Конструкт интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет с ЗПР «Путешествие с осенний лес»
Тема: «Осень пришла в родной край. Грибы и ягоды»
Форма организации: подгрупповая
Тип занятия: интегрированное коррекционно-развивающее
Цель: Углублять и систематизировать представления об окружающем мире. Расширять знания о природе.
Автор: Горелкина Елена Ивановна
Квалификационная категория: первая
Свердловская область, г. Каменск-Уральский, МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида»
Конструкт интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет с ЗПР
«Путешествие с осенний лес»
Цель: Углублять и систематизировать представления об окружающем мире. Расширять знания о природе.
Задачи образовательной программы
Развивающие:
• Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, памяти, тонкой и общей моторики;
• Развитие зрительно-моторной координации, координации речи с движением.
• Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза)
Воспитательные:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Обучающие:
• Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы и ягоды» (названия, признаки, съедобные-несъедобные, способы употребления).
• Совершенствование грамматического строя речи, навыков согласования существительных с числительными и образования относительных прилагательных;
• Закрепление знания детей о правилах поведения в лесу;
• Формирование умения составлять рассказ по опорной схеме;
Методы и приемы:
- Словесные: беседа, художественное слово, рассуждение, повторное проговаривание, указания, вопросы;
- Практические: игры, игровая ситуация, задания;
- Наглядные: рассматривание картин осеннего пейзажа, картинки грибов и ягод, музыкальное сопровождение.
Предполагаемый результат: Дети имеют представления об изменениях, происходящих осенью в природе. При использовании картинок-схем дети овладевают способом развития монологической речи. Дети могут рассказать о значимости леса для человека, о том, как человек может сохранить дары леса.
Демонстрационный материал: картинки с изображением правил поведения в лесу, осенних примет; корзинка и картинки с изображением грибов и ягод, мультимедийная презентация «Домашние заготовки».
Раздаточный материал: наборы разрезных картинок.
Техническое обеспечение: мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, аудиозапись
Предварительная работа: наблюдение за природой на участке, рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание и составление загадок, беседы о грибах, ягодах. Заполнение календаря природы.
Чтение стихов про осень, грибы и ягоды и рассказов по теме.
Структура НОД:
этапы |
Деятельность педагогов |
Деятельность воспитанников |
Организационный: Мотивация на совместную деятельность Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Основной этап Актуализация знаний Динамическое упражнение Расширение активного словаря Словоизменение Самомассаж Составление описательного рассказа Самостоятельная деятельность детей Образование относительных прилагательных Рефлексия Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в семье |
Дети заходят, становятся в круг, держась за руки, произносят слова: "Мы ладошку к ладошке сложили и друг другу дружить предложили, будем мы заниматься, играть. чтобы добрыми, умными стать. " -Ребята, мы сегодня с Вами побываем в гостях. А вот где, попробуйте догадаться…. -Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ванечку брусникой, Катю – костяникой, Машеньку – орешком, Серёжу – сыроежкой, Настеньку – малинкой, Полину – земляникой. Так кто этот богатырь? Конечно, лес. -А что такое ЛЕС? Я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Но перед тем как отправиться в лес, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? Смотрите на правила и послушайте стихотворение: Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь Испугаются зверюшки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай Никогда не забывай- мусор с травки убирай! Зря цветы не надо рвать, из рогатки не стреляй! Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. -Как же нужно вести себя в лесу? Какие правила соблюдать? -Теперь можно отправляться в путешествие, а приведет нас туда волшебная тропинка, но, к сожалению, она распалась. Что же нам делать? Идем по тропинке, если наступаем на грибок - хлопаем, на листок - руки на пояс, на орешек - присесть. Аудиозапись «Шум леса» -Вот мы и пришли. Дефектолог встречает детей на лесной полянке в костюме осенней феи. Я лесная фея, рада видеть вас в гостях. Вы знаете, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы по порядку. А сейчас мы узнаем как вы знаете признаки осени. Игра «Назови признак» (по картинкам). Люди, замечая признаки осени, придумали много пословиц. Какие вы знаете? Молодцы вы многое знаете об осени Посмотрите, сколько кругом разных листьев! Возьмите себе по листочку. Устроим листопад осенних листьев. -Данил, какой у тебя лист? - с какого дерева он упал? - А у тебя? - с какого дерева он упал? Ребята, мы с вами в чудесном осеннем лесу. Чем же богат лес осенью? (грибами, ягодами) Сядем на стульчики-пенечки и поиграем (загадки и вопросы на листочке) Много грибов мы вспомнили, а их можно есть? Значит как их можно назвать? А как называется самый известный ядовитый гриб? А может мухомор не так плох, может он нужен кому-то? -Какие еще ядовитые грибы вы знаете? Давайте поиграем в игру «Лукошко». Ваша задача найти съедобные грибы. Перед тем, как положить свои грибы в лукошко, назовите каких и сколько у вас грибов. (Я нашел 4 подберезовика…) Мы по лесу ходили, Много шишек находили, Раз, два, три, четыре, пять! Будем с шишками играть! В ручку правую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, По ладошке покатаем. В ручку левую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, По ладошке покатаем. Будем с шишкой мы играть, Между ручками катать! С шишками мы поиграли И нисколько не устали!
-А что еще можно собирать в лесу? (Ягоды) А какие ягоды растут в лесу? ( малина , черника, брусника, клюква…) Давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Тот, кто получит картинку с ягодой, никому не показывая ее, описывает свою ягоду, чтобы ребята ее угадали. А поможет вам в этом схема. Вы хорошо умеете составлять рассказ. Набрали мы с вами в лесу и грибов и ягод , пора возвращаться в детский сад. Ребята, мне очень понравилось играть с вами, буду ждать вас снова. До свидания! уходит Закроем глазки и посчитаем до 5. Вот мы и вернулись. Сядем за столы. -Что нужно сделать с грибами и ягодами по приходу домой? Давайте посмотрим, как правильно сохранить собранное в лесу. А сейчас каждый из вас соберет картинку и скажет нам, что он приготовит на зиму. Встаем в круг и играем с мячом «Назови правильно»: Игра из грибов – Варенье из малины- Джем из брусники- Сок из клюквы- Итак, ребята, где мы были сегодня? Что вам понравилось больше всего в путешествии? Мне понравилось, как составлял загадку…. Саша хорошо знает слова самомассажа… Обязательно дома спросите у мам и бабушек, какие заготовки сделаны в вашей семье и завтра нам расскажете. |
Дети настраиваются на деятельность с педагогом (Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, трав, цветов, живут звери, птицы, насекомые). Слушают и рассматривают схемы Отвечают с опорой на схемы Дети высказывают предположения: как собрать тропинку. Располагают предметы в определенном порядке. Соотносят предмет и движение. Отвечают. Холодок октябрь – батюшка, а ноябрь его перехолодил. В октябре на одном часу и дождь, и снег. В ноябре день с ночью встречаются. Кружатся и приседают. Это кленовый лист. Он упал с клена. Это дубовый лист. Он упал с дуба Выстраивают полный ответ, полное предложение. Звери им лечатся Выполняют задание в соответствии с указанными требованиями Игровой самомассаж шишками сосны, с элементами пальчиковой гимнастики Дети составляют описательный рассказ по опорной схеме. Ягоды и грибы надо перебрать, очистить и помыть. Смотрят презентацию. Д/и «Сложи картинку» Детям предоставляется возможность перенести полученные знания в семью. |
Учебно-методическая литература:
Вышегородская М.В. Интегрированная образовательная деятельность в логопедической группе ДОУ
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.
Никитина А.В. Занятия с детьми 6-7 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
Нищева Н.В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»