Объяснение электрических явлений
Тюрнина Нина Рафаиловна
Высшая квалификационная категория
Д. Агалатово, Всеволожский район, Ленинградская область
МОБУ «Агалатовская СОШ»
Предмет – физика
А.В.Перышкин Физика 8класс, изд. Дрофа
Тема: Объяснение электрических явлений
8 класс
Продолжительность урока - 45 минут
Объяснение электрических явлений
Цель урока: Систематизировать знания учащихся об электризации тел.
Задачи:
-
Повторить понятия: атом, электрон, ион, проводник, диэлектрик; способы электризации; взаимодействие зарядов;
-
Показать взаимодействие незаряженных проводников с заряженными телами;
-
Научиться объяснять процессы электризации на основе имеющихся теоретических знаний.
Ожидаемые результаты: Учащиеся на основании знаний об электроне и строении атома объясняют электризацию тел при соприкосновении, переход части заряда с заряженного тела на незаряженное при соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, притяжение не наэлектризованных проводников к заряженным телам.
Основная деятельность: работа в парах и микрогруппах; презентация выводов группы.
Оборудование к уроку: 2 электроскопа с шарами, проволока на изолирующей ручке, эбонитовая и стеклянная палочки, металлическая гильза на шелковой нити, изолирующий штатив, кусочек шелковой ткани и меха, экран.
План урока
№ |
Этап урока |
Время |
Деятельность учащихся |
Приемы и методы |
1 |
Организационный момент |
2 мин |
ответы на вопросы, целеполагание |
беседа |
2 |
Актуализация знаний |
6 мин |
ответы на вопросы карточки |
работа в парах (взаимообучение), иллюстрация, объяснение |
3 |
Применение знаний (эксперимент) |
12 мин |
демонстрация, объяснение опытов |
элемент игры, беседа |
4 |
Применение знаний (решение качественных задач) |
23 мин |
обмен мнениями в группе, презентация ответа |
работа в группах (взаимообучение), беседа |
5 |
Подведение итогов |
1 мин |
подсчет звездочек |
накопительный балл |
6 |
Информация о д/з |
1 мин |
|
|
Ход урока
1.Организационный момент: (опыт учителя) Потереть два надутых шарика на нити о шерсть, взять за концы нити. Шарики отталкиваются. Почему? Потереть один шарик, поднести к стене, он притянулся. Как вы можете объяснить? Какова тогда тема и цель нашего урока?
2.Актуализация знаний:
Карточки:
1 уровень.
-
Из каких частиц состоят атомы вещества?
-
Какого знака заряд имеет электрон? Протон?
2 уровень.
-
Как взаимодействуют два одноименных заряда? Разноименных?
-
Атом хлора принял один электрон. Каков знак полученной частицы и как она называется?
-
Чем отличаются проводники от диэлектриков?
3 уровень.
-
Что значит, тело не имеет заряда? Имеет положительный, отрицательный заряд?
-
В результате трения о шелк стеклянной палочке был сообщен положительный заряд. Изменилась ли масса стеклянной палочки? Как? Почему?
-
Почему одни вещества являются проводниками, а другие диэлектриками?
3.Применение знаний:
Эксперимент 1.
Заряжаем первый электрометр положительным зарядом. Соединяем проволокой, укрепленной на изолирующей ручке, стержень заряженного электрометра со стержнем незаряженного электрометра.
Объяснение: Вокруг заряда, находящегося на первом электрометре, существует электрическое поле. Это поле после соединения действует на электроны проводимости, как проволоки, так и стержня второго электрометра. Часть электронов перейдет на первый. На втором будет недостаток электронов.
Эксперимент 2. Игра: (один ученик выходит за дверь)
1.Заряжаем гильзу. Когда ученик возвращается надо узнать с помощью стеклянной и эбонитовой палочки, каким знаком заряжена гильза. Объяснить.
2. Не заряжаем гильзу. Когда ученик возвращается, он видит, что гильза притягивается и к стеклянной и к эбонитовой палочке. (Для объяснения этого примера у учащихся может не хватить знаний. Поэтому процесс познания следующий: выдвижение гипотезы→обсуждение→поиск информации для доказательства п.31, стр.71, последний абзац)
4.Применение знаний (решение качественных задач)
-
В электростатическое поле положительного заряда +q внесено незаряженное металлическое тело, а затем разделено на части M и N(см.рис). Какими электрическими зарядами обладают части M и N после разделения? А если тело будет из диэлектрика?
+ q
-
Две одинаковые легкие гильзы из фольги подвешены на шелковых нитях равной длины к одной точке. Гильзам сообщили заряды одинакового знака, и они разошлись на некоторое расстояние. Что произойдет, если одну гильзу разрядить?
-
Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел?
-
Если комната невелика, а людей в ней много, то электризация тел путем трения, а также другие опыты по электричеству плохо удаются. Почему?
-
Если сухой незаряженной палочкой из оргстекла проводить по металлическому стержню электроскопа, то электроскоп показывает наличие заряда. Откуда же берется заряд?
-
Металлический шар, имевший отрицательный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральным. Можно ли сказать, что заряды на шаре исчезли?
-
Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка при трении электризоваться то положительно, то отрицательно?
-
Можно ли на концах стеклянной палочки получить два одновременно существующих разноименных заряда?
-
Почему провода электрической сети прикрепляются к столбам при помощи фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам?
-
Почему при проведении опытов с электризацией человека его ставят на изолированную скамеечку?
5.Подведение итогов: за правильные ответы во время урока выдаются звездочки (накопительные баллы фиксируются в тетради учителя)
6.Домашнее задание: упр.12 (п)
Литература:
1.А.Е.Марон, Е.А.Марон Дидактические материалы Физика 8 класс, изд. Дрофа
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре