. Отводите руку с выставленным пальцем в разные стороны. Примерно таким же образом можно следить за лазерной указкой на стене. Вы наверняка видели, как это делают кошки, а они редко жалуются на проблемы со зрением, и никакие специальные разминки для глаз им не нужны.
По сторонам
Смотрите по очереди вверх и вниз, влево и вправо. Представьте, что вы «стреляете» глазами. При этом голова не должна двигаться, работают только глаза. Не нужно делать это упражнение быстро, здесь дело не в скорости, а в том, чтобы хорошенько дать глазам размяться, отдохнуть и получить от занятий удовольствие.
Моргание и зажмуривание
Хороший способ быстро снять усталость с глаз – быстро-быстро поморгать, а потом зажмуриться и посидеть так пару минут. При желании повторите упражнение.
5. Компьютерный практикум
Построить таблицу данных и график функции:
-
у= 4х + 9 на интервале [-5; 5]
-
у= – 7х + 3 на интервале [-5; 5]
-
у= 3х – 5 на интервале [-5; 5]
7. Итог. Что мы с вами сегодня делали? Чем занимались? Что нового вы узнали для себя? Ответы учащихся - строили графики функций.
8. Домашнее задание
1. Построить график функции y= 2x2 – 5х + 2.
2. С его помощью решить уравнение 2x2 – 5х + 2 = 0.
3. Написать в тетради алгоритм решения уравнений с помощью построения графиков функций в электронных таблица.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»