Олимпиадные задания, ответы и решения по предмету математика для учащихся 5-9 классов (школьный этап)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
Олимпиадные задания, ответы и решения
по предмету математика
для учащихся 5-9 классов
(школьный этап)
Пивоварова Татьяна Геннадьевна,
учитель математики
Задания
5 класс
1. Вы видите три числа, подписанных одно под другим:
111
777
999
Надо зачеркнуть шесть цифр так, чтобы оставшиеся числа составили в сумме 20.
2. Расшифруйте запись: + О Х О Х О
А Х А Х А
А Х А Х А Х
3. Имеются два сосуда вместимостью 17 литров и 5 литров. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 13 литров воды?
4. Хвост рыбы весит 4 кг, Голова весит столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище – столько, сколько голова и хвост. Сколько весит вся рыба?
Ответы и решения.
5 класс
1. Ответ: 011
+000
009
020
2. Ответ: 90909 +10101 = 101010.
2.Решение. Решение задачи задаётся числовым выражением:
5 – (17 – 5 – 5 – 5) + 5 + 5.
4. Ответ: 32 кг.
Решение. Хвост (Х). Голова (Г). Туловище (Т).
Х=4кг; Г =4кг + 0,5Т; Т = Г + 4кг. Г = 4кг + 0,5(Г+4кг);
2Г = 8кг + Г + 4кг; Г = 12кг; Т = 16кг.
Масса рыбы: 4+12+16 = 32(кг).
Ответ: 32 кг.
6 класс
Задания
1. Расшифруйте запись: + В А Г О Н
В А Г О Н
С О С Т А В
2. Когда внук спросил у дедушки, сколько ему лет, дед ответил: «Если я проживу ещё половину того, что я прожил, да ещё 1 год, то мне будет целый век». Сколько лет дедушке?
3. На каждой из двух прямых отметили по четыре точки. Укажите наибольшее количество треугольников с вершинами в этих точках? Ответ обосновать.
4. В лесу проводился кросс. Обсуждая его итоги, одна белка сказала: «Первое место занял заяц, а второй была лиса». Другая белка возразила: «Заяц занял второе место, а лось был первым». На что филин заметил, что в высказывании каждой белки одна часть верная, а другая – нет. Кто был первым, а кто вторым в кроссе?
Ответы и решения.
6 класс
1. Ответ: 85679 + 85679 = 171358.
2. Ответ: 66 лет.
Решение. Пусть дедушке х лет. Составим уравнение: х + 0,5х +1 = 100; х = 66.
3. Ответ: 48 треугольников.
Решение. Пусть на одной отмечены точки А, В, С и D. Количество отрезков можно подсчитать, используя дерево возможностей:
А В С D
/ | \ / | \ / | \ / | \
B C D A C D A B D A B C
Отрезки АВ и ВА совпадают и т.д. Т.о., на одной прямой 6 отрезков, на другой 4 точки, всего 24 треугольника. Аналогично ещё 24 треугольника.
4. Ответ: Лиса заняла второе место, а лось - первое.
Решение Запишем коротко высказывания двух белок:
1-я белка: «Заяц - I», «Лиса - II».
2-я белка: «Заяц - II», «Лось - I».
Если предположить, что высказывание «Заяц - I» верно, то оба высказывания 2-й белки будут неверными, а это противоречит условию задачи. Значит, высказывание «Заяц - I» не может быть верным, тогда Лиса заняла второе место, а Лось - первое.
7 класс
Задания
1. Трёхзначное число на 125% больше двузначного числа, составленного из его двух последних цифр. Найдите это трёхзначное число.
2. Школа Пифагора. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у того учеников. “Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь ещё к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины”.
Сколько учеников ведёт к рождению вечной истины Пифагор?
3. К числу 10 припишите слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное число делилось на 72.
4.Разрежьте квадрат на 5 прямоугольников так, чтобы два прямоугольника не имели бы более одной общей вершины
5. В трёх ящиках лежат орехи. В первом ящике на 6 кг орехов меньше, чем в двух других вместе. А во втором - на 10 кг меньше, чем в двух других вместе.
Сколько орехов в третьем ящике?
Ответы и решения.
7 класс
1. Ответ: 180.
Решение. 100%+125%=225%, 225% =9/4 двузначного числа. Т.е. двузначное число должно делиться на 4, а при умножении на 9 частного от деления должно получаться трёхзначное число.
2. Ответ: 28.
Решение. Пусть у Пифагора было х учеников. Составим и решим уравнение:
х/2 + х/4 + х/7 + 3 = х
14х+7х+4х+84=28х
3х=84
х=28.
3. Ответ: 4104.
Решение. 72 – произведение чисел 8 и 9.Используя признак делимости на 8, справа приписываем цифру 4, по признаку делимости на 9 слева приписываем цифру 4.
4. Ответ:
5. Ответ: 8 кг орехов
Решение. Соединим оба заданных условия и получим следующее утверждение: «В первом и втором ящиках орехов на 6 кг+10 кг меньше, чем в первом, втором и двух третьих». Отсюда следует, что в двух третьих ящиках 16 кг орехов, то есть в третьем 8 кг орехов.
8 класс
Задания
1. У первоклассника Феди в кассе цифр есть только единицы, шестёрки, четвёрки и девятки. Он составил из них 2 числа. Может ли одно них быть ровно в 17 раз больше другого? (ответ обосновать)
2. Постройте график функции
3. Сократите дробь
а4 – b4 + 64 – 16 а2
(а + b)2 – 8 – 2аb
и найдите её значение при а = 37 и в = 27, не прибегая к письменным вычислениям.
4. Найдите углы прямоугольного треугольника, если угол между биссектрисой и высотой, проведёнными из вершины прямого угла, равен 15О.
5. Пришел Иван-царевич в подземелье к Кащею Бессмертному Василису Прекрасную освобождать. В подземелье 3 темницы. В одной из них томится Василиса, в другой расположился Змей Горыныч, а третья темница пустая. На дверях есть надписи. но все они ложные. На первой темнице написано «Здесь Василиса Прекрасная»; на второй темнице «Темница № 3 не пустая», на третьей темнице написано «Здесь Змей Горыныч». В кой же темнице Василиса?
8 класс
Ответы и решения
1. Ответ: не может.
Решение. У Феди есть только 1, 4, 6, 9. Если число а заканчивается на 1, 4, 6, 9, то произведение числа а на 17 заканчивается на 7, 8, 2, 3. А таких цифр в кассе нет.
2. Ответ: прямая у = 0,25 х , с выколотой точкой (3; 0,75).
Решение. После преобразования получаем функцию у = 0,25 х,
при х Є (-∞; 3 ) U (3; +∞ ).
3. Ответ: а2 – 8 – b2; 632.
Решение
Числитель: а4 – b4 + 64 – 16 а2 = ( а4– 16 а2 + 64 ) – b4 = (а2 – 8 )2 –( b2)2 = (а2 – 8 – b2) (а2 – 8 + b2).
Знаменатель: (а + b)2 – 8 – 2аb = а2 + 2аb + b2 – 8 – 2аb = а2 + b2 – 8.
а2 – 8 – b2 = (а – b) (a + b) – 8 = (37–27) (37 + 27) – 8 = 632.
4. Ответ: 30О, 60О, 90О.
Решение.
-
Угол РСА равен 45О, т.к. СР биссектриса прямого угла.
-
Угол КСА равен 30О (45О – 15О = 30О).
-
Угол КАС равен 60О (из прямоугольного треугольника прямоугольного АСК).
-
Угол СВА равен 30О (из прямоугольного треугольника прямоугольного АВС).
5. Ответ: во второй темнице.
Решение. Василиса не может быть в первой темнице, значит, она во второй или третьей темнице. Так как третья темница пустая, Василиса будет во второй темнице.
9 класс
1. К числу 10 припишите слева и справа по одной цифре так, чтобы полученное число делилось на 72.
2. Известно, что 1/х1 +1/х2 = 0,5, где х1 и х2 – корни уравнения х2 +х + b = 0. Найдите b.
3. В прямоугольный треугольник с катетами 2см и 6см вписан квадрат, имеющий с треугольником общий прямой угол. Найдите периметр квадрата.
4. Автомобиль едет сначала 2 мин с горы, а затем 6 мин в гору. Обратный путь он проделывает за 13 мин. Во сколько раз скорость автомобиля при движении с горы больше, чем скорость при движении· в гору? (Считайте, что скорость при движении с горы (в гору) одинакова в обоих направлениях.)
5. В трех урнах лежат шары: в одной – два белых, в другой - два черных, в третьей - белый и черный. На урнах висят таблички: ББ, ЧЧ и БЧ так, что содержимое каждой из урн не соответствует табличке. Как, вытащив один шар, определить, в какой урне какие шары лежат?
9 класс
Ответы и решения
-
Ответ: 4104.
Решение. 72 – произведение чисел 8 и 9.Используя признак делимости на 8, справа приписываем цифру 4, по признаку делимости на 9 слева приписываем цифру 4.
-
Ответ: -2.
Решение. По теореме Виета х1 + х2 = - 1 и х1* х 2 = b. После преобразования выражения 1/х1 +1/х2 = 0,5, имеем 2(х1 + х2 ) = х1* х 2.
Решаем уравнение: 2 * (-1) = b, b = - 2.
3. Ответ: 6 см.
Решение.
Обозначим сторону квадрата за х. Треугольники ADE и EFB подобны по двум углам, отсюда имеем: (2 - х): х = х: (6 – х). Решив уравнение, получим х = 1,5(см). Р = 6* 1,5 =6 (см).
4. Ответ: 6.
Решение. Пусть скорость автомобиля при движении с горы равна х км/мин, а при движении в гору - у км/мин. Тогда на пути туда автомобиль едет с горы с горы 2х км, а в гору - 6у км.
На обратном пути расстояние 6у км (т.е. путь с горы) автомобиль преодолевает за . 6у /х мин, а расстояние 2х км (т.е. путь в гору) – за 2х/у мин. Всего обратный путь занимает 13 мин. Получаем уравнение:
6у /х + 2х/у = 13.
Из этого уравнения нужно найти отношение х/у. Введя замену х/у = t, получим уравнение с одной переменной: 2t + 6/t = 13. Решив его, найдем, t1= 6, t2 = 0,5. Так как скорость автомобиля при движении с горы больше, чем при движении в гору, то подходит только корень t1= 6 Таким образом, х/у = 6.
5. Решение. Вытащим шар из урны с надписью БЧ.
Если вытащенный шар окажется белым, то в этой урне лежат два белых шара, в урне с надписью ББ не может быть белого и черного шаров, поскольку при этом в урне с надписью ЧЧ содержимое совпадает с надписью. Делаем вывод о том, что в урне с надписью ББ лежат два черных шара, а в урне с надписью ЧЧ лежат два шара разных.
Если вытащенный шар окажется черным, то в урне с надписью БЧ лежат два черных шара, в урне с надписью ЧЧ лежат два белых шара, а в урне с надписью ББ лежат два шара разных цветов.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Проектирование современного урока математики: реализация требований ФГОС