Тема: "Время. Единицы времени"
Образовательная цель: формирование у школьников понятия, какую роль играет время в жизни человека.
Задачи урока:
• учить определять время по часам
• решать задачи, содержащие единицы времени
• устанавливать соотношение между единицами времени: час, минута, секунда
• сравнивать длительность событий
Авторы урока: Вайс В.К., Шмакова С.В. – учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 города Кизела Пермского края.
Класс:3
Программа: «Начальная школа 21 века»
Предмет: Математика.
Учебник: В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачёва: «Математика», Москва, «Вентана – Граф», 2013.
Тема: Время. Единицы времени.
Этап обучения по данной теме: вводный урок раздела «Числа и величины», на который предусмотрено программой –6 часов.
Тип урока: Открытие нового знания.
Метапредметная категория: время.
Образовательная цель:
формирование у школьников понятия, какую роль играет время в жизни человека.
Руководствуясь новыми стандартами, на первой ступени школьного обучения в ходе математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Эти результаты приемлемы не только к математике, но и к другим учебным наукам.
Задачи урока:
учить определять время по часам
решать задачи, содержащие единицы времени
устанавливать соотношение между единицами времени: час, минута, секунда
сравнивать длительность событий
Планируемые результаты:
-
Личностные:
-
Развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий;
-
Умение анализировать свои действия и управлять ими;
-
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-
Метапредметные результаты:
-
Способность принимать и сохранять учебную задачу, находить средства и способы её осуществления.
-
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
-
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
-
Использовать различные способы обработки, анализа, организации и передачи информации.
-
Конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению.
-
Предметные результаты:
-
Владение понятием времени, единицами времени и способами его измерения.
-
Преобразовывать величины.
-
Сравнивать величины.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки для групповой работы.
Оценочная деятельность на уроке (в чем проявится):
-
Умение работать с текстом.
-
Работа в группе.
-
Умение формулировать учебную задачу.
Технологическая карта урока.
Этап |
Деятельность учителя, педагога |
Деятельность ученика, воспитанника |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Формируемые компетенции, УУД |
Методические, технологические приемы |
Прогнозируемый результат |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Мотивация учащихся к учебной деятельности; концентрация внимания; настрой на успешную работу. |
Дети настраиваются на урок. Слушают учителя, хором проговаривают фразу: хочу всё знать! |
Орешек знаний твёрд, но всё же, мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет урок, где я: «Хочу всё знать!» |
Регулятивные УУД: действовать в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: Включение в учебный процесс. |
Оргмомент. |
Создание положительного эмоционального настроя. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. |
Организует работу с карточками. Читает загадку о времени и предлагает обучающимся отгадать её. Предлагает назвать единицы времени в порядке возрастания и определить тему урока. |
Читают правило. Формулируют правило работы в группе.
Слушают учителя, отгадывают загадку: «время». Называют единицы времени в порядке возрастания. Формулируют тему урока «Время. Единицы времени». Отвечают на вопрос учителя. |
Ребята, сегодня нам предстоит работать в группах. Перед вами карточка – правила работы в группе, прочтите её. Как нужно работать в группе? Отгадайте загадку: Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. Назовите единицы времени в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век. А что вы уже знаете о такой величине, как время? Какова тема сегодняшнего урока? |
Познавательные УУД: Выделять существенную информацию из текста. Регулятивные УУД: Понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале. Личностные УУД: Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные и внешние мотивы. Коммуникативные УУД: Использовать речь для регуляции своего действия. |
Работа с текстом. Прием «Яркое пятно». (Загадка). Наглядно - демонстрационный. |
Осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков. Создание условия для определения детьми темы урока. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. |
Уточняет представления о понятиях: месяц, год, неделя, сутки. Выделяет соподчиненность темы и целей, определяет их объём. Обобщает ответы детей. Предлагает детям сформулировать задачи урока |
Поднимают руки, обращаются к своему жизненному опыту. Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы узнать. Отвечают на вопросы. Высказывают собственные предположения. Рассуждают. Сталкиваются с затруднением. Как измерить время? Почему важно знать единицы времени? Как работать с величинами времени? Почему важно беречь время? |
Сколько месяцев в году? Какой месяц начинает год? Какой заканчивает? Как месяцы следуют друг за другом? Как распределяются месяцы по временам года? А что бы вы хотели узнать о времени? Придумайте вопросы. Давайте попробуем ответить на некоторые из них. На какие вопросы мы не смогли ответить? Нам предстоит на них ответить на уроке. |
Познавательные УУД: Строить рассуждения об объекте. Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей, условиями ее реализации; Личностные УУД: Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные и внешние мотивы Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия. |
Обращение к жизненному опыту ребенка. Постановка вопросов к теме урока. Знаю – не знаю, хочу узнать. Работа со схемами. Выход на проблему. |
Создание условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач урока. |
4.Этап построения проекта и выхода из затруднения. |
Организует диалог. Показ презентации. Организация частично – поисковой деятельности, организует анализ проблемного вопроса (через работу в группах) |
Высказывают свои предположения. Просмотр презентации. Работают в группах. Объясняют значение выражений: нет времени; время летит, время как резиновое, тратить время впустую, убить время, экономить время, времени хоть отбавляй, время работает на тебя. |
Ребята, а что такое «время»? Время, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям. Определить, какое из них произошло раньше или позже другого. Во многих языках «время» - одно из самых употребляемых имён существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Поработайте в группах и объясните значения выражений. |
Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации, Коммуникативные УУД: Адекватно использовать коммуникативные речевые средства для решения поставленных задач, допускать возможность существования различных точек зрения, отвечать на вопросы. |
Беседа. Наглядно - демонстрационный прием. Поисковый метод. Побуждающий диалог. |
Развитие умения извлекать информацию для открытия новых знаний. Раскрытие сущности обсуждаемых явлений, используя наглядные методы, выстраивание логических умозаключений. |
5.Этап реализации построенного проекта. |
Организует работу в группах. Демонстрирует таблицу соотношения единиц времени. Организует беседу после групповой работы. Организует анализ учащимися проблемной задачи, её решение. |
Восстанавливают правильную последовательность соотношения единиц времени с опорой на таблицу. Преобразуют величины: переводят одни единицы времени в другие. Приходят к выводу, что необходимо знать таблицу соотношения единиц времени, чтобы уметь преобразовывать величины. |
Ребята, поработайте в группах с заданиями на карточках: все единицы времени даны вразброс. Восстановите их правильную последовательность и составьте таблицу соотношений. Сравните её с эталоном. Что необходимо знать, чтобы работать с единицами времени? |
Познавательные УУД: Устанавливать соотношения между величинами. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные УУД: Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные УУД: Обосновывать собственную позицию. |
Широкий спектр логических действий. Преобразование величин. Общие приёмы решения задач. Наглядно – демонстрационный метод. |
Организация изучения нового материала; Формирование умение делать выводы: Развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями. |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Организует проверочную работу. |
Работают самостоятельно по карточкам. |
У вас есть задания для индивидуальной работы. Сравните величины, проверьте друг у друга и оцените работу соседа по парте. |
ПознавательныеУУД: Использовать таблицу, преобразовывать величины Коммуникативные УУД: Организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками при взаимопроверке. |
Практическая работа. |
Организация усвоения нового; зафиксировать новое содержание урока. |
7.Физминутка за минуту. |
Показывает слайд «таблица»: что выпускают в стране за 1 минуту. Показывает обрывки ниток и песочные часы. |
Приводят примеры, что можно сделать за 1 минуту с опорой на слайд презентации. Выполняют 1 задание. Выполняют 2 задание: «Зоркие глаза» и «Стрельба глазами». Выполняют 3 задание: упражнения, имитирующие работу часов: маятник, колёсики, пружинка, будильник. |
Как вы думаете, 1 минута – это много или мало? 1 задание: за 1 минуту свяжите обрывки ниток, каждый длиной 10 см. У кого нитка окажется длиннее? Следим за временем по песочным часам. 2 задание: нарисуйте глазками 5 кругов по часовой стрелке и 5 кругов против часовой стрелки; двигайте глазами влево, вправо, вверх, вниз по 5 раз. |
Коммуникативные УУД: Совместная деятельность со сверстниками, с учителем. |
Активность, подвижный метод. Гимнастика для глаз. |
Организация смены вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей |
8.Этап групповой работы: установление межпредметной связи. |
Создает ситуацию, в которой необходимо установить межпредметные связи. Организует групповую работу. |
Отвечают на вопрос учителя: называют предметы и темы. Работают в группах по интересам: 1 группа - конструкторы (создают модель часов по готовым шаблонам) 2 группа - следователи (устанавливают личность подозреваемого по приметам) 3 группа - художники (рисуют иллюстрацию к отрывку из сказки Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени») 4 группа - писатели (составляют мини-сочинение «Почему надо беречь время») 5 группа - литераторы (из предложенных пословиц о времени выбирают ту, которая выражает главную мысль отрывка из «Сказки о потерянном времени») Составляют кластер «Время» Проводят взаимопроверку. Представляют творческие работы. |
На каких предметах мы встречаемся с понятием «время»? При изучении каких тем? А теперь поработаем над составлением кластера. Для этого объединитесь в группы по интересам: Группа конструкторов. Группа следователей. Группа художников. Группа писателей. Группа литераторов. Задания вы прочтёте на листочках. На работу у вас 5 минут, приступили к заданию. А теперь составим кластер «Время». Расположите ваши работы в соответствующую графу таблицы: математика, русский язык, литературное чтение, технология, физкультура. |
Познавательные УУД: Использовать знаково-символические средства, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, строить рассуждения об объекте, свойствах, и связях. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, предложения и оценку учителя, товарищей, различать способ и результат действии. Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. Уметь коллективно выполнять учебные задания, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на анализ и контроль результата. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, контролировать действия партнеров, допускать возможность существования у людей различных точек мнения, ориентироваться на позицию партнеров в общении и взаимодействии. |
Практическая деятельность обучающихся, конструирование, моделирование, сочинение, выбор, составление кластера. Работа по эталону. Составление кластера. |
Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля, анализ и обобщение полученных знаний. |
9.Этап включения в систему знаний и повторения. |
Задает обобщающие вопросы по теме урока. Организует фиксирование содержания. Организует подведение итога урока. |
Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока. |
Для чего необходимо знать единицы времени и уметь с ними работать? Пригодятся ли нам эти знания в дальнейшей жизни? На каких уроках, как вы думаете, вы будете использовать их? Людям каких профессий особенно необходимо знать время? |
Познавательные УУД: Уметь осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Вопросно-ответные приёмы работы. Фронтальная работа. |
Фиксирование результатов, полученных на уроке. |
10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Задает проблемный вопрос. Создает ситуацию собственной компетентности, уважительной самооценки на уроке. Предлагает домашнее задание по выбору. Благодарит за работу на уроке. |
Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою деятельность. Делают вывод о своей работе на уроке. Выбирают домашнее задание по интересам. |
У вас имеются у многих мобильные телефоны. Сосчитайте, сколько времени вы тратите за сутки на телефонные разговоры. Это много или мало? Обоснуйте свой ответ. Сколько времени вы тратите на домашние задания, а на просмотр телевизора? Итак, 45 минут пролетели очень быстро. Можно ли сказать, что мы с пользой провели их? Почему вы так думаете? Выберите фразу и дополните её. Выберите себе задание: 1). Как я соблюдаю режим дня? 2). Мини-исследование «Время в моей жизни» 3). Хронометраж «Сколько времени я трачу на подготовку домашних заданий» Большое спасибо за активную работу, молодцы! |
Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания, использовать знаково – символические средства(фразы – модели),устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ результата. |
Дополни фразу. |
Рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности. |
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО