Конспект урока истории "Освоение космоса"
Цель: Формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными.
Автор: Еремеева Екатерина Ивановна
Учреждение: ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Дисциплина: История России
Учебник: История России: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина.
Класс: 9
Продолжительность урока: 45 минут
Тема урока: «Освоение космоса»
Цель: Формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными.
Задачи:
1. Образовательные:
- проследить путь советских ученых в освоении космоса;
- дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космосе полетел человек.
2. Коррекционно-развивающие:
- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;
- развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками;
- развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.
3. Воспитательные:
- вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.
Методы:
Словесный – рассказ
Наглядный – презентация, видеоролик
Практический – самостоятельная работа
Основные знания: 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г. – первый полет в космос человека, первый космонавт – Ю. А. Гагарин.
Основные термины и понятия: Освоение, космодром.
Средства обобщения знаний:
- Учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
- Ноутбук;
- Проектор;
- Презентация «Освоение космоса»;
- Видеоролик «Первый полет в космос»;
- Карточки с заданиями.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок-путешествие во времени.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Доклад дежурного о готовности класса к уроку.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
В начале урока, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, после просмотра которого, вы поймете, о чем пойдет разговор на уроке.
Просмотр видеоролика «Первый полет в космос». (слайд 1)
? - О чем этот видеоролик? (ответы детей)
2. Актуализация новых знаний, сообщение темы урока:
Учитель:
С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Открывались новые планеты, звезды и другие тайны космоса. Сегодня стали возможны полеты людей в космос.
Я предлагаю нам отправиться вместе в путешествие во времени. Согласны? Тогда «Поехали!» (слайд 2)
Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат
карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе. (выполняют) (слайд 3)
Проверка выполненного задания:
- Давайте проверим, какие знания о космосе у вас есть? (ответы детей)
Учитель:
Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Но прежде чем отправиться дальше, мы должны узнать тему урока, все буквы разлетелись в космическом пространстве, наша задача собрать их. (слайд 4)
е Ос кос са во е мо ни
3 1 6 8 2 5 7 4
Правильно «Освоение космоса».
? - Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?
- Как называется этот день?
- Почему День космонавтики отмечают именно 12 апреля?
Открываем тетради, пишем число, тему урока «Освоение космоса».
Сообщение целей и задач урока:
Цель нашего урока – получить знания об освоении космоса советскими учеными.
Задача – для достижения цели, нам необходимо проследить путь советских ученых в освоении космоса.
Физкультминутка: гимнастика для глаз (слайд 5)
3. Изучение нового материала:
Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут (вывешивается на доску)
План-маршрут:
1. Основоположники космонавтики;
2. Первые полеты в космос;
3. Космос сегодня.
В конце нашего путешествия во времени мы сможем узнаем, «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»
- Как вы понимаете слово «освоение»? (ответы детей)
Словарная работа: Освоение - полностью овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать. (слайд 6)
- Исходя из расшифровки слова «освоение», как можно объяснить тему урока? (ответы детей)
Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики.
Сообщение ученика (слайд 7, портрет К.Э Циолковского):
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 самостоятельно сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику. Он разработал теорию ракетостроения.
В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. В статье был предложен и первый проект ракеты дальнего действия.
Слово учителя:
- Исследованием космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми.
- Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев.
Сообщение ученика: (Слайд 8: портрет С.П. Королева).
Королев Сергей Павлович (1906/07-1966), российский ученый и конструктор. Под руководством Королева созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход », на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
Работа с учебником:
Учащийся читает описание первого спутника земли на стр. 241, остальные слушают. (Слайд 9: фото первого спутника Земли).
Запись в тетрадь: Октябрь 1957 г. - впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.
Рассказ учителя:
- Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди. Но ученые не знали, выдержит ли живой организм космический полет.
? – Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет? (ответы детей)
Правильно, было решено сначала отправить собак.
Сообщение ученика: (Слайд 10)
Лайка (1954 — 3 ноября 1957) - собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли.
Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет.
Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта - через 5-7 часов после старта, от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.
Сообщение ученика: (слайд 11)
Белка и Стрелка - советские собаки-космонавты, первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми.
Полёт проходил на корабле «Спутник-5».
Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.
Основной цель запуска второго космического корабля-спутника, было исследование влияния космического полёта на организм животных (перегрузка, длительная невесомость, переход от перегрузок к невесомости и обратно).
Белка и Стрелка являлись дублёрами собак Чайки и Лисички, которые погибли в катастрофе такого же корабля при неудачном старте 28 июля 1960 года. На 19-й секунде полёта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени, в результате чего она упала и взорвалась.
Рассказ учителя:
- После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром.
Словарная работа: Космодром – специальное место для запуска космических кораблей (дети записывают в тетрадь). (слайд 12)
Рассказ учителя:
- Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом. Это был…
- Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт В.В. Терешкова (Слайд 14: портрет В.В. Терешковой).
Запись в тетрадь: первая женщина – космонавт В.В. Терешкова
Рассказ учителя:
- На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями.
- Для чего необходимо осваивать космос? (ответы детей)
- Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение.(Слайды 15-17: Изображение различных современных спутников).
4. Закрепление изученных знаний:
Пришло время нам вернуться на Землю из нашего космического полета, и ответить на вопрос: «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»
Карточка с заданием:
Установите последовательность событий, объясните:
-
Полет Ю.А. Гагарина в космос
-
Запуск искусственного спутника Земли
-
Полет первой женщины – космонавта В.В. Терешковой
-
Полет Белки и стрелки
-
Полет Лайки
_______________________________________________________________
Задание на слайде: найди ошибку.
-
Видео «Выход в открытый космос Н. Армстронга»;
-
Видео «Взрывы в космосе».
5. Рефлексия.
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я приобрёл…
Мне захотелось…
6. Подведение итогов:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок.
7. Домашнее задание:
Читать стр. 241- 244, читать, отвечать на вопросы на стр.244 (1-2 вопрос);
Подготовить сообщение об одном российском космонавте:
- Алексей Леонов
- Светлана Савицкая
Литература:
Учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
http://wikipedia.org/wiki/Циолковский,_Константин_Эдуардович
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»