Проект "Радуга эмоций"
практико-ориентированный (прикладной)
По территории реализации : внутренний
По продолжительности : 2 месяца
Участники проекта - дети 5-6 лет, педагоги
Управление образования
г. Алапаевск
МБДОУ «Детский сад № 65»
Автор- разработчик:
воспитатель старшей группы №2
Софронова Наталья Геннадьевна
2015 год.
Содержание:
1.Проблема.
2.Актуальность.
3.Новизна.
4.Цель проекта.
5.Задачи.
6.Методы работы.
7.Принципы, на основе которых реализуется проект.
8.Вид проекта.
9.Предполагаемые результаты проекта.
10.Вопросы, направляющие проект:
10.1.основополагающий вопрос;
10.2.проблемные вопросы;
10.3.учебные вопросы.
11.План проведения проекта:
11.1.подготовительный этап;
11.2.внедренческий этап;
11.3.итоговый этап.
12.Обеспечение:
12.1.методическое;
12.2.материально- техническое.
13.Приложения:
1.Аналитическая справка анкетирования родителей на тему « Игровое общение с ребенком».
2.Презентация проекта «Радуга эмоций» в электронном виде.
3.Презентация: «Творческие работы детей. Такие разные эмоции»
4.Презентация для детей: «Эмоции человека»
5.Фотогалерея.
5.Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности в бумажном и электронном виде, некоторый материал только в электронном варианте ввиду большого объема.
6.Творческий продукт родителей и детей: альбом «Азбука солнечного настроения».
7.Видеоматериал итогового мероприятия: «Путешествие в страну «Эмоции»».
Проблема:
по данным психологов в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития.
Актуальность:
активное включение детей в игровую деятельность будет способствовать их эмоциональному развитию;
ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебнопознавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.
Новизна:
рассматриваются педагогические средства, направленные на становление индивидуальнонеповторимого, самобытного стиля эмоционального поведения детей, развитие у них способности к дифференцированию эмоций, проявлению эмпатии, оцениванию причинноследственных связей, дальнейшему освоению словесных обозначений эмоциональных проявлений, пониманию лексикосемантической структуры данной группы слов;
представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – создание единого образовательного пространства по ознакомлению и овладению детьми эмоциями, открытому проявлению своих чувств различными социально-приемлемыми методами.
Цель проекта:
развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.
Задачи:
1-й блок. Овладение мимикой. Задачи: учить определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям; формировать умение выражать своё эмоциональное состояние в рисунке; развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции; закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.
2-й блок. Овладение пантомимикой. Задачи: учить определять эмоциональное состояние по пантомимике; развивать эмоциональную экспрессию, способность с помощью жестов выражать внутренние переживания;
3-й блок. Закрепление положительных эмоций. Задачи: формировать умение находить способы улучшения настроения; учить выражать свое настроение при помощи изобразительных средств; способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.
4-й блок. Развитие навыков произвольности в выражении эмоций. Задачи: способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами; активизация словаря эмоциональной лексики; учить владеть чувствами.
Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих
методов:
- теоретических (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных стандартов образования, программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста);
- практических ( анкетирование, наблюдение, тестирование, подвижные, релаксационные и эмоционально-экспрессивные игры, беседа, анализ жизненных ситуаций, тематическое рисование).
Реализация проекта осуществляется на основе
Принципов:
- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самосовершенствованию);
- поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
- обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Вид проекта:
практико-ориентированный (прикладной).
По типу предметно-содержательной области - межпредметный, так как реализация цели проекта осуществляется в интеграции нескольких областей дошкольного образования.
По территории реализации - внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного образовательного учреждения.
По продолжительности проведения - среднесрочный, так как срок его реализации составляет 2 месяца.
Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), педагоги, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- повышение уровня эмоционального развития детей;
- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Критерии оценки реализации проекта:
- уровень эмоционального развития детей;
- показатель удовлетворенности родителей совместной работой.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
.Зачем мы играем?
Проблемные вопросы:
-
Как игра может помочь выразить чувства?
-
Как игра может помочь понять чувства другого?
-
Как мы учимся общаться в игре?
-
Учебные вопросы:
-
Что такое эмоции?
-
Какие бывают эмоции?
-
Как эмоции проявляются в поведении?
-
Каковы особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста?
-
Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами?
-
Как игра помогает ребёнку понимать свои и чужие эмоции?
План проведения проекта:
1. Подготовительный этап:
- формулирование гипотезы проекта, его цели и задач;
-подобрать методическую , научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал;
-составить перспективный план мероприятий;
- чтение и анализ литературы по проблеме;
- подбор игр и творческих заданий для организации совместной деятельности с детьми;
- презентация проекта родителям (показ презентации, видеоролика "Калейдоскоп эмоций");
- изучение представлений родителей об игровой деятельности и ее влиянии на эмоциональное развитие детей (анкетирование);
- формирование детских групп.
2. Внедренческий этап:
- организация совместной деятельности с детьми над проектом;
-привлечение родителей к созданию альбома «Азбука солнечного настроения» совместно с детьми;
- оформление результатов работы над проектом.
3. Итоговый этап:
- презентация проекта «Радуга эмоций» в электронном виде;
- презентация : «Творческие работы детей «Такие разные эмоции»»;
- выставка детских творческих работ;
-презентация для детей: «Эмоции человека»";
-творческий продукт родителей и детей: альбом «Азбука солнечного настроения»;
-подборка тестирующих материалов по данной теме;
- видеоматериал заключительного мероприятия по проекту: «Путешествие в страну «Эмоций»»;
- обсуждение и дополнение проекта:
продолжить работу в данном направлении, разработать проект «Книга настроений».
Обеспечение:
Методическое:
1.Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. М.,1985 г.
2.Дубовец С. Развитие эмоций у детей. Дошкольное воспитание,2008 год.№1.
3.Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.
4.Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2.
5.Зазульская О.В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками. Ребенок в детском саду.2006, №1
6.Ковалец Н.В. Азбука эмоций. М.,Владос,2004 год.
7.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,2006 год.
8.Кудымова О.В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Дошкольная педагогика, 2009, №1.
9.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. психологические занятия с дошкольниками. СПб: Речь, 2005 год.
10.Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. М.,Книголюб, 2005 год.
11.Макарова Т.В.,Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников .М.ТЦ Сфера, 2008 год.
12.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., АРТКИ,2003 год.
13.Прохорова Г. Азбука настроений. Дошкольное воспитание,1999г,№8.
14. Сибай Л. Чувства разные нужны -чувства разные важны, г. Можайск,2005г.
15.Стожарова М.Ю. Школа эмоций. Ребенок в детском саду,2006 г, №2.
16.Субботин В.К. Эмоции и физиология. М., 1998 год.
17.Ходюшина Н.П. Пословицы русского народа. М., 2005 год.
Материально – техническое:
1.Альбом «Азбука солнечного настроения»
2.Картотека игр «Эмоции»
3.Лото настроений.
4.Маски эмоций.
5.Уголок настроения: « Волшебный мешочек», « Коврик злости», « Кубик настроений».
6.Художественная литература.
7.Презентация «Эмоции человека».
8.Пиктограммы с разными видами эмоций.
9.Демонстрационный и раздаточный материал по теме.
Интернет- ресурсы:
http://eknigi.org/dlja_detej/page/
http://skyclipart.ru/detsad/8079-papka-peredvizhka-yemocii-i-zdorove.html
http://mdou16.my1.ru/publ/nashi_stati/formirovanie_tolerantnosti_u_doshkolnikov/2-1-0-21
.
Приложение 1.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Анкетирование родителей «Игровое общение с ребенком»
2013 -2014 учебный год
Анкетирование проводилось среди родителей детей старшей группы детского сада.
Целью анкетирования являлось узнать, как родители относятся к игре, как средству общения с ребенком, проанализировать опыт родителей по использованию игр в семейном воспитании.
Обработка анкет проводилась по двум параметрам: игровая инициатива родителей, одобрение игровой активности самого ребенка.
Результаты по шкалам приведены на диаграмме 1.
Рис 1. Результаты анкетирования родителей «Игровое общение с ребенком»
Как видно из рисунка, всегда одобряют игровую активность ребенка третья часть родителей (31%). Время от времени ее одобряют 49% родителей, а не одобряют совсем – 20%. Постоянно проявляют инициативу в игровом общении с ребенком только 33% опрошенных родителей, время от времени – 28% родителей, а никогда не проявляют инициативы – 39% опрошенных родителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что родители недостаточно информированы в области игровой деятельности ребенка и общения во время игры, их значения для личностного и интеллектуального развития ребенка. Большая часть проанкетированных родителей практически не тратят время на игры с ребенком, не придавая значения игровому общению с ним.
Из вышесказанного следует, что необходима организация мероприятий по повышению психолого-педагогической грамотности родителей в области игровой деятельности детей.
«2» февраля 2015 года.
Педагог __________ Софронова
2.Приложение:
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
3.Приложение: электронные презентации по результатам проектной деятельности.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»