В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Конспект урока истории "Освоение космоса"

Конспект урока истории "Освоение космоса"

Екатерина Еремеева
Тип материала: Урок
просмотров: 7707
Краткое описание
Конспект урока истории в 9 классе на тему «Освоение космоса».
Цель: Формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Освоение космоса.docx Скачать

Автор: Еремеева Екатерина Ивановна


Учреждение: ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»


Дисциплина: История России


Учебник: История России: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина.


Класс: 9


Продолжительность урока: 45 минут


Тема урока: «Освоение космоса»


Цель: Формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными.

Задачи:

1. Образовательные:

- проследить путь советских ученых в освоении космоса;

- дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космосе полетел человек.

2. Коррекционно-развивающие:

- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;

- развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками;

- развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.

3. Воспитательные:

- вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.

Методы:

Словесный – рассказ

Наглядный – презентация, видеоролик

Практический – самостоятельная работа

Основные знания: 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г. – первый полет в космос человека, первый космонавт – Ю. А. Гагарин.

Основные термины и понятия: Освоение, космодром.

Средства обобщения знаний:

- Учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;

- Ноутбук;

- Проектор;

- Презентация «Освоение космоса»;

- Видеоролик «Первый полет в космос»;

- Карточки с заданиями.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-путешествие во времени.


Ход урока:

1. Организационный момент:

Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

В начале урока, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, после просмотра которого, вы поймете, о чем пойдет разговор на уроке.

Просмотр видеоролика «Первый полет в космос». (слайд 1)

? - О чем этот видеоролик? (ответы детей)


2. Актуализация новых знаний, сообщение темы урока:

Учитель:

С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Открывались новые планеты, звезды и другие тайны космоса. Сегодня стали возможны полеты людей в космос.

Я предлагаю нам отправиться вместе в путешествие во времени. Согласны? Тогда «Поехали!» (слайд 2)


Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат

карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе. (выполняют) (слайд 3)

Проверка выполненного задания:

- Давайте проверим, какие знания о космосе у вас есть? (ответы детей)


Учитель:

Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Но прежде чем отправиться дальше, мы должны узнать тему урока, все буквы разлетелись в космическом пространстве, наша задача собрать их. (слайд 4)

е   Ос    кос   са    во    е    мо  ни

3   1     6       8     2   5   7       4


Правильно «Освоение космоса».

? - Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?

- Как называется этот день?

- Почему День космонавтики отмечают именно 12 апреля?

Открываем тетради, пишем число, тему урока «Освоение космоса».


Сообщение целей и задач урока:

Цель нашего урока – получить знания об освоении космоса советскими учеными.

Задача – для достижения цели, нам необходимо проследить путь советских ученых в освоении космоса.


Физкультминутка: гимнастика для глаз (слайд 5)


3. Изучение нового материала:

Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут (вывешивается на доску)

План-маршрут:

1. Основоположники космонавтики;

2. Первые полеты в космос;

3. Космос сегодня.


В конце нашего путешествия во времени мы сможем узнаем, «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»


- Как вы понимаете слово «освоение»? (ответы детей)


Словарная работа: Освоение - полностью овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать. (слайд 6)

- Исходя из расшифровки слова «освоение», как можно объяснить тему урока? (ответы детей)


Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики.

Сообщение ученика (слайд 7, портрет К.Э Циолковского):

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 самостоятельно сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику. Он разработал теорию ракетостроения.

В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. В статье был предложен и первый проект ракеты дальнего действия. 


Слово учителя:

- Исследованием космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми.

- Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев.


Сообщение ученика: (Слайд 8: портрет С.П. Королева).

Королев Сергей Павлович (1906/07-1966), российский ученый и конструктор. Под руководством Королева созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход », на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.


Работа с учебником:

Учащийся читает описание первого спутника земли на стр. 241, остальные слушают. (Слайд 9: фото первого спутника Земли).


Запись в тетрадь: Октябрь 1957 г. - впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.


Рассказ учителя:

- Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди. Но ученые не знали, выдержит ли живой организм космический полет.

? – Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет? (ответы детей)


Правильно, было решено сначала отправить собак.

Сообщение ученика: (Слайд 10)

Лайка (1954 — 3 ноября 1957) - собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли.

Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет.

Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта - через 5-7 часов после старта, от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.

Сообщение ученика: (слайд 11)

Белка и Стрелка - советские собаки-космонавты, первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми.

Полёт проходил на корабле «Спутник-5».

Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.

Основной цель запуска второго космического корабля-спутника, было исследование влияния космического полёта на организм животных (перегрузка, длительная невесомость, переход от перегрузок к невесомости и обратно).

Белка и Стрелка являлись дублёрами собак Чайки и Лисички, которые погибли в катастрофе такого же корабля при неудачном старте 28 июля 1960 года. На 19-й секунде полёта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени, в результате чего она упала и взорвалась.


Рассказ учителя:

- После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром.


Словарная работа: Космодром – специальное место для запуска космических кораблей (дети записывают в тетрадь). (слайд 12)


Рассказ учителя:

- Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом. Это был…


- Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт В.В. Терешкова (Слайд 14: портрет В.В. Терешковой).


Запись в тетрадь: первая женщина – космонавт В.В. Терешкова


Рассказ учителя:

- На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями.

- Для чего необходимо осваивать космос? (ответы детей)

- Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение.(Слайды 15-17: Изображение различных современных спутников).


4. Закрепление изученных знаний:

Пришло время нам вернуться на Землю из нашего космического полета, и ответить на вопрос: «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»


Карточка с заданием:

Установите последовательность событий, объясните:

  1. Полет Ю.А. Гагарина в космос

  2. Запуск искусственного спутника Земли

  3. Полет первой женщины – космонавта В.В. Терешковой

  4. Полет Белки и стрелки

  5. Полет Лайки

_______________________________________________________________


Задание на слайде: найди ошибку.

  1. Видео «Выход в открытый космос Н. Армстронга»;

  2. Видео «Взрывы в космосе».


5. Рефлексия.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я приобрёл…

Мне захотелось…


6. Подведение итогов:

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Объявление оценок за урок.

7. Домашнее задание:

Читать стр. 241- 244, читать, отвечать на вопросы на стр.244 (1-2 вопрос);

Подготовить сообщение об одном российском космонавте:

- Алексей Леонов

- Светлана Савицкая

Литература:

Учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;

http://wikipedia.org/wiki/Циолковский,_Константин_Эдуардович





































Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос